Введение 3
1. Понятие таргет-кост и его экономическое содержание 6
1.1. Сущность системы таргет-кост и его назначение 6
1.2. Варианты организации таргет-костинга 19
2. Использование данных таргет-коста для управления предприятием 28
2.1. Использование данных таргет-коста для управления затратами 28
2.2. Использование данных таргет-коста в ценовой политике предприятия 35
3. Управленческий учёт и анализ целевых затрат организации 45
3.1. Учёт целевых затрат предприятия 45
3.2. Анализ целевой себестоимости предприятия и резервов ее оптимизации 54
Заключение 70
Список использованных источников
Стремление научиться управлять финансами в условиях рыночной нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции и при этом обеспечивать эффективное развитие организации, ставит перед руководством российских предприятий сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.
Несмотря на то что существует достаточно большое количество подходов к управлению затратами, в современной экономической науке имеется ряд проблем, с которыми организация очень часто сталкивается. Отсутствует должное внимание к анализу внешней среды предприятия при структурировании процесса управления затратами, возникают трудности при выборе методов управления затратами и реализации этих методов, наблюдаются сложности в выборе критериев оценки эффективности системы стратегического управления затратами. В связи с этим становится совершенно очевидно, что необходим поиск решения методологических и методических задач, возникающих при формировании качественно нового механизма - стратегического управления затратами для реализации конкурентной стратегии предприятия в условиях нестабильной рыночной среды. Также необходимо акцентировать внимание на создании системы стратегического управления затратами, которое обеспечивает предприятию возможность успешно конкурировать на рынке, и, соответственно, придании ей необходимых для реализации этой задачи свойств и качеств.
В большинстве случаев предприятия начинают бороться за сокращение затрат лишь тогда, когда продукт передан в производство, и только в этот момент приходит понимание того, что себестоимость продукта оказалась слишком высокой, чтобы стать прибыльным. Так возможно ли заранее предвидеть подобные ошибки и своевременно их избежать.
Положительный ответ на данный вопрос дали японские специалисты по производственному менеджменту и управленческому учету, предложив несложную и результативную концепцию управления целевой себестоимостью - систему таргет-костинг.
Применение системы таргет-костинг служит одним из наиболее перспективных путей решения данной задачи. Концепция целевых затрат зарекомендовала себя только с положительной стороны: применение в сотнях известных компаний разных стран мира, авторитетное мнение ведущих специалистов в области маркетинга, производственного менеджмента и управленческого учета.
Таргет-костинг (целевые затраты) - сравнительно новый метод стратегического управления затратами, позволяющий вносить изменения в структуру существующего объекта (изделия, услуги, работы) и создавать его по заданным стоимостным рекомендациям, который основывается на допустимом уровне затрат и информации о полезности свойств конечного продукта для потребителя.
При реализации инновационных проектов рекомендуется применять метод целевых затрат, а полученные при этом данные будут служить базой для анализа и планирования издержек по создаваемой продукции и основой для контроля и анализа отклонений. Необходимо отметить, что данный метод используется как для инновационных проектов, так и для инноваций в процессы, в которых в качестве исходного пункта вместо целевой цены изделия будет рассматриваться допустимая цена процесса.
Итак, как уже отмечалось, метод таргет-костинг представляет собой целостную концепцию управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.
Актуальность выбранной темы ставит перед нами основную цель написания данной дипломной работы - изучить сущность и роль системы таргет-костинг в управлении затратами.
В ходе написания работы ставятся к решению следующие основные задачи:
- изучить сущность системы таргет-кост и его назначение;
- определить варианты организации таргет-костинга;
- рассмотреть использование данных таргет-коста для управления затратами ООО «Стандарт-Пласт»;
- рассмотреть использование данных таргет-коста в ценовой политике ООО «Стандарт-Пласт»;
- изучить учёт целевых затрат ООО «Стандарт-Пласт»;
- провести анализ целевой себестоимости ООО «Стандарт-Пласт» и резервов ее оптимизации.
