Введение……………………………………………………………………
Глава I. Характеристика психических и физических особенностей стареющего организма………………………………………………………
1.1. Теория старения…………………………………………………………
1.2. Физиологические особенности стареющего организма……………
1.3. Психические особенности стареющего организма………………….
Глава II. Теоретико-методическая сущность оздоровительного плавания для людей преклонного возраста……………………………………………
2.1. Теоретическая сущность физиологической деятельности мышц…..
2.2. Возрастные особенности людей 25-60 лет…………………………
2.3. Плавание и её влияние на организм человека………………………….
2.4. Организация и метод занятия оздоровительным плаванием для людей преклонного возраста…………………………………………………………
2.5. Противопоказания к занятию плаванием для людей 25-60 летнего возраста…………………………………………………………………………
Заключение II главы……………………………………………………
Глава III. Специфика анатомо-физиологических свойств организма при плавании и функциональное состояние вегетативной системы, ее влияние на работоспособность пловцов……………………………………………..
3.1. Анатомо-физиологические особенности организма и влияние плавания на некоторые ее изменения………………………………………
3.2. Оздоровительное значение плавания на функциональное состояние вегетативной системы организма пловца……………………………………
3.3. Оздоровительное воздействие плавания в бассейнах…………………
3.4. Функциональное состояние вегетативной системы и ее влияние на работоспособность пловцов……………………………………………….
Заключение III главы………………………………………………….
Глава IV. Исследование в плавательном бассейне под названием «20-летие Независимости Республики Таджикистан»……………………………
4.1. Цель, задача и метод организации исследования……………………..
4.2. Результаты исследования некоторых антропометрических параметров и нагрузки экспериментирующих личностей…………………
4.3. Анализ изменения функции сердечно сосудистой системы во время тренировок………………………………………………………………………
4.4. Рассмотрение результатов исследования………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Использованная литература
Одна из демографических проблем Земного шара – это ускоренное старение населения (особенно в развитых странах). Этот признак определяется многочисленными факторами, одним из которых является сокращение рождаемости в развитых странах. Поскольку молодые люди обладают совершенной физической способностью, выносливость их организма ко всем трудностям жизни очевидна, они естественно, не размышляют о болезнях и раннем старении, и даже никакие факторы не могут заставить их думать об этом.
По мнению И.В. Муравьева (33), наш организм вынослив ко всем влияниям окружающей среды и сейчас переживёт эти трудности, а мы же думаем, что так будет всегда. Но во внутренних органах концентрируются «раны», которые выявляются при ослаблении и истощении организма. Постепенно проходят очередные десятилетия, и наступает важный период в жизни человека – 40-летие.
Это такой период жизни, в котором нужно думать о себе – как в будущем осуществить здоровый образ жизни. Разве можно допускать выявлению раннего старения и недугам? Мы чувствуем себя молодыми и полными сил. Признаки старения пока о себе не заявляют. Напрасно тратим часы ради незначительных дел, но нам не хватает времени для того, чтобы думать о своём здоровье. Мы самоуверенны, что вся жизнь ещё впереди, наш организм силён и вынослив ко всем недугам и что, все признаки старения минуют нас. Кроме того, большинство из нас в силу множество обязательств и жизненных хлопот сократили уровень своей физической активности до минимума, которая сама по себе и является признаком старения нашего организма.
В.М.Баринова (4) отмечает, что на сегодняшний день, в XXI веке по сравнению с XVIII веком уровень смертности среди 50-60 летних людей сравнительно сократился, а среди людей преклонного возраста в 70-лет сократился в 2 раза. Для современного человека после выхода на пенсию прожить ещё 15-20 лет совершенно очевидно.
В результате долгих наблюдений врачи установили, что нарушение возрастных особенностей в организме человека в конце может привести к нарушению в организме целом, и это результат их слабой физической деятельности.
Также, у людей преклонного возраста, которые малоподвижны, нарушения и изменения в организме происходят аналогично. Только активное движение, регулярные физические упражнения могут приостановить процесс старения и таким способом чувство скорости старения снижается. Среди своих знакомых и соратников мы часто встречаем тех, которые выглядят моложе своего возраста на 10-20 лет. Их работоспособность, острота ума и проницательность по сравнению с некоторыми тучными и немощными людьми иногда находится на высшем уровне. Большому количеству людей среднего и преклонного возраста это удаётся посредством повышенной активности, серьёзному занятию разным видам спорта, также занятию плаванием.
Б.Т.Беляев и О.В.Козырева (5,28) предполагают, что большое количество практических работ, научные исследования последних лет способствуют формированию и развитию методов современной спортивной тренировки по плаванию. Упущение некоторых спортивных тренеров в том, что они, не имея данных о возрасте и способностях тренирующегося человека, загружают его физическими тренировками, так как до сих пор не разработана определённая система экспериментальных нагрузок, которую бы мог выполнить человек, и который мог бы уточнить его реакцию на данную нагрузку.
