Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ

Работа №47515

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
558
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основания развития музыкально¬творческих способностей младших школьников
1.1. Музыкально-творческие способности в структуре музыкальных
способностей 11
1.2. Обзор методик развития музыкально-творческих способностей
учащихся младших классов 19
Выводы по главе 1 38
Глава II. Экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио в младших классах
2.1. Педагогический потенциал уроков сольфеджио в развитии
музыкально-творческих способностей младших школьников 41
2.2. Содержание, ход и результаты экспериментальной работы
(на примере детской музыкально-хоровой школы «Мечта» г.Нижнекамска)
Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения


Актуальность исследования. В современном обществе остро ощущается потребность в творческих личностях, способных инициативно, грамотно разрешать социальные и профессиональные вопросы. В связи с этим всё более актуальной в образовательном процессе становится проблема развития творческих способностей, решение которой особенно интенсивно происходит в системе художественно-эстетического образования. Именно занятия искусством определяют активное отношение человека к труду и жизни, помогают познавать и открывать новое. Ответственная роль в воспитании всесторонне и гармонично развитой личности принадлежит музыкальном искусству, закладывающему фундамент духовной и эмоциональной культуры. Составной частью искусства является детское творчество, которое не только выявляет творческий потенциал ребенка, воспитывает любовь к прекрасному, но и способствует развитию личностных качеств: настойчивости, целеустремленности, трудолюбия.
В музыкальном воспитании основную роль в привлечении детей к музыкально-творческой деятельности призваны играть учреждения дополнительного образования - детские музыкальные школы и школы искусств. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что дополнительное образование «направлено на формирование и развитие творческих способностей» детей, «удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании» [82]. В детской музыкальной школе обучение нацелено на развитие комплекса общих и специальных музыкальных способностей. На уроках сольфеджио, наряду с развитием памяти, мышления, внимания, музыкального слуха, чувства ритма, творческого воображения, особая роль отведена развитию музыкально-творческих способностей.
Однако потенциал предмета сольфеджио в работе над развитием музыкально-творческих способностей реализуется недостаточно полно.
Степень научной разработанности проблемы. Предпринятый анализ научных трудов позволяет сделать вывод о том, что методология и методика творческого воспитания учащихся достаточно разработана в современной педагогике - как отечественной, так и зарубежной. На рубеже XX-XXI столетий появилось большое количество трудов, касающихся разных аспектов развития творческих способностей. Пути наиболее эффективного развития творческих способностей на протяжении ХХ века искали многие психологи, ученые, педагоги: М.П. Арнаудов, Р. Арнхейм, Б.М. Кедров, В.А. Левин, А.Н. Лук, О.И. Никифорова, П.М. Якобсон. Большой вклад в разработку психологических основ творческого развития детей младшего школьного возраста внесли А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер. Природа музыкально-творческой деятельности освещается в трудах Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, С.М. Мальцева, Е.В. Назайкинского. В работах Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», «Развитие творческих способностей детей» раскрывается значение творческой работы для общего развития ребенка. В статье «О музыкально-творческих навыках у детей» Б.В. Асафьева говорится о «вызывании творческого дара» и воображения путем развития навыков импровизации.
Различные методические подходы к отбору содержания и организации музыкально-композиционной деятельности учащихся на уроках музыки отражены во многих трудах. В основе музыкально-педагогической концепции К. Орфа лежат идеи творческого воспитания личности на основе изучения «элементарной музыки». Задачу развития творческих способностей средствами импровизации с опорой на интонационный метод Асафьева ставит программа «Музыка», разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского. Идеи Б.В. Асафьева и Д.Б. Кабалевского развили Л.В. Горюнова и Л.В. Школяр. Этапы музыкально-творческого процесса рассматривали в своих исследованиях Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.И. Хотькова. Вопросы детского творчества затронуты в психолого-педагогических трудах А.Н. Леонтьева, К.В. Тарасовой. В программах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Р.Н Бунеева раскрывается субъективный уровень детского творчества - через открытие ребенком нового знания в данный момент обучения. В программе «Мир музыки» С.Л. Долгушина рассматривается применение на уроках музыки вокальной, пластической, инструментальной импровизации и творческие дидактические игры. Л.Г. Дмитриева демонстрирует образцы творчества в различных видах музыкальной деятельности, предлагает серии творческих заданий.
