ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕШЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА: ОПЫТ РЕГИОНОВ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ КАК
ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Молодая семья как объект государственной политики: понятие,
особенности 6
1.2. Анализ зарубежного опыта в государственной поддержке молодых семей
в решении жилищных проблем 16
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ЖИЛЬЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 24
2.1. Анализ государственных программ и мероприятий по решению
жилищного вопроса молодых семей на региональном уровне 24
2.2. Оценка результатов государственной политики по обеспечению жильем
молодых семей в регионах 42
3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО
РЕШЕНИЮ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ 58
3.1. Основные проблемы в вопросе государственной поддержки молодых
семей при решении жилищного вопроса 58
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию государственной
жилищной политики в отношении молодых семей 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ КАК
ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Молодая семья как объект государственной политики: понятие,
особенности 6
1.2. Анализ зарубежного опыта в государственной поддержке молодых семей
в решении жилищных проблем 16
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ЖИЛЬЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 24
2.1. Анализ государственных программ и мероприятий по решению
жилищного вопроса молодых семей на региональном уровне 24
2.2. Оценка результатов государственной политики по обеспечению жильем
молодых семей в регионах 42
3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО
РЕШЕНИЮ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ 58
3.1. Основные проблемы в вопросе государственной поддержки молодых
семей при решении жилищного вопроса 58
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию государственной
жилищной политики в отношении молодых семей 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном мире, где все быстро меняется, развивается и прогрессирует, постоянно необходимые новые ресурсы для развития и движения вперед. Одним из таких ресурсов является молодежь как социальная группа, наиболее ориентированная на развитие, самосовершенствование, открытие новых возможностей и т.д. Молодое поколение по своей сути становится основой для будущего экономического развития, улучшения демографической ситуации, научно-технического прогресса и т.д.
Особое место среди молодежи занимает такая группа как молодые семьи. Молодая семья является крайне важным социальным институтом, отвечающим за рождение детей, активное участие в хозяйственной деятельности страны, формирование нового кадрового состава в тех или иных профессиях и т.д. Однако рассмотрение молодой семьи невозможно без изучения проблем, с которыми она сталкивается: адаптация в обществе, психологические проблемы привыкания молодых супругов к новым ролям, поиск работы, а также жилищный вопрос. Именно благодаря своей значимости для общества, а также наличию большого количества проблем молодая семья становится объектом государственной политики, которая рассматривает молодую семью как с точки зрения будущих перспектив развития страны, так и с точки зрения преодоления проблемных ситуаций данной социальной группы.
Государственная политика в отношении молодой семьи проводится по разным направлениям, однако одним из наиболее актуальных, востребованных, и в то же время проблемных направлений является государственная политика по обеспечение жильем молодых семей. Именно этот аспект государственной политики выбран для изучения в рамках данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются три региона РФ, а именно Республика Татарстан, Самарская область и Республика Башкортостан. Данные регионы являются одними из наиболее развитых регионов Приволжского федерального округа. Изучение их опыта по решению жилищного вопроса молодых семей может в дальнейшем использоваться в других регионах РФ, что делает данное исследование актуальным и практически значимым.
Предметом данного исследования являлись основные направления государственной политики по обеспечению жильем молодых семей в Татарстане, Башкортостане и Самарской области.
Цель работы - проанализировать основные направления государственной политики по обеспечению жильем молодых семей на региональном уровне с целью дальнейшей разработки практических рекомендаций по обеспечению жильем молодых семей в регионах РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие молодой семьи, ее особенности, проблемы и государственную политику, направленную на решение данных проблем;
- изучить зарубежный опыт решения жилищного вопроса молодых семей;
- провести анализ государственных программ по обеспечению жильем молодых семей, которые действуют на территории каждого из изучаемых регионов РФ;
- оценить реализацию данных программ, их результаты и эффективность в регионах;
- выделить ключевые проблемы при проведении государственной политики по обеспечению жильем молодых семей в изучаемых регионах РФ;
- предложить практические рекомендации, которые могли бы изменить ситуацию с улучшением жилищных условий молодых семей и государственной политики в данном направлении в лучшую сторону в регионах РФ.
