ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Развитие музыкальной памяти учащихся как психолого¬педагогическая проблема 7
1.2. Аналитический обзор педагогического опыта по развитию
музыкальной памяти учащихся 18
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДМШ НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО 27
2.1. Комплекс упражнений для развития музыкальной памяти учащихся
младших классов фортепианных отделений ДМШ 27
2.2. Результаты апробации комплекса упражнений по развитию музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста ДМШ.... 35
Выводы по Главе II 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих ученых, драматических актеров, режиссеров, музыкантов всех специальностей, педагогов. В своей работе мы обращаемся к особенностям развития музыкальной памяти. Важность развития творческих способностей детей, куда входит и музыкальная память, подчеркивается в правительственном документе, таком как «Концепция развития дополнительного образования» [24].
Выработанные общие принципы работы памяти ни для кого не остаются секретом. За последний век были сформулированы все аспекты работы памяти, дано огромное количество рекомендаций и советов. С одной стороны, можно смело пользоваться и применять рекомендации и советы, предложенные в ранее изданных работах и статьях. Однако, как весь этот опыт эффективно применить отдельно каждому индивиду особенно при работе над музыкальной памятью? Что хорошо одному, то другому может совсем не подходить.
Проблема музыкальной памяти заключается в том, что специально для каждого музыканта нет готового рецепта по улучшению её качества. Все исполнители индивидуальны, и поэтому решения, связанные с проблемами памяти, каждый музыкант и педагог должен уметь находить для себя, и применять в практической деятельности (естественно опираясь на исследования психологов и авторитетных музыкантов) исходя из индивидуальных психологических качеств.
Известно, что процесс выучивания музыкального произведения в педагогической практике оставлен без надлежащего руководства со стороны педагога. Это приводит к тому, что ученик остается с данной проблемой один на один, и решает ее в меру своих сил и возможностей и, зачастую, все одним способом - многократным повторением с постоянным вглядыванием в нотный текст, с надеждой на то, что в следующем проигрывании, что-то в памяти и останется. Естественно, что устойчивый положительный результат с помощью такого способа работы над музыкальным произведением не может быть обеспечен. Только игра наизусть расширяет исполнительские возможности музыканта, обеспечивает большую свободу выражения. Поэтому актуальность работы заключается в том, чтобы выявить аспекты развития музыкальной памяти, без которой не может состояться истинный музыкант.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблемы развития музыкальной памяти поднимались в музыкально-теоретических трудах и исследованиях: Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, A. Н. Леонтьева, Л.А. Мазеля, Ю.Н. Тюлина.
Психология музыкальной памяти освещена в трудах музыкальных психологов А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, Н.И. Киященко,
B. И. Петрушина, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова и др.
Методические приемы по развитию памяти представлены в работах, Г. Когана, Л. Маккинон, В.И. Муцмахер.
Несмотря на большое количество работ по данной проблематике, необходимо отметить, что нет готовых шаблонов по запоминанию музыкального произведения, т.к. каждый человек уникален. И поэтому, решение проблемы запоминания нотного текста требует личностно-ориентированного подхода педагога к ученику, который является одним из ключевых подходов в современном образовательном процессе, что зафиксировано в ФГОС [48], среднего (полного) общего образования. Применение этого подхода в музыкальном образовании ставит в ракурсе данного исследования следующую проблему: какие методы и формы работы позволят обеспечить оптимальное развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста на занятиях по фортепиано в ДМШ?
Объект исследования - музыкальные способности учащихся.
Предмет исследования - развитие музыкальной памяти учащихся младших классов ДМШ на занятиях фортепиано.
Цель данной работы - исследование процессов и механизмов запоминания, создание комплекса упражнений для развития музыкальной памяти учащихся младших классов и его апробация в ходе педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. Развитие музыкальной памяти будет более эффективным, если:
- изучены теоретические аспекты развития музыкальной памяти;
- разработан комплекс упражнений для развития музыкальной памяти учащихся младших классов фортепианных отделений ДМШ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкальной памяти личности как психолого-педагогическую проблему.
2. Изучить педагогический опыт по развитию музыкальной памяти младших школьников.
3. Разработать комплекс упражнений с методическими рекомендациями для развития музыкальной памяти учащихся младших классов ДМШ на занятиях фортепиано.
4. Апробировать комплекс на занятиях со школьниками и описать результаты педагогического эксперимента.
