Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №47500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
752
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания развития тембрового слуха учащихся 2-3 классов на уроках музыки в школе средствами игровых технологий 7
1.1. Проблема развития тембрового слуха в музыкальной психологии и
педагогике 7
1.2. Методические аспекты развития тембрового слуха учащихся на
уроках музыки 15
1.3. Игровые технологии как средство развития тембрового слуха на
уроках музыки 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Методические аспекты развития тембрового слуха учащихся 2-3 классов на уроках музыки в школе средствами игровых технологий 30
2.1. Разработка и апробация сборника игр для развития тембрового
слуха на уроках музыки в школе 30
2.2. Диагностика эффективности развития тембрового слуха учащихся
2-3 классов на уроках музыки в школе средствами игровых технологий... 36
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение


Актуальность исследования. Важной задачей гуманизации образования выступает создание условий для реализации личностного и творческого потенциала, развития и актуализации общих и специальных способностей человека в различных сферах деятельности.
Условием осуществления музыкальной деятельности является наличие комплекса музыкальных способностей. Одной из ключевых способностей является музыкальный слух, который имеет различные виды: звуковысотный, динамический, ритмический, тембровый, мелодический, гармонический, полифонический, относительный, абсолютный. Каждый из видов музыкального слуха обеспечивает восприятие отдельных музыкально - выразительных средств, таких как звуковысотность, динамика, ритм, тембр, мелодика, гармония и др. Все виды слуха считаются разными сторонами одного феномена, но работают по-разному, в зависимости от тех «задач», которые музыкальный слух решает в конкретной ситуации.
По сравнению с другими видами музыкального слуха тембровый слух до сих находится на периферии научных изучений, и к настоящему моменту его сущность и свойства полностью не исследованы.
По мнению педагогов-музыкантов, тембровое развитие учащихся представляет собой важную область музыкально-слухового воспитания, однако многоаспектность самого явления «тембр», его сложнейшая психофизиологическая природа затрудняют разработку как теоретических, так и практических аспектов развития тембрового слуха в учебном процессе.
Представляется перспективным рассмотрение проблемы развития тембрового слуха учащихся в контексте применения современных образовательных технологий, а именно, игровых технологий, эффективность которых для детей младшего школьного возраста не требует доказательств.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема развития тембрового слуха находится на стыке различных областей познания: музыкальной психологии, музыкознания, теории и практики исполнительства, музыкальной педагогики.
Анализ литературы, посвященной проблеме исследования, показал, что музыкально-психологические аспекты тембрового слуха освещаются в работах таких ученых, как А.Л. Готсдинер, Т.А. Литвинова,
Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.
Педагогический анализ проблемы развития тембрового слуха учащихся в процессе музыкального образования рассмотрен в работах таких авторов, как Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, Т.В. Тютюнникова, Н.М. Черноиваненко и др.
Вопросам использования игровых технологий в музыкальном образовании посвящены исследования В.К. Белобородовой, H.A. Ветлугиной, Л.Г. Дмитриевой, О.П. Радыновой, Н.М. Черноиваненко и других.
Однако специальных работ, посвященных проблеме развития тембрового слуха учащихся младших классов на уроках музыки средствами игровых технологий, нами не было обнаружено.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы позволили сформулировать цель исследования - проанализировать научно-педагогические и методические аспекты развития тембрового слуха учащихся 2-3 классов на уроках музыки средствами игровых технологий.
Объект исследования - музыкальное учащихся 2-3 классов на уроках музыки.
Предмет исследования - развитие тембрового слуха учащихся 2-3 классов на уроках музыки средствами игровых технологий.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. рассмотреть проблему развития тембрового слуха в музыкальной педагогике и психологии;
2. раскрыть методические аспекты развития тембрового слуха учащихся на уроках музыки и выявить возможности использования игровых технологий в данном процессе;
3. разработать и апробировать сборник музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха учащихся на уроках музыки;
4. провести диагностику эффективности развития тембрового слуха учащихся 2-3 классов на уроках музыки в школе средствами игровых технологий.
Гипотеза исследования: развитие тембрового слуха учащихся 2-3 классов на уроках музыки будет осуществляться более эффективно, если:
- организация музыкально-образовательного процесса будет осуществляться с учетом возрастных особенностей музыкального развития младших школьников;
- на уроках музыки в школе использовать сборник музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха учащихся на уроках музыки.
Теоретико-методологическая основа исследования: системный, личностно-деятельностный подходы, фундаментальные труды в области психологии музыкальных способностей (А.Л. Готсдинер, Т.А. Литвинова, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.), теории и методики общего музыкального образования в начальной школе (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, Н.М. Черноиваненко и др.).
