Введение 5
1. Теоретические и методические основы налогового аудита 8
1.1. История развития аудита в России 8
1.2. Предпосылки возникновения налогового аудита 17
1.3. Элементы налогового аудита 24
2. Проектный подход к моделированию налогового аудита 31
2.1. Определение подходов к формированию модели налогового учета 31
2.2. Разработка программы проведения налогового аудита 40
3. Практические рекомендации для налогового аудита 51
3.1. Особенности оценки аудиторского риска и его компонентов в налоговом аудите 51
3.2. Общая стратегия и планирование налогового аудита 59
3.3. Профессиональная квалификация аудиторов как фактор снижения риска не обнаружения 66
Заключение 72
Список использованных источников Приложения
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день на российском рынке аудиторских услуг наблюдается его интеграция в международную аудиторскую среду. Каждая аудиторская организация должна иметь разработанный на основе международных правил (стандартов аудиторской деятельности) пакет внутрифирменных стандартов, их отсутствие ставит под сомнение соответствие аудиторских услуг, оказываемых организацией, общеустановленным стандартам, а также уровень, профессионализма ее сотрудников и руководства. В системе внутрифирменных стандартов важная роль отводится стандартам, посвященным налоговому аудиту.
В настоящее время наиболее востребованными являются услуги в области налогового аудита и сопутствующие аудиту услуги в области налогообложения. Это связано с тем, что налоги и сборы занимают достаточно высокий удельный вес в обязательствах коммерческих организаций. Неверное, либо не своевременное исчисление и уплата налогов и сборов приводит к начислению налоговыми органами пеней и штрафных санкций. В общегосударственном масштабе налоги составляют основу доходов федерального бюджета. В связи с этим проведение налогового аудита имеет не только важное значение для экономических субъектов, но и является одним из инструментов, обеспечивающим контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов. Следовательно, налоговый аудит имеет и общегосударственное значение.
Данные обстоятельства определили актуальность выбранной темы диссертационного исследования, посвященного разработке рекомендаций по развитию методики налогового аудита и методического обеспечения процесса оказания сопутствующих аудиту услуг в области налогообложения.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование вопросов в области аудита и сопутствующих ему услуг внесли видные отечественные и зарубежные исследователи: Р.А. Алборов, В.Д. Андреев, А.А. Арене, И.Н. Богатая, В.В. Бурцев, С.М. Бычкова, Е.М. Гутцайт, Ю.А. Данилевский,
A. В. Крикунов, Дж. К. Лоббек, М.В Мельник, О.А. Миронова, В.И. Подольский, Н.А. Ремизов, Дж. Робертсон, В.В. Скобара, Я.В. Соколов, Л.В. Сотникова, В.П. Суйц, Н.Н. Хахонова, А.Д. Шеремет, и другие.
В научных работах, посвященных вопросам налогового аудита, а также вопросам, связанным с дальнейшим совершенствованием его методики, можно отметить работы таких ученых как: А.В. Брызгалин, Т.А. Гусева, И.И. Кучерова, Н.Т. Лабынцев, Е.А. Мизиковский, Е.М. Мерзликина, Ж.А. Морозова, Ю.П. Никольская, О.А. Ногина, И.А. Орешина, Л.В. Спирина, Ю.О. Судакова, В.А. Тимошенко и других.
Вопросам разработки и развития внутрифирменной стандартизации посвящены труды Е.В. Галкиной, Н.С. Косовой, Н.Т. Лабынцева, Н.В. Парушиной,
B. И. Подольской, А.А. Савина, Э.А. Сиротенко, Л.В. Сотниковой, С.П. Суворовой.
Несмотря на достаточно широкий круг авторов, занимающихся данными проблемами, многие аспекты оказания сопутствующих аудиту услуг и проведения налогового аудита, остаются дискуссионными. Вопросы аудита эффективности процесса налогового планирования, проблемы разработки и внедрения внутренних стандартов аудиторских организаций, посвященных методике проведения налогового аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг в области налогообложения, остаются недостаточно разработанными.
