Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития музыкально-слушательской культуры младших школьников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура»
1.2. Особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
1.3. Музыкально-просветительская деятельность как средство
развития музыкально-слушательской культуры младших школьников
Выводы по главе I 45
Глава 2.Практическая реализация процесса развития музыкально- слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
2.1. Методическая разработка цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Выводы по главе II 71
Заключение 74
Список литературы 80
Приложения 90
Глава I. Теоретические аспекты развития музыкально-слушательской культуры младших школьников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура»
1.2. Особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
1.3. Музыкально-просветительская деятельность как средство
развития музыкально-слушательской культуры младших школьников
Выводы по главе I 45
Глава 2.Практическая реализация процесса развития музыкально- слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
2.1. Методическая разработка цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Выводы по главе II 71
Заключение 74
Список литературы 80
Приложения 90
Актуальность исследования.На сегодняшний день в российском обществе происходят глобальные перемены и в связи с этим, перед образовательной системой ставится ряд новых задач. Большое внимание стало уделяться созданию новой образовательной среды, создающей условия для творчества и самоактуализации подрастающего поколения,как части социокультурной среды человечества XXI века.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ставит приоритетом превращение жизненного пространства личности в мотивирующее пространство, определяющее ее самореализацию, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Теоретики и практики музыкального образования постоянно обращаются в своих исследованиях к одному из актуальнейших вопросов музыкальной педагогики, проблеме воспитания активного слушателя. Показать обучающимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство прекрасного - главная задача учителя музыки.
Проблема развития музыкально-слушательской культуры в младшем школьном возрасте представляет собой научный и практический интерес, так как обеспечивает взаимосвязь слуховых и зрительных анализаторов, усиливает восприятие музыкального образа, углубляет осмысление содержания музыкального произведения, развивает эмоциональную и духовную культуру учащихся.
Степень изученности проблемы. Вопросы связанные с развитием восприятия музыки, ее воздействия на ребенка,стали объектом пристального внимания ученых в области философии, психологии, искусствоведения,педагогики.
Философские аспекты проблемы формирования эстетической культуры личности представлены в трудах Аристотеля, Гегеля, Гельвеция, Платона, Н.А.Бердяева, Ю.А.Борева, М.С.Кагана,А.Ф.Лосева и др.
Изучению процессов музыкального восприятия в сфере музыкально-психологической науки посвящены работы таких
ученых,как В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Л.Л.Бочкарев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.
Данную проблему затрагивали в своих исследованиях отечественные музыковеды, педагоги-музыканты Г.М.Цыпин, М.Г.Арановский, Ю.Н.Бычков, М.Ш.Бонфельд, В.Н.Холопова, Н.В.Суслова и др.
Научное осмысление вопросов воспитания и развития обучающихся средствами слушания музыки представлено в исследованиях известных педагогов Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Б.В.Асафьева, Л.Г. Арчажниковой, Н.Я. Брюсовой, Т.Е. Вендровой, H.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.M.Кадцына, В.Д.Остроменского, М.С.Красильниковой, Е.Д.Критской, В.Н.Шацкой, Л.Е.Школяр, Б.Л.Яворскогоидр. В работах ученых слушание музыки рассматривается как сложный многофункциональный вид деятельности, обеспечивающий в единстве с решением задач музыкально-эстетического воспитания осуществление задач всестороннего развития личности ребенка, совершенствования его нравственного облика.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о данной проблеме.
Ее актуальность определяется следующими противоречиями, порождаемыми современным состоянием общего музыкального
образования: между необходимостью повышения уровня музыкально - слушательской культуры школьников и недостаточной эффективностью процессов, направленных на формирование данного личностного качества обучающихся в практике общеобразовательной школы; между признанием одной из ключевых задач музыкального образования формирование музыкально-слушательской культуры школьников и отсутствием специальных методов, форм, средств обучения, дающих учителю-практику реальный инструмент развития данного личностного качества обучающихся в современных изменившихся условиях.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические аспекты, особенности, методики развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности».
Объектом исследования является музыкальное образование в общеобразовательной школе.
