Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ООО «Большие детали» (г. Омск).
Виды деятельности :
-Оптовая и розничная торговля запасными частями для грузовых автомобилей европейского производства
-Ремонт грузовых автомобилей европейского производства на станциях техобслуживания
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Есть много приложений.
Также есть доклад и презентация к защите
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления малым предприятием 5
1.1. Малое предприятие: понятие, нормативно-правовое регулирование 5
1.2. Особенности управления малым предприятием 11
1.3. Специфика использования методов управления малым предприятием в сфере торговли 15
Глава 2. Анализ управления малым предприятием ООО «Большие детали» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Большие детали» 21
2.2. Диагностика процесса управления ООО «Большие детали» 30
Глава 3. Совершенствование управления ООО «Большие детали» 39
3.1. Программа расширения ассортимента услуг ООО «Большие детали» 39
3.2. Разработка программы открытия отдела логистики в ООО «Большие детали» 43
3.3. Рекомендации по проведению рекламной кампании ООО «Большие детали» 48
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 60
Малое предпринимательство является сегодня одним из ведущих секторов российской экономики, во многом определяющим структуру, качество и темпы роста валового национального продукта, а также серьезно влияющим на скорость решения социальных проблем, включая сокращение безработицы. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для всех регионов РФ именно создание и развитие малого предпринимательства должно стать основой социально-экономической реструктуризацию. Поэтому вопросы формирования стратегических направлений развития современного малого предприятия занимают одно из центральных мест в науке и практике менеджмента. Их значимость можно объяснить тем, что только растущий объем реального производства товаров и услуг позволяет разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система, а именно с прибыльностью развиваемого бизнеса. В России эта проблема сегодня стоит особенно остро, поскольку речь здесь идет об обеспечении устойчивого экономического прогресса в условиях кризисной экономики и высокой конкуренции за сжимающиеся рынки сбыта.
Подобный подход предполагает необходимость решения целого комплекса вопросов, связанных с формированием целостной системы управления деятельностью предприятия, – определением источников, факторов и пределов экономического роста, сочетанием инвестиционного экономического роста с социально ориентированным развитием, оценкой внутренних и внешних рисков, способных нарушить экономическую стабильность и осложнить решение стоящих перед предприятием задач. Иными словами, требуется тщательное обоснование механизмов и рычагов, которые позволили бы осуществить эффективное развитие в стране предприятий малого бизнеса при одновременной минимизации побочных негативных эффектов, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на рыночные реформы, проводимые в России в течение уже нескольких десятилетий, и некоторое оживление субъектов малого предпринимательства после 2000 г. его развитие до сих пор не достигло желаемого состояния: оно так и не стало играть ту важную роль в жизни общества, которая ему изначально предназначалась. Более того, особенности современной рыночной экономики вынуждают большинство предприятий работать в ситуации неопределенности, что неизбежно связано со множеством рисков. Если раньше, при существовании центрально управляемой экономики издержки убыточной экономической деятельности предприятия традиционно брало на себя государство, то сегодня они ложатся непосредственно на плечи самих субъектов хозяйствования. При этом малые предприятия обладают ограниченным спектром адаптационных возможностей, и любое изменение даже какого-то одного из параметров внешней среды может оказаться для них критическим.
Цель работы заключается в поиске путей совершенствования системы управления развитием малого предприятия на примере ООО «Большие детали».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность малого бизнеса и выявить особенности управления деятельностью малых предприятий;
дать общую характеристику деятельности ООО «Большие детали»;
осуществить анализ особенностей управления деятельностью ООО «Большие детали»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы управления деятельностью предприятия.
Объект исследования – управление малым предприятием.
Предмет исследования – управление деятельностью ООО «Большие детали».
Теоретическую основу настоящего исследования составляют нормативные правовые акты РФ, в том числе Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др., а также труды таких авторов, как М.М. Абдурахманова, Р.М. Ахметшин, Г.Ю. Власов, Н. В. Девятаева и И. В. Трифонова, Э.Е. Лебедева, Н.А. Мамедова и Е.А. Девяткина, Д.П. Русинов, Л.С. Трубникова и др.
В качестве основных методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также графический и математические методы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его практическая значимость.
В первой главе представлены теоретические основы управления предприятием малого бизнеса.
Вторая глава посвящена анализу системы управления деятельностью ООО «Большие детали».
В третьей главе представлены пути совершенствования системы управления деятельностью ООО «Большие детали».
В заключении подведены основные итоги исследования.
Малый бизнес является одной из перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса – основного гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.
По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. К наиболее распространенным среди них, в том числе и в России, относятся численность персонала предприятия, размер его уставного капитала, финансовые показатели предприятия (объем чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов) и вид деятельности.
Основным федеральным законом Российской Федерации, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в нашей стране, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности входящих в данную категорию субъектов хозяйствования.
