Введение 4
1. Теоретические и методологические основы инновационного менеджмента 7
1.1. Сущность и содержание понятия «инновационный менеджмент» 7
1.2. Особенности инновационного менеджмента в коммерческой организации 13
1.3. Тенденции развития инновационного менеджмента 21
1. Анализ системы управления ООО «ГК «ТрансТехСервис» и результатов
его финансово-хозяйственной деятельности 26
1.1. Общая характеристика и анализ среды функционирования и развития
организации 26
1.2. Анализ финансового состояния хозяйственной деятельности компании
ООО «ГК «ТрансТехСервис» 36
1.3. Оценка выявленных проблем и возможностей 52
2. Разработка рекомендаций и обоснование мероприятий по
совершенствованию системы инновационного менеджмента предприятия на ООО «ГК «ТрансТехСервис» 66
3.1 Совершенствование системы управления ООО «ГК «ТрансТехСервис»
с помощью организационно-управленческих инноваций 66
3.2. Оценка экономической эффективности открытия центра по оказанию комплексных услуг для широкого портфеля брендов 71
Заключение 84
Список используемых источников 87
В условиях быстро изменяющейся внешней среды, необходимости оптимизации издержек, организационная структура любой компании должна со временем меняться. Современный рынок увеличивает объемы, конкуренция становится сильнее, тем самым больше подтверждая потребность внедрения организационно-управленческих изменений. Научнообоснованное совершенствование организационной структуры является одним из главных условий достижения стратегических целей и контроля бизнес-процессов компании.
Актуальность разрешения данной проблемы обусловлено выбором структуры, которая будет соответствовать требованиям теории организации и позволит эффективно взаимодействовать с окружающим миром, продуктивно управлять персоналом, соответствовать требованиям клиентов и достигать стратегических и оперативных целей. В современных условиях организациям приходится искать потенциал для получения прибыли и делать упор на направления деятельности, которые являются наиболее эффективными на данный момент времени.
Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию системы управления инновационного менеджмента (на примере ООО «ГК «ТрансТехСервис»).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы инновационного менеджмента;
- выявить и описать тенденции развития инновационного менеджмента на современном этапе;
- провести анализ внешней и внутренней среды функционирования
и развития организации, ее финансово-хозяйственной
деятельности;
- оценить выявленные проблемы и возможности;
- разработать мероприятия для использования возможностей, выявленных в ходе анализа, оценить их эффективность.
Объектом исследования является система управления ООО «ГК «ТрансТ ехСервис».
Предмет исследования - инновационная составляющая в системе управления организации и возможности ее совершенствования.
Теоретико-методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в рассматриваемой предметной области, в частности Омельченко М.А., Сафиуллина Л.Н., Желтенкова А.В., И.Адизеса, Дж.К. Лафты, Б.З. Мильнера, А.А. Томпсона-мл., П.Друкера и др.
В данной работе используются методы анализа, в том числе вертикального и горизонтального, и сравнения.
Научную новизну данного исследования составляет концепция использования различных вариантов дивизиональных структур, реализованная в формировании центра по оказанию комплекса услуг в регионах, позволяющего увеличить эффективность работы за счет диверсификации видов работ и повышения их качества.
Исследовательская работа состоит из трех глав. Первая включает теоретические и методологические основы формирования системы инновационного менеджмента.
Во второй главе проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, среды функционирования и развития компании, которая позволил выявить основные проблемы деятельности и возможности совершенствования системы менеджмента.
В третьей главе описываются мероприятия по совершенствованию системы управления путем формирования инновационных составляющих.
Заключение обобщает проведенное исследование, аккумулирует итоги и выводы по работе.
