Введение 3
1. Анализ теоретических основ системы коммуникаций 6
1.1. Роль коммуникаций в системе управления 6
1.2. Понятие и виды коммуникаций в организации 12
1.3. Современные информационные технологии осуществления
коммуникационных процессов 17
2. Анализ системы управления коммуникациями в ООО «Аист бизнес
тревел» 25
2.1. Характеристика исследуемой организации 25
2.2. Анализ внутренних коммуникаций в ООО «Аист бизнес тревел» 37
2.3. Анализ внешних коммуникаций в ООО «Аист бизнес тревел» 40
3. Рекомендации по совершенствованию системы коммуникаций в организации
ООО «Аист бизнес тревел» 46
3.1. Выявление проблем в сфере коммуникаций 46
3.2. Мероприятия по совершенствованию коммуникаций в организации 51
3.3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий 58
Заключение 68
Список использованных источников Приложения
Актуальность выбранной темы. В последние годы, связанные с существенными преобразованиями в экономики России, все больше ценится умение организации достигать взаимопонимания и сотрудничества с контактными аудиториями, в составе которых живут, работают, конфликтуют ее сотрудники. Поэтому практически нет организаций, у которых не было бы коммуникационных проблем и необходимости в их профессиональном разрешении. В этой связи формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления.
Управление в любой организации реализовывается через сотрудников. Одним из значимых инструментов управления в руках руководителя (менеджера) является имеющаяся в его ведении информация. Действительно, обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации, и это объясняется следующими причинами:
— руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;
— происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников;
— в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;
— работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т. д.
В связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.
Степень разработанности проблемы. Механизмы управленческих процессов и коммуникационного процесса в современной организации отражены в исследованиях Барамзина С.В., Блинова Н.М., Иванова В.И., Колобова И.Н., Кухаренко В.Б. и др.
Объектом исследования настоящей работы являются коммуникации в организации.
Предметом исследования является комплекс коммуникационных процессов, существующих и развивающихся в организации.
Цель исследования - анализ сущности, элементов и этапов коммуникационного процесса в организации а также их значимости в повышении эффективности менеджмента на примере ООО «Аист бизнес трэвел».
Задачи дипломной работы:
- раскрыть сущность и виды коммуникаций,
- определить основные этапы и элементы коммуникационного процесса,
- выявить основные направления совершенствования коммуникациооного процесса в организации,
- дать общую характеристику деятельности ООО «Аист бизнес трэвел»,
- провести исследование системы управления ООО «Аист бизнес трэвел»
- оценить систему управления организационными коммуникациями в ООО «Аист бизнес трэвел»,
- разработать предложения по внедрению программы обучения сотрудников искусству общения в ООО «Аист бизнес трэвел»,
- разработать предложения по совершенствованию системы обратной связи в ООО «Аист бизнес трэвел»,
- разработать предложения по внедрению современных информационных технологий для решения коммуникационных проблем в ООО «Аист бизнес трэвел».
Методы исследования. В исследовании использованы методы диалектического, исторического и логического анализа, метод сравнения и обобщения; а также системно-функциональный и системно-структурный принципы исследования и специфические приемы: качественный анализ и графическая интерпретация информации.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Обмен информацией, представляющий собой управленческую деятельность, является одной из сложнейших проблем, существующих в организации. Ее получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией. Невозможно переоценить важность коммуникации в функционировании системы управления.
Основная цель коммуникации - достичь понимания обмениваемой информации, т.е. сообщения.
Коммуникации по своей природе — это контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации.
Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволит изучить процессы межличностных коммуникаций.
Обмен информацией - необходимая составляющая функционирования организации. Процесс коммуникации происходит только в том случае, если одна сторона транслирует информацию, а другая, в свою очередь, эту информацию принимает и обрабатывает. Следовательно, для более эффективного обмена информацией каждая сторона должна обладать необходимыми коммуникативными навыками и умениями.
Объект исследования - ООО «Аист бизнес трэвел».
Корпоративная культура ООО «Аист бизнес трэвел» - сложнейшая система, которая включает в себя множество элементов, учет всех деталей бизнеса. Компания передает своим подопечным не только правила оптимизации экономических показателей - правильное планирование продаж, формирование себестоимости и структуры цены, но и не менее важные для бизнеса вещи - высокое качество работы, убежденность, веру в успех, а значит, свой корпоративный дух.
На современном этапе развития производства продолжается процесс дальнейшего разделения труда в сфере управления. Это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы управления. Нарушение координации - руководители не информированы о работе друг друга, действуют обособленно - нарушение сотрудничества. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями.
Из проведенного в организации опроса выявлены основные проблемы, возникающие при организационных коммуникациях.
