ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ
ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие, сущность и виды дивидендной политики предприятия 6
1.2. Основные теории о влиянии дивидендной политики на рыночную
стоимость компании 15
1.3. Информационное содержание дивидендов 22
2. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
ФАКТОРОВ НА ДИВИДЕНДНУЮ ПОЛИТИКУ 31
2.1. Факторы, влияющие на дивидендную политику 31
2.2. Описание выборки и обоснование факторов 36
2.3. Методология и результаты исследования 41
3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ 50
3.1. Интерпретация результатов исследования 50
3.2. Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики
российских публичных компаний в условиях санкционного давления 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дивидендная политика играет важную роль в финансовой политике большинства компаний. Дивидендная политика представляет собой набор инструментов, согласно которому в компании происходит распределение чистой прибыли на капитализируемую и потребляемую в форме дивидендов акционерами.
В данной работе будут рассмотрены теоретические и практические аспекты дивидендной политики компании. Актуальность исследования дивидендной политики сложно переоценить, поскольку характер дивидендной политики влияет на многие сферы деятельности компании и служит одной из характеристик привлекательности компании для потенциальных инвесторов, так как выплата дивидендов возможна только из полученного положительного финансового результата (прибыли). Следует также отметить, что решение о выплате дивидендов и их оптимальный размер в значительной степени отражаются на рыночной цене акций и, как следствие, на рыночной стоимости компании. Отсюда следует, что дивидендная политика является одним из ключевых направлений финансового менеджмента, ориентированного на стоимость (VBM). Наиболее существенными вопросами в рамках данной концепции являются как решения о выплате дивидендов, так и об их размере, поскольку необходимо соблюдать баланс между потребляемой и капитализируемой прибылью, а также обеспечивать интересы акционеров в части получения стабильного дохода наряду с приростом курса акций.
Несомненно, что помимо выявления основ осуществления политики по выплате дивидендов, также следует обратить внимание на факторы, влияющие на дивидендную политику компании. К таким факторам можно отнести величину чистой прибыли, отраслевую принадлежность, величину активов компании, а также наличие иностранных инвесторов и государства в структуре собственников.
Новизна работы заключается в том, что в ней проведен анализ аспектов дивидендной политики с учетом не только индивидуальных характеристик российских публичных компаний, но и с учетом изменения их во времени в период с 2010 по 2017 гг. На основе данного исследования становится возможным изучение непосредственно влияния различных групп факторов на величину выплачиваемых дивидендов.
Предметом данной работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества. Объектом исследования являются группы факторов, оказывающих влияние на величину дивидендных выплат.
Целью данной работы является исследование дивидендных выплат российскими компаниями и анализ факторов, оказывающих влияние на характер дивидендных выплат. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- отразить основные теоретические аспекты дивидендной политики;
- проанализировать исследования, связанные с дивидендной политикой компании;
- выявить основные группы факторов, влияющих на выплату дивидендов;
- выбрать наиболее корректный поход к оценке влияния факторов на величину дивидендных выплат;
- на базе выбранного подхода построить модель, характеризующую зависимость между дивидендными выплатами и выявленными факторами.
Методологической основой в работе являются как учебные пособия, посвященные в целом финансовому менеджменту и корпоративным финансам таких авторов, как Бригхем, Ван Хорн, Брейли и др., так и научные статьи и исследования, посвященные актуальным вопросам осуществления дивидендной политики. Также в процессе исследования были использованы источники, посвященные анализу групп факторов, влияющих на дивидендную политику.
Немаловажным было изучение литературы в части характеристики существующих стратегий выплаты дивидендов, а также современным методам менеджмента в сфере дивидендной политики.
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе отражены теоретические аспекты дивидендной политики компании, в частности, сущность и типы дивидендной политики компании, варианты их реализации, подходы к определению влияния дивидендной политики на стоимость компании, а также характеристика гипотезы информационного содержания дивидендов.
Во второй главе описаны предпосылки проведения исследования, обзор литературы, посвященной исследованиям групп факторов, влияющих на размер дивидендов, а также представлены методы оценки, характеристика выборки и непосредственно построение модели оценки влияния различных групп факторов на величины выплачиваемых дивидендов.
Третья глава посвящена интерпретации основных полученных в ходе исследования результатов, их характеристике, а также раскрытию основных направлений исследований в рамках дивидендной политики и выявлению путей совершенствования построенных в ходе исследования моделей.
В процессе исследования были применены следующие методы: методы корреляционного анализа, построение уравнения регрессии на основе метода наименьших квадратов (МНК) с применением фиктивных переменных. Для обеспечения выполнения предпосылок МНК был использован тест Спирмена на гетероскедастичность, а проверка статистической значимости коэффициентов при переменных и уравнения в целом была осуществлена с помощью t- и F-статистик. Также для расчета отдельных показателей выборки были использованы методы экономического анализа бухгалтерской отчетности в части определения величины чистой прибыли, активов и структуры собственников компаний и финансового анализа в части расчетов коэффициентов финансового левериджа.
