Введение 3
Глава 1. Процесс конвергенции в СМИ и их влияние на современную журналистику 6
1.1. Определение понятия «конвергенция» 6
1.2. Возникновение конвергентной журналистики 11
1.3 Особенности конвергентной журналистики на телевидении 21
Глава 2. Реализация конвергенции на телеканале ТНВ 29
2.1. Государственный телеканал ТНВ 29
2.2. Жанровое и композиционное своеобразие освещения на ТНВ 33
2.3. Конвергенция телеканала ТНВ 36
Глава 3. Реализация конвергенции на телеканале Эфир 39
3.1. Негосударственный телеканал Эфир 39
3.2. Жанровое и композиционное своеобразие освещения на канале Эфир 41
3.3. Конвергенция телеканала Эфир 47
Заключение 52
Список использованной литературы 57
Список использованных источников
Приложение
Тема выпускной квалификационной работы очень актуальна и значима на сегодняшний день, так как глобальное развитие общества в целом требует непрерывного изучения обновленных информационных пространств. Общество крупных городов России вот уже как несколько лет считается постиндустриальным. В таком обществе первостепенную роль играют знания, технология и информация.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу напрямую связан с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий. В то время, когда общество вступило в новую фазу развития в условиях усиленного влияния информации на прогресс человечества, быстрота получения, объем и качество информации становятся фактором устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем. После появления новейших способов коммуникации, то есть интернета, а вместе с ним и сетевых медиа, у каждого человека, который владеет современным телефоном, есть доступ к радио, телевидению всего мира, а также и к любой газете, журналу и другим источникам информации.
Латинское понятие «converge» включает в себя не только взаимодействие тех или иных явлений друг с другом, но и постоянный обмен технологиями, опытом, средствами. Говоря о явлении конвергенции в журналистике, то в данном случае взаимная интеграция происходит как процесс передачи одной и той же информации через ряд медиа-средств (текст, звук и видео) с применением различных коммуникационных каналов.
Для того, чтобы СМИ стало конвергированным необходимо не только затратить время, но и вложить энное количество финансов. Например, вложение в технологическую сферу издания, то есть разработка программного обеспечения по внедрению современного контента. Также, не обойдется и без работы дизайнеров по представлению и созданию этого контента на ресурсе.
Финансовые вложения уйдут и на покупку оборудования для создания современного продукта. Человеческие ресурсы также немаловажны в создании конвергированного продукта.
Целью выпускной квалификационной работы является выявить тенденции развития телевидения в условиях конвергенции средств массовой информации.
Объект исследования - изменение условий работы и особенности телевидения, происходящее в условиях конвергенции СМИ.
Предмет исследования - конвергенция телеканалов «Татарстан - Новый век» и «Эфир» .
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных ученных таких как Багаутдинов А.Р., Горохов В., Гринберг Т, Левкин А., Хлызова А.А. .
Эмпирическую базу работы составили программы телекомпаний «Татанрстан Новый - Век» и «Эфир», опубликованные на их собственных официальных сайтах, группах в социальных сетях Вконтакте, Инстаграм, Фэйсбук, Твиттер и видеохостинге Ютуб, за период с 15.09.2017 года по 15 мая 2018 года.
Научная новизна работы заключается в том, что до этого не проводились исследования по конвергенции конкретных телеканалов, с целью выявить разницу между двумя региональными каналами, которые отличаются между собой тем, что один из них является государственным, а второй соответственно негосударственным.
Задачи исследования:
-выявить суть понятия «конвергенция»;
-проанализировать роль конвергентной журналистики в информационном пространстве;
-изучить особенности конвергентной журналистики на телевидении;
-изучить конвергенцию двух региональных телеканалов города Казань: «Татарстан - Новый век» и «Эфир»
-сравнить полученные данные о конвергенции двух телеканалов, с целью выявить закономерность конвергенции на разных телеканалах республики
Методы исследования. В дипломной работе использованы следующие методы научного анализа: исторический, системный, комплексный, сравнительно-сопоставительный.
В работе также использовался метод сравнения, опроса и анализа. Опрос проходил в социальной сети ВКонтакте, Одноклассниках и Инстаграм.
Структура дипломной работы определяется задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и списка интернет - источников.
Практическая ценность. Работа может быть полезна для расширения научного представления о конвергенции в области телевидения. Результаты, полученные в данной работе, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики, при изучении дисциплин, которые связаны с этой темой.
