ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические аспекты современной логистики склада 8
1.1 Понятийный аппарат складской логистики и значение склада в
деятельности предприятия. Основные процессы на складе и зоны склада 8
1.2 Виды складского оборудования, тары для хранения и грузовых единиц . 15
1.3 Организация складского хозяйства и оценка и эффективности его использования 23
2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» 30
2.1 Отраслевая принадлежность и деятельность компании 30
2.2 Миссия, основополагающие ценности и основные перспективы развития 31
2.3 Организационная структура управления предприятия 34
2.4 Система и организационная структура производства 35
2.5 Концепция маркетинговой деятельности и анализ внешней среды предприятия 37
2.6 Технико-экономические показатели и финансовый анализ деятельности предприятия 40
2.7 Анализ управления производственными складами ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» 42
3. Разработка проекта по выбору оптимального размещения склада ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» 48
3.1 Цель создания склада и рассмотрение альтернативных вариантов его размещения 48
3.2 Выбор оборудования для хранения и расчет его количества. Расчет полезной площади и общей площади склада 51
3.3 Расчет основных параметров и статей затрат 55
3.4 Расчет капитальных вложений и оперативных затрат по каждому варианту 60
3.5 Расчет денежного потока по каждому варианту размещения склада 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Логистика склада является одной из приоритетных областей управленческого контроля.
В процессе своего функционирования предприятиям необходимо заботиться о создании прочной цепи между входом и выходом, где основным элементом выступает склад. Склады являются важными звеньями технологического процесса промышленных предприятий, а для оптовой и розничной торговли они служат отправной точкой от производителя к конечному потребителю, поэтому склады предприятий, намеренных опережать конкурентов, требуют полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и выполнения заказов, а также внедрения автоматизированных систем управления складским хозяйством. Сложность взаимосвязей внутри склада и с соприкасающимися процессами закупочной и распределительной логистики требует грамотной координации. Руководство любой компании должно тщательно отслеживать протекающие процессы на складах, так как они являются центрами затрат и возникновения рисков.
По мере наращивания объемов производства и расширения ассортиментной линейки компании начинают увеличивать свое складское хозяйство. Одной из проблем в данном процессе является выбор между собственным, арендованным и складом общего пользования. Данный выбор обуславливается расположением будущего склада, определением способа хранения, соответствующего оборудования и цепочки складских процессов, возможностью интеграции нового склада в общую логистическую систему предприятия, а также совокупными затратами на его организацию. Таким образом, оценка альтернативных вариантов производится с точки зрения технической и экономической целесообразности.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является машиностроительное предприятие ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС»
(краткое наименование ООО «ДК РУС»). Предмет исследования - это собственно складская система ООО «ДК РУС», современные методы, способы организации складского хозяйства.
Цель ВКР - дать характеристику изучаемому предприятию, провести анализ результатов деятельности и предложить наиболее рациональный вариант размещения материального склада ООО «ДК РУС» на основе оценки нескольких альтернативных вариантов.
Выпускная квалификационная работа исходит из выполнения следующих задач:
1. Изучение теории складской логистики, процессов и оборудования склада, а также показателей оценки эффективности его работы;
2. Знакомство с историей, стратегией, организационной структурой и деятельностью ООО «ДК РУС»;
3. Анализ производственной деятельности предприятия, в частности изучение линейки выпускаемой продукции и производственного процесса ее изготовления, системы и организационной структуры производства;
4. Анализ маркетинговой деятельности предприятия, включая стратегии и каналы продвижения, сбытовую политику и ценообразование;
5. Анализ финансовой деятельности предприятия на основе расчета технико-экономических показателей и изучении бухгалтерской отчетности за последние три года;
6. Анализ логистики склада предприятия, включая определение зон склада, процесса, описание используемого оборудования и расчёта основных показателей функционирования склада;
7. Выполнение расчетов по выбору размещения нового склада ООО «ДК РУС».
В ходе выполнения аналитической части выпускной- квалификационной работы был выполнен анализ хозяйственной деятельности с применением методов абсолютных, относительных и средних величин, сравнения, группировки и балансового метода. При выполнении проектной части использовались методы инвестиционного анализа, в частности метод дисконтирования денежного потока.
Теоретический материал опирается на учебные издания таких авторов, как Александрова О. А., Альбекова А. У, Волгина, В. В., Дыбской В. В., Егорова Ю. Н., Иванова Г.Г. и Киреевой Н.С, Королева В. И., Попова П.В., Сергеева В. И. Деятельность компании описана в соответствии с внутренними источниками информации ООО «ДК РУС» и официальным сайтом ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС». Внешними источниками служили сайты и порталы автомобильных журналов и агентств, таких как «Авторевю», «5 КОЛЕСО» и другие.
