Введение 3
Глава I. Искусство книги как средство развития художественно- нравственной культуры личности
1.1 Эстетико-педагогические аспекты книжного искусства 7
1.2 Генезис и история развития искусства книги 15
Выводы по I главе 24
Глава II. Особенности создания, сохранения и экспонирования книги
2.1 Технологические особенности создания книги и её реставрация 27
2.2 Хранение и экспонирование книги в музейном пространстве 37
Выводы по II главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 54
В многовековой истории искусства книга как явление материальной культуры занимает особое место. Её художественный облик всегда связан с содержанием и практическим назначением. Нередко именно книжное искусство даёт представление о важнейших чертах культуры своего времени. В выдающихся книжных памятниках органично сочетаются красота шрифта, разнообразие форм, яркая красочность орнамента при безошибочном чувстве меры в соотношении текста и декора. В изданиях запечатлены живые черты быта прошедших времён. Они - реальный носитель ценной исторической информации.
Издавна зародилась традиция создания роскошных книжных переплётов [7; 14], вызывавших восторженное признание современников и бесконечное восхищение библиофилов следующих веков. Однако у многих людей такое же волнение вызывают образцы массовой книжной продукции прошлого.
В годы революции книжная культура понесла колоссальные утраты. Во время восстаний горели и уничтожались ценнейшие библиотеки. Закрытие храмов привело к гибели церковных книжных собраний. Изымались и уничтожались богатейшие коллекции, владельцами которых, как правило, были представители верхушки русской буржуазии [22].
За период ХХ - начала XXI века вкусы людей изменились. Соответственно изменился и внешний вид книги: стал или нищенски убогим, или хотя на вид и блестящим, но в действительности мишурным, аляповатым и безвкусным. Те бросающиеся в глаза золочёные, тиснённые и ярко оформленные переплёты, которые наполняют витрины книжных магазинов, приводят в отчаяние истинного любителя искусства. Тонкости отделки и оформления в них увидеть не возможно, так как это товар фабричный и массовый. Но главный недостаток этих переплётов не в сравнительной грубости работы, с которой ещё можно мириться; поражает зачастую полное отсутствие художественного вкуса в компоновке украшений и в переплёте в целом. Если цель таких изданий способствовать развитию в публике вкуса к изящному, то модели для их украшения должны разрабатываться дизайнерами с тонким чувством художественного вкуса. Сегодня одним из путей формирования художественно-нравственной культуры личности студентов дизайнеров является изучение и насмотренность образцового высокохудожественного переплёта прежних столетий. Многочисленные образцы переплётного искусства собраны и хранятся в фондах редких книг библиотек и музеев. Зачастую состояние присущее большинству книг неудовлетворительное. Им пришлось пройти тяжёлый путь от «насиженных мест» на полках ценителей до фондохранилищ (часто через многолетнее пребывание в забвении на чердаках, в подвалах и даже на улицах и площадях). Естественно, одной из важнейших задач библиотек и музеев является забота о сохранности книжных фондов, представляющих собой огромную культурную и духовную ценность народа [22].
Актуальность работы связана с задачей дизайнера интерьера грамотно экспонировать книги на выставочной площадке или размещать целые коллекции книг для длительного хранения в библиотеках. Для правильного
выбора путей решения этой задачи необходимы знания об истории, структуре и строении, особенностях консервации, реставрации и хранения книг. Опыт подтверждает, что в решении практических проблем в вопросах экспонирования и сохранения памятников истории и культуры большую роль играет тесное сотрудничество между дизайнером и реставратором. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Именно поэтому приобретение специальных знаний дизайнерами в области реставрации, сохранения и экспонирования книги на примере ряда конкретных памятников является злободневным вопросом.
Цель выпускной квалификационной работы: выработка системы специальных знаний, направленных на формирование профессиональной компетенции дизайнеров интерьера в области сохранения и экспонирования памятников книжного искусства.
Объект исследования- эстетико-педагогическое воздействие книжного искусства.
