Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей 8
1.2. Особенности межпредметных связей в начальной школе 13
1.3. Дидактическое значение межпредметных связей в начальной школе 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование форм и методов организации учебно - воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей
2.1. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной
школе на основе межпредметных связей 26
2.2. Экспериментальная работа по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей 39
2.3. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей 68
Выводы по 2 главе 74
Заключение 77
Список литературы 81
Приложения
Современное общество постепенно переориентирует цели развития человека с чисто научно-технического прогресса на реализацию возможностей и ценностей человека в нем. В последние годы наблюдается тенденция гуманизации общественных отношений. Более всего в этом нуждается сфера образования и воспитания. Исследования последних лет в области человеко-знания подтверждают, что главное назначение образования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности.
Поиски эффективных путей повышения воспитательного уровня процесса обучения в школе все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей. В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др.) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения.
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. Значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский,
К.Д. Ушинский и другие педагоги. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К. Крупская. «Комплексность комплексности рознь, - писала она в 1932 г. в «Методических заметках». Есть комплексность, которая затемняет реальные связи и опосредствования, которая связывает воедино вещи, ничего общего между собой не имеющие и есть комплексность, способствующая пониманию существующих реальных
Все стороны целостного мировоззрения личности, отражая реальную взаимосвязь явлений объективного мира, находятся в единстве, и в предметном обучении должны быть обеспечены тесные межпредметные связи, раскрывающие взаимообусловленность науки о природе, обществе и мышлении человека. Каждый предмет школьного курса вносит свой вклад в формирование взглядов и убеждений.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.
Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения?
Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предмета и учебной информации (А.С. Антонов, Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, А.В. Усова и др.). Однако научно обоснованное построение содержания требует отбора и структурирования учебной информации, что приводит к поэтапным технологическим инвестициям в инвариантное содержание образования.
Современная школа призвана научить ребенка познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации.
В соответствии с актуальностью мы можем обозначить проблему исследования: каковы формы и методы организации учебно
воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
Цель исследования: выявление и обоснование оптимальных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
Предмет исследования: методы и приемы организации учебно - воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
Гипотеза исследования: организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей будет эффективной при:
1. Учете особенностей организации учебно-воспитательного
процесса в начальной школе на основе межпредметных связей;
2. Отборе и структурировании содержания уроков (Математика и технология) в учебно-воспитательном процессе в начальной школе на основе межпредметных связей;
3. Разработке методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности проблемы исследования;
2. Выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей;
3. Осуществить отбор и структурирование содержания урока в начальной школе на основе межпредметных связей;
4. Разработать методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
Теоретико-методологическая основа: теории становления
интегрированного подхода в образовании в трудах М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, С.И. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин и др., построение системы управления межпредметными связями в трудах И.М. Сеченов, В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.
Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью школьников; выполнение работ;
-опытно-экспериментальная работа, направленная на учебно-воспитательный процесс младших школьников.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №125» Советского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём выявлены и обоснованы формы и методы организации учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей, включающие в себя: использование групповых и мелко-групповых форм организации деятельности; формирование познавательного интереса учащихся средствами учебных предметов в их органическом единстве; снижение вероятности субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем; осуществление творческого сотрудничества между учителями и учащимися; изучение важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью; выполнение упражнений и заданий, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный материал может быть использован учителями начальных классов для планирования организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей на уроках математики и технологии.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу организации учебно-воспитательного процесса на основе межпредметной связи, можно сделать вывод, что межпредметная связь напрямую влияет на организацию учебно-воспитательного процесса и является одной из приоритетных задач образования. Данный вопрос раскрывали в своих работах многие педагоги и психологи, все они сходятся в том, что процесс организации учебно-воспитательного процесса на основе межпредметной связи является длительным и достаточно сложным.
В процессе данной работы нами были выполнены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности проблемы исследования;
2. Выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей;
3. Осуществить отбор и структурирование содержания урока в начальной школе на основе межпредметных связей;
4. Разработать методические рекомендации по организации учебновоспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
В процессе решения первой задачи было выявлено что, межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно - воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса. Разработки форм и методов организации учебновоспитательного процесса на основе межпредметной связи педагогами и психологами, что послужило основой нашей работы.