Предмет исследования -процесс развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты развития музыкально-слушательской культуры младших школьников,представить методическую разработку цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников и осуществить его апробацию.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующуюгипотезуисследования:процессразвитиямузыкально- слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будут:
- рассмотрены теоретические положения содержания музыкально - слушательской культуры младших школьников, ее сущность и понятие;
- определены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности;
- представлена методическая разработка цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1) дать сущностно-содержательную характеристику основного
понятия исследования «музыкально-слушательская культура»;
2) раскрыть особенности развития музыкально-слушательской
культуры младших школьников;
3) рассмотреть потенциал музыкально-просветительской
деятельности в развитии музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности;
4) представить методическую разработку цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды в области общей педагогики, содержащие сведения о новаторских подходах к образованию (Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занков, М.В.Кларин, В.В.Краевский, A. М.Кушнир, И.П.Подласый, В.Ф.Шаталов, Д.Б.Эльконин и др.);
исследования в методологии музыкального и художественного образования, исследования, раскрывающие подходы к изучению музыкальной и художественной культуры личности (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, O. А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Т.С.Комарова, Л.А.Рапацкая, P. А.Тельчарова, Г.М.Цыпин и др.);в области музыкально-психологической
науки, посвященные изучению процессов музыкального восприятия и мышления (В.К.Белобородова, Л.Л.Бочкарев, А.Л.Готсдинер, B. В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы:
теоретические: изучение и обобщение опыта по развитию личности в общеобразовательных школах,изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, изучение учебно-программной документации по музыкальному искусству;
практические: наблюдение,анкетирование,тестирование, педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары Чувашской Республики.
Этапы исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): проведение теоретического анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта процесса развития музыкально¬слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности;осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2018 г.): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление выводов по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о развитии музыкально¬слушательской культуры обучающихся; особенностях развития музыкально¬слушательской культуры младших школьников; представлена методическая разработка цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников.
Материалы исследования расширяют базу знаний в области музыкально-эстетического развития детей, а также дополняют содержательную и технологическую составляющую педагогики школьного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка литературы (90), диаграмм (3), таблиц (7), приложений (5).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ставит приоритетом превращение жизненного пространства личности в мотивирующее пространство, определяющее ее самореализацию, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Теоретики и практики музыкального образования постоянно обращаются в своих исследованиях к одному из актуальнейших вопросов музыкальной педагогики, проблеме воспитания активного слушателя. Показать обучающимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство прекрасного - главная задача учителя музыки.
Проблема развития музыкально-слушательской культуры в младшем школьном возрасте представляет собой научный и практический интерес, так как обеспечивает взаимосвязь слуховых и зрительных анализаторов, усиливает восприятие музыкального образа, углубляет осмысление содержания музыкального произведения, развивает эмоциональную и духовную культуру учащихся.
Степень изученности проблемы. Вопросы связанные с развитием восприятия музыки, ее воздействия на ребенка,стали объектом пристального внимания ученых в области философии, психологии, искусствоведения,педагогики.
Философские аспекты проблемы формирования эстетической культуры личности представлены в трудах Аристотеля, Гегеля, Гельвеция, Платона, Н.А.Бердяева, Ю.А.Борева, М.С.Кагана,А.Ф.Лосева и др.
Изучению процессов музыкального восприятия в сфере музыкально-психологической науки посвящены работы таких
ученых,как В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Л.Л.Бочкарев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.
Данную проблему затрагивали в своих исследованиях отечественные музыковеды, педагоги-музыканты Г.М.Цыпин, М.Г.Арановский, Ю.Н.Бычков, М.Ш.Бонфельд, В.Н.Холопова, Н.В.Суслова и др.
Научное осмысление вопросов воспитания и развития обучающихся средствами слушания музыки представлено в исследованиях известных педагогов Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Б.В.Асафьева, Л.Г. Арчажниковой, Н.Я. Брюсовой, Т.Е. Вендровой, H.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.M.Кадцына, В.Д.Остроменского, М.С.Красильниковой, Е.Д.Критской, В.Н.Шацкой, Л.Е.Школяр, Б.Л.Яворскогоидр. В работах ученых слушание музыки рассматривается как сложный многофункциональный вид деятельности, обеспечивающий в единстве с решением задач музыкально-эстетического воспитания осуществление задач всестороннего развития личности ребенка, совершенствования его нравственного облика.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о данной проблеме.
Ее актуальность определяется следующими противоречиями, порождаемыми современным состоянием общего музыкального
образования: между необходимостью повышения уровня музыкально - слушательской культуры школьников и недостаточной эффективностью процессов, направленных на формирование данного личностного качества обучающихся в практике общеобразовательной школы; между признанием одной из ключевых задач музыкального образования формирование музыкально-слушательской культуры школьников и отсутствием специальных методов, форм, средств обучения, дающих учителю-практику реальный инструмент развития данного личностного качества обучающихся в современных изменившихся условиях.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические аспекты, особенности, методики развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности».
