Введение 3
1 Основные черты избирательной системы Российской Федерации 5
1.1 Понятие и функции избирательной системы РФ 5
1.2 Виды избирательных систем 10
2 Принципы и нормативное регулирование избирательной системы 16
2.1 Принципы избирательной системы 16
2.2 Система нормативного регулирования избирательной системы 22
Заключение 28
Список использованных источников 31
Актуальность выбранной темы. В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации , носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве выступает многонациональный народ, свободные выборы наряду с референдумом являются формами высшего непосредственного выражения народовластия.
С сожалением следует отметить, что в нашем государстве и обществе отсутствуют прочные избирательные традиции – ни во времена Российской Империи, ни во времена Советского Союза выборы не являлись действенным инструментом реализации народовластия – ни формально, ни фактически. В современной России, несмотря на то, что всеобъемлющим избирательным правам придан важный конституционный статус, сферы активных и пассивных избирательных прав характеризуются достаточно значительной теоретической и практической проблематикой. Очевидно, что большинство проблем избирательной системы лежит в неюридической плоскости – это и т.н. «черный пиар», «вбросы» избирательных бюллетеней, печально известная поговорка «не важно, как проголосовали, важно как посчитали» и т.д. Однако именно правовые механизмы в конечном итоге призваны пресечь все негативные аспекты избирательной системы, и обеспечить объективный и законный характер процедуры волеизъявления граждан.
Противоречие исследованию. Актуальность темы настоящей работы обусловлена несовершенством избирательной системы России, и ведущей ролью, которую должно сыграть право в оптимизации институтов опосредованной демократии.
Проблема исследования. В настоящее время в практической сфере прежде всего следует отметить проблему лишения пассивного избирательного права. В связи с приближающимися выборами главы российского государства вновь обострились споры относительно лишения гражданина - в данном случае А. Навального - пассивного избирательного права по причине наличия у него судимости за уголовное преступление. Абстрагируясь от конкретной ситуации с А. Навальным, следует признать, что лишение гражданина пассивного избирательного права по причине наличия судимости за уголовное преступление в любом случае может быть использовано недобросовестными властями в целях противодействия политическим соперникам.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации народовластия.
Предмет работы – законодательство, регламентирующее избирательный процесс научная и специальная литература по теме исследования.
Цель работы – комплексное исследование и всесторонний анализ избирательной системы Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие и функции избирательной системы РФ;
- рассмотреть виды избирательных систем;
- проанализировать принципы избирательной системы;
- раскрыть систему нормативного регулирования избирательной системы.
Методология исследования основана на общенаучных методах (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), так и на частно-научных методах (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод юридического моделирования и др.).
Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как М. Баглай, С. Авакьян. А. Безруков, Т. Бакулина, А. Лачин и др.
Эмпирическая база исследования включает в себя федеральное, региональное и местное законодательство, акты конституционного правосудия.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, и заключения. В конце приведен библиографический список.
В заключении можно сделать вывод, что цель работы достигнута. Поставленные задачи решены.
Приведенные ниже результаты исследования, подтверждают гипотезу о том, что избирательной системой называют систему неправовых и правовых общественных отношений, которые возникают в процессе выборов представительных органов государственной власти, местного самоуправления и выборных должностных лиц. Такая дефиниция избирательной системы дает возможность разграничения двух самостоятельных явлений, двух самостоятельных конституционно-правовых категорий: «избирательного права» и «избирательной системы».
Краткое содержание проделанной работы. Первая глава раскрывает понятие и виды избирательных систем. Существуют 2 ключевых избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная. Зачастую на практике применяются различные системы на выборах одной и той же представительной палаты одновременно, это обусловлено желанием соединить преимущественных сторон разных систем и компенсировать либо исключить, по возможности, их недостатки. В научной литературе эта система характеризуется в качестве смешанной избирательной системы, другими словами, системы, предусматривающей 2 самостоятельные системы получения и распределения депутатских мандатов – пропорциональную и мажоритарную с установленным заранее числом депутатских мандатов как по первой, так и по второй.
Смешанная избирательная система нацелена на обеспечение представительного характера выборного органа власти в соответствии с конституционными принципами многопартийности и политического многообразия на основании воли народа, которая выявлена с помощью голосования. Соответственно, смешанная избирательная система нацелена на максимально полное представительство интересов раз¬ных социальных групп нашего общества.
Вторая глава работы посвящена принципам и нормативно- правовому регулированию избирательной системы. Системой источников избирательной системы являются правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регламентирующие те общественные отношения, которые составляют предмет избирательного права. В систему источников избирательного права входит ряд следующих составных частей: Конституция РФ; законодательство РФ; международные правовые акты; законодательство субъектов Федерации; решения Конституционного Суда РФ; нормативно-правовые акты местного самоуправления; нормативно-правовые акты избиркомов.