Необходимость и значение исследования темы: Изучение влияние плавания к изменениям показателей вегетативной системы организма людей преклонного возраста, проведение практической работы на данную тему в плавательном бассейне под названием «20-летие Независимости Республики Таджикистан», восстановление состояние организма людей преклонного возраста под влиянием плавания.
Проблема исследования: Уточнение влияния плавания к изменениям функциональных показателей людей преклонного возраста после разных недугов.
Цель исследования: Определение влияние плавания к изменениям функциональных показателей людей преклонного возраста в плавательном бассейне под названием «20-летие Независимости», восстановление состояние организма людей преклонного возраста под влиянием плавания.
Объект исследования: Изучение влияние плавания к изменениям показателей вегетативной системы организм людей преклонного возраста в плавательном бассейне под названием «20-летие Независимости».
Задача исследования: Одна из важных задач процесса тренировки это получение объективной информации о влиянии физической нагрузки людям вышеуказанного возраста, непосредственно во время тренировок и по истечению определённого времени после регулярных тренировок.
Использованные методы в исследовании. Достижение поставленных задач реализовалось с использованием следующих методов:
1. Анализом научно-методических литератур;
2. Педагогическими наблюдениями;
3. Анкетированием;
4. Пульсометрием;
5. Контролю артериального давления;
6. Методом математического учёта.
Достижения исследования: Для отчётливого разъяснения проблемы нагрузки плавания и влияние плавания людям как молодого, так и преклонного возраста мы решили провести исследование в плавательном бассейне города Худжанда под названием «20-летие Независимости». Исследование проводилось с группой здоровых людей в возрасте с 25-ти до 60-ти лет в виде спортивного плавания, и оно продолжалось около 2-х месяцев. В данном исследовании участвовали две группы здоровых людей – 20 мужчин и 20 женщин и это исследование проводилось с помощью тренеров и врачей вышеуказанного плавательного бассейна.
В этом периоде изучалось круг экспериментирующих людей, их возрастные и биологические особенности, также проверялось влияние плавания их состоянию здоровья, и их плавательные навыки и умения.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в плавательном бассейне города Худжанда под названием «20-летие Независимости».
Структура кандидатской диссертации: Мы решили излагать нашу кандидатскую диссертацию о достигнутых результатах в 4-х отдельных главах и разделить эти главы на 16 параграфов (разделов).
Результаты проведённого исследования могут послужить специалистам по оздоровительному плаванию и тренерам как методическая инструкция при выборе физической нагрузки для разных возрастов, и формирования определённого уровня занятий плаванием.
В процессе исследования мы реализовали свои действия по рекомендации многих исследователей и их наблюдений в процессе тренировок. Данное исследование показало, что изменения в организме человека происходят под непосредственным влиянием физических упражнений, и мы подводили итоги, что познание людей, имеющих особенности заниматься, их состояние здоровья и правильный подбор гармоничного способа плавательных занятий среди группы здоровых людей предполагает возможностью проведение ими высокой степени здорового образа жизни.
Систолическое умеренное артериальное давление и уравновешенное диастолическое давление наблюдалось у экспериментирующих лиц, но у некоторых экспериментирующих лиц наблюдалось незначительное их повышение. Причиной повышение давления у этих людей послужил избыточный вес или определенное заболевание.
2. В процессе исследования выяснилось, что противопоказания к плаванию практически не существует. За исключением тех людей, которые страдают кожными заболеваниями, а также психическими расстройствами. Эти люди, у кого открытые раны, язвы, вирусные инфекции, нервные заболевания – эпилепсия, припадки.
3. Сколько бы человек не становился старше по возрасту, настолько выполнение физических упражнений для него предоставляют трудности. С возрастом функциональные показатели системы организма снижаются, особенно, данный процесс представляется в основном после 50 -летия.
4. По данным проведенных исследований выяснилось, что у некоторых экспериментирующих лиц выявились наружу негативные стороны их здоровья. Причиной тому послужил ряд факторов, сопутствующие их в повседневной жизни: вредные привычки, неправильный режим питания, курение, употребление спиртных напиток и т.д.
5. Согласно опросу, проведенным в процессе исследования выяснилось, что после занятия плаванием и у мужчин и у женщин разных возрастов физическое и психическое их состояние улучшилось, также нормализовался сон и аппетит.
6. Мероприятия по контролю за функциональным состоянием и работоспособностью пловцов на протяжении тренировочного периода заключается в активном воздействии на восстановительные процессы, что является немаловажным, чем адекватные тренировочные нагрузки.
