Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факультативные занятия по теме «Математическое моделирование физических процессов»

Работа №47686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста…………………………………………………………………………….6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика познавательных процессов подростков старшего школьного возраста……………………………………....6
1.2 Возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение………………………………………….....9
1.3 Место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников………………………………………………………………..12
Глава 2. Математические модели в различных учебниках физики…………..18
2.1 Сравнительный анализ математических моделей в различных учебниках физики…………………………………………………………………………….18
2.2 Модели механики……………………………………………………………41
2.3 Электричество………………………………………………………………..52
2.4 Модели квантовой физики…………………………………………………..58
2.5 Другие модели……………………………………………………………….60
Глава 3. Разработка факультативного курса для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»…………………..67
3.1 Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»……………………………………….67
3.2. Педагогический эксперимент…………………………...………………….99
Заключение……………………………………………………………………...108
Список используемой литературы………………...…………………………..109
Приложения…………………………………………………………………….114



Актуальность исследования. Проблема развития интеллектуального потенциала современных российских школьников на сегодняшний день является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов образовательной политики государства и педагогической науки. Необходимость поиска путей повышения интеллектуального уровня учащихся подтверждается как социологическими данными, так и результатами международных исследований образовательных достижений учащихся. По мнению большинства экспертов, к основным проблемам относится неумение применять полученные знания в незнакомых ситуациях, извлекать из текста и интерпретировать необходимую информацию. Сложившаяся ситуация объясняется главным образом тем, что в настоящее время учащиеся обеспечиваются лишь значительным багажом предметных знаний, и это не позволяет им выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.
С введением нового ФГОС основного общего образования, в котором официально закреплена внеурочная деятельность, вопрос ее функциональных возможностей и содержательного наполнения приобрел особую актуальность. Стандарт предполагает полную самостоятельность общеобразовательных организаций в части выбора форм организации внеурочной и чередования учебной и внеурочной деятельности. Нормативно закреплены лишь направления развития личности, по которым организуется внеурочная деятельность в современной школе: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Возможности для работы общеобразовательных организаций по обозначенным направлениям заложены в названиях самих направлений.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования межпредметных связей с помощью факультативных занятий по теме «Математическое моделирование физических процессов» недостаточно проработана в методике преподавания математики.
Объект исследования: процесс формирования межпредметных связей с помощью факультативных занятий по теме ««Математическое моделирование физических процессов».
Предмет исследования: факультативные занятия по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Цель исследования – разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов подростков старшего школьного возраста;
2) рассмотреть возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение;
3) проанализировать место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников;
рассмотреть психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста;
4) изучить математические модели в различных учебниках физики;
5) разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»;
3) провести педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность разработанных факультативных занятий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования;
2) эмпирические методы: сбор научных фактов, психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент;
3) социологические методы: опрос и тестирование обучаемых с целью выявления эффективности технологии активизации познавательной деятельности во внеурочной работе по математическому моделированию физических процессов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста.
Во второй главе рассмотрены математические модели в различных учебниках физики и приведен их сравнительный анализ.
В третьей главе разработан факультативный курс для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов» и представлен педагогический эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО «основная образовательная программа основного общего образования… направлена на… личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование…» . Все это находит отражение в организации внеурочной деятельности, которая выступает обязательной формой образовательной деятельности наравне с уроком.
Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Именно поэтому внеурочная деятельность акцентирована не только на формирование новой системы знаний и умений, но и на формирование способностей учащегося научиться действовать, принимать решения и т. д.
В условиях слабой мотивации и отсутствия интереса к процессу обучения в целом, внеурочная деятельность позволяет обучающемуся взглянуть на образовательный процесс по-иному, поскольку формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: от научно-познавательной до общественно полезной и проектной деятельности.
Автором был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого был разработан и апробирован курс факультативных занятий, направленный на изучение темы «Математическое моделирование физических процессов».
На контрольном этапе исследования автором показана положительная динамика в формировании меж предметных связей и познавательного интереса старших школьников.