Объектом исследования является музыкальное образование в общеобразовательной школе.
Предмет исследования -процесс развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты развития музыкально-слушательской культуры младших школьников,представить методическую разработку цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников и осуществить его апробацию.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующуюгипотезуисследования:процессразвитиямузыкально- слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будут:
- рассмотрены теоретические положения содержания музыкально - слушательской культуры младших школьников, ее сущность и понятие;
- определены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности;
- представлена методическая разработка цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1) дать сущностно-содержательную характеристику основного
понятия исследования «музыкально-слушательская культура»;
2) раскрыть особенности развития музыкально-слушательской
культуры младших школьников;
3) рассмотреть потенциал музыкально-просветительской
деятельности в развитии музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности;
4) представить методическую разработку цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды в области общей педагогики, содержащие сведения о новаторских подходах к образованию (Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занков, М.В.Кларин, В.В.Краевский, A. М.Кушнир, И.П.Подласый, В.Ф.Шаталов, Д.Б.Эльконин и др.);
исследования в методологии музыкального и художественного образования, исследования, раскрывающие подходы к изучению музыкальной и художественной культуры личности (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, O. А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Т.С.Комарова, Л.А.Рапацкая, P. А.Тельчарова, Г.М.Цыпин и др.);в области музыкально-психологической
науки, посвященные изучению процессов музыкального восприятия и мышления (В.К.Белобородова, Л.Л.Бочкарев, А.Л.Готсдинер, B. В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы:
теоретические: изучение и обобщение опыта по развитию личности в общеобразовательных школах,изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, изучение учебно-программной документации по музыкальному искусству;
практические: наблюдение,анкетирование,тестирование, педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары Чувашской Республики.
Этапы исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): проведение теоретического анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта процесса развития музыкально¬слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности;осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2018 г.): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление выводов по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о развитии музыкально¬слушательской культуры обучающихся; особенностях развития музыкально¬слушательской культуры младших школьников; представлена методическая разработка цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников.
Материалы исследования расширяют базу знаний в области музыкально-эстетического развития детей, а также дополняют содержательную и технологическую составляющую педагогики школьного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка литературы (90), диаграмм (3), таблиц (7), приложений (5).
В данной выпускной квалификационной работе, посвященной теме развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности, рассмотрены теоретические аспекты развития музыкально-слушательской культуры младших школьников, раскрывающие сущностно-содержательную характеристику основного понятия
исследования: «музыкально-слушательская культура»; изучены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности; проведен анализ музыкально-просветительской деятельности, как средство развития музыкально-слушательской культуры младших школьников; осуществлена практическая реализация процесса развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности и обобщены ее результаты.
1. Одной из актуальных задач в школе нашего времени становится формирование музыкальной слушательской культуры обучающихся, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться залогом, базой культурного самосовершенствования личности. Проблема развития музыкально- слушательской культуры детей является одним из важных компонентов общего и специального музыкального образования.
2. Для проведения теоретического анализа содержания основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура», нами осмыслена сущность понятий «культура», «слушательская культура», «музыкальная культура».
3. В ходе рассмотрения различных точек зрения на определение понятия «музыкальная культура» нами представлено определение, данное педагогом Р.Н.Шафеевым, согласно которому это совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей (интересы, взгляды, вкусы, принципы, определяющие деятельность субъектов носителей культуры).
4. Профессор, доктор педагогических наук Ю.Б.Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются: музыкальная развитость, музыкальная образованность.
5. Исследователь А.И.Катинене рассматривает следующие виды музыкальной деятельности и их результат: музыкальное произведение, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории).
6. Рассмотрев различные точки зрения ученых (ЦзанЮеци, Э.Б.Абдуллин, Н.С.Ломакина), пришли к следующему определению понятию «слушательская культура»: это индивидуально-личностное свойство, которое представляет собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры, к которым относятся музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память творческое воображение, чувство целого, эмоциональность.
7. Согласно позиции кандидата педагогических наук Ломакиной Натальи Сергеевны, музыкально-слушательская культура школьников является интегративным многоуровневым качеством личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности и содержит ряд взаимозависимых компонентов: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.