Целью данного исследования являлось обоснование размера дивидендных выплат российскими компаниями. В ходе исследования были рассмотрены факторы, характеризующие финансовые результаты компании, отраслевую принадлежность, размер компании и предпочтения инвесторов. Это позволило сделать выводы о том, в какой степени каждая группа факторов оказывает влияние на величину выплачиваемых дивидендов для дальнейшего обоснования и прогнозирования.
Изучение основных теоретических аспектов дивидендной политики компании, в частности, исследование основных типов дивидендной политики и характера управленческих решений в данной сфере, направленных на повышение рыночной стоимости, позволило выявить основные факторы, которые в значительной степени оказывают влияние на предмет исследования.
Несмотря на различия в существующих теориях влияния дивидендов на стоимость компании, на практике дивидендная политика предприятия оказывает влияние на стоимость компании, поскольку несет в себе информационное содержание. Тип дивидендной политики, размеры и волатильность дивидендных выплат влияют на стоимость компании, так как инвесторы воспринимают данную информацию как сигнал о финансовом благополучии компании и ее перспективах.
Обзор литературы показал, что значительная часть исследований факторов, влияющих на размер дивидендных выплат, выявляет основные группы факторов, среди которых следует выделить показатели, характеризующие финансовое положение, структуру капитала, состав собственников компании и др.
Поэтому построение модели для оценки влияния различных факторов на размер дивидендов было основано на анализе таких показателей, как величина чистой прибыли, активов компании, финансового левериджа, рассчитываемых на основе бухгалтерских данных, а также показателей, характеризующих структуру собственников (наличие иностранных инвесторов и фактор участия государства) и отраслевую принадлежность компании. В выборку для проведения исследования были включены данные за период с 2010 по 2015 гг. по 30 компаниям российской экономики. В выборку были включены компании из списка системообразующих предприятий Российской Федерации.
В целях проведения исследования был проведен отбор факторов и проведено исследование выполнения предпосылок МНК, в частности на отсутствие гетероскедастичности и в целях избежания мультиколлинеарности. На основании выбранных факторных признаков был проведен анализ, позволяющий сделать предположение о характере влияния отобранных факторов различных групп на размер дивидендных выплат.
Полученные в ходе исследования модели являются статистически значимыми, все коэффициенты при переменных с вероятностью 95% также являются статистически значимыми. Наибольшее значение коэффициента детерминации для выбранной спецификации модели говорит о хорошей объясняющей способности полученной модели.
Результаты исследования показывают, что по четырем факторам подтвердилось ожидаемое влияние на результативный признак. Среднегодовая величина активов, чистая прибыль, наличие иностранных инвесторов и принадлежность к нефтегазовой отрасли, как и предполагалось, оказывает положительное влияние на размер выплачиваемых дивидендов. Факторный признак «наличие государства в составе собственников» опроверг ожидания и оказался незначимым фактором, влияющим на дивидендную политику, также как и «финансовый леверидж».
В целях повышения качества моделей возможны следующие варианты действий: увеличение числа наблюдений, рассмотрение других групп факторов, влияющих на размер дивидендных выплат российских компаний, а также включение в базу анализа других показателей рассмотренных групп факторов.
Также, в работе рассмотрены основные проблемы привлечения финансовых ресурсов, появившихся в результате введения против России экономических санкций. В качестве решения данной проблемы было предложено использовать средства сберегателей-резидентов. Для привлечения средств данного типа инвесторов были предложены различные рекомендации по совершенствованию дивидендной политики.
Таким образом, в данной работе были изучены основные аспекты дивидендной политики компании, были выявлены основные факторы, влияющие на размеры дивидендных выплат и обоснованы размеры выплаченных дивидендов для российских компаний. Также, были предложены рекомендации по совершенствованию дивидендной политики в разрезе решения проблемы привлечения финансовых ресурсов после введения против России экономических санкций. Поставленные задачи, необходимые для реализации цели, решены. Во-первых, были изучены теоретические аспекты дивидендной политики компании. Во-вторых, были рассмотрены основные исследования в части дивидендной политики компании, что позволило выявить основные группы факторов, которые оказывают влияние на величину дивидендных выплат. В -третьих, был отобран наиболее корректный подход к обоснованию размеров дивидендных выплат для российских компаний. В-четвертых, была построена модель, позволяющая выявить характер влияния основных факторных признаков на размер выплат, что позволило обосновать величину существующих выплат дивидендов российских компаний. Таким образом, основная цель работы - обоснование размеров дивидендных выплат российских компаний, выполнена.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. № 51 -ФЗ от
30 ноября 1994г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. № 146-ФЗ от
31 июля 1998г.
3. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26 декабря 1995г. «Об акционерных обществах»
4. Федеральный закон № 120-ФЗ от 07 августа 2001г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»
5. Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996г. «О рынке ценных бумаг»
6. Указ Президента РФ № 1157 от 18 ноября 1995г. «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»
7. Указ Президента РФ № 1106 от 18 июля 2008г. «О внесении
изменений в Указ Президента РФ № 1157 от 18 ноября 1995г. «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»
8. Указ Президента РФ № 408 от 21 марта 1996г. «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»
9. Письмо МНС РФ № СА-6-04/942@ от 04 сентября 2003г «О налогообложении дивидендов»
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 10 октября 2001г. «О вопросе, возникшем при применении Федерального закона «Об акционерных обществах»
11. Постановление Пленума ВАС РФ № 19 от 18 ноября 2003г. «О
некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»
12. Постановление ФКЦБ РФ № 27 от 02 октября 1997г. «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг»
13. Постановление ФКЦБ РФ № 17/пс от 31 мая 2002г. «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров»
14. Постановление ФКЦБ РФ №8 от 20 апреля 1998г. «Об утверждении Положения о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования и внесении дополнений в Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. № 27»
15. Приказ Минфина РФ № 101 от 28 ноября 1996г. «О порядке
публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами»
16. Распоряжение ФКЦБ РФ № 03-849/р от 30 апреля 2003г. «О
Методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ»
17. Распоряжение ФКЦБ РФ № 421/р от 04 апреля 2002г. «О
рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»
18. Распоряжение ФКЦБ РФ № 03-1169/р от 18 июня 2003г. «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения»
19. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Учебник. - М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008г, гл.11-12.
20. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Учебник - СПБ.: Экономическая школа. 1997г, гл. 13.
21. Булавко Л.В. Принятие решения по дивидендам: краткосрочный и долгосрочный аспекты // Аудит и финансовый анализ. 2006. № 4. С. 362 370.
22. Зальцман А.А. Детерминанты дивидендной политики российских публичных компаний // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 1. С. 233 241.
23. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учебное пособие, 2-е издание. - М.: Вузовский учебник, 2009г. - 318с.
24. Д. Ван Хорн, Д. Вахович. Основы финансового менеджмента: учебник. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016г. - c.122-344.
25. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник. - М.: ТК Велби, 2007г. - 352с.
26. Поляк Г.Б. Финансы: Учебник для вузов, 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008г. - 703с.
27. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. 3-е изд., стер. М., 2011. 480 с.
28. Айвазян В., Буф Л., Клири С. Do Emerging Market Firms Follow Different Dividend Policies from U.S. Firms? // Journal of Financial Research. 2003. № 26. P. 371-387.
29. Базарова А.С. Выплата дивидендов // Налоги. - 2008. - № 7. - С. 11.
30. Данилов А.И. Маленькие радости акционера // Финансовый эксперт. -
2008. - № 4. - С. 25-28.
31. Иванов А.Г., Лебедева Н.П. Соглашения акционеров: шаг вперед или топтание на месте? // Корпоративный юрист. - 2008. - № 9. - С. 31-34.
32. Каллаур Н.А. Дивиденды организации // Экономико-правовой бюллетень. - 2008. - № 12. - С. 16-18.
33. Лукашов А.В. Поведенческие корпоративные финансы и дивидендная политика фирмы // Управление корпоративными финансами. 2004. № 2. С. 35-47.
34. Макарова Е.А. Сравнение подходов исследования дивидендной политики компаний развитого и развивающегося рынков капитала. // Корпоративные финансы. 2010. № 1(13). С. 95-102
35. Макарова Т.В. «Кризисные» дивиденды // Актуальная бухгалтерия. -
2009. - № 3. - С. 54-56.
36. Пирогов Н.К. и др. Модель Линтнера: пример развивающихся рынков капитала / Н.К. Пирогов, Д.В. Кравчук // Корпоративные финансы. 2011. №
4(20). С. 5-11.
37. Полугодина В.В. и др. Эмпирическое моделирование дивидендной политики российских компаний / В.В. Полугодина, Д.В. Репин // Корпоративные финансы. 2009. № 3(11). С. 20 34.
38. Попов Д.Л. Год дивидендами красен // Практическая бухгалтерия. - 2007. - № 1. - С. 22-23.
39. Росфельдт А.К. Быть или не быть дивидендам? // Консультант. - 2008.
- № 21. - С. 32-38.
40. Силова Е.С. Дивидендная политика российских компаний // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6(187). С. 136-143.
41. Ткачева А.В. Исследование факторов, влияющих на дивидендную политику коммерческой организации // Финансовые исследования. 2013. № 2. С. 24-30.
42. Фама Е., Френч К. Disappearing Dividends: Changing Firm Characteristics or Lower Propensity to Pay? // Journal of Financial Economics. April 2001. С. 3¬43.
43. Чехова А.А. Дивиденды в условиях кризиса: могут ли правовые механизмы гарантировать акционеру получение дивидендов? // Право и экономика. - 2009. - № 7. - 24-27.
44. Шагалеева Г.Б. Особенности дивидендной политики компаний развивающихся рынков капитала // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2011. 27 с.
45. http://www.dis.ru
46. http://www.gks.ru
47. http://www.nalog.ru
48. http://www.minfin.ru
49. http://www.cfin.ru
50. https://www.e-disclosure.ru
51. http://www.esugi.rosim.ru
52. http://www.consultant.ru