1. Алимов Ш. А. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Ш. А. Алимова, Ю. М. Колягина, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунина. - 18-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 465 с.
2. Афанасова М.М., Методика преподавания физики с помощью интерактивных технологий обучения / М.М Афанасова, Е.А. Эйвазова // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2015. – № 2/47. – С. 16–24.
3. Бондарев Ю.А. Педагогические условия развития готовности старшеклассников к инженерному творчеству в процессе факультативного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.А. Бондарев; Балтийская государственная академия РФ. – Калининград, 2001. – 17 с.
4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 416 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
6. Данилов О. Е. Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 17-24. — URL https://moluch.ru/archive/77/13201/ (дата обращения: 13.04.2019).
7. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 330 с.
8. Запрудский Н.И. Организация факультативного обучения в 11-летней школе / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. — Мн.: Зорны верасень, 2008. — 164 с.
9. Зверев И.Д. Проблемы факультативных занятий в средней школе // Советская педагогика. – 1971. – 34. – С. 43-48.
10. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы / Под. ред. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Изд. 6-е. Ростов н/Д : Феникс, 2010. 510 с.
11. Кабардин О. Ф. Физика. 7 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций / О. Ф. Кабардин. - Москва : Просвещение, 2014. - 176 с.
12. Кабардин О. Ф. Физика. 8 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций / О. Ф. Кабардин. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 176 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 325 с.
14. Колмогоров А. Н. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. Н. Колмогорова. - 19-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 384 с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М., 1970. 191 с.
17. Краав И.Э. Особенности состава учащихся и их личностных взаимоотношений в классах с углубленным изучением отдельных предметов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.Э. Краав ; Тарту, 1984. – 21 с.
18. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — 9-е издание. Спб: Питер, 2012. — 940 с.
19. Лийметс, Х. Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. - М.: Знание, 1975. - 61 с.
20. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. Г. Мордковича, П. В. Семенова. - 19-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 384 с.
21. Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс [Текст] : базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. Парфентьевой. - Москва : Просвещение, 2014. - 416 с.
22. Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс [Текст] : базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. Н. А. Парфентьевой. - Москва : Просвещение, 2014. - 432 с.
23. Никольский С. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова - 18-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 465 с.
24. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения Текст. / В.А. Орлов // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования — М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 93-96.
25. Осмоловская И.М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01 / И.М. Осмоловская. – М., 2002. – 314 с.
26. Пальчик Г.В. Развитие идей дифференцированного обучения на старшей ступени общего среднего образования (исторический экскурс и перспективы внедрения) / Г.В. Пальчик // Народная асвета. – 2009. – №3. – С. 10-11.
27. Перышкин А. В. Физика. 7 класс [Текст] : учебник / А. В. Перышкин. - 2-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2014. - 237 с.
28. Перышкин А. В. Физика. 8 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. - 2-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2013. - 221 с.
29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994. С. 519.
30. Пурышева Н. С. Физика. 10 класс [Текст] : учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев. - 5-е изд., стереотип. - Москва : Дрофа, 2012. - 256 с.
31. Пурышева Н. С. Физика. 11 класс [Текст] : учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин . - Москва : Дрофа, 2014. - 303 с.
32. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2013. - 1270 с.
33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб., 2000. – 517 с
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
35. Симоновская Г.А. Факультативные и элективные курсы в системе школьной подготовки к сдаче ЕГЭ по математике //Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 11: Серия «История и теория математического образования». – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – С.283-285.
36. Сухоруков Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». – 2015. – С. 38–42.
37. Тувике К.Р. Становление системы факультативных занятий в общеобразовательной школе (на основе опыта школ Эстонской ССР) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / К.Р. Тувике . – Тарту, 1984. – 223 с.
38. Унт И.Э. Индивидуализация учебных занятий и ее эффективность: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И.Э. Унт. – Вильнюс, 1975. – 40 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