ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические аспекты управления финансовыми
результатами деятельности предприятия 6
1.1 Экономическая сущность финансового результата предприятия 6
1.2 Факторы, влияющие на формирование финансового результата 12
1.3 Управление финансовыми результатами: сущность понятия, задачи и
показатели 19
2 Анализ системы управления финансовыми результатами деятельности
ООО «Авиакам» 34
2.1 Общеэкономическая характеристика предприятия 34
2.2 Оценка финансового состояния предприятия 39
2.3 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 44
2.4 Факторный анализ прибыли 54
3 Рекомендации по повышению эффективности управления финансовыми
результатами деятельности ООО «Авиакам» 60
3.1 Пути повышения прибыли предприятия 60
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
В рыночной экономике любая отдельная компания самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует и фиксирует цену товарного ассортимента, учитывает затраты и выручку от продаж, а также выявляет финансовый результат деятельности за определенный период времени.
Именно изменения в источниках покрытия и размещении средств характеризуют финансовые результаты деятельности компании, а положительные финансовые результаты отражают значение прибыли.
Для того чтобы на предприятии увеличилась прибыль, сотрудникам следует проводить качественный анализ, выявлять резервы ее роста, планировать объем производства и реализации продукции.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что для самофинансирования, расширения воспроизводства, решения социальных проблем сотрудников компании, необходима финансовая база. Именно увеличение прибыли компании создает эту самую базу.
Итак, для коммерческих организаций основной целью хозяйственной деятельности является регулярное получение прибыли. Поэтому основным вопросом для них выступает капитализация и создание резервов, что предполагает формирование определенной стратегии для ее реализации.
Но данный вопрос имеет многоплановый характер, что требует существенного системного подхода.
Безусловно, финансовый результат очень важен для предприятия. Владея им, компания сможет привлекать заемные средства и за счет этого развиваться.
При этом основательно приумножая свои имеющиеся финансовые ресурсы, предприятие превращается в более финансово-устойчивую структуру и становится автономной от своих кредиторов и привлеченных заемных средств.
Следовательно, в этом и заключается ценность прибыли в компании.
Таким образом, каждая компания постоянно сталкивается с глобальной проблемой эффективного формирования и использования прибыли, поэтому выбор темы выпускной квалификационной работы не случаен.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы управления финансовыми результатами предприятия.
Задачи исследования:
- изучить сущность, методы, виды и факторы, определяющие прибыль предприятия;
- провести оценку эффективности управления финансовыми
результатами деятельности предприятия;
- провести факторный анализ прибыли и рентабельности ООО «Авиакам»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности
управления финансовыми результатами ООО «Авиакам».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является общество с ограниченной ответственностью «Авиакам», предметом исследования - финансовые результаты предприятия.
Хронологические рамки исследования: 2015-2017 годы.
Методы исследования следующие: изучение и анализ научной литературы, факторный анализ, метод группировки, прогнозирования, опроса, анкетирования, сравнения и прочие.
В настоящее время в экономических исследованиях используется различная методология, посвященная анализу финансовых результатов деятельности организации.
Стоит отметить, что ведущие экономисты подходят к определению экономического понятия прибыли в различных ее аспектах и с разной степенью детализации.
К примеру, А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин, раскрывают методологию финансового результата и рентабельности организации, как «.. .финансовый результат деятельности компании, который выражается в изменении величины собственного капитала в отчетном периоде». Данное определение относится к определению выручки по Международным стандартам учета и финансовой отчетности.
Методы анализа прибыли отражены в трудах А. Жилкиной, Н. Казаковой, В.В. Ковалева, Вит. В. Ковалева, Т. Тепловой, Е. Шохина, Н. Любушина, Д. Ендовицкого, Н. Бабичевой, Л.Е. Басовского, Е.А. Басовской, А.Д. Шеремета и других.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что методология, основные положения и выводы исследования, позволяют обновить и углубить научные представления о сущности, содержании и о проблематике формирования эффективной системы управления финансовыми результатами на микроуровне.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и предложенные рекомендации, могут быть использованы в ООО «Авиакам» при разработке ее финансовой политики с целью повышения прибыли и рентабельности.
Финансовые результаты играют большую роль в анализе и оценке эффективного (неэффективного) состояния деятельности коммерческого предприятия на определенных уровнях его формирования.
Безусловно, прибыль является положительным финансовым результатом, что характеризует превышение доходов над ее расходами.
Прибыль отражает успешность организации в ее основной деятельности. С помощью прибыли формируются финансовые ресурсы предприятия. Если у предприятия остается в распоряжении большая доля прибыли, значит меньше ее потребность в привлеченных (заемных) средствах, а это повышает уровень финансовой устойчивости.