Для проведения исследования по данной теме были использованы такие методы, как анализ нормативно-правовой базы РФ и регионов РФ, метод сравнения регионов, оценки статистических показателей и иные теоретические методы.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ и регионов РФ, материалы научных периодических изданий, монографий и других научных трудов таких авторов, как Аверьянов Л.Я., Осинский И.И., Савинов Л.И., Мацковский М.С., Гурко Т.А., Ростовская Т.К. и др., публикации СМИ, статистические данные, отчеты органов государственной власти и т.д.
Структура работы включает в себя три главы, первая из которых посвящена основным теоретическим вопросам изучения самого понятия «молодая семья» как объекта государственной политики и опыта реализации государственной политики по обеспечению жильем молодых семей за рубежом. Вторая глава работы включает в себя изучение государственной политики по улучшению жилищных условий молодых семей в отдельных регионах РФ и ее результатов. Третья глава посвящена выделению основных проблем данного направления государственной политики и предложению соответствующих рекомендаций по их сглаживанию или устранению.
Особое место среди молодежи занимает такая группа как молодые семьи. Молодая семья является крайне важным социальным институтом, отвечающим за рождение детей, активное участие в хозяйственной деятельности страны, формирование нового кадрового состава в тех или иных профессиях и т.д. Однако рассмотрение молодой семьи невозможно без изучения проблем, с которыми она сталкивается: адаптация в обществе, психологические проблемы привыкания молодых супругов к новым ролям, поиск работы, а также жилищный вопрос. Именно благодаря своей значимости для общества, а также наличию большого количества проблем молодая семья становится объектом государственной политики, которая рассматривает молодую семью как с точки зрения будущих перспектив развития страны, так и с точки зрения преодоления проблемных ситуаций данной социальной группы.
Государственная политика в отношении молодой семьи проводится по разным направлениям, однако одним из наиболее актуальных, востребованных, и в то же время проблемных направлений является государственная политика по обеспечение жильем молодых семей. Именно этот аспект государственной политики выбран для изучения в рамках данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются три региона РФ, а именно Республика Татарстан, Самарская область и Республика Башкортостан. Данные регионы являются одними из наиболее развитых регионов Приволжского федерального округа. Изучение их опыта по решению жилищного вопроса молодых семей может в дальнейшем использоваться в других регионах РФ, что делает данное исследование актуальным и практически значимым.
Предметом данного исследования являлись основные направления государственной политики по обеспечению жильем молодых семей в Татарстане, Башкортостане и Самарской области.
Цель работы - проанализировать основные направления государственной политики по обеспечению жильем молодых семей на региональном уровне с целью дальнейшей разработки практических рекомендаций по обеспечению жильем молодых семей в регионах РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие молодой семьи, ее особенности, проблемы и государственную политику, направленную на решение данных проблем;
- изучить зарубежный опыт решения жилищного вопроса молодых семей;
- провести анализ государственных программ по обеспечению жильем молодых семей, которые действуют на территории каждого из изучаемых регионов РФ;
- оценить реализацию данных программ, их результаты и эффективность в регионах;
- выделить ключевые проблемы при проведении государственной политики по обеспечению жильем молодых семей в изучаемых регионах РФ;
- предложить практические рекомендации, которые могли бы изменить ситуацию с улучшением жилищных условий молодых семей и государственной политики в данном направлении в лучшую сторону в регионах РФ.
Для проведения исследования по данной теме были использованы такие методы, как анализ нормативно-правовой базы РФ и регионов РФ, метод сравнения регионов, оценки статистических показателей и иные теоретические методы.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ и регионов РФ, материалы научных периодических изданий, монографий и других научных трудов таких авторов, как Аверьянов Л.Я., Осинский И.И., Савинов Л.И., Мацковский М.С., Гурко Т.А., Ростовская Т.К. и др., публикации СМИ, статистические данные, отчеты органов государственной власти и т.д.