8. Мы выяснили, что младший школьный возраст является самым благоприятным для процесса формирования и развития музыкально - слушательской культуры личности, так как этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью, развитием основных и специальных музыкальных и музыкально-сенсорных способностей; является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, мышление, воображение, память. Они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
9. Нами установлено, что внеурочная работа в школе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения должна реализоваться по основным направлениям развития личности. Такая модель работы позволяет органично вписать содержательную досуговую активность школьников в общевоспитательный процесс, обеспечивать построение межпредметных связей, развивать над предметные умения и навыки детей, а также гарантирует возможность педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей цели
10. Организационными формами проведения внеурочной работы могут быть: массовые, кружковые, различные виды музыкальных развлечений и т.д.
11. Мы выяснили, что использование во внеурочной деятельности школы просветительских мероприятий, таких как концерты музыкально-образовательного лектория являются значимыми и эффективными в развитии музыкально-слушательской культуры младших школьников и будут рассмотрены в следующем параграфе выпускной квалификационной работы.
12. Рассмотрев искусствоведческую и научную литературу, мы пришли к выводу, что воспитательный потенциал музыкально- просветительской деятельности заключается в следующем:
- приобщает к ценностям музыкальной культуры;
-способствует пробуждению интереса к музыке;
- пробуждает потребность в систематическом общении с музыкой;
- формирует духовные потребности человека, его нравственные представления, интеллект, эстетическую культуру;
- развивает умение чувствовать, понимать, любить и оценивать произведения музыкального искусства;
- формирует способности к осознанному восприятию «серьёзной» музыки;
- способствует развитию музыкального вкуса, формированию музыкально - слушательской культуры и т.д.
13. Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что музыкально-образовательный лекторий является одной из действенных форм внеурочного музыкально-эстетического воспитания.
14. Представленная методическая разработка цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников создана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина, Письма Минобрнауки РФ, устанавливающего порядок реализации внеурочной деятельности при внедрении образовательных стандартов второго поколения, и личного практического опыта автора на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» г. Чебоксары, Чувашской Республики.
15. Основная цель цикла концертов музыкально-образовательного лектория - развитие музыкально-слушательской культуры, как неотъемлемой части духовной культуры младших школьников. Представлен тематический план цикла концертов музыкально-образовательного лектория для обучающихся младшего школьного возраста «Музыка вокруг нас» и один из концертов музыкально-образовательного лектория «Мир сказки в музыке».
16. Основной целью опытно-экспериментальной работы является реализация методической разработки цикла концертов музыкально- образовательного лектория для младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности была проведена на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» г. Чебоксары, Чувашской Республики, в течение 2017-2018 учебного года.
17. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития музыкально-слушательской культуры младших школьников. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и диаграммах.
18. Целью формирующего этапа эксперимента была реализация методической разработки цикла концертов музыкально-образовательного лектория в рамках развития музыкально-слушательской культуры обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, подробно представленный в параграфе 2.1.
19. В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента способствовал эффективному развитию музыкально-слушательской культуры обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. После проведенной нами работы, результаты контрольного эксперимента показали значительное улучшение общего уровня музыкально-слушательской культуры детей.
20. У обучающихся экспериментальной группы наряду с динамикой интеллектуально-деятельностного показателя, наблюдалась динамика в развитии мотивации, эмоциональности, воли, а также таких способностей, как внимание, память, мышление. Дети стали более увлечены учебным процессом, стремились к самостоятельному решению новых задач.
21. Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников у большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях:
- проявление духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке;
-заинтересованность в творческом процессе;
- стремление к получению новой информации;
- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;
- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;
- умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям
- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;
- активизация внимания;
- умение откликаться на творческую деятельность.
исследования: «музыкально-слушательская культура»; изучены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности; проведен анализ музыкально-просветительской деятельности, как средство развития музыкально-слушательской культуры младших школьников; осуществлена практическая реализация процесса развития музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности и обобщены ее результаты.
1. Одной из актуальных задач в школе нашего времени становится формирование музыкальной слушательской культуры обучающихся, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться залогом, базой культурного самосовершенствования личности. Проблема развития музыкально- слушательской культуры детей является одним из важных компонентов общего и специального музыкального образования.
2. Для проведения теоретического анализа содержания основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура», нами осмыслена сущность понятий «культура», «слушательская культура», «музыкальная культура».
3. В ходе рассмотрения различных точек зрения на определение понятия «музыкальная культура» нами представлено определение, данное педагогом Р.Н.Шафеевым, согласно которому это совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей (интересы, взгляды, вкусы, принципы, определяющие деятельность субъектов носителей культуры).
4. Профессор, доктор педагогических наук Ю.Б.Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются: музыкальная развитость, музыкальная образованность.