В современной среде, благодаря ее характеристикам, инновационные методы управления становятся как никогда актуальными, их значение на предприятиях повышается. Особую важность это имеет для организаций, в большинстве которых значимую роль играет не только управление производством, но и человеческими ресурсами. Согласно новым теориям экономического роста, развитие инноваций, а не накопление капитала, являются движущей силой устойчивого экономического роста. Именно поэтому растет интерес к понимаю понятия «инновация», процесса развития в инновационном цикле, их роли в экономическом развитии общества.
Инновации в управлении - это усовершенствование актуальных на данный момент времени структур, технологий, методов, принципов и правил системы управления.
Понятие «инновация» присуще не только производству, но актуальна на сегодняшний день и для управленческого процесса. В результате этого возникает проблема, что данный аспект зачастую пренебрегается действующим руководством, тем самым потенциал компании используется не полноценно. В процессе создания инновационного механизма развития управления организацией необходимо формировать в ней свойство адаптивности и связанные с ним общесистемные свойства.
Внедрение управленческих инноваций - действенный способ обеспечения неповторимости и эффективности системы управления предприятием. Совершенствование организационной структуры дает возможность адаптироваться к изменчивости макро- и микроокружения за счет соответствующих инноваций в управлении. Сейчас как никогда стоит уделять большее внимание изменениям, происходящим в окружающем мире, в том числе в экономике и бизнесе, адаптироваться к скорости поступающей информации и степени ее актуальности на момент принятия решений.
Одним из главных условий внедрения в организации управленческих инноваций является наличие адаптивной системы управления. Соответствовать данному условию возможно лишь при понимании значимости изменений, нововведений и знаний для производственного и управленческого процесса, что дает компаниям преимущество в конкурентной борьбе. Усовершенствование системы управления за счет организационно - управленческих инноваций в структуре предприятия является основанием достижения компанией стратегических целей.
В ходе анализа среды функционирования компании и ее общей характеристики прослеживался рост рынка, который большей частью имел позитивные прогнозы на будущие периоды. Компания «ТрансТехСервис» является одной из лидеров автомобильной отрасли, что, в свою очередь, доказал анализ финансового состояния компании. Большинство рассчитанных показателей находятся в пределах нормативных значений и имеют положительную динамику.
Результатом исследования, проведенного по второй главе, обозначена основная причина неэффективного управления оборотными активами, в качестве которой выступила недостаточная работоспособность организационной структуры управления в современных условиях, характеризующихся высокой нестабильностью внешней среды и изменением вкусов, требований и предпочтений потребителей, и, как следствие, упущенной выгоды. Направлением для устранения выявленных недостатков и использования возможностей может стать усовершенствование организационной структуры.
Нами было предложено внедрение продуктово-дивизиональной структуры в коммерческом департаменте, за счет чего произойдет распределение по направлениям оказания услуг, включая открытие нового автоцентра, который будет включать в себе все направления деятельности. Для выявления целесообразности реализации данного проекта, был рассчитан подробный бизнес-план и оценена экономическая эффективность. При этом дисконтированный доход принял положительное значение, что подтверждает эффективность данного проекта с точки зрения инвестиций. Значение показателя срока окупаемости равно 4,6 лет.
Реализация данного проекта обосновано также положительной динамикой рассчитанных прогнозных показателей оборачиваемости и рентабельности. Следовательно, данные расчеты показывают положительный эффект от реализации данного проекта. Также нужно обратить внимание на наличие потенциала для дальнейшего положительного эффекта. В перспективе можно говорить о дальнейшем улучшении технико-экономических показателей за счет открытия нового направления деятельности.
1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф; пер. с англ.С. Жильцова; под ред. Ю.Н. Каптуревского. М. и др. Питер, 1999.- 414 с.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс: 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Ника-Центр, 2004 - 655 с.
3. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
4. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие / В.И. Гончаров. - Изд-во Мисанта, 2003. - 624 с.
5. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. - СПб: Питер, 2008 - 560 с.
6. Дворяшина М.М. Менеджмент: курс лекций / М..М. Дворяшина, О.Н. Шилина, Л.К. Витковская. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 260 с.