Разработаны методики развития музыкально-творческих способностей в рамках занятий на инструменте, прежде всего, фортепиано. Об уровнях антиципации (предвосхищения) в фортепианной импровизации пишет С.М. Мальцев. Основой методики преподавания импровизации А.Л. Маклыгина является приобщение к теоретическим основам музыкального искусства за фортепиано, где изучение материала происходит через звуковое впечатление. В авторской методике Т.И. Смирновой предлагаются методические рекомендации по импровизации и аранжировке.
Методику развития музыкально-творческих навыков на уроках сольфеджио разрабатывали Г.И. Шатковский с его убежденностью в том, что импровизацией и композицией могут заниматься все учащиеся; Б.И. Шеломов, ратующий за приобщение детей к основам народной музыкальной культуры; Ж.Л. Металлидии и А.И. Перцовская, предлагающие комплекс заданий по основным видам музыкально-творческой деятельности. Ю.П. Козырев и Г.В. Голосов разработали учебное пособие, где основы импровизации осваиваются по программе основного теоретического курса в рамках специального сольфеджио. М.П. Андреева, Т.Ю. Тютюнникова, В.Д. Подвала, М.Т. Картавцева в своих методических работах рассматривали упражнения по импровизации и сочинению; М.Е. Калугина и П.В. Халабузарь составили задания для развития навыков подбора аккомпанемента.
Однако научный потенциал проблемы развития музыкально¬творческих способностей учащихся до конца не исчерпан. В частности, недостаточно глубоко рассмотрен процесс развития музыкально-творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах. Именно в ходе изучения и использования различных методик возможно достижение оптимального результата в формировании творческой личности, необходимой для жизнедеятельности в современном обществе.
Отсутствие теоретико-методических основ развития музыкально-творческих способностей младших школьников на уроках сольфеджио объясняет недостаточный уровень подготовки преподавателей ДМШ к работе данного рода.
Таким образом, возникают противоречия между:
1) потребностью общества в обновлении форм и содержания музыкально-творческой работы с детьми и недостаточной разработанностью технологии формирования творческой личности младших школьников средствами различных методик;
2) педагогическим потенциалом уроков сольфеджио в формировании музыкально-творческой личности младших школьников и его недостаточной реализацией в процессе освоения различных видов музыкально-творческой деятельности.
Эти противоречия определили проблему исследования: каковы методические аспекты развития музыкально-творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио в младших классах?
С учётом научно-практической значимости данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио в младших классах».
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию развития музыкально-творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ.
Объект исследования: процесс развития музыкально-творческих способностей учащихся.
Предмет исследования - технология развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов на уроках сольфеджио.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов будет более эффективным, если:
1) выявить педагогический потенциал уроков сольфеджио в развитии
музыкально-творческих способностей младших школьников, интегрирующего разные виды музыкально-творческой деятельности;
2) определить адекватные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей младших школьников;
3) разработать планы-конспекты занятий по сольфеджио, анкеты, тесты, диагностические критерии качества выполнения заданий и упражнений в соответствии с дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области искусств «Хоровое пение» учебного предмета ПО.02., Теория и история музыки УП.01; «Сольфеджио 3 класс».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты задачи выпускной квалификационной работы:
1) осуществить анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы по проблеме исследования;
2) рассмотреть музыкально-творческие способности в структуре музыкальных способностей;
3) проанализировать методики развития музыкально-творческих способностей на уроках сольфеджио;
4) разработать и экспериментально обосновать технологию развития музыкально-творческих способностей младших школьников на уроках сольфеджио.
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения в области музыкального образования, представленные в трудах Г.И. Шатковского, Б.И. Шеломова, Ж.Л. Металлиди и А.И. Перцовской, К. Орфа, Т.Ю. Тютюнниковой, А.Л. Маклыгина, Т.И. Смирновой, М.П. Андреевой, М.Е. Калугиной, П.В. Халабузарь, Г.В. Голосова и Ю.П. Козырева, В.Д. Подвала, М.Т. Картавцевой.
Методы исследования: теоретические методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, классификация), изучение психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по теме исследования; эмпирические методы: методы наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта по применению музыкально-творческих заданий на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ, педагогический эксперимент: опросные методы (анкетирование, беседа, тестирование), анализ продуктов музыкально-творческой деятельности детей.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан г. Нижнекамска. Исследованием было охвачено 14 учащихся 8-9 летнего возраста, посещавших занятия по сольфеджио во 2 и 3 классах. Работа проводилась в несколько этапов в период с 2016 по 2018 годы.
