УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
|
Введение
1. Теоретические аспекты туристической привлекательности территории 7
1.1. Сущность туристической привлекательности территории 7
1.2. Методы оценки туристической привлекательности 12
2. Практические аспекты управления туристической привлекательности
регионов Российской Федерации 22
2.1. Особенности управления туристической привлекательностью регионов
Российской Федерации 22
2.2. Оценка туристической привлекательности регионов Российской Федерации 36
2.3 Контент-анализ туристической привлекательности регионов Российской Федерации 50
3. Направление совершенствования системы управления туристической
привлекательностью регионов России 56
3.1 Проблемы в системе управления туристической привлекательностью регионов России 56
3.2. Предложения развития туристической привлекательности Республики
Татарстан 62
Заключение 71
Библиографический список 75
Приложение
1. Теоретические аспекты туристической привлекательности территории 7
1.1. Сущность туристической привлекательности территории 7
1.2. Методы оценки туристической привлекательности 12
2. Практические аспекты управления туристической привлекательности
регионов Российской Федерации 22
2.1. Особенности управления туристической привлекательностью регионов
Российской Федерации 22
2.2. Оценка туристической привлекательности регионов Российской Федерации 36
2.3 Контент-анализ туристической привлекательности регионов Российской Федерации 50
3. Направление совершенствования системы управления туристической
привлекательностью регионов России 56
3.1 Проблемы в системе управления туристической привлекательностью регионов России 56
3.2. Предложения развития туристической привлекательности Республики
Татарстан 62
Заключение 71
Библиографический список 75
Приложение
Туризм является одной из наиболее динамических и перспективных отраслей мировой экономики. Развитие туристического бизнеса позволило многим странам с естественными и культурно-историческими предпосылками повысить уровень социально-экономического развития. Но даже значительный туристический потенциал еще не дает гарантии успешного развития туристической индустрии. Для повышения эффективности работы туристической сферы экономики необходимо регулировать этим процессом, как на общенациональном уровне, так и в регионах.
Туризм существенно влияет на экономическое развитие государства и регионов, способствует созданию новых рабочих мест, является источником пополнения бюджета и прилива валютных поступлений, сочетает прибыльность с экологическим равновесием. Кроме того, стимулирует развитие многих отраслей экономики, таких как строительство, транспорт, сельское хозяйство, культура, искусство и тому подобное, которые прямо или опосредствовано связаны с туристической индустрией. Учитывая большой потенциал многих регионов в туристической отрасли государственные власти как на федеральном, так и на региональном уровне уделяют большое внимание этому сегодня. Российская Федерация имеет все предпосылки для успешного развития туризма во многих его видах: исторического, спортивного, пляжного. В связи с такой ситуацией вопроса проведения качественной оценки и регулирования туристической привлекательности территории приобретают актуальность.
Во всём мире туризм является высокодоходной отраслью. На долю туризма приходится 10% мирового валового продукта, туризм выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, он совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.
Процессы глобализаций в мире и ограниченность ресурсов усиливают конкуренцию между территориями и регионами. При это соревнуются сегодня не только предприятия, но и территории, которые в настоящее время могут 3
Одним из путей успешного развития туризма в регионе есть усовершенствование управления туристической привлекательностью этим процессом.
Многие российские и зарубежные учёные и специалисты туристической отрасли занимаются проблемами развития туризма в РФ, вопросами планирования, регулирования, организации и управлением эффективной работы туристической индустрии, надлежащего использования имеющегося туристического потенциала и тому подобное. Проблемы развития туризма исследовали в своих трудах: Д. А. Дирин, Е. П. Крупочкина, Е. И. Голядкина, Т.А. Танкиева, И.Ю. Пономарева, М.В. Пономарева, А. А. Сафарян и другие авторы.