В целях повышения качества организационных коммуникаций в ООО «Аист бизнес трэвел» необходимо разработать ряд предложений.
Во первых, необходимо разработать и принять программу обучения сотрудников искусству общения.
Программа будет включать в себя тренинги, направленные на укрепление командного взаимодействия в коллективе, обучению плодотворному общению.
Цель программы: установление эффективной коммуникации в
организации для решения деловых задач.
Наше исследование показало, что ограничителем эффективности коммуникаций ООО «Аист бизнес трэвел» является отсутствие обратной связи по поводу посланного сообщения.
Нами разработаны наиболее действенные способы для совершенствования обратной связи ООО «Аист бизнес трэвел».
Для улучшения социально-психологического климата необходимо проводить психологические тренинги с периодичностью раз в четыре месяца. В ходе данных тренингов проводится психологическая работа с сотрудниками
для выявления проблем, потребностей, обстановки в коллективе.
Психологическую работу с сотрудниками можно проводить двумя способами: с помощью введения новой должности - психолога, либо с помощью привлечения услуг психолога сторонней организации.
Услуги психолога необходимы только для оценки социальнопсихологического климата в коллективе, поэтому нет смысла вводить должность психолога на предприятии, достаточно только иногда обращаться за помощью профессионального психолога сторонней организации. К тому же привлечение услуг психолога сторонней организации является экономически более эффективно.
Для улучшения социально-психологического климата в коллективе был внедрен ряд мер: организованы места для отдыха сотрудников, создан «Фонд взаимопомощи», создана «Книга жалоб и предложений» для сотрудников, скорректирован график работы сотрудников, создан организационный комитет по празднования внутренних праздников.
Таким образом, значение коммуникации в сфере услуг на современном этапе развития рыночной экономики постоянно возрастает.
Подведя итог, можно сказать, что наиболее эффективным и менее затратным для организации станет повышение уровня профессионализма своих сотрудников, путём организации в ООО «Аист бизнес тревел», чем привлечение новых работников. Материальные затраты, которые планируется направить на создание и содержание СО, являются наиболее эффективными, ведь сотрудники непосредственно связаны с организацией, являются ее неотъемлемая частью, интересуется проблемами, содействует благополучию и росту, так как его собственный профессиональный рост находится в прямой зависимости от успехов организации.
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
Книги, монографии
2. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для СПО / Л. Г. Березовая. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
3. Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
4. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
5. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 340с.
6. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
7. Деловые коммуникации / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: Юрайт, 2017. - 528 с.
8. Деловые коммуникации / Под. ред. Т.Ю. Анопченко. - М.: КноРус, 2018. - 248 с.
9. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учеб. пособие для СПО / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
10. Достанко Е. А. Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития: сб. науч. ст. вып. 3 / сост. Е. А. Достанко; редкол.: А. М. Байчоров. - Минск: БГУ, 2014. - 324 с.
11. Егоршин, А.П. Деловые коммуникации / А.П. Егоршин. - М.: НИМБ, 2015. - 320 с.
12. Коваленко В.В. Социально-экономическая эволюция туризма в России. М.: ТиРу, 2014. - 168 с.
13. Колодий, Н. А. Маркетинговые технологии в туризме: экономика ощущений и впечатлений : учеб. пособие для СПО / Н. А. Колодий. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
14. Лисс, Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 342 с.
15. Лукьянова, Н. С. География туризма. Туристские регионы мира и России. Практикум / Н.С. Лукьянова. - М.: КноРус, 2017. - 168 с.
16. Луценко Е. В. Современные информационно-коммуникационные технологии в научно-исследовательской деятельности и образовании: учебное пособие для аспирантов / Е.В. Луценко, В.И. Лойко, В.Н. Лаптев; под общ. ред. Е. В. Луценко. - Краснодар, КубГАУ. 2015. - 229с.
17. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 720 с.
18. Морозов, М. А. Экономика туризма : учебник для СПО / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 291 с.
19. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для академического бакалавриата / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с.
20. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для СПО / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с.
21. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации : учебник. - М. : Омега-Л, 2018.
- 656 с.
22. Саблина С. А. Коммуникация и общественные связи : западные теории, методология, практика : учебное пособие. - М. : Вариант, 2016. - 127 с.
23. Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии : учеб. пособие для СПО / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; отв. ред. В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с.
24. Федотова М. Г. Коммуникационный менеджмент : учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. - 76с
25. Шубаева, В. Г. Маркетинг в туристской индустрии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 120 с.
26. Шубаева, В. Г. Маркетинговые технологии в туризме : учебник и практикум для СПО / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 120 с.