Объектом исследования данной бакалаврской работы выступает предприятие ООО «Стандарт-Пласт». Основной вид деятельности ООО «Стандарт-Пласт» - производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров.
Структура работы представлена введением, тремя основными главами, каждая из которых включает по три раздела, заключением, списком использованных источников и приложениями
Как известно, в современной экономической науке существует достаточно большое количество подходов к управлению затратами, однако не смотря на это имеется ряд проблем: отсутствует должное внимание к анализу внешней среды предприятия при структурировании процесса управления затратами, возникают трудности при выборе методов управления затратами и реализации этих методов, наблюдаются сложности в выборе критериев оценки эффективности системы стратегического управления затратами.
Именно поэтому необходимо провести поиск решения методологических и методических задач, которые возникают при формировании качественно нового механизма - стратегического управления затратами для реализации конкурентной стратегии предприятия в условиях нестабильной рыночной среды. При этом следует обратить внимание на создании системы стратегического управления затратами, обеспечивающей предприятию возможность успешно конкурировать на рынке, и, соответственно, придании ей необходимых для реализации этой задачи свойств и качеств.
Несмотря на то что элементы таргет-костинга были известны достаточно давно, как системная концепция целевого управления затратами был применен именно в Японии. Лишь в конце 1980-х годов промышленные корпорации США начали внедрять этот подход, взяв за образец японскую модель как наиболее эффективную и продвинутую. На сегодняшний день она применяется предприятиями различных отраслей промышленности на этапе проектирования изделия, планирования его себестоимости и производства.
В настоящее время наибольшее распространение таргет-костинг получил на предприятиях, работающих на международных рынках в условиях жесткой конкуренции, и прежде всего в инновационных отраслях: автомобилестроении, производстве электроники, то есть там, где японские предприятия ведут агрессивную маркетинговую политику, вытесняя конкурентов даже с их национальных рынков.
В настоящее время в Японии более 80% крупных компаний активно работают по системе таргет-костинг. В США и Европе число таких предприятий не так велико, однако и там данная система быстро находит своих единомышленников и тем самым добиваются высокого качества и рентабельности своей продукции.
Сравнение процессов планирования и управления затратами на предприятиях, работающих только со «старыми» инструментами контроллинга, и в современных японских фирмах свидетельствует, что предприятия, получающие информацию от традиционных систем учета затрат, тратят больше времени и денежных средств на процесс создания продукции. Это объясняется тем, что механизмы обратной связи традиционных систем позволяют выяснить предполагаемые затраты производства лишь в конце процесса разработки продукции. Если затраты на производство и реализацию выходят выше рыночной цены, то исследования просто приходится начинать сначала.
Кроме сферы производства инновационных продуктов, таргет-костинг все чаще применяют предприятия, задействованные в сфере обслуживания, а также неприбыльные организации. К примеру, система таргет-костинг еще в начале 1990х годов была успешно адаптирована в ряде американских клиник.
Исследуя динамику проникновения идеи таргет-костинг в разные отрасли и сферы людской деятельности, можно предположить, что резервы этой концепции ещё далеко не исчерпаны.
Метод таргет-костинг представляет собой целостную концепцию управления, поддерживающую стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.
Система таргет-костинг основывается на очень простой идее: если для успешного бизнеса изделие нужно продавать по цене, не превышающей рыночную, то определение себестоимости будущей продукции начинается именно с установления цены на неё.
Основными принципами системы таргет-костинг являются:
- первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
- калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
- учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;
- использование концепции жизненного цикла продукта.
Преимущество метода в том, что он обладает особенностями, которыми не обладает ни один другой метод ценообразования, а именно:
- позволяет стабилизировать цену на нужном уровне, что особенно важно для России, поскольку цена для российских потребителей в силу их слабой платёжеспособности является основным фактором при принятии решения для совершения покупки;
- позволяет заранее учесть модификации цены (скидки, бонусы);
- при комплексно изучении полностью учитывает интересы покупателя и производителя;
- при применении данного метода практически нет вероятности превышения цены, что позволяет избежать возвращения к этапу разработки и изменению в составляющих изделия для снижения его себестоимости.