В своей научной работе Фролова Е.В., Кабанова Е. Е. «Развитие туристической привлекательности российских территорий» анализируют современные тенденции в управлении этой самой привлекательностью, как государственные органы регулируют отрасль туризма. Они отмечают, что работа государственными органами по реализации программ лишь программно - целевыми методами не верна, так как зачастую успешность результатов работы оценивается по достижению определенных количественных показателей, но качественная сторона теряется и как следствие упускается сама суть программы. Следствием такого перекоса, по мнению авторов, является низкий уровень полученных результатов и большой расход государственных бюджетных средств. Авторы данного исследования доказывают, что сегодня необходимо подходить к развитию туристической отрасли с научной точностью, ведь при
Важно отметить, что несмотря на развитую теоретическую базу исследования туристической привлекательности, самое определение понятие «туристическая привлекательность» имеет многогранный характер, и порой разные ученые вкладывают в него совершенно разный смысл.
Ф. Котлер рассматривает привлекательность, как синоним понятие «конкурентоспособность», а Бегг И. предлагает исследовать конкурентоспособность с точки зрения развитости экономики территории и предлагает проводить сравнительный анализ с другими территориями.
Отечественные исследователи Петкова Л. и Проскурин В. вкладывают в понятие «привлекательность территории» потенциал развития технической и экономической составляющей региона.
Также во многих источниках можно встретить понятие «эмоциональная привлекательность». И в этом случае разные ученые вкладывают свое видение: Важенина И. С. видит её как внешнюю оболочку, которая способна за счет чувств человека привлекать его, однако эта оболочка требует качественного наполнения. Другой же ученый Чубук Р. В. отожествляет эмоциональную привлекательность со способностью привлечь к себе манерой поведения или внешним видом.
Цель исследования - изучение системы управления туристической привлекательности регионов Российской Федерации, оценка туристической привлекательности и выработка предложений по увеличению туристической привлекательности регионов.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
-выявить сущность туристической привлекательности территории;
-исследовать факторы формирования туристической привлекательности территории;
-провести оценку туристической привлекательности регионов России;
-провести анализ управления туристической привлекательностью регионов России;
-выявить проблемы в туристической сфере регионов России; -предложить пути повышения туристической привлекательности регионов России.
Объект исследования - туристическая привлекательность регионов Российской Федерации. Предмет исследования - система социальных и экономических отношений, возникающих в процессе управления туристической привлекательностью регионов Российской Федерации.
В процессе работы над дипломом были использованы следующие методы: теоретического и системного анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, индукции и дедукции, аналогии.
Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, монографии, научные статьи, публикации в журналах, нормативно-правовые акты,
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов туристической привлекательности, включая сущность и методы оценки туристической привлекательности. Во второй главе представлены практические аспекты управления туристической привлекательностью, проведена оценка туристической привлекательности 5 выбранных регионов. В третьей главе сформулированы основные проблемы и возможные направлении совершенствования системы управления туристической привлекательностью регионов России.
Туризм существенно влияет на экономическое развитие государства и регионов, способствует созданию новых рабочих мест, является источником пополнения бюджета и прилива валютных поступлений, сочетает прибыльность с экологическим равновесием. Кроме того, стимулирует развитие многих отраслей экономики, таких как строительство, транспорт, сельское хозяйство, культура, искусство и тому подобное, которые прямо или опосредствовано связаны с туристической индустрией. Учитывая большой потенциал многих регионов в туристической отрасли государственные власти как на федеральном, так и на региональном уровне уделяют большое внимание этому сегодня. Российская Федерация имеет все предпосылки для успешного развития туризма во многих его видах: исторического, спортивного, пляжного. В связи с такой ситуацией вопроса проведения качественной оценки и регулирования туристической привлекательности территории приобретают актуальность.
Во всём мире туризм является высокодоходной отраслью. На долю туризма приходится 10% мирового валового продукта, туризм выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, он совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.
Процессы глобализаций в мире и ограниченность ресурсов усиливают конкуренцию между территориями и регионами. При это соревнуются сегодня не только предприятия, но и территории, которые в настоящее время могут 3
Одним из путей успешного развития туризма в регионе есть усовершенствование управления туристической привлекательностью этим процессом.
Многие российские и зарубежные учёные и специалисты туристической отрасли занимаются проблемами развития туризма в РФ, вопросами планирования, регулирования, организации и управлением эффективной работы туристической индустрии, надлежащего использования имеющегося туристического потенциала и тому подобное. Проблемы развития туризма исследовали в своих трудах: Д. А. Дирин, Е. П. Крупочкина, Е. И. Голядкина, Т.А. Танкиева, И.Ю. Пономарева, М.В. Пономарева, А. А. Сафарян и другие авторы.