7. Друкер П. Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2003. - 398 с.
8. Желтенков А.В. Развитие управления организацией
промышленного типа: проблемы, концепции, цели, механизмы. М.: Изд-во МГОУ, 2008 - 149 с.
9. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник. - М.: Экономист, 2002 - 126 с.
10. Иванова, Н.Н., Мозгов, Н.Н., Герасимов, Б.И. Экономический анализ организационных структур промышленного предприятия: Монография / Под науч. ред. Б.И. Г ерасимова. Тамбов: Издательство Тамбовского гос. техн. ун-та, 2013. - 120 с.
11. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают компании, применяющие сбалансированную систему показателей. - М.: Олимп-Бизнес, 2004 - 214 с.
12. Кротков Э.М. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 684 с.
13. Латкин А.Г. Управленческие нововведения. - М.: Макс Пресс, 2008.- 134 с.
14. Лафта Дж.К. Теория организации. - М.: Проспект, 2006. - 416 с.
15. Лукичева, Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2014. - 360 с.
16. Мазур, И.И., Шапиро, В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие / Под ред. И. И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2013. - 587 с.
17. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - 2-е изд. - Москва : Дело, 2004 - 799 с.
18. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - 2-е изд., перераб.и доп. - М:ИНФРА-М, 2000 - 480 с.
19. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.
20. Пуряев А.С. Экономическая оценка инвестиций: курс лекций // Набережные Челны. - 2016. - URL: http://aidarp.ru/publications/uchebnyi- kompleks.html
21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - 5-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА, 2009. - 536 с.
22. Симагина О.В. Теория управления: Учебное пособие / О.В. Симагина, В.М. Матюнин. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. - 135 с.
23. Симонов С.В., Желтенков А.В. Теоретические основы формирования механизма развития системы управления промышленной организацией: Монография. М.: Изд. МГОУ, 2009 - 123 с.
24. Ступаков В.С. Риск-менеджмент: учеб.пособие / В.С. Ступаков, Г.С. Токаренко. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.
25. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуация для анализа, 12-е изд. пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2002 - 928 с.
26. Федорова Н.Н. Организационная структура управления
предприятием: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2003 - 250 с.
27. Фрайлингер К. Управление изменениями в организации / К.Фрайлингер, И. Фишер. - М.: Книгописная палата. - 2012. - 264 с.
28. Шамов О. Современные концепции и методы управления: монография / О. Шамов, В Матвейчук, У. Кобылиньска. - Г родно: Г рГУ, 2011. - 309 с.
29. Alfred Chendler, Strategy and Structure, Camridge, MA: MIT press- 1962 - 490 p.
30. Hamel G. The Future of Management / G.Hamel. - Boston : Harvard Business School Press. - 2013. - 288 p.
31. Адизес И. На пороге управленческой революции // Harvard Business Review - 2017 - №2 URL: http://hbr-russia.ru/management/upravlenie- izmeneniyami/a18761/
32. Антонов В.Г., Кузьмина Е.Ю. Факторы и тенденции развития
менеджмента // Вестник ГУУ. - 2015. - №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-tendentsii-razvitiya-menedzhmenta (дата обращения: 01.08.2018).
33. Васильченко Н.Г. Маркетинговые исследования рынка
образовательных услуг в регионе / Н.Г. Васильченко, Е.В. Бурлюкина, В.Д. Секерин // Маркетинг. - 2003. - №1 - С. 21-27
34. Владыкин А.А. Принципы формирования инновационного механизма управления предприятием: системный подход / А.А. Владыкин // УЭкС. - 2012. - №12 (48). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/printsipy- formirovaniya-innovatsionnogo-mehanizma-upravleniyapredpriyatiem-sistemnyy- podhod (дата обращения: 01.08.2018).