Предмет исследования-особенностисохранения и экспонирования книгив музейном пространстве.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
• рассмотреть генезис и историю развития книжного искусства
• изучить технологические особенности изготовления и реставрации книги
• выявить особенности хранения и экспонирования книги в музейном пространстве, разработать дизайн-проект экспозиции
• разработать учебно-тематический план «Приёмы проектирования выставочных и музейных экспозиций» в рамках специализированного учебного курса для реализации среднего профессионального образования по направлению «Дизайн интерьера»
Методы исследования:
• теоретико-аналитический
• исторический
• обобщающий
• практический
• анализ
Новизна исследования в том, что в этой выпускной квалификационной работе исследуются генезис, развитие, структурные и технологические особенности книги с позиции дизайна, вводятся в практическое использование узкие профессиональные знания по сохранению и экспонированию памятников книжного искусства для возможных проектных разработок.
Практическая значимость исследования:выпускная
квалификационная работа значима, тем, что в результате изучения теоретического методического материала, были раскрыты технологические особенности, приёмы хранения, реставрации и экспонирования книги как памятника культуры и искусства, что в дальнейшем может использоваться, как источник полезных материалов для студентов, преподавателей и производственных компаний.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, где обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, 2 главы, каждая из которых включает в себя по 2 параграфа, выводы по каждой главе, заключение,список использованных источников, приложений к практической части.
К структуре выпускной квалификационной работы прилагается реставрационная документация и комплект фото-фиксации.
Задача книги - открыть дорогу в мир литературного искусства, способствуя интеллектуальному и эмоциональному обогащению, формируя волю и характер личности, повышая уровень образования и культуры, а также просто доставляя эстетическое наслаждение путем художественного общения. В течении многих тысячелетий развития и смены эпох в мировой цивилизации искусство слова обогатило человечество множеством разнообразных произведений словесности, сообщающими современникам и передающие потомкам выдающиеся идеи, замыслы, символы и образы.
Особенно эффективна в процессе воспитания молодого поколения литература Средневековья, потому что изначально её главные задачи мыслились как просветительские и образовательные. В отечественных и переводных сочинениях находили отражения народные чаяния, представления о мире, воплощались идеалы человеческого достоинства.
Отправной точкой данной работы стала особая ценность книги не только как литературного источника, но и как предмета материальной культуры. В эпоху цифровых технологий и электронных книг искусно переплетённые и богато украшенные книги наделяются особым историческим и эстетическим значением. Естественно, одной из важнейших задач библиотек, музеев и коллекционеров-собирателей является забота о сохранности книжных фондов, представляющих собой огромную культурную и духовную ценность народа.
Одним из сложнейших навыков, необходимых дизайнеру интерьера, является грамотное экспонирование книг на выставочной площадке или размещение целой коллекции книг для длительного хранения в кабинетах и библиотеках. Для правильного выбора путей решения этой задачи необходимы знания об истории, структуре и строении, особенностях консервации, реставрации и хранения книг.
Выработка системы специальных знаний, направленных на формирование профессиональной компетенции дизайнеров интерьера в области сохранения и экспонирования памятников книжного искусства возможна в рамках специального предложенного в работе курса «Приемы проектирования выставочных и музейных экспозиций».
В работе рассматривается историческое развитие как эстетических взглядов на книжное искусство, так и практических приёмов создания и декорирования книг. Подробно рассмотрена эволюция книжных переплётов, технологические особенности применяемых материалов и способов отделки, также затронут вопрос этики консервации-реставрации, имеющий прямую зависимость от того, каким статусом наделяется реставрируемый предмет.
Достижению основной цели работы способствовало исследование приёмов реставрации, хранения и экспонирования книги. Особое внимание уделено отличиям между содержанием книг в частных библиотеках и в музейно-выставочном пространстве. В работе выявляются основные
принципы и стандарты экспонирования, обеспечивающие сохранность памятников материальной культуры.
Выпускная квалификационная работа представляет собой исследование генезиса, развития, структурных и технологических особенностей книги с позиции дизайна, применимое на практике как источник полезных материалов для студентов, преподавателей и производственных компаний.
А) 1.АнисимовВ.И. Книжный переплет: Краткий конспект по теории и технике переплетного дела с рис. на отд. Листах/В.И. Анисимов. - СПб: Гос. Изд-во,1921. - 38 с.
2. Бауэр Э., Франке А. Переплетное ремесло: Полный курс переплетного ремесла/ Э. Бауэр, А. Франке. - С-Петербург,1913.-224 с.