В ходе решения второй задачи нами были выявлены особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей. Они включают в себя: развитие умственных способностей детей, повышение мыслительной активности, самостоятельное суждение, расширение мировоззренческих взглядов и убеждений, личностная ориентированность работы педагога, сотрудничество учеников и учителя, системность, предполагающая выбор форм и методов организации.
В процессе решения третей задачи нами были отбораны и структурированы содержания уроков в начальной школе на основе межпредметных связей.
В процессе решения четвёртой задачи, нами были разработаны методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
В процессе исследования нами были выделены основные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
Основными методами являются:
• получения новых знаний;
• выработки практических умений и накопления опыта
учебной деятельности;
• закрепления изученного материала;
• организации взаимодействия учащихся.
Методы получения новых знаний включают в себя такие методы, как рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. Первые четыре метода называют вербальными (словесными) методами обучения.
Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности построены на выполнении реальных учебных действий и направлены на формирование практических умений и навыков. К ним относятся такие методы организации учебной деятельности, как упражнения, лабораторные и практические работы.
Методы закрепления и повторения изученного материала. Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося полученных знаний и переносу их в долговременную память. К ней относятся такие методы, как беседа, повторение. Многие методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности в результате многократности повторения способствуют и процессу закрепления изученного материала. Именно поэтому эти методы (упражнение, практическая и лабораторная работы) применимы и для закрепления.
Метод организации взаимодействия учащихся. Успех учебновоспитательной работы в значительной степени зависит не только от использования в ней тех или иных методов, но и от организационных форм этой работы. В свою очередь, эти формы определяются целью и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями отдельных учебных предметов, местом и временем обучения учащихся, обеспеченностью школы учебными пособиями и тому подобное.
Общие формы организации работы с учащимися в процессе обучения.
В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяют:
- индивидуальную,
- групповую (коллективную),
- фронтальную.
Они пронизывают весь учебный процесс. Они могут применяться как на обязательных (классных), так и на внеурочных занятиях.
Эти формы организации обучения отличают друг от друга охват учащихся учебной работой, особенности управления их учебной деятельности со стороны.
Эффективность данных методов и форм доказывает проведённая нами опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Гимназия №125» Советского района города Казани.
На основании полученных данных, до экспериментальной работы, выявились три группы учащихся по степени усвоения знаний и овладения умениями их практического применения (сильная, средняя и слабая). После проведения экспериментальной работы у экспериментального класса показатели значительно увеличились, тогда как у контрольного класса изменения были не так значительны.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза работы нами полностью доказана.
В ходе написания данного исследования была достигнута поставленная цель. Мы выявили и обосновали оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе межпредметных связей.
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.:Просвещение,2006. С. 304.
2. Александров, М.Ф. Математика. Тесты: Начальная школа. 1-3 кл: Учебно-методическое пособие / М.Ф. Александров, О.И. Волошина. М.: Дрофа; Издание 2-е, 2012. С. 128.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке нового поколения стандартов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С. 294.
4. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе. М.: Владос, 2007. С. 456.
5. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. М.: Начальная школа, 2007. С. 48-51.
6. Брыскина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. Учебник для студентов учреждений высшего образования. М.: Академия (Academia), 2015. С. 117.
7. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение,2007. С. 288.
8. Васильева, Н. Ю. Интегрированные уроки. 2 класс. М.: ВАКО, 2008.
С. 229 .
9. Виноградова Н.Ф. Новый курс "Окружающий мир". М.: Вестник образования,2008. С.42-46.
10. Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.:АМО,2008. С.147.
11. Глинская Е.А. Международные связи в обучении. М.: Инфо,2007. С.
44.
12. Горовая В.И., Ивановский В.А., Тертышников М.Ф. Интегрированный курс "Естествознание": за и против. М.: Инфо.2005. С.54
13. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система. М.: Педагогика,2007. С. 24-28.