Выбранная нами для научного исследования тема достаточно обширна. И хотя мы затронули лишь ее часть, нам удалось выявить, проанализировать и сравнить особенности и понять принципы производства медиа контента в условиях конвергенции журналистики на телевидении, в сравнении телеканалов «ТНВ» и «Эфир».
Изучив специальную литературу по конвергентной журналистике и проанализировав ведение сайта и аккаунтов в социальных сетях двух региональный телеканалов «ТНВ-Татарстан» и «Эфир», за период с 1 сентября 2017 года по 1 мая 2018 года, мы:
1. Определили границы понятия «конвергентная журналистика»;
2. Раскрыли тенденции перехода СМИ в интернет-журналистику;
3. Изучили мобильную журналистику как поле профессиональной деятельности журналиста;
4. Исследовали специфику и актуальность мобильных новостей на визуальных платформах Instagram, Вконтакте и Одноклассники;
5. Выявили характерные черты конвергенции двух региональных телеканалов «ТНВ-Татарстан» и «Эфир».
Изучив интернет-контент двух принципиально отличающихся региональных телеканалов, мы проанализировали, сравнили и выявили особенности ведения сайта и аккаунтов в социальных сетях:
1) Для информационных агентств предпочтительным становится пользование мобильных платформ, специализирующихся на оперативной доставке емкой информации (Instagram, Вконтакте, Одноклассники). Телеканалы, в свою очередь, могут позволить себе развернуть журналистскую и рекламную деятельность на совершенно разнообразных платформах, тем самым привлекая максимально широкую аудиторию. Однако сравнив конвергенцию государственного и негосударственного каналов Татарстана, мы пришли к выводу, что оба телеканала недооценивают актуальность грамотного ведения сайта и аккаунтов в социальных сетях;
2) Качество ведения сайтов телеканала «Тнв-Татарстан» и «Эфира» примерно на одном уровне. На обоих сайтах распределение информации, рубрик и рекламы грамотное. Однако на сайте «Эфира» рекламных баннеров больше, это обусловлено тем, что «Эфир» зарабатывает в основном на рекламе, соответственно и стоимость секунды рекламы на «Эфире» значительно выше, чем на канале «ТНВ». Несмотря на то, что рекламы на сайте «Эфира» много, баннеры на сайте расположены грамотно, ненавязчиво;
3) Частота публикации новостей в социальных сетях. Специфика конвергенции СМИ диктует необходимость постоянно поддерживать контакт со своими подписчиками в социальных сетях. Для этого необходимо ежедневно выкладывать новости в группы, выводить зрителей на обратную связь. Ведением групп в социальных сетях занимаются специально обученные кадры, на «ТНВ» такого отдела нет, новости выкладывают выпускающие выпусков или программ, и естественно знаний по копирайтингу и грамотному ведению аккаунтов у них нет. «ТНВ» в среднем в день выкладывает по 4-5 публикаций, в то время как «Эфир» по 18-20. «Эфир» гораздо больше внимания уделяет поддержке своих страниц в социальных сетях;
4) Активность со стороны подписчиков в группах социальной сети Вконтакте. Несколько программ телеканала «ТНВ» имеют собственные группы Вконтакте: «7 дней», «Доброе утро», «Народный будильник», «ТНВ-спорт». Однако во всех этих группах не более 500 подписчиков, положительной активности практически нет. Стоит обратить внимание на записи от подписчиков в группе программы «7 дней». Люди пишут, что журналисты «ТНВ» продажные, работают на государство, нет правды в сюжетах и т.д. На основной группе «ТНВ» более положительная динамика. Всего на страницу «ТНВ» Вконтакте подписано порядка 20000 человек. Записи собирают в среднем по 10 лайков - это очень мало для крупного регионального телевидения. Что касается «Эфира», то здесь на социальные сети обращают больше внимания. Только на официальной странице «Эфира» Вконтакте более 47000 подписчиков. Причем активность группы высокая, в день выкладывают по 18-20 новостей. Под многими записями ведется диалог между подписчиками. Это говорит о том, что зрителям интересны новости, которые публикуются в группе. Также многие программы «Эфира» имеют собственные группы: «Новое утро», «Обыкновенные рецепты здоровья», «Бюро находок и добрых дел», «Fam TV», «Теледоска», «Мобильный репортер», «ТНТ-Эфир Набережные Челны», «ТНТ-Эфир Нижнекамск», «Кулинары», «Народная аэробика», «Кулинарная рубрика программы Новое утро». Количество подписчиков в отдельных группах Вконтатке варьируется от 76 до 3000. «Эфир» ведет огромную работу по привлечению и удержанию зрителей через социальную сеть Вконтакте;