Структура работы включает в себя три главы, первая из которых посвящена основным теоретическим вопросам изучения самого понятия «молодая семья» как объекта государственной политики и опыта реализации государственной политики по обеспечению жильем молодых семей за рубежом. Вторая глава работы включает в себя изучение государственной политики по улучшению жилищных условий молодых семей в отдельных регионах РФ и ее результатов. Третья глава посвящена выделению основных проблем данного направления государственной политики и предложению соответствующих рекомендаций по их сглаживанию или устранению.
В ходе исследования, проведенного в рамках написания выпускной квалификационной работы, нами были подробно изучены основные направления обеспечения жильем молодых семей в регионах РФ и сделаны следующие выводы.
Молодая семья облает целым рядом особенностей, которые обеспечивают необходимость ее государственной поддержки. С одной стороны, данный тип семьи является крайне значимым для общества и государства, так как создает основу для улучшения демографической картины и является базой для будущей экономики. С другой, данный тип семьи наиболее уязвим в силу целого ряда проблем: психологических, финансовых, социальных и т.д. Именно поэтому данный тип семьи становится объектом государственной политики и ее разных направлений: молодежной, жилищной, социальной, экономической и т.д.
Согласно российскому законодательству молодой семьей признается семья в которой оба супруга вступили с брак и пока не достигли 30-летнего возраста. Данный подход, основанный на демографических характеристиках, в корне отличается от европейского, в котором молодой семьей признается любая семья в первые годы своей жизни. Такая разница в подходах предопределяет и разницу в оказываемых мерах государственной поддержки.
В решении жилищного вопроса молодая семья является крайне уязвимой в силу ряда факторов: отсутствие высокого дохода, необходимого для покупки жилья или выплаты ипотечного кредита, отсутствие средств на первоначальный взнос, финансовая зависимость от родителей и т.д. Данные особенности предопределяют тот факт, что обеспечение жильем становится одним из ключевых направлений государственной политики в отношении молодых семей.
Государственная политика по обеспечению жильем молодых семей реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне определяются ключевые направления и мероприятия поддержки семей, тогда как на региональном уровне закрепляется процедура и порядок оказания помощи молодым семьям.
На основе изученных нормативно-правовых актов РФ можно выделить несколько ключевых направлений деятельности власти в решении жилищного вопроса молодых семей: помощь при строительстве/покупке жилья, помощь при получении ипотеки, решение жилищного вопроса при появлении детей, предоставление арендного жилья и т.д. При оценке нормативно-правовых актов регионов и программ, в которых закреплены данные направления государственной политики, был сделан следующий вывод: перечень реализуемых мер поддержки в изученных регионах мало отличается друг от друга. В связи с этим для Татарстана, Башкортостана и Самарской области были выделены прежде всего общие проблемы в области обеспечения жильем молодых семей. В их числе были выделены следующие проблемы:
1. проблемы административного характера (несоответствие программ федерального и регионального уровней, разные сроки реализации программ, отсутствие программно-проектного подхода на региональном уровне и т.д.);
2. проблемы содержания программ и мер, реализуемых на федеральном и региональном уровнях для обеспечения молодых семей жильем (сложная процедура участия в программах, неразвитость отдельных направлений работы, несвязанность мероприятий программ и т.д.);
3. проблемы реализации мероприятий и мер по обеспечению жильем молодых семей (ограниченность финансирования, невыполнение плана, нецелесообразность проведении отдельных мероприятий и т.д.).