7. Рациональное планирование восстановительных мероприятий в рамках тренировочных нагрузок является необходимым условием успешной подготовки пловцов высокого уровня.
8. Контроль динамики показателей физической работоспособности пловца на различных этапах и периодах является важным аспектом для правильного руководства над тренировочным процессом.
9. Медико-биологические особенности восстановительных процессов и их реализация в практике тренировочных нагрузок будут способствовать достижению значительных результатов в плавании, правильному применению реабилитационных мероприятий, а самое важное – сохранению здоровья пловца.
10. Результаты проведенного исследования могут послужить специалистам по оздоровительному плаванию и тренерам как методическая инструкция при выборе физических нагрузок для разных возрастов, и формирования определенного уровня занятий плаванием.
1. Агаджанян Н.А., Резервы нашего организма / Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков. – 1-е изд., перераб. и доп. – М.; Знание, 1990.-235 с.
2. Агеевец В.У. Физическая активность в третьем возрасте социально биологические аспекты проблемы Теория и практика физической культуры В.У. Агеевец – 1991. - № 6. – С. 49-51.
3. Амосов А.М. Преодоление старости / А.М. Амосов. – М.: ФИС, 1996-73 с.
4. Баринов В.М. В мире оздоровительной литературы / В.М. Баринов. – К.: Здоровья, 1987. – 134 с.
5. Беляев Б.Т. Использование плавания с целью повышения работоспособности среднего и старшего возраста / Б.Т. Беляев. – Л., 1987. – 22 с.
6. Биомеханика плавания: Зарубежные исследования / [автор текста В.М. Зациорский]. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 135 с.
7. Брэгг П.С. Здоровье и долголетие П.С. Брэгг. – СПб.: Север, 1995. -431 с.
8. Булатова М.М. Плавание для здоровья / М.М. Булатова, К.П. Сахновский. Киев, 1988. – 132 с.
9. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание / Н.Ж. Булгакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160 с.
10. Булгакова Н.Ж. Спортивная ориентация и отбор как научная проблема / Н.Ж.Булгакова // Теория и практика физической культуры. – 1995. - № 4.
11. Бухмен Диана. Лечение водой / Диана Бухмен. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 352 с.
12. Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности / Ю.Н. Вавилов. – М.: 1989.- 156 с.
13. Вайцеховский С.М. Быстрая вода / С.М. Вайцеховский. – М.: Молодая гвардия, 1983.- 175 с.
14. Валентинов Б.В. Плавание: [справочник] / Б.В. Валентинов. – М.: Физкультура и спорт, 1980.- 141 с.
15. Викулов А.Д. Плавание [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / А.Д. Викулов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с.
16. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. – М., 1990. – С. 7-11.
17. Виру А.А. Аэробные упражнения / А.А. Виру, Т.А. Юримяз, Т.А. Смирнова – М.: ФИС, 1998. – 111 с.
18. Воложин А.И. Дорога к здоровью / А.И. Воложин, Ю.К. Суботин, С.Я. Чикин. – М., 1987. – С. 21-25.
19. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. – 140 с.
20. Гаврилов Д.Н. Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста // Теория и практика физической культуры, 2002. - № 4 – С. 44-47.
21. Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: [учебное пособие для ВУЗов] / И.Л. Гончар. – Минск, 1998. – 352 с.
22. Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: [учебное пособие для ВУЗов] / И.Л. Гончар. – МН.: Четыре четверти, 2005, 696 с.
23. Данько Ю.М. «Здоровое тело» / Ю.М. Данько. – М., Знание, 1974г.- 58 с.
24. Дибнер Р.Д. Теория и практика физической культуры / Р.Д. Дибнер, М.М. Льговская, Н.Н. Бахтин. – 1989, № 6. 28 – 57 с.
25. Дубровский В.И. Движения для здоровья / В.И. Дубровский. – Физкультура и спорт. - 1989. – с. 3-25
26. Зимкин Н.В. Физиология человека / Н.В. Зимкин. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 534 с.
27. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 315 с.
28. Козлов А.В. Плавание доступно всем / А.В. Козлов. – Л.: Лениздат, 1986. 95 с.
29. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения / О.В. Козырева. – М., 1993 С. 24-36
30. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян / И.С. Краснов. – Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. - № 2. – С. 61-63
31. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физиологического развития и физической подготовленности: учеб.пособие / Б.Х.Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208с.
32. Левшин И.В. Способ коррекции функционального состояния спортсменов ациклического характера деятельности с помощью гипербарической оксигенации в спорте высших достижений / И.В.Левшин, А.Н. Поликарпочкин // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. – Волгоград, 2007.
33. Макаренко Л.П. Плавание / Л.П. Макаренко. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 218 с.