Управление любым современным предприятием, включая малые, можно представить как реализацию пяти основных функций: 1) прогнозирования и планирования его деятельности на трех уровнях – стратегическом (от 5 до 10 лет), тактическом (от 2 до 5 лет) и оперативном (в течение года); 2) организации процессов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия в рамках сложившейся управленческой системы и структуры; 3) мотивации персонала к эффективному выполнению своей работы через формирование системы наиболее актуальных для сотрудников стимулов; 4) контроля и выработки стандартов контролируемых объектов; 5) координации работы всех структурных подразделений компании, в том числе за счет обеспечения эффективной обратной связи между ними.
При этом к основным проблемам, которые в наибольшей степени влияют на развитие предприятий малого бизнеса в нашей стране, многие специалисты относят: 1) неразвитость системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; 2) высокий уровень обязательных выплат даже в условиях особых режимов налогообложения; 3) ограниченность доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям; 4) недостаточный уровень информационной и методической поддержки и др.
ООО «Большие детали» действует на рынке г. Омска и Омской области с 2006 г. и специализируется на продаже запасных частей, а также ремонте грузовых автомобилей европейского производства.
Предприятие функционирует относительно стабильно, наращивая объемы реализации и снижая общую себестоимость продукции и услуг, однако колебания прочих доходов и расходов не позволяют добиться столь же стабильного повышения чистой прибыли. Главными резервами роста прибыли предприятия должны стать дальнейшая интенсификация продаж, оптимизация коммерческих, управленческих и прочих расходов с обязательным снижением себестоимости. При этом решающее значение для развития кадрового менеджмента в ООО «Большие детали» имеет рациональное соотношение организационно-административных и социально-психологических методов, которые регулируют отношения между людьми в трудовом коллективе с учетом индивидуальных свойств каждого работника.
Проведенное исследования позволило установить ряд недостатков, присущих системе управления деятельностью ООО «Большие детали»: 1) на предприятии отсутствует полноценная стратегия реализации ассортиментной политики и ее коррекции с учетом факторов внешней среды; 2) налицо высокая загруженность склада при отсутствии автоматизированного контроля, что ведет к возникновению многочисленных ошибок в его деятельности и, соответственно, требует оптимизации складских работ в рамках современных логистических подходов; 3) несмотря на то, что организация маркетинговой деятельности ООО «Большие детали» находится в руках конкретного специалиста (коммерческого директора), наделенного соответствующими функциями, из-за нехватки профильных знаний и опыта, а также в связи с высокой загруженностью ему не удается наладить эффективную работу в данном направлении: компания не практикует анализ эффективности используемых источников рекламы, здесь никогда не проводились комплексные исследования на предмет выявления потребностей и интересов реальных и потенциальных клиентов.
В качестве основных рекомендаций по совершенствованию управления деятельностью ООО «Большие детали» руководству компании были предложены: 1) внедрение стратегии разработки продукта, предполагающей создание новой продукции для обслуживания старых рынков, а именно расширение ассортиментного портфеля за счет открытия станции технического обслуживания легковых иномарок; 2) открытие отдела логистики, руководство которым будет осуществлять вновь принятый менеджер по логистике; 3) развитие маркетинговой деятельности, включая формирование рекламной концепции и системный подход к разработке рекламных кампаний.
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 30.07.2007. – № 31. – Ст. 4006.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – № 32. – Ст. 3340.
3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) // Собрание законодательства РФ. – 04.06.2016. – № 30. – Ст. 3376.
4. Айрапетова, А.Г. Организация и планирование производства: учебное пособие / А.Г. Айрапетова, И.А. Веденецкая, В.В. Корелин, Н.А. Соколова, В.М. Федоточкин. – СПб.: СПбГУЭФ, 2017. – 235 с.
5. Березин, И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. – М.: Вершина, 2017. - 480 с.
6. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2015. – 670 с.
7. Дубровский, Н.А. Производственный менеджмент в отрасли: учебно-методический комплекс / Н.А. Дубровский. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – 368 с.
8. Дорман В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учебное пособие / В.Н. Дорман. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. – 108 с.
9. Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: Инфра-М, 2017. – 440 с.
10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2016. – 336 с.
11. Кане, М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебное пособие / М.М. Кане, Б.В. Иванов и др. - СПб.: Питер, 2016. - 560 с.
12. Комаров, В.В. Совершенствование системы мотивации как основы развития человеческого капитала / В.В. Комаров. – М., 2015. – 149 с.
13. Коробов, С.А. Развитие системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства: ресурсно-ориентированный подход: дисс. д. эк. н. / С.А. Коробов. – Волгоград, 2017. – 336 с.
14. Мамедова, Н.А. Малый бизнес в рыночной среде: учебно-методическое комплекс / Н.А. Мамедова, Е.А. Девяткина. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2016. – 144 с.
15. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для вузов рек. МО РФ / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. – М. : Дашков и К, 2016. – 671с.
16. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – М.: Дашков и К о, 2016. – 328 с.
17. Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2014. – 330 с.
18. Пивоваров, С.Э. Операционный менеджмент: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / С.Э. Пивоваров, И.А. Максимцев, И.Н. Рогова, Е.С. Хутиева. – СПб.: Питер, 2016. – 544 с.
19. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 556 с.
20. Тютюшкина, Г.С. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие / Г.С. Тютюшкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 112 с.
21. Управление персоналом: учебник / Под ред. И.Б. Дураковой. М.: Инфра-М, 2016. – 383 с.
22. Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 368 с.
23. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли : учеб¬ник для вузов / Под ред. А. Н. Соломатина. – СПб. : Питер, 2016. – 560 с.
24. Абдурахманова, М.М. Механизм кредитно-финансового обеспечения малого бизнеса в России / М.М. Абдурахманова // Российское предпринимательство. – 2016. – № 7 (229). - С. 58-63.
25. Анпилогова, Н.В. Содержание коммерческой деятельности предприятия на товарных рынках / Н.В. Анпилогова // Актуальные проблемы управления стимулированием инновационной активности и повышением финансовой грамотности молодежной бизнес-среды кадров: сборник материалов конференции. – Курск, 2016. – С. 12-15.
26. Ахметшин, Р.М. Тенденции развития российской предпринимательской деятельности / Р.М. Ахметшин // Российское предпринимательство. – 2016. – № 22. – С. 38-41.
27. Василенок, В.Л. Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики / В.Л. Василенок // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. – 2018. – №1. – С. 98-104.
28. Головастова, Т.И. Проблемы развития малого бизнеса в России / Т.И. Гловастова // Вестник Удмуртского университета. – 2014. – Вып. 4. – С. 13-18.
29. Гончарова, И.В. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании / И.В. Гончарова, Ю.А. Макаренко // Вестник ВГУ. – 2016. – № 2. – С. 193-196.
30. Девятаева, Н.В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России / Н.В. Девятаева, И.В. Трофимов // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 317-320.
31. Кетько, Н.В. Особенности развития малого предпринимательства в отдельных фазах экономического цикла / Н.В. Кетько, Р.Р. Зарафутдинов // Российское предпринимательство. – 2017. – № 9. – С. 94-101.
32. Мишина, З.А. Современные проблемы эффективного развития малого и среднего бизнеса в России / З.А. Мишина // Вестник НГИЭИ. – 2017. – №10 (77). – С. 126-133.
33. Овчинникова, А.В. Количественные и качественные критерии малых предприятий в Российской Федерации / А.В. Овчинникова // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. – 2016. – Вып. 4. – С. 72-78.
34. Орловская, О.В. Управление эффективностью работы персонала в системе управления крупной компанией / О.В. Орловская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – №6. – С. 43-49.
35. Свитенко, М.А. Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор укрепления экономической безопасности страны / М.А. Свитенко // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: материалы международной научно-практической конференции. - В 4-х частях. – Ч.3. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. – Саратов: Изд-во «Академия управления», 2017. – С. 28-31.
36. Трифонов, Е.В. Развитие малого и среднего бизнеса – основа демократизации собственности / Е.В. Трифонов // Российское предпринимательство. – 2016. – № 1 (199). – С. 46-52.
37. Трубникова, Л.С. Экономическая привлекательность деятельности малых предприятий // Российское предпринимательство. – 2017. – № 9. – Вып. 1 (191). - С. 29-34.
38. Флешлер, А.А. Проблемы банковского кредитования малого бизнеса, в аспекте недостаточного уровня стоимости залогового обеспечения // Электронный научный журнал Забайкальского государственного университета. – 2016. – № 1. – С. 1-8
39. Чистякова, О.В. Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Известия. – 2017. – № 4. – С.119.
40. Шишкина, А.А. Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития / А.А. Шишкина // Молодой ученый. – 2017. – №18 (152). – С. 192-195.
41. Дьякова, В.В. Проблемы поиска финансовых ресурсов в малом предпринимательстве в условиях стагнации [Электронный документ] / В.В. Дьякова, В.В. Дьяков, М.С. Гориенко // Научный форму. – 2018. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/studconf/social/xl/13833 (дата обращения: 17.050.2019)
42. Еланцев, С.В. Управление доходами, расходами и прибыль корпорации [Электронный ресурс] / С.В. Еланцев // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (21). – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-1-21.pdf (дата обращения: 17.05.2019).
43. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятий) [Электронный документ] // Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr_m.htm (дата обращения: 17.05.2019).
44. Юрова, Н. А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности [Электронный ресурс] / Н.А. Юрова // Маркетинг. – 2014. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.05.2019).