Для того, чтобы преодолеть то множество проблем, выявленных при изучении государственной политики по обеспечению жильем молодых семей, и повысить эффективность мероприятий в данном направлении, были предложены следующие рекомендации:
1. рекомендации по устранению административных проблем:
a. отказ от досрочного прекращения программ, реализация принятых программ до конца и принятие на федеральном и региональном уровне программ, обеспечивающих целостность политики по решению жилищного вопроса молодых семей;
b. внедрение программно-проектного подхода не только на федеральном, но и на региональном уровне с целью формирования единой политики в изучаемом направлении;
c. разработка и внедрение единой методики статистического учета и оценки положения молодых семей и их обеспечения жильем;
2. рекомендации по совершенствованию программ и их содержания:
a. уточнение понятия «молодая семья» с целью более четкого определения целевой аудитории - молодых семей, которым данные программы наиболее важны;
b. пересмотр отдельных моментов бюрократической процедуры участия в программах, в том числе список документов, необходимый для участия в том или ином мероприятии;
c. пересмотр размера финансовой помощи по тем или иным мероприятиям;
d. более подробная проработка и реализация отдельные направлений жилищных программ, прежде всего направления арендного жилья для молодых семей;
3. рекомендации по повышению эффективности программ и мероприятий по решению жилищного вопроса молодых семей:
a. более точная оценка целесообразности тех или иных мер в данном направлении политики;
b. более детальный расчет размера и вида помощи, востребованных для молодых семей и не имеющих негативных побочных эффектов;
c. привлечение дополнительных финансовых ресурсов, в том числе за счет государственно-частного партнерства в данную сферу.
Кроме того, проведенный анализ позволил установить, что эффективность реализуемых мер по решению жилищного вопроса молодых семей зависит не только от их содержания и хода реализации, но и от социально-экономических условий, созданных для молодых семей в регионе. В более развитых регионах большая эффективность мер поддержки достигается не за счет расширения финансирования и объема господдержки, а за счет благоприятной ситуации, позволяющей молодым семьям самостоятельно без органов государственного управления решать жилищную проблему.
Таким образом, комплексная реализация предложенных рекомендаций позволит всесторонне усовершенствовать программы и мероприятий государственной политики по обеспечению жильем молодых семей. Это, в свою очередь станет основой для успешного решения жилищного вопрос молодежи, от которой зависит и социальное, и экономическое развитие нашего государства в будущем.
Молодая семья облает целым рядом особенностей, которые обеспечивают необходимость ее государственной поддержки. С одной стороны, данный тип семьи является крайне значимым для общества и государства, так как создает основу для улучшения демографической картины и является базой для будущей экономики. С другой, данный тип семьи наиболее уязвим в силу целого ряда проблем: психологических, финансовых, социальных и т.д. Именно поэтому данный тип семьи становится объектом государственной политики и ее разных направлений: молодежной, жилищной, социальной, экономической и т.д.
Согласно российскому законодательству молодой семьей признается семья в которой оба супруга вступили с брак и пока не достигли 30-летнего возраста. Данный подход, основанный на демографических характеристиках, в корне отличается от европейского, в котором молодой семьей признается любая семья в первые годы своей жизни. Такая разница в подходах предопределяет и разницу в оказываемых мерах государственной поддержки.
В решении жилищного вопроса молодая семья является крайне уязвимой в силу ряда факторов: отсутствие высокого дохода, необходимого для покупки жилья или выплаты ипотечного кредита, отсутствие средств на первоначальный взнос, финансовая зависимость от родителей и т.д. Данные особенности предопределяют тот факт, что обеспечение жильем становится одним из ключевых направлений государственной политики в отношении молодых семей.
Государственная политика по обеспечению жильем молодых семей реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне определяются ключевые направления и мероприятия поддержки семей, тогда как на региональном уровне закрепляется процедура и порядок оказания помощи молодым семьям.