Методологической основой исследования послужили общенаучные работы по психологии и педагогике А.Л. Алексеева Л.С. Выготского, Д.К. Кирнарской, Дж. Миллера, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, К.Д. Ушинского, частнонаучные труды по развитию музыкальной памяти Н.А. Ветлугиной, И. Гофмана, Г. Когана, Л. Маккинон, В.И. Петрушина, и др.
Методы исследования:
• теоретические методы - анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.; изучение и анализ литературы по проблеме; системный, комплексный подходы;
• эмпирические методы - наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Экспериментальной базой для проведения исследования послужила Детская музыкальная школа г. Зеленодольска.
Новизна данной работы заключается в разработке авторского комплекса упражнений для развития музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста фортепианных отделений ДМШ.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки музыкально-педагогических кадров системы дополнительного образования, педагогами-инструменталистами на занятиях фортепиано детской музыкальной школы.
Апробация результатов исследования проводилась в рамках выступления на ^Республиканской научно-практической конференции «Дополнительное образование в сфере культуры и искусства в 21 веке. История, проблемы и опыт в Детской школе искусств г. Зеленодольска, (2016г.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе выполнения первой поставленной задачи, заключающейся в исследовании развития музыкальной памяти как психолого-педагогической проблемы, мы пришли к выводам о том, что память как специфическая способность человека представляет собой многосоставную структуру, в которую входят такие виды, как слуховая, двигательная, логическая, зрительная, эмоциональная или аффективная, образная. Психологические особенности музыкальной памяти у каждого исполнителя свои. Чаще всего преобладает, какой-либо один вид памяти. Важно и необходимо помнить, что музыкальная память требует постоянной тренировки и её развития.
В ходе решения второй исследовательской задачи - аналитического обзора литературы по теме развития музыкальной памяти - мы проанализировали педагогический опыт и наработки в данной области и сделали вывод о существующих подходах к развитию музыкальной памяти пианистов, базирующихся на:
• всесторонней и поэтапной работе над музыкальным сочинением;
• принципе «от простого к сложному»;
• сочетании процесса запоминания нотного текста с работой над художественной стороной произведения.
В ходе выполнения третьей исследовательской задачи нами был разработан собственный комплекс игровых упражнений для развития музыкальной памяти учащихся младших (1-3) классов фортепианных отделений ДМШ. Каждое из упражнений-игр было нацелено на развитие определенного вида памяти: зрительную, двигательную, логическую, эмоциональную, образную.
В результате решения четвертой исследовательской задачи нами была произведена апробация комплекса упражнений по развитию музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в ДМШ г. Зеленодольска. Диагностика детей ЭГ на констатирующем и контрольном этапах эксперимента выявили улучшения музыкальной памяти по следующим параметрам:
1. Скорость запоминания музыкального материала
2. Точность запоминания нотного текста
В результате апробации пришли к выводам, что развитие музыкальной памяти на уроках фортепиано в игровой форме позволяет достигнуть повышения интереса детей к занятиям, позволяет в лёгкой и доступной форме в полной мере развивать музыкальную память младших школьников.
1. Акимова, Г. Память на пять / Г. Акимова - Е.: «У-фактория», 2006. - 263 с.
2. Алексеев, А.Л. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. - М., 1978. - 158 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 266 с.
4. Аристотель, трактат «О памяти и припоминании» [Электронный ресурс] / Аристотель. - Режим доступа:йИр.суЬег1епшка.ги (Дата обращения: 21.05.2018).
5. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - М.,1973. - 156 с.
6. Бергсон, А. Две формы памяти [Электронный ресурс] / А. Бергсон. - Режим доступа: http://f1ogiston.ru(Дата обращения: 21.03.2018).
7. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.П. Блинова. - Л.: Наука, 1984. - 186 с.
8. Бреслаев, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслаев - M.: Просвещение, 1990. - 165 с.
9. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
10. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 1968. - 148с.
11. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 1968. - 45с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 63 с.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо., Петрова Е.А., Орлова Л.М.- М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
14. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер - М.: Просвещение, 1993. - 206с.
15. Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - М.: Классика-ХХ1, 1998. - 46 с.
16. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева., Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000. - 240 с.
17. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П.И. Зинченко. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 2002. - 207-216 с.
18. Кирнарская, Д.К. Музыкальное восприятие / Д.К. Кирнарская. - М.: Кимос-Ард, 1997. - 98 с.
19. Краткий психологический словарь. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 512 с.
20. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты-XXI век, 2004. - 496 с.
