Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста МАДОУ№ 145 детский сад г. Екатеринбург.
В диагностике приняли участие 15 детей.
Есть приложение (Дидактические игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста).
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………........7
1.1. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………7
1.2. Сущность понятия «звуковая культура речи»………………11
1.3. Игра как средство освоения ребенком дошкольного возраста звуковой культуры речи……………………………………………………….17
1.4. Методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности………………….21
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………..32
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………32
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста……………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...........51
Речь – главная причина развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь предоставляет дошкольнику шанс выразить свои размышления, служит важнейшим аспектом познавательных возможностей ребенка, его коммуникативных знаний. Как видим, совершенствование речи является ядром для познания ребенком-дошкольником окружающей реальности, делает его взаимоотношения с ровесниками и взрослыми насыщенными, полноценными.
Наука педагогики еще в начале XX века выделила общепринятую точку зрения о том, что речь, а вернее уместное, правильное ее образование у ребенка дошкольного возраста является особо важной причиной его развития, потому только развитие речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста.
Беря во внимание, что тема работы упоминает одно из качеств речи – звуковую культуру, речь в этой работе пойдет о звукопроизношении. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой немыслимо развитие других ее качеств – эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи дошкольника, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Главное свойство звукопроизношения – правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий на процесс. С одной стороны, ребенок учится управлять органами речи, с другой – воспринимать речь других людей, учится фиксировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к нему. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей задействована область физиологии (работа органов речи), включены в работу процессы мышления, внимания. Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия ХХ века и современности является задержка формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Нужно выделить, что в ряде случаев дефекты звукопроизношения детей пропадают из-за самокоррекции в силу хороших компенсирующих способностей у детей в данном возрасте. Однако возможен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в раннем дошкольном периоде. Однако дефекты звукопроизношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста не являются оправданными.
Формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте является главной задачей дошкольного образования. Нормативно закреплена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившем в силу с 2014 года. В текущем нормативном акте, стандартизирующем дошкольное образование, включает прямое указание на то, что речевое развития детей дошкольного возраста является одним из первых образовательных областей [27].
Речевое развития по ФГОС ДО включает такие компоненты, как овладение речью в качестве средства вербальной коммуникации, овладение грамматически правильной речью, овладение качествами связной речи (как монологической, так и в диалогической). Обогащение активного словаря, овладение средствами выразительности речи, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте. Как говорилось ранее, на данное время вопрос полноценного развития детей, а особенно – речи детей, стоит в педагогике особенно остро. Нужно выделить, что все недочеты, которые прослеживаются в речи дошкольника, необходимо устранять в младшем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы. Это высказывание определяет актуальность выбранной темы исследования.
Исследования на тему звукопроизношения детей принадлежат целой группе русских педагогов и психологов: Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, А.М. Шахнарович, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Беря во внимание сенситивность дошкольного возраста для развития речи, работа М.И. Попова [40, с.128]. над коррекцией дефектов, формированием правильного звукопроизношения считается весьма серьезной, трудоемкой работой педагога, складывающейся в индивидуальном подборе методов и приемов обучения детей.
В данном исследовании будут изучены методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, разработать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать состояние проблемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
проанализировать современные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
выявить критерии и показатели сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
на базе начальной диагностики спроектировать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 3 до 5 лет на базе дошкольной организации МАДОУ № 145 детский сад г. Екатеринбург.
Методы исследования:
методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ дошкольного образования;
частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В процессе исследования была разобрана тема формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Работа включает в себя две главы. Теоретическая глава посвящена исследованию проблем формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Практическая глава – методическому обоснованию данного вопроса.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель – подробно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста. Были изучены понятия звуковой культуры речи, исследованы особенности изучения детьми звуковой стороной языка. Охвачены понятия игры как категории дошкольной педагогики, а также проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Рассмотрев данные вопросы, можно прийти к выводу о подготовки комплекса педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Звуковая культура речи требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей. Диагностика освоения звуковой культурой речи считается неотъемлемым первоначальным компонентом работы над формированием звуковой культуры речи. Дети младшего дошкольного возраста весьма чувствительны к действиям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи. Были установлены общие методические предложения к формированию звуковой культуры речи. Был исследован малоизученный метод интенсивного преподавания для внедрения игровых технологий в образовательный процесс. Изучены и проанализированы методы введения игровой деятельности в работу над формированием звуковой культуры речи у детей. Таким образом, была более детально изучена проблема формирования звуковой культуры речи с помощью введения игровой деятельности в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008. - 233 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2005. - 156 с.
5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. М.: Айрис пресс, 2006. - 452 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
7. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С. С. Бухвостова. – Курск: Академия Холдинг, 2000. –148с.
8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. 231 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: издательство, 2010. - 542 с.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 25-29.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
12. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М., Л.: Иэд-во АПН РСФСР, 2009. - 121 с.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 2006. - 89 с.
14. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары: Академия, 2000. - 216 с.
15. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с.
16. Давидчук А.Н. Обучение и игра: методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2006. - 168 с.
17. Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. - 2003, - № 8. – С. 12-23.
18. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 56-59.
19. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок // Дошкольное воспитание. 2003. №8. С. 89-93
20. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 368 с.
21. Ерёменко Т.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 156-159.
22. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. 5-е изд., испр. и дополн. – Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
23. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 378 с.
24. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 2010. - 159 с.
25. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 2005. - 318 с.
26. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
27. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей: ранний и дошкольный возраст / Н. С. Карпинская. – М.: Педагогика, 1972. – 149 с.
28. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004. 74 с. 48
29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 432 с.
30. Красногорский И.И. Высшая нервная деятельность ребенка. М: Академия, 1974. 164 с.
31. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраст. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 96 с.
32. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А. И. Максаков. – 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 c.
33. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003. 2 с.
34. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 173 с.
35. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста/Н.Н. Поддъяков.-М.:2006.
36. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с.
37. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
38. Рубинштейн М.М., Игнатьев В.Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М.: Мир, 1926. 364 с.
39. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком. Развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. – М.: Сфера, 2014. – 288 с.
40. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников/ О. С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 256 с.
41. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов детского дошкольного учреждения. М.: Владос, 2004. 288 с.
42. Федеральный закон от 17 октября 2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» // Министерство образования и науки Российской Федерации, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 26 c.
43. Филичева, Т.Б. Воспитание у детей правильно го произношения /Т.Б, Филичева. - М.:Просвещение,2007.-214с.
44. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя детского сада / М.Ф.Фомичева. - М.: Просвещение, 2009. - 134с.
45. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. – С. 76-80.
46. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика. Хрестоматия: учебное пособие / состав. К. Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
47. Шульга, А. В. Роль фонематического слуха ребенка / А. В. Шульга; Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации: сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практ. конференции, 31 октября 2013 г. Ч. 5. - 2013. – С. 26-27.
48. Яшина В.И. Методические принципы развития речи детей // Вопросы речевого развития дошкольников. М.: Академия,1998. 120 с.