При оценке финансовых результатов предприятия нужно понимать не только как, но и за счет чего изменяется чистая прибыль предприятия. Прибыль может вырасти при увеличении объемов производства, увеличения цены или уменьшении затрат на производство продукции. Если выручка растет при уменьшении затрат на производство, это означает что вводятся более современные способы производства, обновляется материально¬техническая база предприятия, что говорит о желании организации развиваться и быть конкурентоспособной в условиях рынка.
В анализе финансовых результатов предприятия одним из главных показателей является показатель рентабельности. Рентабельность определяет степень прибыльности, выгодности, доходности, бизнеса. Для измерения рентабельности применяется целая система относительных показателей, которые характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность отдельных направлений деятельности предприятия, доходность производства отдельных видов продукции и услуг. Рентабельность отражает, сколько предприятие получает прибыли с одного рубля, который был затрачен на производство и реализацию продукции. Коэффициент продаж - это отношение прибыли от продаж к выручке от реализации.
Чем выше этот показатель, тем прибыльнее предприятие, тем самым привлекательнее для инвесторов.
При этом руководству компании необходимо учитывать различные факторы, а также систематично принимать ряд альтернативных вариантов решений для обеспечения прибыльности, доходности, платежеспособности и финансовой устойчивости компании в целом.
Необходимо отметить, что все показатели деятельности ООО «Авиакам» в 2017 году снижаются, за исключением коэффициента производительности труда.
За отчетный год выручка от продаж уменьшилась на 163 349 000 руб. и составила 1 306 492 000 руб.
Факторы, которые повлияли на изменение объема выручки в 2017 году в сравнении с 2016 годом:
- увеличение тарифной ставки на автомобильные и железнодорожные перевозки на 3% дополнительно 42,35 млн. руб.,
- уменьшение объема перевозок на 194,26 млн. руб.,
- разовое компенсирование затрат на содержание железнодорожной инфраструктуры в 2017 году меньше возмещения 2016 года на 10,5 млн. руб.
Говоря о себестоимости продаж, то она уменьшилась на 11,41%; затраты на управления также уменьшились на конец года на 77 204 тыс. руб.
Благодаря гибкой работе с субперевозчиками, ежемесячному пересмотру тарифов и условий с контрагентами по железнодорожным перевозкам ЖД, несмотря на рост стоимости ГСМ, энергоносителей и прочих ТМЦ, удалось снизить себестоимость на 1 рубль оказанных услуг.
В структуре расходов видны существенные продвижения. Материальные затраты увеличились за счет роста цен на дизельное топливо, за 2017 год на 26%, запасных частей на 8% и шин на 18%.
Расходы на управления уменьшились на 6 320 тыс. руб. (7,57%), а также уменьшение в показателях имеется по статье «затраты на оплату труда за 2017 год.
За 2017 год прибыль от продажи услуг составила 47 717 тыс. руб., что на 9 869 тыс. руб., или на 17,14% ниже, чем в 2016 году. Положительным фактором на ее увеличение стал рост цен на услуги, тем самым прибыль увеличилась на 159 803 тыс. руб.
Негативные факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продажи услуг стали:
- рост затрат (прибыль от продаж к 2017 году уменьшилась на 156 999 тыс. руб. сравнительно с 2016 годом),
- уменьшение выручки, что в конечном прибыль от продажи услуг к 2017 году уменьшилась на 12 669 тыс. руб. сравнительно с 2016 годом).
Чистая прибыль по итогам 2017 года составила 17 043 тыс. руб., а за 2016 год составила 22 783 тыс. руб. Эта тенденция является негативной для деятельности компании, поэтому в будущем предприятию необходимо приостановить динамику, контролировать темпы роста выручки, себестоимости, доходов и расходов в целом.
Следует отметить, что благоприятно на чистую прибыль в 2017 году повлияло снижение управленческих расходов, что увеличило чистую прибыль на 1 181 тыс. руб., уменьшение прочих расходов повысило чистую прибыль на 78 083 тыс. руб.
Негативное влияние на изменение прибыли оказало снижение валовой прибыли, что уменьшило чистую прибыль на 10 151 тыс. руб., уменьшение прочих доходов, что уменьшило чистую прибыль на 59 963 тыс. руб. За счет роста налога на прибыль, уменьшило чистую прибыль на 14 370 тыс. руб.
Таким образом, для повышения выручки организации разработаны определенные проекты мероприятий:
1. Продвижение Интернет-сайта ООО «Авиакам».
2. Проведение рекламных мероприятий по продвижению услуг ООО «Авиакам» в газете «Газета Нижнекамское Время» и журнале «Нефтехим Медиа».
3. Предоставление услуг ответственного хранения и обработки грузов.
4. Проведение корпоративного тренинга для оптимизации внутрифирменных взаимоотношений и развития профессиональных навыков работников.