Научная и практическая значимость, недостаточная изученность и разработанность указанных проблем, предопределили выбор темы исследования, его предмет, цели, задачи и структуру.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса организации и методики налогового аудита.
Комплексный подход к достижению поставленных целей обозначил необходимость решения следующих задач:
- изучение истории развития аудиторской деятельности в России;
- определение предпосылок возникновения налогового аудита;
- определение нормативной базы налогового аудита;
- разработка концептуальной модели налогового аудита;
- построение модели налогового аудита;
- обоснование возможности применения разработанной модели проведения налогового аудита в коммерческих организациях.
Предмет, и объект исследования: предметом выступают теоретико
методические и методические аспекты проведения налогового аудита. Объектом исследования деятельность, связанная с оказанием аудиторских услуг и внутренние стандарты ООО АКК «Аудэкс».
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной экономической науки, изложенные в трудах зарубежных и отечественных авторов, законодательные и нормативные акты по исследуемым вопросам, материалы научных конференций, семинаров, специальная литература в области бухгалтерского учета, аудита, планирования, экономики, финансов, анализа хозяйственной деятельности, а также теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме.
В ходе исследования применялись следующие общенаучные методы: анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы, комплексность, сравнение, анкетирование, исторический, логический и системный подходы, методы сравнительного и структурного анализа, группировки данных, логического обобщения. Использование данных методов исследования обеспечивает достаточный уровень надежности полученных результатов и экономическую обоснованность выводов в рамках проводимого диссертационного исследования.
В ходе работы была исследована сущность налогового аудита. Цель налогового аудита состоит в получении необходимых аудиторских доказательств и формировании мнения относительно полноты и достоверности информации о расчетах с бюджетами по уплачиваемым организацией налогам и сборам, отраженных в налоговой отчетности. Однако в рамках налогового аудита могут быть поставлены и гораздо более узкие цели. Таким образом, для качественного проведения налогового аудита необходима четкая постановка цели и задач аудита, которые необходимо закрепить в договоре на оказание аудиторских услуг.
В ходе написания магистерского исследования были достигнуты поставленные цели и задачи. А именно, разработаны теоретические положения и практические рекомендаций по совершенствованию процесса организации и методики налогового аудита.
В работе предложены и решены следующие задачи:
- изучена история развития аудиторской деятельности в России;
- определены основные предпосылки возникновения налогового аудита;
- определена нормативная база налогового аудита;
- разработана концептуальная модель налогового аудита;
- построена модель налогового аудита;
- внедрена на практике предложенная модель налогового аудита.
Решению вышеуказанных задач предшествовало изучение организационно-методических подходов к проведению налогового аудита, источников информации для проведения налогового аудита, методологических приемов к формированию плана и программы проведения налогового аудита.
К основным предпосылкам возникновения налогового аудита нами были отнесены:
- заинтересованность коммерческих организации, в лице собственников, акционеров, инвесторов, работников бухгалтерской службы, в качественной проверке налогового учета, так как неверно сформированная задолженность перед
- заинтересованность государства. Налоговый аудит выступает в качестве инструмента финансового контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет;
- возможность применения международной практики в связи с вступлением в силу на всех территории Российской федерации международных стандартов аудита.
Риск не обнаружения в налоговом аудите чаще всего стремится к нулю - это связано со спецификой проверки налогообложения клиента. Основной фактор, который влияет на риск не обнаружения является профессионализм и компетентность аудитора, поэтому в аудиторских компаниях большое внимание стоит уделить именно профессиональному развитию своих специалистов.
В рамках практических рекомендации по снижению риска не обнаружения в копании «Аудэкс» было предложено:
- включить в план мероприятий по обучению персонала департамента аудита блок «Итоговое тестирование». Тестирование проводить с помощью программного продукта «WEBTESTMASTER». Количество вопросов по налоговому учету должно составлять не менее половины от общего числа вопросов;
- план мероприятий по обучению в первый месяц работы в компании. Данный план содержит 4 основных блока и направлен на обучения сотрудников необходимым методологическим, практическим и техническим знаниям.
Также в ходе работы была разработана и апробирована в компании «Аудэкс» модель налогового аудита.