Таким образом, метод целевых затрат позволяет осуществить комплексный оптимизационный анализ, проводимый на основе экономических и технологических показателей изучаемого объекта.
Выделим также основные недостатки, которые могут стать препятствием к реализации замыслов руководства предприятий, решивших внедрить эту концепцию у себя:
- система применима не ко всякому задуманному продукту;
- есть сложности в определении требований к продукту и анализу рынка;
- неготовность производственных возможностей отечественных предприятий. Несостоятельные организационные, информационные, методические и прочие составляющие работы отечественных предприятий.
Объектом практического исследования в работе послужили материалы ООО «СтандартПласт».
Основной вид деятельности ООО «Стандарт-Пласт» - производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров.
В ближайшем отчетном периоде ООО «Стандарт-Пласт» планирует ввести новую услугу, а именно составление годовой экологической отчетности, разработанную при помощи системы целевых затрат. Благодаря таргет-костинг организация сможет учитывать факторы, которые относятся более к спросу, чем к предложению, тем самым возможно будет оценить, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемую услугу.
Маркетолог предприятия исследовал рынок по производству пластмассовых изделий для упаковывания товаров. В результате этого исследования были найдены свободные ниши со слабой конкуренцией. Проведя опросы потенциальных заказчиков (клиентов), маркетолог выявил требования к будущей услуге:
- высокое качество производства;
- приемлемая цена;
- короткие сроки производства пластмассовых изделий для упаковывания товаров.
Снижение затрат на предоставляемые работы можно провести исходя из анализа рынка пластмассовых изделий. В связи с тем с тем, что ООО «Стандарт-Пласт» является организацией малого бизнеса, цены производства пластмассовых изделий для упаковывания товаров можно снизить до уровня рыночных, где действуют фирмы с аналогичным положением на данном рынке услуг. Следовательно, возможно снижение затрат, связанных с расширением клиентской базы. Тем самым расходы по обычным видам деятельности снизятся до 9550 рублей.
После окончания процесса разработки, рассчитали примерную себестоимость производства и она равна 12 850 рублей. Это значение на 100 рублей превышает целевое. Директор ООО «Стандарт-Пласт» считает такую разницу незначительной.
По подсчетам маркетолога, спрос на составление покупку пластмассовых изделий для упаковывания товаров при цене 16500 рублей был бы намного ниже, чем при цене 12 850 рублей. В результате в ООО «Стандарт-Пласт» обратилось бы примерно 20 клиентов, и организация получило бы прибыль равную 48 000 рублей. Это почти на 30 000 рублей меньше, чем доходы при таргет-костинге.
Конечно же, на практике при разработке новых товаров, услуг предприятиям не всегда удается сразу «уложиться» в целевую себестоимость. Но ООО «Стандарт-Пласт» следует продолжать разрабатывать различные варианты до тех пор, пока себестоимость производства не уменьшится до целевого уровня.
Особое место среди основных показателей деятельности ООО «Стандарт- Пласт» занимает показатель себестоимости производства. В нем как синтетическом показателе отражаются все грани производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. Такие важные показатели, как размер прибыли и уровень рентабельности, зависят именно от уровня себестоимости производства. То есть, чем экономичнее ООО «Стандарт-Пласт» будет использовать все свои ресурсы при выполнении работ и оказании услуг, тем будет выше эффективность производственного процесса и тем самым больше прибыль.
Следует иметь в виду, что алгоритм принятия ценовых решений формализует лишь общий принцип их исчисления. Его реакция требует учета многих других факторов, и прежде всего соотношения спроса и предложения.