Необходимо также уменьшать себестоимость услуг, это ООО «Авиакам» может производить следующими путями:
1. Снижение размера страховых запасов товарно¬
материальных ценностей.
2. Сокращение статей накладных расходов на 8% а именно
общехозяйственных, сокращение штата административно-управленческого персонала, снижение норм ГСМ на служебный транспорт (продажа части автопарка).
В результате реализации проекта мероприятий, направленных на повышение прибыли, показатели деятельности улучшатся по сравнению с отчетными:
- объем продажи услуг вырастет на 16,5 %;
- затраты на 1 рубль объема продажи услуг сократятся на 2,58 %;
- прибыль от продаж вырастет на 93,51% и составит 92 336 тыс. руб., а рентабельность продаж - 6,07 %.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в результате внедрения мероприятий по повышению прибыли в ООО «Авиакам», предприятие увеличит выручку, прибыль от продажи услуг и рентабельность как основные результаты деятельности, что подтверждает целесообразность проведения данных мероприятий.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть I. Утверждено Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 30.12.2017).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (действующая редакция от 29.12.2017).
3. Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (редакция, действующая с 15 января 2018 года).
4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 04.11.2016).
5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (с изменениями от 06.04.2017).
6. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изменениями от 06.04.2017).
7. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность
организации» ПБУ 4/99» (с изменениями от 08.11.2010).
8. Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах
бухгалтерской отчетности» (с изменениями от 06.04.2017).
9. Абрамов С.С. Управление финансовыми результатами предприятия // Финансовый учет. - 2017. - №30. - С. 20 - 40.
10. Абдуримов И., Беспалов М., Анализ финансовых результатов // Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2016. - 216 с.
11. Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие. - М.:
ИНФРА-М, 2015. - 662 с.
12. Басовский Л.Е., Басовская Е.А. Системный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М., 2016.-567с.
13. Бланк И.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Наука, 2016. - 567 с.
14. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Короткий курс. - М, 2016. - 670 с.
15. Бочкова Е. С Экспресс-анализ финансовой отчетности
// Консультант. - 2016. - № 3.
16. Глазуно В.Н. Управление доходом фирмы // Финансы. - 2015. - № 8. - С. 20-21.
17. Горелик О. Филиппова О. Финансовый анализ с использованием ЭВМ. Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2017. - 272 с.
18. Зенкина И. В. Экономический анализ в системе финансового менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 477 с.
19. Ерыгин Ю.В. Проблемы финансового планирования
и инвестиционной деятельности на предприятии и методы ее решения // Проблемы современной экономики. - 2016. - № 3. - С. 11.
20. Ефимова О.В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. - М¬.2016. -335с.
21. Жилкина А. Финансовый анализ. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2018. - 286 с.
22. Илышева Н, Крылов С. Анализ финансовой отчетности. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 368 с.
23. Казакова Н. Финансовый анализ: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2017.
24. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. - М.: Проспект, 2015. - 311 с.
25. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Корпоративные финансы и учет. Понятия, алгоритмы, показатели. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 1006 с.
26. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий). - М.:
Проспект, 2016. - 413 с.
27. Когденко В.Г. , Крашенинникова М.С. Особенности анализа новой бухгалтерской отчетности (баланс и отчет о финансовых результатах) // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 18.
28. Котляров Э.А. Метод финансового анализа и планирования. - 2-е издание Спб, 2016 - 466 с.
29. Лермонтова Ю.Н. Рентабельность, финансового результата или наличие положительного денежного потока // Право и экономика. - 2016. - 2 издание №10.- С. 5-10.
30. Любушин Н., Ендовицкий Д., Бабичева Н. Финансовый анализ. Учебник. - М.: Кнорус, 2018. - 300 с.
31. Сосненко Л.С. Анализ экономического потенциала действующего предприятия. - М.: Экономическая литература, 2014. - 281 с.
32. Терехов В.А. Учет формирования и использования финансового результата // Бухгалтерский учет. - 2016. - №6. - С. 13.
33. Теплова Т. Эффективный финансовый директор. Учебное пособие.
- М.: Юрайт, 2017. - 508 с.
34. Талпегина О.А. Анализ прибыли: теория и практика исследования // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №3.
35. Турманидзе Т., Эриашвили Н. Финансовый менеджмент. Учебник.
- М.: Юнити-Дана, 2017. - 248 с.
36. Хатинская Г.И. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - №1. - С. 19-23.
37. Шамхалов Ф.И. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации// Финансы. - 2016. - №6. - С.19-22.
38. Шереметьев А.Д. Методика финансового анализа. - М.:ИНФРА-М, 2016. - 366 с.
39. Шохин Е. Корпоративные финансы. - М.: Кнорус, 2018. - 318 с.