В целом, проведенное исследование позволило дополнить и уточнить процесс проведения налогового аудита, формализовать его в виде структурно - логической модели. Приведенная структурно-логическая модель проведения налогового аудита сформирована на основе системного и структурно - функционального подходов к научному познанию, что позволило обосновать системный характер процесса проведения налогового аудита, а также определить структуру такой системы.
В частности, были определены базовые характеристики системы проведения налогового аудита: выделены вход в систему (задачи, функции, принципы налогового аудита), базовые элементы системы (пять блоков обеспечения налогового аудита), включенные в эту систему как ее подсистема, и выход из системы (обобщение результатов проверки и формирование аудиторского заключения, предназначенного для внешних и внутренних пользователей отчетности).
Представляется, что опора в процессе проведения налогового аудита на базовую подсистему в своей практической деятельности в процессе проведения налогового аудита позволит сократить время на организацию проверки, а также полноценно учесть нюансы всех блоков ее обеспечения такой проверки, что будет способствовать повышению качества конечных результатов .
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [фед. закон №117-ФЗ от 05.08.2000 г.: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.]. - М.: Эксмо-Пресс,
2018. - 1120 с.
2. Федеральный закон от 30 дек. 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [принят Государственной Думой 24 дек. 2008 г., одобрен Советом Федерации 29 дек. 2008 г.]. - М.: Омега-Л, 2016. - 32 с.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [принят Г осударственной Думой 22 ноября 2011 г., одобрен Советом Федерации от 29 нояб. 2011г.]. - М.: Проспект, 2015. - 32с.
4. Приказ Минфина России «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг» [зарегистрировано в Минюсте РФ 10 мая 2017 г.]. - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
5. Приказами Минфина России от 24.10.2016 №2 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2016 N 44299]. - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
6. Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2016 N 44354]. - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
7. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» [одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол № 1]. - М.: Аудиторск. ведомости. - 2000. - № 10.
8. Федеральный закон от 07.08.01 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». [принят гос. думой 13 июля 2001г.] (утратил силу). - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
9. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (утратил силу) - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
10. Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» от 6 мая 1994 года № 482. (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 1192) - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (утратил силу) - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
Стандарты
12. Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» [Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
13. Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» [Приказ Минфина России от
09.11.2016 N 207н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
14. Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» [Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
15. Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» [Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
16. Международный стандарт аудита 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски» [Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
17. Международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства» [Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
18. Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» [Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
19. Международный стандарт аудита 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения» [Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
20. Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 (ранее МСА920) «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации» [введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н] - КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - электрон. дан. - М., 2018.
Книги, монографии
21. Сафонова М.Ф. Внутренний контроль и аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль: монография. - М.: Издательский дом «Научная библиотека». - 2015. - с. 216.
Диссертации
22. Попова Е.В. Методическое обеспечение аудита отдельной части отчетности, отражающей расчеты по налогу на прибыль / Е.В. Попова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва. - 2014.
23. Сафонова М.Г. Теория и методология внутреннего контроля и аудита налоговых затрат / Сафонова М.Г. // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук - Краснодар - 2017.
Авторефераты
24. Рахманова И.И. Налоговые обязательства в аудиторской деятельности / И.И. Рахманова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Нижний Новгород. - 2015.
Печатная периодика
25. Алтухова Н.В. Сикорская О.И. Процесс планирования аудита // Международный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» - №11-1/2016. - С. 168147.
26. Ахметшин А.Ф. Налоговый аудит как отдельный элемент в системе общего аудита // Экономика, статистика и информатика. 2014. №6. - С. 36-40
27. Бахтиозина Э.И. Риск-ориентированный налоговый аудит // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 2 (98). - С. 72-77.
28. Болгучева Р.Б. Теоретические и методические аспекты аудита налогообложения / Болгучева Р.Б. // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - №1-2 (5). - С. 160-166.
29. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Этапы возникновения и развития контроля качества аудиторской деятельности в России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2015. - № 1. - С. 33-62.