Цена продукции также подвержена частым изменениям. Для ООО «Стандарт-Пласт», работая в неодинаковых условиях с другими конкурентами, такой важный ограничивающий фактор, как цена продукции, сложно бывает определить. В связи с этим возможны разные альтернативы:
- в расчетах используется средняя по отрасли рыночная цена, которая может совпадать и не совпадать с договорной;
- ООО «Стандарт-Пласт» знает цену на момент планирования, однако продажа наступает через 10-12 месяцев после планирования. На этот момент цена может измениться, кроме того, она меняется в процессе торгов с заказчиками. Тогда все результаты предыдущего планирования меняются, ведь меняется общая сумма целевых затрат. Именно поэтому так важна автоматизация учетных работ в данном случае;
Также при внедрении данной концепции могут возникнуть трудности с несоответствием регистрам, уже существующим на предприятии ООО «Стандарт-Пласт». Это означает, что таргет-костинг требует создания системы регистров или же модификации уже существующих регистров бухгалтерского учета.
Также мы рассмотрели методику определения себестоимости нового продукта, созданного на базе существующего посредством создания в нем новых функций (функциональных особенностей) на примере ООО «Стандарт- Пласт».
По данным службы маркетинга ООО «Стандарт-Пласт», более 34,5% потенциальных потребителей хотят увидеть производства полиэтилентерефталат-гликоль (ПЭТГ) - это разновидность листового ПЭТа: высокоударопрочный листовой пластик из полиэтилентерефталата с добавлением гликоля (по международному обозначению PET-G).
Поскольку в ООО «Стандарт-Пласт» информация о рыночной стоимости продукции полиэтилентерефталат-гликоль (ПЭТГ) и ПЭТ тары отсутствовала, то для осуществления первого шага данного этапа были проведены исследования рынка г.Казани и РФ. Исследования показали, что минимальная розничная цена продукции полиэтилентерефталат-гликоль (ПЭТГ) и ПЭТ тары составляли 12 руб./шт.
В целом продукции полиэтилентерефталат-гликоль (ПЭТГ) и ПЭТ тары относятся к продукции высшего ценового уровня (сегмента) и продаются конечным потребителям по цене от 16 до 28 руб./шт. Еще одной задачей данного этапа является проведение факторного анализа себестоимости продукции конкурентов для определения целевой себестоимости каждой отдельной функции. Такой анализ необходим для того, чтобы ООО «Стандарт- Пласт» имела четкие ориентиры: во сколько ей должна обойтись та или иная продукция в отдельности. Было установлено, что в среднем розничные цены полиэтилентерефталат-гликоль (ПЭТГ) и ПЭТ тары отличаются между собой на 2-12 руб./шт. Наличие дополнительного покрытия к стойке добавляет в среднем около 2-6 руб./шт. к отпускной цене ПЭТ тары. При проведении указанного факторного анализа цен продукции конкурентов для определения розничной цены каждой функции необходимо анализировать наиболее схожие между собой но всем внешним и внутренним функциям продукты одного и того же производителя.
Таким образом, зона принятия решения но целевым затратам определяется системой двойных ограничений. Первое ограничение - целевая себестоимость каждой из функций не должна превышать установленной величины, например, 8 руб./шт. для полиэтилентерефталат-гликоль (ПЭТГ), и 6 руб./шт. для ПЭТ тары.. Второе ограничение общая себестоимость продукта не должна превышать установленной величины, например, 8,2 руб./шт. Главным ограничением выступает величина общей целевой себестоимости продукта.
Таким образом, целью применения функционального метода учета затрат на данном этапе должно стать экономически-обоснованное отнесение затрат, проводимых на допроизводственной стадии к каждому из будущих продуктов (или к каждой из функций продукта). Практической задачей является определение тех факторов, которые наиболее точно определяют затраты, связанные с тем или иным продуктом (или его функцией), стоимости каждого из видов деятельности и отнесение возникающих по нему затрат на каждый из продуктов.