5. Исследователь А.И.Катинене рассматривает следующие виды музыкальной деятельности и их результат: музыкальное произведение, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории).
6. Рассмотрев различные точки зрения ученых (ЦзанЮеци, Э.Б.Абдуллин, Н.С.Ломакина), пришли к следующему определению понятию «слушательская культура»: это индивидуально-личностное свойство, которое представляет собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры, к которым относятся музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память творческое воображение, чувство целого, эмоциональность.
7. Согласно позиции кандидата педагогических наук Ломакиной Натальи Сергеевны, музыкально-слушательская культура школьников является интегративным многоуровневым качеством личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности и содержит ряд взаимозависимых компонентов: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.
8. Мы выяснили, что младший школьный возраст является самым благоприятным для процесса формирования и развития музыкально - слушательской культуры личности, так как этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью, развитием основных и специальных музыкальных и музыкально-сенсорных способностей; является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, мышление, воображение, память. Они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
9. Нами установлено, что внеурочная работа в школе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения должна реализоваться по основным направлениям развития личности. Такая модель работы позволяет органично вписать содержательную досуговую активность школьников в общевоспитательный процесс, обеспечивать построение межпредметных связей, развивать над предметные умения и навыки детей, а также гарантирует возможность педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей цели
10. Организационными формами проведения внеурочной работы могут быть: массовые, кружковые, различные виды музыкальных развлечений и т.д.
11. Мы выяснили, что использование во внеурочной деятельности школы просветительских мероприятий, таких как концерты музыкально-образовательного лектория являются значимыми и эффективными в развитии музыкально-слушательской культуры младших школьников и будут рассмотрены в следующем параграфе выпускной квалификационной работы.
12. Рассмотрев искусствоведческую и научную литературу, мы пришли к выводу, что воспитательный потенциал музыкально- просветительской деятельности заключается в следующем:
- приобщает к ценностям музыкальной культуры;
-способствует пробуждению интереса к музыке;
- пробуждает потребность в систематическом общении с музыкой;
- формирует духовные потребности человека, его нравственные представления, интеллект, эстетическую культуру;
- развивает умение чувствовать, понимать, любить и оценивать произведения музыкального искусства;
- формирует способности к осознанному восприятию «серьёзной» музыки;
- способствует развитию музыкального вкуса, формированию музыкально - слушательской культуры и т.д.
13. Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что музыкально-образовательный лекторий является одной из действенных форм внеурочного музыкально-эстетического воспитания.
14. Представленная методическая разработка цикла концертов музыкально-образовательного лектория для младших школьников создана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина, Письма Минобрнауки РФ, устанавливающего порядок реализации внеурочной деятельности при внедрении образовательных стандартов второго поколения, и личного практического опыта автора на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» г. Чебоксары, Чувашской Республики.
15. Основная цель цикла концертов музыкально-образовательного лектория - развитие музыкально-слушательской культуры, как неотъемлемой части духовной культуры младших школьников. Представлен тематический план цикла концертов музыкально-образовательного лектория для обучающихся младшего школьного возраста «Музыка вокруг нас» и один из концертов музыкально-образовательного лектория «Мир сказки в музыке».
16. Основной целью опытно-экспериментальной работы является реализация методической разработки цикла концертов музыкально- образовательного лектория для младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности была проведена на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» г. Чебоксары, Чувашской Республики, в течение 2017-2018 учебного года.
17. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития музыкально-слушательской культуры младших школьников. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и диаграммах.
18. Целью формирующего этапа эксперимента была реализация методической разработки цикла концертов музыкально-образовательного лектория в рамках развития музыкально-слушательской культуры обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, подробно представленный в параграфе 2.1.
19. В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента способствовал эффективному развитию музыкально-слушательской культуры обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. После проведенной нами работы, результаты контрольного эксперимента показали значительное улучшение общего уровня музыкально-слушательской культуры детей.
20. У обучающихся экспериментальной группы наряду с динамикой интеллектуально-деятельностного показателя, наблюдалась динамика в развитии мотивации, эмоциональности, воли, а также таких способностей, как внимание, память, мышление. Дети стали более увлечены учебным процессом, стремились к самостоятельному решению новых задач.
21. Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников у большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях:
- проявление духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке;
-заинтересованность в творческом процессе;
- стремление к получению новой информации;
- глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;
- способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;
- умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям
- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;
- активизация внимания;
- умение откликаться на творческую деятельность.
Подобные работы
- Развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018 - Формирование музыкального вкуса младших школьников посредством вокально-хорового репертуара
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