14. Евладова Е.Б., Петракова Т.И., Пентин А.Ю., Чечеткин Ю.В. На пути к открытию мира. М.: Начальная школа, 2009. С. 82-86.
15. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики / Учебник. М.:ИНФРА-М, 2010г. С.414.
16. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. М.: Начальная школа, 2006. С.8-10.
17. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: ИНФРА-М ,2012. С.211.
18. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учеб.пособие для учителей. М.:ИНФРА-М 2008. С.321.
19. Колпакова Г.И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса. М.: Начальная школа,2007. С.29-31.
20. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. М.: Начальная школа, 2001. С.28-31.
21. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе. М.: Начальная школа, 2007. С.52-53.
22. Кошмина, И. В. Межпредметные связи в начальной. М.: Владос, 2006. С.144.
23. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов. М.: Учитель, 2006. С256.
24. Леонова Е.А. Технология построения школьного курса информатики. / Материалы IX Международной конференции "Применение новых технологий в образовании ". М.: Байтик, 2008. С.115 - 116.
25. Лизинский В.М. Внутришкольное повышение квалификации
педагогов-главное условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогический поиск, 2016. С. 141.
26. Лизинский В.М. Организационно-документальное сопровождение учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогический поиск, 2011.С 256.
27. Максимова В.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников // Межвузовский сборник научных трудов. М.: Педагогический поиск, 2011. С. 146.
28. Мазничено М.А. Мифы современного образования. М.: Педагогика.2007. С. 37-44.
29. Малышева Н. А. Своими руками. Технология. 2 класс / Н.А. Малышева. М.: Дрофа, 2007. С. 192.
30. Машинистов, В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 2 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2008. С. 441.
31. Мельник Э.Л., Корожнева (Исаева) Л.А. Интегративный подход в преподавании природоведения // Малокомплектная школа и вопросы экологии в начальных классах. М.: Дрофа, 2007. С. 50-54.
32. Мельник Э.Л., Корожнева (Исаева) Л.А. К проблеме интеграции в начальном обучении: Материалы региональных педчтений М.: Дрофа, 2007. С. 70-71.
33. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. М.: БГПУ, 2000. С. 35-36.
34. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса. М.: Учитель, 2008. С. 832.
35. Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения. Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». М.:Просвещение,2003. С.15-25.
36. Петрова, В.И. Домашний труд младшего школьника. М.: Учпедгиз, 2011. С 511.
37. Петряков П.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
2- е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. С. 724.
38. Писарчук Е.А., Щербан О.В. Еще раз о концепции интеграции естественно-научных знаний. М.: Учпедгиз, 2011. С. 53-55.
39. Попова А.И. Элементы интегрирования на уроках чтения. М.: Начальная школа,2012. С.17-21.
40. Пузыревский В.Ю. Межпредметные интегративные погружения. М.: Школьная лига, 2014. С. 367.
41. Раенко Т. В. Межпредметная неделя. Проект организации в условиях реализации ФГОС основного общего образования. М.: Учитель, 2015. С. 853.
42. Раенко Т.В. Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования. М.: Учитель, 2015. С.452.
43. Резник Н.В. Инвариантная основа внутрипредметных, межпредметных связей. М.: Речь, 2012. С. 623.
44. Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении. М.: Начальная школа,2013. С.57-60.
45. Ситникова, Т.Н. Интегрированные уроки. 2 класс. - М.: ВАКО, 2008. С. 387.
46. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей //2-е изд.- Ростов на Дону. М.: РПИ,2007. С.165-173.
47. Узорова, О. В. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы. М.: АСТ, Астрель, 2006. С. 127.
48. Узорова, О. В. Большой справочник по математике для начальной школы. М.: АСТ, Астрель, 2007. С. 724.
49. Усова А.В., Кузьмин Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей у учащихся. М.: ЧГПИ, 2015. С. 17.
50. Харитонова, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: Феникс, 2011. С. 139.
51. Эрк Д.А. Наглядная геометрия. М.: Вальтера и Рапа, 2006. С. 72 .