5) Активность со стороны подписчиков в группах социальной сети Инстаграм. На аккаунт ТНВ в Инстаграме подписано более 13 тысяч человек. В среднем в день выкладывают по 1-2 публикации. Посты в основном набирают по 150 лайков, имеется даже активность со стороны подписчиков в виде обсуждений под постами. В целом аккаунт ведется интересно, красочно, информативно. А вот телеканал «Эфир» совсем недавно начал вести аккаунт в Инстаграме. Аккаунт начал функционировать с 26 марта. С тех пор он имеет 133 публикации и 308 подписчиков. Новости выкладывают каждые будни. Активность практически нулевая. А вот с личным аккаунтом программы «Новое утро» в Инстаграме дела обстоят иначе. Страница имеет 1356 подписчиков, выложено 255 публикаций. Публикации собирают в среднем по 40 лайков, многие даже обсуждаются подписчиками. «Эфир» в ведении аккаунта в Инстаграм значительно уступает «ТНВ»;
6) Активность со стороны подписчиков в группах социальной сети Фэйсбук. Страницу ТНВ на Фэйсбуке можно считать «мертвой». Количество подписчков равно 449. Активность нулевая, последний пост был 8 мая. За последние 30 дней в группу ТНВ на Фэйсбуке подписалось всего лишь 5 человек. Лайков на постах практически нет. Фэйсбук отличная площадка для коммуникации с иностранными зрителями, однако ТНВ этой возможностью не пользуется. Что касается страницы «Эфира» на Фэйсбуке, то здесь обстановка еще печальней. Новости, которые выкладывают в социальной сети Вконтакте дублируют и на фэйсбуке. Однако здесь всего 375 подписчиков. Активность нулевая, как и на «ТНВ»;
7) Активность со стороны подписчиков в видеохостинге Ютуб. Канал ТНВ на Ютубе скомпонован грамотно, в шапочке страницы написано: «Главные новости республики». То есть позиционируется данный ютуб канал как информационный, а значит и большой акцент сделан на новости. Всего у канала 10409 подписчиков. Максимальное количество просмотров набрало видео опубликованное 4 месяца назад о зверском убийстве девушки в Нижнекамске. Ролик посмотрело более 750 тысяч пользователей. Канал «Эфира» на Ютубе на несколько тысяч уступает каналу «ТНВ» в общем количестве подписчиков, на канал подписано 7355 пользователей. Однако по количеству просмотров они примерно на одном уровне, в среднем каждый видеоролик набирает по 15 просмотров. Самый популярный сюжет на ютубе набрал 6,5 млн. просмотров. Также среди популярных в основном сенсационные, криминальные сюжеты о самоубийствах, насиловании, о родах в автобусе и т.д. Людям интересен криминал, а эфир эту потребность удовлетворяет в полной мере;
8) Активность со стороны подписчиков в группах социальной сети Твиттер. В Твиттере страница ТНВ совсем в плачевном состоянии. Всего 173 подписчика, нет активности ни со стороны аудитории, ни со стороны ТНВ. А на страницу в Твиттере телеканала «Эфир» подписано всего 1479 пользователей. В день в среднем выкладывают по 10-13 записей. Однако обратной связи от подписчиков практически нет;
9) Темы мобильных новостей. Спектр тем публикаций чрезвычайно велик, однако акцент обоих телеканалов делается на общественную тематику;
10) Принадлежность материалов телевизионных сюжетов к жанрам. После анализа специфики конвергенции обоих телеканалов, мы выявили, что в основном тексты в мобильных новостях относятся к жанру информационной заметки.
Таким образом, мы пришли к выводу, что конвергенция обоих телеканалов постепенно развивается. Телеканал «Эфир» обгоняет «ТНВ» по многим параметрам, в частности в активности на главной российской социальной сети Вконтакте. «ТНВ» же в свою очередь выпускает программы для большей возрастной категории, однако не выводит их в массы с помощью социальных сетей, а довольствуется телевизионными эфирами. Поэтому и популярность «ТНВ» ниже, по отношению к «Эфиру». Также тот факт, что «ТНВ» спонсируется государством, данному телеканалу не обязательно стремиться к привлечению новой аудитории, так как в большом количестве рекламы не нуждается в отличии от «Эфира».