На первом этапе (2016 г.) осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования; происходил сбор, систематизация и анализ материалов по развитию творческой личности младших школьников на уроке сольфеджио; были определена тема, цель, задачи, объект и предмет, гипотеза исследования.
На втором этапе (2017 г.) проводился диагностический этап эксперимента; разрабатывалась технология развития музыкально-творческих способностей, планы-конспекты занятий по сольфеджио, тесты, анкета, диагностический инструментарий.
На третьем этапе (2018 г.) происходила апробация технологии развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов, анализ и осмысление экспериментальных данных, текстовое оформление выпускной квалификационной работы.
Апробация. По теме исследования был сделан доклад на Республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты сопровождения детской одаренности в условиях реализации ФГОС/ ФГТ». Материалы, входящие в содержание выпускной квалификационной работы нашли отражение в публикации на тему: «Импровизация как метод музыкального воспитания на уроках сольфеджио в младших классах».
Новизна исследования заключается в том, что:
1) раскрыто и уточнено содержание понятия «музыкально-творческие способности»;
2) разработана и реализована технология развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов на уроках сольфеджио;
3) разработаны планы-конспекты занятий по сольфеджио, тесты, анкета, диагностические критерии качества выполнения музыкально-творческих заданий и упражнений.
Практическая значимость работы усматривается в возможности применения ее основных положений для организации и совершенствования музыкально-творческой деятельности младших школьников.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 82 источника, приложений.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, обоснована его актуальность и новизна, осуществлен обзор литературы по теме, определена теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития музыкально-творческих способностей младших школьников, базирующиеся на анализе обширного психолого-педагогического материала; осуществляется обзор методик развития музыкально-творческих способностей учащихся.
Во второй главе выявляется педагогический потенциал уроков сольфеджио; представляется и апробируется технология развития музыкально-творческих способностей; обосновываются результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении содержатся выводы.
В приложениях помещены список учащихся, диагностические таблицы, планы-конспекты занятий, анкета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется творческим приемам развития слуха и вокально-интонационных навыков. Знакомство с современными системами музыкального воспитания, накопленный практический опыт показали, что развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Это способствует более эмоциональному и осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике. Музыкально-творческие упражнения активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха: чувство метроритма, формы, музыкальную память, развивают музыкально-художественный вкус и наблюдательность. А также способствуют развитию следующих музыкально - творческих способностей: вариативности, оригинальности, гибкости, детализации, эмоциональности, осмысленности в музыкально - творческой деятельности. Задача этих упражнений - развивать у учащихся музыкально-творческие навыки, закреплять теоретические знания. Цель музыкально-творческих заданий - пробудить интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки и всего искусства в целом, сформировать устойчивую и безусловную потребность в развитии своих дарований. Данный предмет является единственной дисциплиной, целенаправленно развивающей все музыкальные способности. Современное сольфеджио пытается решить общую задачу - сформировать и развить музыкальное мышление, без которого невозможна полноценная музыкальная деятельность: слушание музыки, исполнение, сочинение. В музыкально-творческой деятельности: импровизации, сочинении и досочинении, подборе мелодии и аккомпанемента, обработке музыкального материала, инсценировке песен и других игровых формах, дети психологически раскрепощаются, становятся смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Музыкально-творческие упражнения активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальную память и различные стороны музыкального слуха, помогают учащимся овладевать голосом, наделяют музыкальное мышление глубоким образно- эмоциональным содержанием. Технология развития музыкально-творческих способностей учащихся в процессе творческой деятельности опирается на следующие принципы: сотрудничества педагога и ребенка, раскрытия творческого потенциала детей, индивидуализации обучения, постоянство требований и систематическое повторение действий, доступность и разнообразие используемого инструктивного музыкального материала, междисциплинарной интеграции; применение специальных методов: «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне, создания композиций, сочинение уже сочиненного, метод активизации творческих проявлений учащихся, упражнения с игровыми ситуациями, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, метод моделирования элементов музыкального языка, методы: беседы, тестирования, анкетирования, обсуждения, сравнения, наблюдения, взаимопроверки, ассоциаций.
Эффективность данной технологии подтверждена результатами эксперимента, проводившегося на базе: МБУДО «Детская музыкально¬хоровая школа «Мечта» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан г. Нижнекамска. Правомерность выдвинутой во введении гипотезы доказана.