Печатная периодика
27. Асташина, О.В. Коммуникативные стратегии в организации / О.В. Асташина // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - № 4.
- С. 151 - 156.
28. Бабосов, Е.М. Особенности коммуникации в организационных моделях различных типов / Е.М. Бабосов, А.А. Трусь // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2015. - № 3. - С. 95 - 114.
29. Боднар, А.В. Алгоритм функционирования информационнокоммуникационного механизма предприятия / А.В. Боднар // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 4. - С. 131 - 139.
30. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации / А.С. Данилова, О.М. Федорова, С.В.
Здрестова-Захаренкова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 2. - С. 42 - 47.
31. Доронина, Е.Б. Повышение эффективности создания и функционирования сложных систем на основе анализа коммуникативных процессов / Е.Б. Доронина // Science Time. - 2016. - № 4. - С. 244 - 254.
32. Егоричев, В.А. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций / В.А. Егоричев, П.И. Малярчук, Н.К. Семенова // Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 686 - 688.
33. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой - залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей.
2018. - С.194 -196.
34. Коноваленко, В.А. Основы интегрированных коммуникаций / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед. - М.: Юрайт, 2015. - 486 с.
35. Конушкина, А.О. Современные коммуникации: организационный
подход / А.О. Конушкина, А.В. Федорова // Инновационная наука. - 2015. - № 3.
- С. 247 - 252.
36. Кравец М.А. Влияние турбулентности внешней среды на коммуникационную сеть предприятия // Вестник ГУУ. - 2014. - №6. - С. 185190.
37. Кравец М.А. Композиция элементов организационных коммуникаций // Казанская наука. - 2014. - №7. - С. 59-62.
38. Кравец М.А. Механизм влияния коммуникативной культуры на организационную эффективность, удовлетворенность трудом и приверженность организации // Современная экономика: проблемы и решения.
- 2016. - №6. - С. 114-120.
39. Кравец, М.А. Алгоритм и методология стратегической диагностики организационных коммуникаций / М.А. Кравец // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - № 4. - С. 55 - 65.
40. Кравец, М.А. Оценка эффективности развития организационных коммуникаций / М.А. Кравец // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - № 9. - С. 56 - 62.
41. Лещукова, И.В. Эффективность коммуникаций в организации / И.В Лещукова // Инновационная наука. - 2016. - № 12-3. - С. 139 - 141.
42. Магулаева, А.А. Роль организационных коммуникаций в эффективности управления предприятием / А.А. Магулаева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5. - С. 291 - 292.
43. Макаров, С.Н. Изучение управленческих ожиданий как инструмент социальной архитектуры / С.Н. Макаров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 3. - С. 107 - 112.
44. Максимов, М.В. Методы совершенствования анализа внутренней среды организации / М.В. Максимов // Инновационная наука. - 2016. - № 6-1. - С. 153 - 156.
45. Мансурова, Т.Г. Влияние внутренних коммуникаций на эффективность деятельности предприятия / Т.Г. Мансурова, Г.Р. Гумерова, Н.В. Руднева // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6. - С. 1084 - 1089.
46. Мерец, А.Л. Защита информации на предприятии при обмене данными с контрагентами / А.Л. Мерец // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 6-1. - С. 877 - 882.
47. Морозова Н.А. Управление коммуникациями в организации / Н.А. Морозова // Вестн. Воронеж.ун-та. Серия Экономика и управление. - Воронеж,
2018. -№2. - С.173- 180.
48. Муравьева, О.И. Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространствах существования человека // Вестник Томского Государственного Университета. - 2015. - № 286. - с. 110-117.
49. Плакса, Ю.В. Современные методы коммуникации в организациях / Ю.В. Плакса // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-2. - С. 1199 - 1203.
50. Семко И.А., Алтухова Л.А. Направления формирования организационной культуры / И.А. Семко, Л.А. Алтухова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 6 (18). С. 239-244.
51. Суровцева Е.С. Актуальные проблемы управления организационными коммуникациями / Е.С. Суровцева // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия Гуманитарные науки.- Тамбов, 2018.-№2. - С.125-128.
Электронные ресурсы
52. Научная электронная библиотека CyberLeninka [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
53. Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://elibrarv.ru/querv results.asp
54. Онлайн - блог TravelLine [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.travelline.ru/
55. Официальный сайт Всемирной Туристской Организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.world-tourism.org/
56. Официальный сайт информационного агентства «РИА Новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/
57. Официальный сайт туристической ассоциации «Мир без границ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.visit-russia.ru/
58. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/
59. ТАСС - информационное агентство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/politika/4951935
60. Туристический портал о Китае VisitChina.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://visitchina.ru/
61. Туристический портал Туринфо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tour-info.ru/