Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Характеристика предприятия………………………………………………….. 4
2 Стратегическое положение предприятия……………………………………… 7
2.1 Анализ среды макроокружения……………………………………………. 7
2.2 Анализ среды непосредственного окружения…………………................. 9
2.3 Анализ внутренней среды……………………………………….................. 9
2.4 SWOT-анализ……………………………………………………………….. 11
2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………………. 14
3 Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия………………. 16
3.1 Создание представительства в сети Интернет……………………………. 16
3.2 Расширение связей с общественностью………………………………….. 24
Заключение………………………………………………………………………… 27
Список использованных источников……………………………………………. 30
Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия.
Задача работы состоит в рассмотрении методологических положений концепции стратегического управления, а так же в приобретении первичных навыков практического применения основных методов стратегического менеджмента применительно к конкретному предприятию.
Объектом исследования выбрано предприятие ИП Рафаилов К.В. Предмет исследования – анализ среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, пути реализации стратегии конкурентоспособности.
Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать тем или иным абсолютным конкурентным преимуществом. Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать для повышения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику предприятия, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или показателей других предприятий. Это некая от¬носительная интегральная характеристика, отражающая отличия фирмы от фирмы-конкурента и, соответственно, определяющая её привлека¬тельность в глазах потребителя.
Для организации работ по обеспечению конкурентоспособности фирмы нужно определить её стратегию развития, миссию, возможности, сильные и слабые стороны. Определить эти факторы и ответить на все вопросы, возникающие в процессе, поможет система обеспечения конкурентоспособности, рассмотренная в данной работе.
Для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо провести диагностику состояния конкуренции на рынке и определить тип структуры конкурентной среды. Условия функционирования хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность определяются прошлыми, настоящими и будущими (ожидаемыми) состояниями элементов конкурентной среды и внешней среды макро- и микроуровней. Для принятия тактических решений и получения наиболее полной картины состояния конкуренции фирме необходим количественный анализ конкурентной среды, её диагностика. После проведения диагностики конкурентной среды можно перейти непосредственно к оценке конкурентоспособности предприятия.
В данной курсовой работе было оценено стратегическое положение и предложены мероприятия по реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятия ИП Рафаилов К.В.
1 Бородин, К. Г. Конкурентоспособность в рыночной экономике / К. Г. Бородин - М.: Теис, 2005.
2 Быков, В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / В. А. Быков - М.: Юнити, 2008.
3 Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов - М.: Экономистъ, 2007.
4 Волков, О. И. Экономика предприятия (фирмы) / О. И. Волков, О. В. Девяткин - М.: ИНФРА-М, 2003.
5 Голодова, О. А. Маркетинговое обеспечение конкурентоспособности предприятий в условиях интеграционного взаимодействия / О. А. Голодова - Волгоград, ВГУ, 2007.
6 Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг / Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев - М: Эксмо, 2008.
7 Коротков, А. В. Маркетинговые исследования / А. В. Коротков - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2005.
8 Карпунин, М. Д. Анализ и обоснование управленческих решений / М. Д. Карпунин. - М.: Финансы и статистика, 2003.
9 Лимитовский, М. А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений / М. А. Лимитовский. – М: Дека, 2003.
10 Лемке, Г. Э. Нелинейный стратегический менеджмент или искусство конкуренции / Г. Э. Лемке - М.: Дело и Сервис, 2006.
11 Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц - М.: Высшее образование, 2007.
12 Магомедов, Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров / Ш. Ш. Маго-медов - М.: Дашков и К. – 2003.
13 Магура, М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М. И. Магура, М. Б. Курбатова - М.: Управление персоналом, 2004.
14 Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина - М.: Омега-Л, 2007.
15 Мескон, М. Основы менеджмента / Пер. с англ, под научи, ред. Л. И. Евенко - М.: Дело, 2005.
16 Наумова, Л. М. Практический маркетинг в деятельности фирмы / Л. М. Наумова - М.: Элит, 2004.
17 Орлов, А. И. Менеджмент: Учебник / А. И. Орлов - М.: КомКнига, 2006.
18 Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования: учебник для ВУЗов / Б. Е. Токарев - М.: Экономист, 2007.
19 Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдинов - М: Эксмо, 2005.