1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования: учебник для высших учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева; под общ.ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 36 с.
2. Алпарова, Н.Н. На лугу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев, И.П. Сусидко. - М.: Владос, 2003. - 126 с.
3. Андреева, М.П. От примы до октавы: сборник мелодий для пения и музыкального разбора на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ. - И.: Сов. композитор,1982. -113 с.
4. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания / О.А. Апраксина. - М : Просвещение,1990. - 207 с.
5. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 112с.
6. Асафьев. Б.В. и советская музыкальная культура / Общ.ред. Ю. В. Келдыша. - М.: Сов.композитор, 1986. - 242 с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
8. Баева, Н.Д. Задания по сольфеджио для 1-2 классов детских музыкальных школ / Н.Д. Баева, Т.А. Зебряк. - М.: Кифара, 2009.-49с.
9. Баева, Н.Д. Сольфеджио для 1-2 классов детских музыкальных школ/ Н.Д. Баева, Т.А.Зебряк. - М.: Кифара, 2006.-80с.
10. Баренбойм, Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа /Л.А. Баренбойм. - М.: Советский композитор, 1978. - 366 с.
11. Борухзон, Л.М. Азбука музыкальной фантазии: пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков/ Л.М. Борухзон, Л.Л. Волчек. - СПб. : Композитор, 1998. - 35с.
12. Былинкина, О.П. Сольфеджио 1 класс. Учебник, рабочая тетрадь /О.П. Былинкина, Н.В. Сызранцева, З.В Чернова. - Наб. Челны, 2016. - 50 с.
13. Былинкина, О.П. Сольфеджио. 2 класс. Часть 2. Учебное пособие / автор-сост. О.П. Былинкина. - Набережные Челны, 2017. - 43 с.
14. Варламова, А.А. Сольфеджио 1 класс пятилетний курс обучения: учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств / А. А. Варламова, Л.В. Семченко. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 143с.
15. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
16. Гарипова, Г.А. Воспитание музыкального слуха на занятиях хорового сольфеджио / Г.А. Гарипова. - Казань: КГПУ, 2003. - 35с.
17. Голосов, Г.В. Введение в импровизацию. Начальная техника импровизации и элементарной композиции / Г.В. Голосов, Ю.П. Козырев. - И.: Кабург, 1994. - 57 с.
18. Давыдова, Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие / Е.В. Давыдова, Ю. Рагс. - М.: Музыка, 1986. - 160 с.
19. Жакович, В.В. Готовимся к музыкальному диктанту: учебное пособие для ДМШ / В.В. Жакович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 44с.
20. Жилин, В.А. Речевые упражнения / В.А. Жилин. - Варна, 1996. - 43 с.
21. Жилин, В.А. Музыка, движение, хайку: модели для музицирования на стихи японских поэтов хайку / В.А. Жилин; пер. с японск. А. Долина. - Варна, 1991. - 31 с.
22. Жилин, В.А. Дразнилки: упражнения для блокфлейт в сопровождении орф-инструментов и ударных / В.А. Жилин. - Варна, 1997. - 111 с.
23.Зебряк, Т.А. Сочиняем на уроках сольфеджио/ Т.А. Зебряк. - М.: Музыка, 1998. - 47 с.
24.Зебряк, Т.А. Интонационные упражнения с аккомпанементом на уроках сольфеджио для занятий дома и в ДМШ: 1 -7 классы / Т.А. Зебряк .- М.: КИФАРА, 2012. - 40с.
25. Злобина, Н.И. Музыкальная копилка: сборник пьес и песен для музицирования и подборка по слуху / Н.И. Злобина, А.Ф. Полонская. - Набережные Челны, 2013. - 48 с.
26.Золина, Е.М. Домашние задания по сольфеджио для 1 класса детских музыкальных школ / Е.М.Золина . - М.: Престо, 2007. - 30 с.
27. Калинина, Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ /Г. Ф.Калинина. - М., 2002. - 32с.
28. Калинина, Г.Ф. Рабочая тетрадь по сольфеджио 1 класс
/Г.Ф.Калинина. - М., 2005. - 34 с.
29. Калинина, Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ / Г.Ф. Калинина. - М., 2002. - 32с.
30. Калугина, М.Е. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: методическое пособие для ДМШ/ М.Е. Калугина, П.В. Халабузарь. - М.: Советский композитор, 1989. - 119 с.