35. Гапоненко А.Л. Современные тенденции развития менеджмента / А.Л. Гапоненко // Управленческие науки в современной России. - 2014. - №1 с. 166-168
36. Давыдовский Ф.Н. Методические основы формирования типологии управленческих инноваций / Ф.Н. Давыдовский // Экономика и экологический менеджмент. - 2015. - №1. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/ metodicheskie-osnovy-formirovaniya-tipologii-upravlencheskih-innovatsiy (дата обращения: 15.04.2018).
37. Желтенков А.В. Формирование инновационного механизма развития системы управления промышленной организацией / А.В. Желтенков // Вестник Московского государственного областного университета - 2011. - №4 - с. 158-162
38. Игрокам приготовиться // АвтоБизнесРевю -2018 - №4 - с. 26-27
39. Колесникова О.Н. Управленческие инновации и инструменты их
внедрения в управление организацией / О.Н. Колесникова, Ю.Н. Локтионова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. №6. URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/upravlencheskie-innovatsii-i-
instrumenty-ih-vnedreniya-v-upravlenie-organizatsiey (дата обращения:
14.04.2018) .
40. Кубок полугодия // АвтоБизнесРевю - 2018 - №7-8 - с.23-28
41. Обзор автомобильного рынка России в 2017 г. и перспективы развития - 2018. - URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/auto-market-in- russia-2018.html
42. Обзор автомобильного рынка России в первом полугодии 2018 г.
и перспективы развития. - 2018. - URL:
https://www.pwc.ru/ru/publications/automotive-market-review-2018.html
43. Омельченко М.А. Управленческие инновации: сущность, виды, особенности внедрения / М.А. Омельченко // Вестник ГУУ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie-innovatsii-suschnost-vidy - osobennosti-vnedreniya (дата обращения: 14.04.2018).
44. Плешу Г. Управленческие инновации как главный фактор реструктуризации предприятия субъектов внешнеэкономической
деятельности / Г.Плешу, С.С. Шаповал, Г.С, Фоменко // Труды Одесского технического университета. - 2009. - №1(31) - С. 193-198
45. Показатели деятельности дилерских центров по итогам 2017 года // АвтоБизнесРевю -2018 - №3- с.14-15
46. Прокопишин Л.П. Управленческие инновации и особенности их использования на машиностроительных предприятиях на современных условиях / Л.П. Прокопишин // Вестник Национального университета. - 2015. - №628. - .628-633.
47. Рынок вырастет за счет повышения прозрачности // АвтоБизнесРевю - 2018 - №5 - с. 12-13
48. Сафиуллин Л. Н. Управленческие инновации Гарант успешной
деятельности организации / Л.Н. Сафиуллин, Э.М. Маратканова // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. №4 (20). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie-innovatsii-garant-uspeshnoy- deyatelnosti-organizatsii (дата обращения: 14.04.2018).
49. Сафиуллин Л.Н., Улесов Д.В. Управленческие инновации как фактор развития сферы услуг // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - №4. - С. 44-51.
50. Секерин В.Д. Научно-техническая информация как фактор развития общества / В.Д. Секерин, А.Е. Горохова, Д.Я. Лаптева и др. // Известия МГТУ «МАМИ». - 2013. - №1(15). - Т.5. - С.136-141
51. Чечурина М.Н. Рост конкурентоспособности предприятия на
основе управленческих инноваций / М.Н. Чечурина // Вестник МГТУ. - 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rost-konkurentosposobnosti-
predpriyatiya-na-osnove-upravlencheskih-innovatsiy (дата обращения:
15.04.2018) .
52. Шалимов Д. А. Управленческие инновации в системе
инвестиционно-инновационной деятельности предприятия // ТДР. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie-innovatsii-v-sisteme-
investitsionnoinnovatsionnoy-deyatelnosti-predpriyatiya (дата обращения:
02.01.2019) .
53. Официальный сайт ООО «ГК «ТрансТехСервис» URL:
https://www.tts.ru/