Введение………………………………………………………………………..….3
1. Трансперсональная психотерапия…………………………………………….5
2. Станислав Гроф и его трансперсональный подход к человеку……………...8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список источников и литературы………………………………………………13
Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.
Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии.
В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.
Трансперсональная психология на сегодняшний день представляет собой одно из направлений психологии, в рамках которого в определенной степени происходит развитие и качественное преобразование идей и концепций многих школ: психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии.
Данный подход ставит под сомнение возможность построения какой-либо единственно верной модели психики и (или) сознания. Представители этого направления обращают особое внимание на несовпадение с действительностью любой модели, недопустимость такого отождествления, поскольку создание моделей чаще всего служит цели упрощения понимания исследуемых процессов.
Модели описывают лишь часть происходящего, представляют адекватное отображение лишь некоторых аспектов действительности, но, с другой стороны, необходимы для нормального развития науки, поскольку обеспечивают некоторый уровень определенности исходных предпосылок и способов интерпретации получаемых результатов.
Однако обширный эмпирический материал, полученный исследователями в результате работы в данном направлении, лег в основу так называемой расширенной картографии психики, в соответствии с которой предполагается наличие четырех (взаимосвязанных, но различимых) обширных областей человеческого бессознательного.
Различие проводится по типам переживаний, возникающих на сеансах при применении методов трансперсональной психологии (основными методами являются психоделическая терапия и холотропное дыхание) и относимых к одной из сфер: абстрактные и эстетические переживания, психодинамические переживания, перинатальные переживания и трансперсональные переживания.
Из всего вышесказанного была поставлена цель данной работы, это изучение трансперсонального подхода в психотерапии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности трансперсональной психотерапии.
2. Рассмотреть Станислава Грофа и его трансперсональный подход к человеку.
Истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.
Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни: 1) физический уровень неживой материи, энергии; 2) биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии; 3) психологический уровень ума, ЭГО, логики; 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией; 6) абсолютное сознание.
Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования.
Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).
Согласно взглядам представителей этого направления, рождения проживание, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.
Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии, признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.
Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий.
Своеобразными основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии.
1. Александров, А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2009. – 352 c.
2. Арндт, П. Психосоматика и психотерапия. Справочник / П. Арндт. – М.: МЕДпресс–информ, 2014. – 368 c.
3. Ассанович, М.А. Общая психотерапия / М.А. Ассанович. – М.: Новое знание, 2017. – 272 c.
4. Бабин, С.М. Психотерапия психозов: Практическое руководство / С.М. Бабин. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 335 c.
5. Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек. – СПб.: Питер, 2019. – 448 c.
6. Берн, Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ / Э. Берн. – М.: Культура, 2013. – 384 c.
7. Буль, П.И. Психотерапия, гипноз и внушение в практической медицине / П.И. Буль. – М.: Ленанд, 2019. – 104 c.
8. Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2012. – 496 c.
9. Бухаров, Я.М. Психотерапия в практике врача–непсихотерапевта / Я.М. Бухаров. – М.: Медпрактика–М, 2007. – 56 c.
10. Данилин, А. Психотерапия в вопросах и ответах. Путешествие в глубинный мир души / А. Данилин. – М.: АСТ, 2010. – 128 c.
11. Калина, Н.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. – М.: Академический проект, 2016. – 302 c.
12. Кочарян, А.С. Психотерапия: Учебник для вузов / А.С. Кочарян. – СПб.: Питер, 2012. – 496 c.