31. Камаева, Т.Ю. Азартное сольфеджио. Методическое пособие /Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев. - М.: Владос, 2004. - 81с.
32. Картавцева, М.Т. Сольфеджио XXI века/ М.Т. Картавцева. - М.: Кифара, 1999. - 150 с.
33. Котляревская-Крафт, М.А. Приобщение к творчеству/ М.А. Котляревская-Крафт, Л.Л. Штуден. - Новосибирск: Книжица, 2002. - 94 с.
34. Котляревская-Крафт, М.А. Сольфеджио для подготовительных отделений детских музыкальных школ / М.А. Котляревская-Крафт, И.И. Москалькова, Л.Я. Бахтан. - М. - СПб.: Музыка, 1995. - 75 с.
35. Котляревская-Крафт, М.А. Сольфеджио для первого класса ДМШ / М.А. Котляревская-Крафт. - М. - СПб: Музыка, 1995. - 42 с.
36. Кондратьева Н.В., Ковалев В.П. Структура творческих способностей младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5., URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21736(дата обращения: 30.01.2016).
37. Красильников, И. М. «Алгебра» и «Гармония» на уроках
музыкального творчества // Музыка в школе. - 2002. - № 1. - С.3 - 8
38. Крюков, А. Популярная монография / А. Крюков, Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1984. - 112 с., ил.
39. Кушинская, С.Н. Рабочая тетрадь для аудиторной и самостоятельной работы по слушанию музыки 1 класс / авторы-сост. С.Н. Кушинская, А.В. Нырова. - Набережные Челны, 2016. - 42 с.
40. Мавлютова, А.М. Инструментальноемузицирование: авторская
программа/ А.М. Мавлютова. - Набережные Челны, - 2009. - 31 с.
41. Маклыгин, А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1. Элементарная гармония: учебное пособие для музыкальных школ/ А.Л. Маклыгин. - М.: Престо, 1997. - 32 с.
42. Маклыгин, А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 2. Фактурные рисунки: учебное пособие для музыкальных школ/ А.Л. Маклыгин. - М.: Престо, 1999. - 31 с.
43. Маклыгина, Л.Г. Где живёт музыка? Тетрадь 1. 12 уроков
импровизации на фортепиано: метод .пособие для преподавателей ДМШ/ Л.Г. Маклыгина. - Казань, 2005. - 39 с.
44. Маклыгина, Л.Г. Где живёт музыка? Тетрадь 2. 12 уроков
импровизации на фортепиано: метод.пособие для преподавателей ДМШ/ Л.Г. Маклыгина. - Казань, 2008. - 43 с.
45. Металлиди, Ж.Л. Сольфеджио: мы играем, сочиняем и поём/ Ж.Л. Металлиди, А.И. Перцовская. - СПб.: Композитор, 1999. - 91 с.
46. Панова, Н.В. Конспекты по элементарной теории музыки: учебное пособие для учащихся музыкальных школ / Н.В. Панова. - М.: Престо, 2003. - 103с.
47. Нестеренко, Т. А. Развитие творческих способностей детей
посредством музыки. //URL: http://www.musical -
зай.ги/1оай/риЬ11кас11_ау1огоу/1екз1у/(дата обращения: 30.01.2016).
48. Никольская, А.А. Возрастная и педагогическая психология А.А. Никольская. - Дубна: Феникс+, 2001. - 332с.
49. Нурмухамедова, Г.Р. Рабочая тетрадь по фортепиано 1 класс.
Пособие для самостоятельной работы к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств «Фортепиано» / Г.Р. Нурмухамедова. - Наб. Челны.: Музыка, 2015. - 35 с.
50. Нырова, А.В. Сольфеджио 2 класс: учебное пособие / А.В. Нырова. - Набережные Челны, 2017. - 43 с.
51.Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное пособие / Д.Е. Огороднов. - СПБ.: Издательство «Лань», Издательство «Планета музыки», 2014. - 224 с.
52.Огороднова-Духанина, Т.В. Развитие музыкальных способностей детей по системе относительной сольмизации: из опыта работы / Т.В. Огороднова-Духанина. - Нальчик: Эльбрус, 1985. - 52 с.
53.Огороднова-Духанина, Т.В. Музыкальные игры на уроках
сольфеджио/ Т.В. Огороднова-Духанина. - СПб.: Композитор, 2008. - 22 с.