1. БизнесОпйпе. URL:https://www.business-gazeta.ru/article/335103(дата обращения: 25.04.2018)
2. Город / Телекомпания «Эфир» URL:
http: //www. efir24, tv/kazan/pro grams/gorod/(дата обращения: 15.-5.2018)
3. Здравствуйте / Телерадиокомпания «Новый Век» Выпуск от 16.05.2018. URL: http: //tnv. ru/main/katalo g/poznavatelnve/zdravstvuite/?p= 1 &id V ideo=65713#videoanc(дата обращения: 17.05.2018)
4. Насыпов P. Перемен требуют наши глаза: новые формы подачи
телевизионных новостей. МедиаПрофи. 21.12.2016. [Электронный ресурс] URL: http://mediaprofi.org/mastership/online/master-class/item/7858-stavsie
(дата обращения: 11.05.2018).
5. Новое утро / Телекомпания «Эфир» URL: http://www.efir24.tv/kazan/programs/utro/(дата обращения: 15.05.2018)
6. Новости Татарстана / «Новый век». Выпуск от 15.05.2018. URL: http://tnv.ru/main/katalog/informacionnve/novosti tatarstana/?p=2&idVideo=65541#videoanc(дата обращения: 18.05.2018)
7. Соколова О. Современная журналистика: от продукта к процессу? То4ка-
Treff. [Электронный ресурс] URL:
http://www. goethe.de/ins/ru/lp/pri/dri/top/iub/ru10993088,htm(дата обращения: 10.05.2018).
8. Телекомпания ЭФИР. URL:http://www.efir24.tv/kazan/(дата обращения: 03.05.2018)
9. Телекомпания ЭФИР - Набережные Челны. URL: http://www.efir24.tv/chelny/(дата обращения: 15.05.2018)
10. Телерадиокомпания Новый Век. URL:http://tnv.ru(дата обращения: 22.04.2018)
И.Docplayer. URL:http://docplayer.ru( дата обращения: 13.05.2018).
12. Mediasync. URL: http: //mediasvnc. ru/blo g/konvergentsivatv. internet(дата обращения: 10.12.17).
13. MediaSkope. URL: http://mediascoDe.net/(дата обращения: 25.04.2018)
14. Телерадиокомпания «Новый Век». URL:http://tnv.ru(дата обращения: 22.04.2018)
15. 7 дней / Телерадиокомпания «Новый век». 29.04.2018. URL: httD://tnv.ru/main/katalog/informacionnve/7dnev/?idVideo=65311#videoanc(дата обращения: 02.05.2018)
16. Яшьлэр тукталышы / Телерадиокомпания “Новый Век”. 29.04.2018. URL: httD://tnv.ru/main/katalog/molodezhnve/vash 1 г tuktalvshv/?idVideo=65409#videoanc(дата обращения: 30.04.2018)
1. Антонов С.Г. Редакторская подготовка изданий. М., 2007. 298 с.
2. Багаутдинов А.Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность. Мультимедийная журналистика Евразии - 2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада: Материалы научно-практической конференции, Казань, 5-6 декабря 2007 года. Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007. 531 с.
3. Багиров Э.Г Место телевидения в системе СМИП: Учебное пособие. М: Изд-во МГУ, 1976. 234 с.
4. Бакулев Г.П. Массовые коммуникации. Западные теории и концепции. М., 2005. 374 с.
5. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс. 2003. 295с.
6. Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес. Журналист. 1996, № 5, С. 45-51.
7. Гатов В. Будущее журналистики. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. Амзин А. и др.; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 236.
8. Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Засурский Я. Н., Вартанова Е.Л. М., 2000. 428 с.
9. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. СПб.: Питер, 2005. 240 с.
10. Кобрин К. Фабрикация событий. Отечественные записки. 2003. № 4. 39 с.
11. Колесникова М.М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования. 2000. 28 с.
12. Крысин
Л. ПТолковый словарь иностранных слов М: Русский язык, 1998. 480 с.
13. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. 542 с.
14. Левкин А. Рунет на пути в масс-медиа. Среда, № 1, 1999. С. 15-36.
15. Немчикова Е.Ю. Традиционные СМИ в социальных сетях: попытки взаимодействия. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. С.43.
16. Пальгунов. Заметки об информации. М., 1967. 122 с.
17. Сайфер Л. Бумажные газеты исчезнут как вид. М.,2002. 376 с.
18. Туманов Д. Медиа-творчество: Учебное пособие. Казань, 2002. 183 с.
19. Хлызова А.А. Телевидение в условиях конвергенции СМИ на современном этапе. Казань, 2016. С. 1108-1122 .