34. Макаренко Л.П. Техническое мастерство пловца / Л.П. Макаренко. – М: Физкультура и спорт, 1975. – 224с.
35. Мельникова О.А. Плавание. Теория. Методика. Практика: учеб. пособие / О.А. Мельникова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 80 с.
36. Методы исследования и фармакологической коррекции физической работоспособности человека / под ред. акад. РАН И.Б.Ушакова. – М.; Медицина, 2007.
37. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильнер. – М.: ФиС, 1991. – 122 с.
38. Мошков В.Н. Общие основы лечебной физической культуры / В.Н. Мошков. – М.: Медгизд., 1963. – 100 с.
39. Муравов И.В. Оздоровительные возможности физической культуры и потребности общества / И.В. Муравов. – К.: Теория и практика физической культуры. – 1990. - № 6. – С. 6-8
40. Нагорный А.В. Проблема старения и долголетия / А.В. Нагорный, В.Н. Никитин, И.Н. Буланкин. – М.: Медгиз. 1963. – 121 с.
41. Осипов И.Т. Физическая культура для лиц среднего и старшего возраста / И.Т. Осипов. – М.: ФиС, 1961. – 139 с.
42. Пасичниченко В.А. Начальное обучение плаванию: [учебное пособие для студентов, преподавателей и тренеров] / В.А. Пасичниченко. – Минск: БГТУ, 2004. – 116 с.
43. Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова. – К.: Здоровье, 1986. – 148 с.
44. Платонов В.Н. Плавание / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 496 с.
45. Погребной А.И. О некоторых принципах обучения плаванию / А.И.Погребной // Теория и практики физической культуры. – 1999. - №3.
46. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / В.В. Пономарева. – М.: ГОУВУНМУ МЗРФ, 2001. – С. 229-240
47. Потемкин Н.С. Возможность увеличения продолжительности здоровой жизни / Н.С. Потемкин, В.Н. Крутько. – М.: Физиология человека. – 1996. – С. 123-127
48. Раевский Р.Т. Плавание: [учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений] / Р.Т. Раевский, В.Ф. Пателкани. – О.: Наука и техника, 2005. – 326 с.
49. Ракитина Р.И. Физиологические обоснование некоторых методов повышения эффективности занятий физическими упражнениями для людей среднего возраста в группах здоровья / Р.И. Ракитина. М: - 1969. – 22 с.
50. Рубцов А.Г. Группы здоровья / А.Г. Рубцов. – М.:ФИС, 1984. – 181 с.
51. Сафронов В.В. Возрастные особенности основных эхокардиографических показателей / В.В. Сафронов, Ю.Г. Кузьмичев, Р.А. Модзгвришвили. – М.: Физиология человека. 1980, № 5, т. 6, С. 813 -821
52. Семенов А.И. Актуальные проблемы физической культуры и спорт / А.И. Семенов. – М.: Знание, - 1992г. С. 17 – 23
53. Серопогина И.М. Физиология человека / И.М. Серопогина. – М.: Физкультура и спорт, 1961. – 280 с.
54. Смирнов В.Н. Физиология физическое воспитание и спорт [учебник для студентов средних и высших заведений] / В.Н. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Владос-пресс, 2002. – 608 с.
55. Солодков А.С. Физиология человека общая, спортивная, возрастная / А.С. Солодков, Е.Г. Сологуб. – М.: Тера-спорт, 2001 – 520 с.
56. Спортивное плавание: Учеб. для вузов физ. Культуры: / [Афанасьев В.З., Воронцов А.Р., Макаренко Л.П., Морозов С.Н., Соломакин В.Р., Ширковец Е.А.] ; под ред. Н.Ж. Булгакова – М.: ФОН, 1996. – 430 с.
57. Тимакова Т.С. Особенности биологического развития и спортивный результат в плавании / Т.С. Тимакова. – М.: Плавание, 1980. – вып. 2.
58. Трофимова Л.П. Содержание, методика и планирование комплексных занятий в группах здоровья / Л.П. Трофимова – Л. - 1990. – 102 с.
59. Физическое воспитание: [учебник для студентов ВУЗов] М.: Высшая школа. – 1983. – 66 с.
60. Филиппов Н.Н. Отношение взрослого населения к занятиям физической культурой в новых социально-экономических условиях / Н.Н. Филиппов. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001. - №10 – с.44-45.
61. Фирсов З.П. Оздоровительное плавание для всех сборник / З.П. Фирсов. – М.: ФИС, 1984. – с.35-42.
62. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с.
63. Черемисинов В.Н. Биохимическое обоснование методики занятий физическими упражнениями с лицами разного возраста / В.Н. Черемисинов. К.: 1996. – 132 с.
64. Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях органов брюшной полости / Л.А. Яковлева – Киев, 1968. – 110 с.