21. Кирнарская, Д.Н. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб, пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.Н. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
22. Козубовский, В. М. Познавательные процессы / В.М. Козобувский. Учебное пособие 3-е изд. - Минск: 2008. - 368 с.
23. Комарова, Т.С. Программа воспитания и обучения / Т.С. Комарова, М.А. Васильева, В.В. Гербова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
24. Коган, Г. У врат мастерства / Г. Коган. - М.: Классика-XXI, 2004. - 136 с.
25. Концепция дополнительного образования детей от 04.09.2014.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf(дата обращения 05.05.2018).
26. Леонтьев, А.Н. Пиктограмма [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. -
Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2491807/page:14/(Дата обращения: 20.04.2018).
27. Лурия, А.Р. Запоминание 10 слов [Электронный ресурс]/ А.Р. Лурия. - Режим доступа: http://psy-clinic.info/index.php?id=85:metodika-zapominanie-10- slov-po-a-r-luriya-issledovanie-slukhorechevoj-pamyati(Дата обращения: 22.04.2018).
28. Маккиннон. Л. Игра наизусть / Л. Маккинон. - М.: Классика-XXI, 2009 - 160 с.
29. Метнер, Н. Муза и мода (защита основ музыкального искусства) / Н. Метнер. Париж: YMCA-PRESS, 1978 - 88 с.
30. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Наука, 1985. - 272 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. Учебник для вузов. - М.: Академия, 2002. - 240 с.
32. Муцмахер, В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игры на фортепиано: учебное пособие / В.И. Муцмахер. - М.: МГПИ им.Ленина, 1984. -185 с.
33. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский. Восприятие музыки. - М., 1980. - С.16-24.
34. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1972. - 384 с.
35. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 36 с.
36. Овсянкина, Г.П. Музыкальная психология / Г.П. Овсянкина. - СПб.: Издательство «Союз художников», 2007. - 77 с.
37. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб.пособие для студ. нач. фак. пед.вузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. — М.: Академия, 2001. - 236 с.
38. Петровский, А.В. Психология: Словарь / А.В. Петровский, М.Т. Ярошевского. 2-е изд. - М.,1990. - 264 с.
39. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: Академический проект: Трикста, 2008. - 400 с.
40. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин - М.: «Академический Проект», 2006. - 490 с.
41. Попова, А.В. Музыкальная память и способы ее развития [Электронный ресурс] // Электронный журнал Экстернат РФ. - Режим доступа: http://ext. spb .ru/2011-03-29-09-03-14/118-additional-education/6222-2014-10-19- 12-56-53.html (Дата обращения 12.11.2017).
42. Семаго, М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка [Электронный ресурс] / М.М. Семаго.
- Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-
nauki/library/2018/04/22/diagnosticheskiy-albom-dlya-otsenki-razvitiya(Дата обращения: 25.04.2018).
43. Старчеус, М.С. Слух музыканта / М.С. Старчеус. - М.: Издательство Московская консерватория, 2003. - 15 с.
44. Сельченок, К.В. Психология художественного творчества / К.В. Сельченок. - М.: «Харвест», 2005. - 752 с.
45. Теплов, Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1985. - 182 с.
46. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - С.16-24.
47. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1981. - С.16-24.
48. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. / Б.М. Теплов. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005- 32 с.
49. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения / К.Д Ушинский. В 6 т. Т.5 / Сост.С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 56 с.
50. ФГОС, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего(полного) Общего Образования [Электронный ресурс]. - режим доступа:http://i-russia.ru/all/docs/4300/ (Дата обращения 13.04.2018).
51. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии / Е. Н. Федерович. - М: Directmedia, 2014. - 279 с.
52. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.А. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. - М.: Академия, 2001. - 194 с.
53. Шуман, Р Избранные статьи о музыке / Р Шуман. ред., вступит, статья и примеч. Д. В. Житомирского. - М.: Музгиз, 1956. - 400 с.
54. Чудина-Эттер, Ю.Ю. Тренировка памяти / Ю.Ю. Чудина-Эттер. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004 - 40 с.
55. Эббингауз, Г. Кривая забывания [Электронный ресурс] / Г. Эббингауз. -https://pikabu.ru/story/krivaya_zabyivaniya_yebbingauza_i_metodiki_povtoreniya_1887744 (Дата обращения 5.02.2018).
56. Юдина, Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития / Е.И. Юдина.
- М.: Виконт,1997. -196 с.
57. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева
- М.: Академия, 2000. - 282 с.
58. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до серединыХХ века: Учебное пособие / М.Г. Ярошевский. - М., 1996.-416 с.