В своей научной работе Фролова Е.В., Кабанова Е. Е. «Развитие туристической привлекательности российских территорий» анализируют современные тенденции в управлении этой самой привлекательностью, как государственные органы регулируют отрасль туризма. Они отмечают, что работа государственными органами по реализации программ лишь программно - целевыми методами не верна, так как зачастую успешность результатов работы оценивается по достижению определенных количественных показателей, но качественная сторона теряется и как следствие упускается сама суть программы. Следствием такого перекоса, по мнению авторов, является низкий уровень полученных результатов и большой расход государственных бюджетных средств. Авторы данного исследования доказывают, что сегодня необходимо подходить к развитию туристической отрасли с научной точностью, ведь при
Важно отметить, что несмотря на развитую теоретическую базу исследования туристической привлекательности, самое определение понятие «туристическая привлекательность» имеет многогранный характер, и порой разные ученые вкладывают в него совершенно разный смысл.
Ф. Котлер рассматривает привлекательность, как синоним понятие «конкурентоспособность», а Бегг И. предлагает исследовать конкурентоспособность с точки зрения развитости экономики территории и предлагает проводить сравнительный анализ с другими территориями.
Отечественные исследователи Петкова Л. и Проскурин В. вкладывают в понятие «привлекательность территории» потенциал развития технической и экономической составляющей региона.
Также во многих источниках можно встретить понятие «эмоциональная привлекательность». И в этом случае разные ученые вкладывают свое видение: Важенина И. С. видит её как внешнюю оболочку, которая способна за счет чувств человека привлекать его, однако эта оболочка требует качественного наполнения. Другой же ученый Чубук Р. В. отожествляет эмоциональную привлекательность со способностью привлечь к себе манерой поведения или внешним видом.
Цель исследования - изучение системы управления туристической привлекательности регионов Российской Федерации, оценка туристической привлекательности и выработка предложений по увеличению туристической привлекательности регионов.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
-выявить сущность туристической привлекательности территории;
-исследовать факторы формирования туристической привлекательности территории;
-провести оценку туристической привлекательности регионов России;
-провести анализ управления туристической привлекательностью регионов России;
-выявить проблемы в туристической сфере регионов России; -предложить пути повышения туристической привлекательности регионов России.
Объект исследования - туристическая привлекательность регионов Российской Федерации. Предмет исследования - система социальных и экономических отношений, возникающих в процессе управления туристической привлекательностью регионов Российской Федерации.
В процессе работы над дипломом были использованы следующие методы: теоретического и системного анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, индукции и дедукции, аналогии.
Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, монографии, научные статьи, публикации в журналах, нормативно-правовые акты,
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов туристической привлекательности, включая сущность и методы оценки туристической привлекательности. Во второй главе представлены практические аспекты управления туристической привлекательностью, проведена оценка туристической привлекательности 5 выбранных регионов. В третьей главе сформулированы основные проблемы и возможные направлении совершенствования системы управления туристической привлекательностью регионов России.
«Туристская привлекательность территории» - это территория, которая имеет потенциал туристских ресурсов, современную развитую материально-техническую базу туризма и доступную и достаточную для туриста информацию о ней, какие бы отвечали потребностям туристов и обеспечивали достижение максимального социально-экономического эффекта от развития в ее пределах туристской индустрии.
Туристская деятельность - это сложный многогранный процесс, на который влияет большое количество разнообразных факторов. Она является высокорентабельной отраслью, где инвестиции быстро возвращаются.
Обобщая результаты анализа имеющихся методик построения системы показателей разных процессов и явлений обнаружено, что для оценки туристской привлекательности территории не существует единственной методики определения комплексного показателя. Также можно сказать,что существует множество различных критериев,которые можно сравнивать и оценивать отдельно по регионам, исследуя например инфраструктуру и другие сферы,имеющие отношение к туризму.