Трудно поспорить с тем, что склад является неотъемлемой частью большинства торгово-производственных предприятий, а складская логистика - обязательный элемент значительной части логистических систем. На склад поступает входящий поток сырья и материалов из производства или от внешних поставщиков, со склада отгружается готовая продукция, сырье и материалы конечным потребителям - как внешним, так и внутренним. При этом в зависимости от вида деятельности предприятия и характера хранимых грузов, каждый склад имеет свою технологию хранения, учета и обработки грузов.
Хозяйственная деятельность любого предприятия направлена на минимизацию затрат при увеличении производительности его структурных элементов (бизнес-единиц, подразделений, отделов и т.д.) и собственно направлений данной деятельности. В случае производственных складов сложность в оценке эффективности выражается и в том, что они являются центрами затрат, и в ряде случаев не приносят дохода предприятию. Однако пользование внешними складами не всегда целесообразно, ввиду огромных транспортных рисков (порчи, повреждений) и издержек (постоянная доставка к производственной линии).
В данной выпускной квалификационной работе были выполнены все шаги по анализу текущего склада компании ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», выявление потребности в дополнительной площади и ее расчета, выбор системы складирования, а также оценка эффективности реализации того или иного проекта размещения нового склада.
Анализ складской системы показывает, что предприятие ООО «ДК РУС» максимально учло все риски, возможные во время внутрискладских перемещений, организуя прямые потоки движения материальных ресурсов. Предприятие имеет эффективную систему отслеживания всех финансовых, экономических и производственных показателей, включая показатели работы службы внутренней логистики. Складской товарооборот увеличивается с каждым днем из-за роста объемов производства, переноса буферных запасов с производственной территории на складскую и созданием больших страховых запасов для комплектации старой модели грузовика Мерседес- Бенц. Оптимизация текущего склада осложнена технологическими причинами. В такой ситуации предприятию необходимо было оценить все имеющиеся возможности рынка по организации нового склада, где основными вариантами служили следующие: строительство собственного склада; временное размещение на материальном складе завода «Кабин», размещенного на территории автомобильного завода ПАО «КАМАЗ»; склад общего пользования в пределах г. Набережные Челны; аренда склада на территории КИП «Мастер» без и с дополнительными услугами по перемещению и комплектации грузов. При оценке эффективности каждого варианта было выяснено, что последний вариант из вышеперечисленных наиболее подходящий как с точки зрения затрат и окупаемости, так и с точки зрения минимизации рисков.
1. Александров О. А. Логистика: Учебное пособие / О.А. Александров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 217 с.
2. Альбеков А. У. Логистика: Учебник / А.У. Альбеков, Т.В. Пархоменко, Г.А. Лопаткин [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.У. Альбекова. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. — 403 с.
3. Волгин, В. В. Склад: логистика, управление, анализ. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 724 с.
4. Дыбская В. В. Логистика складирования: Учебник / В.В. Дыбская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 559 с.
5. Егоров Ю. Н. Логистика: учебное пособие / Ю.Н. Егоров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
6. Иванов Г.Г., Киреева Н.С Складская логистика: Учебник / Иванов Г.Г., Киреева Н.С. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с
7. Королев В. И. Интенсивный курс MBA: Учебное пособие / В.И. Королев, О.М. Хотяшева, В.В. Герасименко; Под ред. В.К. Фальцмана, Э.Н. Крылатых - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 544 с.
8. Краткий курс по логистике : учеб.пособие. - 2-е изд.,стер. - М. : Издательство «Окей-книга», 2014. - 160 с.
9. Официальный сайт «Авторевю»https: //autoreview.ru
10. Официальный сайт ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» http://www.trucks.mercedes-benz.ru
11. Попов П.В. Логистика: модели и методы : учеб. пособие / П.В. Попов, И.Ю. Мирецкий, Р.Б. Ивуть, В.Е. Хартовский ; под общ. и науч. ред. П.В. Попова, И.Ю. Мирецкого. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 272 с.
12. Российский автомобильный портал «5 КОЛЕСО»http://5koleso.ru
13. Сергеев В. И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В.И. Сергеев и др.; Под ред. В.И. Сергеева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 634 с.
14. Степанов Владимир Иванович. Логистика производства: Учебное пособие / В.И. Степанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.
15. Хартовский Вадим Евгеньевич. Логистика: модели и методы : учеб. пособие / П.В. Попов, И.Ю. Мирецкий, Р.Б. Ивуть, В.Е. Хартовский ; под общ. и науч. ред. П.В. Попова, И.Ю. Мирецкого. — М. : ИНФРА-М, 2017.—272с.