3. Белая И.К. Уход за кожаными переплетами в Г осударственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина/И.К. Белая// Бюллетень ЮНЕСКО для библиотек. - 1959. - № 5/6. - С. 134-135.
4. Верига В. Переплетное дело и реставрация книг/В. Верига. - М.: Феникс, 2010. -307с.
5. Джонсон А. Практическое руководство по переплетному делу/ А. Джонсон; пер. с англ. И.А. Митрофановой - М.: Книга, 2013.-99 с.
6. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. /М.:Министерство культуры СССР., 1984 - 58 с.
7. Ирошников Ю.П., Ирошникова И.Г. Переплет и реставрация книг в домашних условиях/Ю.П. Ирошников, И.Г. Ирошникова. - М.: Книга,2011. - 126 с.
8. Киселева Л. Внимание: старинные переплеты /Л. Киселёва//Библиотекарь. - 1965. - №7. - С. 20 - 51
9. Колмакова Е А. Музейный климат - основа сохранности музейных коллекций/ Е.А. Колмакова. - СПб.: АМБ, 2008. - 34 с.
10. Консервация и реставрация книг: Методические рекомендации/под ред. О.Р. Шульца. - М.: ВГБИЛ,1987. -210с.
11. Лелеков Л.А. Теоретические проблемы современной реставрационной науки/Л.А. Лелеков//Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. - М: ВНИИР, 2005. - С. 5 - 43.
12. Мазок Н.Н. Книга должна жить долго: Как самому переплести и отреставрировать книгу. - М.: Книга, 2010. - 233с.
13. Мазок Н.Н. Кружок переплетного дела: Пособие для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений/Н.Н. Мазок. - М.: Просвещение,1989. -96с.
14. Мазок Н.Н. Переплести книгу может каждый/Н.Н. Мазок. - М.: Книга,1990. - 94с.
15. Нюкша Ю.П. Современные проблемы консервации научных и культурных ценностей/Ю.П. Нюкша//Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. - М.: ВНИИР, 2010. - С. 28 - 56.
16. Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции.Методическое пособие/под ред. Ю.Н. Васильевой//Труды ГИМ Выпуск 168. - М., 2007 - 239 с.
17. Павлов И.П. Производственное обучение переплетчиков/И.П. Павлов.
- М.: Высшая школа, 2009. - 96с.
18. Павлов И.П. Ручной переплет: Практическое пособие/И.П. Павлов. - М.: Высшая школа, 2013. - 159с.
19. Переплетчик: Полное практическое руководство к переплетному делу/Сост. В. Верига. - С-Петербург,1896. - 278 с.
20. Практическое руководство по переплетному делу/сост. Н.Д. Петров. - М.: Книга, 2008. - 104 с.
21. Серов Ю. Ремонт книжных переплетов: в помощь библиотекарю/Ю. Серов // Библиотекарь.- 2010. - №10.- С.59-61.
22. Симони П.К. Опыт сборника сведений по истории и технике книжного переплетного художества на Руси, преимущественно в допетровское время с XI по XVII столетие включительно: Тексты, материалы, снимки/П.К. Симони. - С-Петербург,1903. -310с.
23. Симонов Л.Н. Переплетное мастерство и искусство украшения переплета/Л.Н. Симонов. - С-Петербург,1897. - 464с.
24. Татиев Д.П. Бумага и переплетные материалы: Учебное пособие для вузов/Д.П. Татиев. - М.: Книга, 2008. - 147с.
25. Тимаев Р., Федоров В. Домашний переплетчик: Практическое руководство к переплетному мастерству для самообучения/Р. Фёдоров, В. Тимаев//Деловой журнал для всех. Спец. Выпуск.- 1994. - №3. - C.
5 - 64.
26.Эдкок Э.П. Основные правила хранения и использования
библиотечных фондов, разработанные ИФЛА/Э.П. Эдкок. - М.: ИФЛА, 2000. - 54 с.
27. Юсупова М.В. Некоторые вопросы старения и реставрации кожаных переплетов книг/ М.В. Юсупова //Советское библиотековедение.- 1975. - №3.- С. 112-116.
Б) 28. Колобова О. А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/О.А. Колобова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015
г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 37-45. — Ре жим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6129/ (дата обраще ния: 20.04.2018).