Наиболее часто встречающимися факторами формирования туристической привлекательности территории являются природные и антропогенные туристические ресурсы, к которым относятся историко¬культурные, археологические и архитектурные достопримечательности и тому подобное, а также инфраструктура региона. Любая территория имеющая туристические ресурсы будет в определенной степени привлекательной для потенциальных туристов.
В результате оценки туристско-рекреационного потенциала регионов Российской Федерации, можно сделать следующие выводы, что имеющийся потенциал регионов последние годы используется эффективнее, туристический поток в рассматриваемых регионах в целом растет, количество мест размещения имеют устойчивую тенденцию роста, расширились предоставляемые услуги, а главное доход от этих услуг становится всё больше, что в итоге приводит к пополнению бюджета.
В итоге исследования места распределились следующим образом: на первом месте Краснодарский край, на втором - Московская область, на третьем - Республика Крым, далее идут Республика Татарстан и Ярославская область. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из них.
Проанализировав процесс управления туристской привлекательностью, можно сказать, что составляющей государственного регулирования экономики региона является планирование развития отраслей, которые признаны государством приоритетными, среди которых туризм. На базе государственной туристической политики органы власти субъектов федерации определяют цели, которых можно достичь, учитывая местный потенциал туристической отрасли. В соответствии с этими целями органы власти субъектов федерации создают программы развития туризма, в которых ставятся конкретные задания. Для получения конкретных результатов и согласованности действий туристических предприятий, местных и государственных органов власти целесообразно применить концепцию «управления за целями», которая заключается в структуризации целей через определение связей между целями и средствами их достижения.
По итогам «контент-анализ», проведенного для получения статистики запросов, стало известно какая информация наиболее интересна для пользователей интернета. Результаты должны были показать есть ли связь между уровнем развития туристической инфраструктуры рассматриваемых регионов Российской Федерации и тем, какая статистика запросов по данным регионам популярна среди поиска интернет пользователей.
Исходя из количества запросов по исследуемым городам Краснодарского края места распределились следующим образом: первое место - Республика Крым, второе место - Краснодарский край, на третьем месте Московская область, и завершают рейтинг Республика Татарстан и Ярославская область.
Из данного рейтинга можно сделать вывод, что Республика Крым интересна многим потенциальным туристам, о ней много говорят и её много обсуждают. Ведь республика вошла в состав Российской Федерации лишь в 2014 году, и многие жители хотят посетить её. И пусть сейчас в республике далеко не идеальная инфраструктура, но приложив усилия по её изменению регион может стать магнитом для привлечения огромного туристического потока.
Подводя вывод о проблемах в рассматриваемых регионах, можно сказать, что проблем в различных сферах очень много. Основными являются недостаточная развитость инфраструктуры, нехватка квалифицированного персонала, низкий уровень сервиса, недостаточная развитость развлекательной составляющей.
Среди основных проблем управления туризмом можно выделить следующие: отсутствие действенных каналов и рычагов взаимодействия производителей туристских услуг с органами власти; «пробелы» в действующем законодательстве; низкая эффективность государственной поддержки внутреннего и въездного туризма;
Все эти проблемы являются сдерживающими факторами для развития туризма в данных регионах Российской Федерации. Но с помощью государственной, региональной и муниципальной поддержки, нужно стараться решать все эти проблемы и тогда в будущем туристический поток увеличится.
Подводя итог, можно сказать, что наиболее приоритетными целями устойчивого развития регионов являются:
1. Формирование благоприятного имиджа региона;
2. Повышение качества санаторно-курортных и туристских услуг и уровня сервиса;
3. Расширение ассортимента туристского предложения;
4. Развитие материально-технической базы;
5. Повышение инвестиционной привлекательности регионов;
Таким образом, развитие туризма в регионах окажет существенный мультипликативный эффект практически во всех сферах жизни местного
Туристская деятельность - это сложный многогранный процесс, на который влияет большое количество разнообразных факторов. Она является высокорентабельной отраслью, где инвестиции быстро возвращаются.
Обобщая результаты анализа имеющихся методик построения системы показателей разных процессов и явлений обнаружено, что для оценки туристской привлекательности территории не существует единственной методики определения комплексного показателя. Также можно сказать,что существует множество различных критериев,которые можно сравнивать и оценивать отдельно по регионам, исследуя например инфраструктуру и другие сферы,имеющие отношение к туризму.