Научная новизна работы. В субъективном смысле избирательное право обозначает гарантированную государством возможность любого гражданина принимать участие на выборах органов государственной власти и местного самоуправления. В него включено, в первую очередь, активное избирательное право, то есть право избирать, а также пассивное избирательное право, то есть право быть избранным. В то же время, субъективные избирательные права граждан не сведены исключительно к пассивному и активному избирательному праву. Они существенно шире. В числе субъективных избирательных прав граждан в России следующие: право принимать участие в процессе выдвижения кандидатов в депутаты; право агитации не только «за», но также и «против» конкретного кандидата; право принимать участие в финансировании выборов; право выступать в качестве доверенного лица, наблюдателя, члена избиркома и т.п.
Практическая и теоретическая значимость результатов. Исследование может быть использовано в научной деятельности по дальнейшей разработке избирательной системы как важнейшего звена общественно-политического и государственно-правового механизма осуществления народною суверенитета, в деятельности представительных (законодательных) и исполнительных органов власти по совершенствованию избирательного законодательства Материалы исследования могут найти применение в учебном процессе как при чтении лекций и проведении семинарских занятий по вопросам конституционного права, так и при разработке специального курса по избирательному праву и избирательному процессу.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. ( ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ (ред. от 30.10..2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1999. № 42. Ст. 5005.
3. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 29.07.2017) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. ст. 3466.
4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ( ред. 27.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. ст. 740
5. Постановление СФ ФС РФ от 15.12.2017 № 528-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2017. N 52 (Часть I). Ст. 7969
6. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (ред. от 18 июня 2017 года) «О выборах Президента Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.2003. № 2. Ст. 171.
7. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) // Собрание законодательства РФ.2002. N 24. Ст. 2253.
8. Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2014. № 8. Ст. 740.
9. Закон Алтайского края Устав (Основной закон) Алтайского края № 3-ЗС 05.06.1995 ( ред. от 04.10.2017 №67-ЗС) [ Электронный ресурс] // Сайт Избирательной комиссии Алтайского края URL: http://altai_terr.izbirkom.ru дата обращения 13.01.2018 г.
10. Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве № 35-ЗС 08.07.2003 ( ред. от 03.05.2017 №33-ЗС) [ Электронный ресурс] // Сайт Избирательной комиссии Алтайского края URL: http://altai_terr.izbirkom.ru дата обращения 13.01.2018 г.
11. Раcпоряжение Губернатора Алтайского края «Об обеспечении функционирования государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Алтайского края»
12. № 63-РГ 30.04.2014 (ред. от 05.06.2017 №56-рг) [ Электронный ресурс] // Сайт Избирательной комиссии Алтайского края URL: http://altai_terr.izbirkom.ru дата обращения 13.01.2018 г.
13. Постановление Администрации Алтайского края О региональных телеканале и радиоканале, обеспечивающих гарантии равенства политических партий, представленных в Алтайском Краевом Законодательном Собрании, при освещении их деятельности № 460 19.10.2010 (ред. от 26.10.2013 №559) [ Электронный ресурс] // Сайт Избирательной комиссии Алтайского края URL: http://altai_terr.izbirkom.ru дата обращения 13.01.2018 г.
Научная и специальная литература
14. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 2. М., 2013. С. 163.
15. Авакьян С.А. Федеральное Собрание -Парламент России. М.: Российский юриди¬ческий издательский дом, 2014. С. 137.
16. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 2012. С. 306.
17. Баглай М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай. – М.: Городец, 2015. С. 405.
18. Безруков А.В. Конституционное право России / А.В. Безруков. – М.:Юрайт, 2014. – С. 34.
19. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. С. 506.
20. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. С.65
21. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. СПб., 2015. С. 37.
22. Кокотов А.Н. Выборы, избирательное право и избирательная система // Выборы в механизме народовластия в Российской Федерации. Екатеринбург, 2012. С. 20.
23. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2 / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 2014. С. 20.
24. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб., 2013. С. 110.
25. Кравченко А.И. Основы социологии и по¬литологии: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Про¬спект, 2012. С. 298.
26. Кропачев Н.М. Избирательная система Российской Федерации / Н.М. Кропачев. – СПб.: изд-во СПбГУ, 2014. – С. 17.
27. Омаров М.О. Виды избирательных систем в сравнительном измерении //Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2. С. 155-159.
28. Переверзина И.А. Конституционное право России / И.А. Переверзина. – М.: Юрайт, 2014. – С. 366.
29. Сабаева С.В. Пропорциональная избирательная система на муниципальных выборах в условиях нового партийного строительства // Журнал российского права. 2013. N 6. С. 99 - 106.
30. Скосаренко Е.Е. Избирательная система в политической жизни России: конституционно-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 31.
31. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран./ М.Б. Смоленский - М.: Кнорус, 2013. - С. 133-136.
32. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 227
33. Шемелин А.В. Россия в начале пути и формирование избирательной системы: поиски идеи // Юридический мир. 2017. N 10. С. 62 - 64.
Материалы судебной практики
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 № 33-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.В. Гончарова» // Собрание законодательства РФ.2014. N 52 (часть I). Ст. 7785.
35. Определение Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 № 1358-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 32 и 35 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс 2017 URL: www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_116820/ (Дата обращения: 13.12.2017)