На основе изученных нормативно-правовых актов РФ можно выделить несколько ключевых направлений деятельности власти в решении жилищного вопроса молодых семей: помощь при строительстве/покупке жилья, помощь при получении ипотеки, решение жилищного вопроса при появлении детей, предоставление арендного жилья и т.д. При оценке нормативно-правовых актов регионов и программ, в которых закреплены данные направления государственной политики, был сделан следующий вывод: перечень реализуемых мер поддержки в изученных регионах мало отличается друг от друга. В связи с этим для Татарстана, Башкортостана и Самарской области были выделены прежде всего общие проблемы в области обеспечения жильем молодых семей. В их числе были выделены следующие проблемы:
1. проблемы административного характера (несоответствие программ федерального и регионального уровней, разные сроки реализации программ, отсутствие программно-проектного подхода на региональном уровне и т.д.);
2. проблемы содержания программ и мер, реализуемых на федеральном и региональном уровнях для обеспечения молодых семей жильем (сложная процедура участия в программах, неразвитость отдельных направлений работы, несвязанность мероприятий программ и т.д.);
3. проблемы реализации мероприятий и мер по обеспечению жильем молодых семей (ограниченность финансирования, невыполнение плана, нецелесообразность проведении отдельных мероприятий и т.д.).
Для того, чтобы преодолеть то множество проблем, выявленных при изучении государственной политики по обеспечению жильем молодых семей, и повысить эффективность мероприятий в данном направлении, были предложены следующие рекомендации:
1. рекомендации по устранению административных проблем:
a. отказ от досрочного прекращения программ, реализация принятых программ до конца и принятие на федеральном и региональном уровне программ, обеспечивающих целостность политики по решению жилищного вопроса молодых семей;
b. внедрение программно-проектного подхода не только на федеральном, но и на региональном уровне с целью формирования единой политики в изучаемом направлении;
c. разработка и внедрение единой методики статистического учета и оценки положения молодых семей и их обеспечения жильем;
2. рекомендации по совершенствованию программ и их содержания:
a. уточнение понятия «молодая семья» с целью более четкого определения целевой аудитории - молодых семей, которым данные программы наиболее важны;
b. пересмотр отдельных моментов бюрократической процедуры участия в программах, в том числе список документов, необходимый для участия в том или ином мероприятии;
c. пересмотр размера финансовой помощи по тем или иным мероприятиям;
d. более подробная проработка и реализация отдельные направлений жилищных программ, прежде всего направления арендного жилья для молодых семей;
3. рекомендации по повышению эффективности программ и мероприятий по решению жилищного вопроса молодых семей:
a. более точная оценка целесообразности тех или иных мер в данном направлении политики;
b. более детальный расчет размера и вида помощи, востребованных для молодых семей и не имеющих негативных побочных эффектов;
c. привлечение дополнительных финансовых ресурсов, в том числе за счет государственно-частного партнерства в данную сферу.
Кроме того, проведенный анализ позволил установить, что эффективность реализуемых мер по решению жилищного вопроса молодых семей зависит не только от их содержания и хода реализации, но и от социально-экономических условий, созданных для молодых семей в регионе. В более развитых регионах большая эффективность мер поддержки достигается не за счет расширения финансирования и объема господдержки, а за счет благоприятной ситуации, позволяющей молодым семьям самостоятельно без органов государственного управления решать жилищную проблему.
Таким образом, комплексная реализация предложенных рекомендаций позволит всесторонне усовершенствовать программы и мероприятий государственной политики по обеспечению жильем молодых семей. Это, в свою очередь станет основой для успешного решения жилищного вопрос молодежи, от которой зависит и социальное, и экономическое развитие нашего государства в будущем.
Подобные работы
- Разработка мероприятий по совершенствованию государственной политики по поддержке молодых семей
Бакалаврская работа, управление бизнес-процессами. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГКУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» В ОКАЗАНИИ ПОДДЕРЖКИ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ «ЮЖНО-КУРИЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей как направление семейной политики государства (Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал Тюменского государственного университета))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ПОДДЕРЖКЕ
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Государственная поддержка молодых семей и ее реализация в Республике Тыва
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Государственные программы и общественные инициативы социальной поддержки многодетных семей (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Материнский семейный капитал как инструмент социальной политики государства по поддержке семьи в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности (на примере Целинного района Алтайского края)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