54.Осколова, Е.Л. Сольфеджио / Е.Л. Осколова. - М.: Владос, 2002. - 208 с.
55. Печёнкина, Е.Н. Формирование навыков импровизации у детей на уроках сольфеджио// Е. Н. Печёнкина. Научно - методический журнал «Поиск». - 2016. - № 2. - С. 59 - 62.
56. Панова, Н.В. Рабочая тетрадь. Прописи по сольфеджио для дошкольников и учащихся 1 классов /Н.В. Панова. - М.: Престо, 2001. - 40с.
57. Первозванская, Т.Н. Полный курс теоретических дисциплин. Мир музыки. Учебник сольфеджио 1 класс / Т.Н. Первозванская. - СПб: Композитор, 2005. - 80с.
58. Первозванская, Т.Н. Полный курс теоретических дисциплин. Мир музыки. Сольфеджио на пять. Рабочая тетрадь по сольфеджио 1 класс /Т.Н. Первозванская. - СПб: Композитор, 2005. - 44с.
59. Потапов, Д.А. Этапы творческого процесса и их моделирование в учебной музыкальной деятельности // Музыка в школе. - 2010. - № 5. - С.48 - 53.
60. Пчелкина, Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей: дидактические игры на занятиях с младшими школьниками /Т. Пчелкина. - М.: Чистые пруды,2006. - 32с.
61. Родина, Н.Ф. Развитие творческих способностей учащихся на уроках
сольфеджио в ДМШ и ДШИ // URL:
https://infourok.ru/razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchaschihsya_na_urokah_s olfedzhio_v_dmsh_i_dshi -459050.htm (дата обращения 29.12.16 г.)
62. Ромм, Р.Д. Изучение тональностей в ДМШ. Учебное пособие для учащихся ДМШ / Р.Д. Ромм. - М.: Музыка, 1994. - 108 с.
63. Руденко, В.И. Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. статей / Ред.-сост. В.И. Руденко, В.А. Натансон. - М.: Музыка, 1981. - 230 с.
64. Сиротина, Т.М. Музыкальная азбука / Т.М. Сиротина. - М.: Музыка, 2004. - 96с.
65. Сиротина, Т.М. Ритмическая азбука / Т.М. Сиротина. - М.: Музыка, 2007. - 96с.
66. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970. - 366 с.
67. Смирнова, Т.И. Allegro. Фортепиано. Интенсивный курс: пособие для преподавателей, детей и родителей / Т.И. Смирнова. - М.: ЦСДК, 1994. -56 с.
68. Смирнова, Т.И. Интерпретация: Из серии бесед «Воспитание искусством или искусство воспитания»: Учеб. изд. / Т.И. Смирнова - М., 2001. - 367 с.
69. Смирнова, Т.И. Поэзия музыка слов: иллюстративная часть к беседе «Интерпретация»: из серии книг «Воспитание искусством или искусство воспитания» / Т.И . Смирнова. - М., 2001. - 112 с.
70. Сугоняева, Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: методическое пособие для преподавателей ДМШ / Е.Э. Сугоняева. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 176 с.
71. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов.
- М.: Наука, 2003. - 377с.
72. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов.
- М. - Л.: изд-во АПН, 1947. - 335 с.
73. Трушкина, И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по экспериментальной программе «Мир музыки» // Музыка в школе. - 2002. - № 6 - С. - 33 - 42
74. Тургенева, Э.Ш. Развитие музыкально-творческих навыков. Пианист- фантазёр. Часть 1/ Э.Ш. Тургенева, А.Н. Малюков. - М.: Владос, 2002. - 96 с.
75. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: система обучения Карла Орфа / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Астрель, 2000. - 1994 с.
76. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания: учебное пособие / П. В. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. - М: Музыка,1989. - 175с.
77. Цейтлин, Б.Л. По ступенькам музыкальных знаний / Б.Л. Цейтлин. - М.: Композитор, 2000. - 80 с.
78. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха/ Г.И. Шатковский. - М.: Музыка, 1996. - 184 с.
79. Шеломов, Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе: методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ / Б.И. Шеломов.- СПб.: Композитор, 1997. - 224 с.
80. Явгильдина, З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / З.М. Явгильдина. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.
81. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе / А.Ф. Яфальян. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2008. - 381с.
82. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2fOcff66d896f7b981 7e26dba7e5f3207df5c43e/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