30. Г аджирагимова Д.Д., Юнусова Д.А. Совершенствование методики аудита налогообложения организаций / Гаджирагимова Д.Д., Юнусова Д.А. // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2421-2425.
31. Добровольский А.Г. Налоговый аудит: теоретические и практические аспекты // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т.2. - № 2. - С. 78-85.
32. Ерыгина Л.В., Золотарева Г.И., Денисенко Т.В. Особенности проведения налогового аудита // Аудитор, апрель 2017. №4. - С. 11-17
33. Иванова Е.С. О сущности понятия «Аудит налогообложения» в соответствии с понятиями «Налоговый аудит» и «Налоговый консалтинг» // вопросы экономики и права, 2011. №4. - С. 365-370
34. Киреева В.В Разработка методического подхода к формированию системы внутрифирменных стандартов налогового аудита / В.В. Киреева // Таврический научный обозреватель. - май 2016. - №5 (10)
35. Киреева В.В. К вопросу о классификации принципов налогового аудита / Киреева В.В. // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - №123 (09).
36. Киреева В.В. Совершенствование процесса организации и проведения налогового аудита // Таврический научный обозреватель - №1 (18). - январь. - 2017 г. - С. 29-36.
37. Киреева В.В. Совершенствование процесса организации и проведения налогового аудита / В.В. Киреева // Таврический научный обозреватель. - №1 (18). - январь 2017.
38. Красавина А.А. Развитие аудита в России // Наука и образование новое время. - № 3. - 2016. - С. 530-532.
39. Михайлова Н.В. Жданова Ю.А. Налоговый аудит и проблемы его применения для бизнеса // Вестник научных конференций. - 2017. - № 4-2 (20). - С. 76-81.
40. Орлов Д.В. К вопросу о понятии «налоговый аудит» // Вестник пермского университета, 2011. вып. 4 (11) - С. 6-7
41. Петракова Н.Г., Бабилаева Н.А, Онюшева М.А., Ростиславская К.А. Проблемы налогового аудита в современной России / Петракова Н.Г., Бабилаева Н.А, Онюшева М.А., Ростиславская К.А // Г орный информационно-аналитический бюллетень. - 2016. - №12 с. 80-85.
42. Петракова Н.Г., Бабилаева Н.А., Онюшева М.А., Растиславская К.А. Проблемы налогового аудита в современной России // Горный информационноаналитический бюллетень, 2016. №12. - С. 80-85
43. Петракова Н.Г., Сорокина Л.Н. Современная налоговая политика России / Петракова Н.Г., Сорокина Л.Н. // Обогревательная среда сегодня и завтра.
Материалы Международной научно-практической конференции. - под редакцией Г.Г. Бубнова, Е.В. Плужникова, В.И. Солдаткина. - 2015. - с. 451-453.
44. Салимова А.Д Совершенствование методики налогового учета и аудит налогообложения / Салимова А.Д // Международный научный журнал «Символ науки». - №12/2017.
45. Тарасова В.И. Особенности оценки аудиторского риска при проведении при проведении аудита налоговой отчетности // Современная научная мысль. - № 2. - 2017. С. 169-175.
46. Французов Д.В. Государственный финансовый контроль и его специальное направление - налоговый контроль // Финансы и кредит. - № 2 (290).
- 2015. С. 44-52
47. Царева А.А. История развития аудиторской деятельности // Аллея науки.
- № 12. - 2017. - С. 272-276.
48. Черемисина С.В. Развитие аудита в России // Проблемы учета и финансов № 4 (16). - 2014. - С. 48-51.
49. Шешукова Т.Г., Орлов Д.В., Налоговый аудит как самостоятельное направление аудиторской деятельности // Вестник пермского университета, 2011. вып. 1 (8). - С. 62-70
Электронные ресурсы
50. Статистика налоговых споров за 2017 год. [Электронный ресурс] - М., 18 июля 2018. - Режим доступа: http://blog.taxadvisor.ru/statistika-naloghovykh-sporov- za-2017-ghod/
51. Ежегодная информация об исполнении бюджета [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфина России. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/?id_65=80041&page_id=3847&popup=Y&a rea id=65