Методы исследования: теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.); изучение и анализ литературы по проблеме; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Бегишевская СОШ имени М.Х. Хасанова» Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Новизна исследования и теоретическая значимость работы заключается в том, что раскрыты особенности развития тембрового слуха учащихся на уроках музыки и выявлены возможности использования игровых технологий в данном процессе.
Практическая значимость работы заключается в том, материалы исследования, в частности, сборник музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха учащихся на уроках музыки, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности музыкально-педагогических кадров системы общего и дополнительного музыкального образования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Список литературы содержит 51 источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования проблемы развития тембрового слуха учащихся 2-3 классов на уроках музыки в школе средствами игровых технологий были сделаны следующие выводы.
Условием осуществления музыкальной деятельности является наличие комплекса музыкальных способностей. Одной из ключевых способностей является музыкальный слух, который имеет различные виды: звуковысотный, динамический, ритмический, тембровый, мелодический, гармонический, полифонический, относительный, абсолютный. Каждый из видов музыкального слуха обеспечивает восприятие отдельных музыкально-выразительных средств, таких как звуковысотность, динамика, ритм, тембр, мелодика, гармония и др. Все виды слуха считаются разными сторонами одного феномена, но работают по-разному, в зависимости от тех «задач», которые музыкальный слух решает в конкретной ситуации.
Тембровый слух - это способность распознавать тембры, их специфические особенности и свойства. Развитый тембровый слух является важным показателем музыкальной зрелости, т.к. он оказывает воздействие на развитие слушательской, исполнительской, музыкально-творческой культуры личности и совершенствование музыкальной деятельности в целом.
По сравнению с другими видами музыкального слуха тембровый слух до сих находится на периферии научных изучений, и к настоящему моменту его сущность и свойства полностью не исследованы.
По мнению педагогов-музыкантов, тембровое развитие учащихся представляет собой важную область музыкально-слухового воспитания, однако многоаспектность самого явления «тембр», его сложнейшая психофизиологическая природа затрудняют разработку как теоретических, так и практических аспектов развития тембрового слуха в учебном процессе.
Тембровый слух является основой других видов и форм музыкального слуха, и его систематическое развитие в младшем школьном возрасте представляется важным в процессе школьных занятий на уроках музыки.
Разработкой проблемы развития тембрового слуха занимались ученые - музыковеды и психологи, определявшие его акустическую, физическую и художественную сущность: А.А. Володин, Ю.Н. Рагс, Б.М. Теплов и др.
Для интенсивного развития тембрового слуха учащихся на уроках музыки необходима организация специальной работы и использование специфических приемов и методов, направленных на: распознание учащимися тембров различных инструментов; определение границы внутри одного тембра, которые возникают в результате действия разных динамических, регистровых условий; рассмотрение сочетаний различных тембров, которые определяют взаимодействие музыкального
инструментального тембра с другими средствами музыкальной выразительности.
Для развития тембрового слуха необходимо накопление слухового опыта в аспекте звучания тембров разных инструментов, а также мужских, женских и детских певческих голосов.
Необходимость раскрытия возможностей развития тембрового слуха учащихся на уроках музыки средствами игровых технологий актуализировала разработку методического обеспечения данного процесса в виде сборника игр.
Игры сборника были разработаны для учащихся младших классов общеобразовательных школ. Содержание игр соответствует концепции уроков музыки на основе программы по музыке для 1-4 классов общеобразовательной школы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной.
Основная цель данных игр - развитие тембрового слуха учащихся на уроках музыки в школе.
В ходе опытно-экспериментального исследования нами было проведена диагностика развития тембрового слуха учащихся на уроках музыки в школе и доказана эффективность разработанного сборника.
Базой экспериментальной работы выступило Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова».
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что разработанные игры для развития тембрового слуха на уроках музыки в школе решают поставленные задачи, что доказывает гипотезу исследования .



1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 336 с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студ. вузов / В.П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 128 с.
4. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания /
О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 59 с.
5. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - Л., 1973. - 144 с.
6. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. факультетов пед. вузов / Л.А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
7. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. - М:,
2014. - 506 с.
8. Березовчук Л. Музыка и мы. / Л.Березовчук. - СПб.: Бояныч; Бланка,
2015. - 288 с.
9. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка/ Н. А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 2014. - 211 с.
10. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки / Перевод с нем Н.Т. Григорьевой. - М.: Парсифаль, 1997. - 160 с.
11. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.: Сфера, 2013. - 210 с.
12. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 1998. - 240 с.
13. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов / А. Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 304 с.
14. Иванченко Г.В. Психология восприятия искусства. - М.: Смысл, 2001. - 256 с.
15. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Музыка, 1994. - 405 с.
16. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.:
Просвещение, 1977. - 224 с.
17. Корнейчук, Л. В. Развитие тембрового слуха в профессиональной подготовке учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Корнейчук. - Екатеринбург, 2000. - 172 с.
18. Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т. П. Королева. - Минск, 2003. - 125 с.
19. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. - СПб, 2015. - 576 с.
20. Кузьменко, С. А. Музыкальность как психологическое явление и ее влияние на успешность музыкальной деятельности / С. А. Кузьменко //Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства: мат-лы II Всеросс. науч.-практич. конф. (31 октября - 1 ноября 2014 г.): в 2 т. Т. 1. - Сургут: Винчера, 2014. С. 229-234.
21. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе: ИЗО, музыка, окружающий мир: Практическое пособие. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2015. - 208 с.
22. Лаптев, И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. для учителя / И.Г. Лаптев. - М.: ВЛАДОС 2001. - 176 с.
23. Литвинова Т.А. Тембровый слух и обучение музыканта-исполнителя / Т.А. Литвинова // Материалы международной научно-практической
конференции «Современное музыкальное образование - 2005» (26-29
октября 2005). - СПб: Изд- во ИПЦСПГУТД, 2006. С. 99-102.
24. Литвинова, Т. А. Развитие тембрового слуха как проблема современного музыкального образования / Т. А. Литвинова // Культурная жизнь юга России. - 2016. - № 1 (30). С. 131-132.
25. Литвинова, Т.А. Об особенностях слухового восприятия сочетаний инструментальных тембров / Т.А. Литвинова // Методологические проблемы современного музыкального образования. Материалы Международной научно - практической конференции 17 марта 2009 года. - СПб: Изд- во Политехнического университета, 2009. - С. 198- 211.
26. Литвинова, Т.А. Развитие тембрового слуха как проблема современного музыкального образования / Т.А. Литвинова // Культурная жизнь юга России. - 2009. - № 1 (30). - С. 131-132.
27. Литвинова, Т.А. Тембровый слух и обучение музыканта-исполнителя / Т.А. Литвинова // Материалы международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2005» (26-29 октября 2005). - СПб: Изд- во ИПЦСПГУТД, 2006. - С. 99-102.
28. Литвинова, Т.А. Тембровый слух и тембровое мышление: к определению понятий / Т.А. Литвинова // Музыковедение. - 2009. - №6. - С. 45-48.
29. Литвинова, Т.А. Тембровый слух: онтологический и
гносеологический аспекты: автореф. дис. ...канд. иск. - СПб., 2012. - 23 с.
30. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 240 с.
31. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. - М.: Владос, 2013. - 232 с.
32. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. - 384 с.
33. Новикова О. В. Курс «Слушание музыки» (1—3 годы обучения): учеб.-метод. пособие. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. И. Глинки, 2011.
34. Новикова О. В. Электронные наглядные пособия в контексте проблемного подхода к преподаванию предмета «Слушание музыки» // Вестник Новосибирского музыкального колледжа им А. Ф. Мурова. - 2012. - № 5. - С. 73-76.
35. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
36. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. На 2 х-т. Т. 1. Народное образование, 2005. - 816 с.
37. Панкевич Р.В. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Екатеринбург, 2011. - 145 с.
38. Передерий, О.И. Развитие тембрового слуха в формировании
музыканта / О.И. Передерий: дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 17 с.
39. Передерий, О.И. Развитие тембрового слуха в формировании
музыканта : дис. ... канд. пед. наук / О. И. Передерий. - СПб, 2013. - 260 с.
40. Петрушин В.И. Музыкальная психология - М., 2014. - 183 с.
41. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика/под.ред. Цыпина Г. М. - М.: Академия, 2013. - 368 с.
42. Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. Москва, 1993. - 704 с.
43. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования - М., 1986. - 200 с.
44. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М.: Просвещение, 2015. - 458 с.
45. Теплов, Б.М Основные музыкальные способности / Б.М. Теплов // Музыка в школе. - 2014. - № 5. - С. 15-18.
46. Тютюнникова, Т.В. Вездесущий ритм / Т.В. Тютюнникова, Е.А. Кочемасова // Музыкальный руководитель. - 2013. - № 4. - С. 5-9
47. Тютюнникова, Т.В. Детская симфония/ Т.В. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. - 2013. - №3. - С. 23-24.
48. Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие / Н.А. Царева. - М.: Росмэн, 2001. - 93 с.
49. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
50. Школяр Л.В. Принципы отбора содержания и методов работы на музыкальных занятиях. Музыкальное искусство 1-3 кл. Программа для общеобразовательной школы. - М., 1995. - 125 с.
51. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 380 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