Наиболее часто встречающимися факторами формирования туристической привлекательности территории являются природные и антропогенные туристические ресурсы, к которым относятся историко¬культурные, археологические и архитектурные достопримечательности и тому подобное, а также инфраструктура региона. Любая территория имеющая туристические ресурсы будет в определенной степени привлекательной для потенциальных туристов.
В результате оценки туристско-рекреационного потенциала регионов Российской Федерации, можно сделать следующие выводы, что имеющийся потенциал регионов последние годы используется эффективнее, туристический поток в рассматриваемых регионах в целом растет, количество мест размещения имеют устойчивую тенденцию роста, расширились предоставляемые услуги, а главное доход от этих услуг становится всё больше, что в итоге приводит к пополнению бюджета.
В итоге исследования места распределились следующим образом: на первом месте Краснодарский край, на втором - Московская область, на третьем - Республика Крым, далее идут Республика Татарстан и Ярославская область. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из них.
Проанализировав процесс управления туристской привлекательностью, можно сказать, что составляющей государственного регулирования экономики региона является планирование развития отраслей, которые признаны государством приоритетными, среди которых туризм. На базе государственной туристической политики органы власти субъектов федерации определяют цели, которых можно достичь, учитывая местный потенциал туристической отрасли. В соответствии с этими целями органы власти субъектов федерации создают программы развития туризма, в которых ставятся конкретные задания. Для получения конкретных результатов и согласованности действий туристических предприятий, местных и государственных органов власти целесообразно применить концепцию «управления за целями», которая заключается в структуризации целей через определение связей между целями и средствами их достижения.
По итогам «контент-анализ», проведенного для получения статистики запросов, стало известно какая информация наиболее интересна для пользователей интернета. Результаты должны были показать есть ли связь между уровнем развития туристической инфраструктуры рассматриваемых регионов Российской Федерации и тем, какая статистика запросов по данным регионам популярна среди поиска интернет пользователей.
Исходя из количества запросов по исследуемым городам Краснодарского края места распределились следующим образом: первое место - Республика Крым, второе место - Краснодарский край, на третьем месте Московская область, и завершают рейтинг Республика Татарстан и Ярославская область.
Из данного рейтинга можно сделать вывод, что Республика Крым интересна многим потенциальным туристам, о ней много говорят и её много обсуждают. Ведь республика вошла в состав Российской Федерации лишь в 2014 году, и многие жители хотят посетить её. И пусть сейчас в республике далеко не идеальная инфраструктура, но приложив усилия по её изменению регион может стать магнитом для привлечения огромного туристического потока.
Подводя вывод о проблемах в рассматриваемых регионах, можно сказать, что проблем в различных сферах очень много. Основными являются недостаточная развитость инфраструктуры, нехватка квалифицированного персонала, низкий уровень сервиса, недостаточная развитость развлекательной составляющей.
Среди основных проблем управления туризмом можно выделить следующие: отсутствие действенных каналов и рычагов взаимодействия производителей туристских услуг с органами власти; «пробелы» в действующем законодательстве; низкая эффективность государственной поддержки внутреннего и въездного туризма;
Все эти проблемы являются сдерживающими факторами для развития туризма в данных регионах Российской Федерации. Но с помощью государственной, региональной и муниципальной поддержки, нужно стараться решать все эти проблемы и тогда в будущем туристический поток увеличится.
Подводя итог, можно сказать, что наиболее приоритетными целями устойчивого развития регионов являются:
1. Формирование благоприятного имиджа региона;
2. Повышение качества санаторно-курортных и туристских услуг и уровня сервиса;
3. Расширение ассортимента туристского предложения;
4. Развитие материально-технической базы;
5. Повышение инвестиционной привлекательности регионов;
Таким образом, развитие туризма в регионах окажет существенный мультипликативный эффект практически во всех сферах жизни местного
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Управление туристической привлекательностью по регионам Северв-Кавказского
федерального округа
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДИНГОМ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ СЕВЕРО- ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕК/ СТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



