Введение 3
1. Теоретические основы индустрии гостеприимства 6
1.1. Сущность индустрии гостеприимства 6
1.2. Зарубежный опыт развития индустрии гостеприимства 13
1.3. Российский опыт развития индустрии гостеприимства 21
2. Анализ современных проблем и тенденций развития индустрии 31
гостеприимства на основе работы АНО « Центр развития туризма Республики Татарстан»
2.1. Организационно-управленческая характеристика АНО «Центр 31
развития туризма Республики Татарстан»
2.2. Анализ современного состояния индустрии гостеприимства 41
Республики Татарстан
2.3. SWOT-анализ развития индустрии туризма Республики Татарстан 50
3. Рекомендации по положительному развитию индустрии 59
гостеприимства Республики Татарстан
3.1. Общие рекомендации по развитию индустрии гостеприимства 59
3.2. Оценка эффективности предложенной рекомендации 66
Заключение 73
Список использованных источников 78
Приложения
Актуальность темы исследования. За последние семь десятилетий индустрия туризма и гостеприимства пережила огромное количество изменений и модификаций, и на сегодняшний день она является одной из самых крупных и быстрорастущих отраслей мировой экономики. Постоянно растущее число направлений по всему миру, переход туристских услуг из категории элитарного продукта в категорию доступного широким слоям населения превратило индустрию туризма и гостеприимства в ключевой драйвер социально-экономического прогресса через создание новых предприятий и рабочих мест, развитие инфраструктуры и многое другое как для развивающихся, так и для развитых стран.
Индустрия гостеприимства показывает не только непрерывный рост на протяжении многих лет, но также, несмотря на многие потрясения, она смогла продемонстрировать силу и устойчивость своих основных показателей. По данным UNWTO, доходы от международного туризма в 2017 году составили 1,220 млрд. долл. США. [40]. Всемирная туристская организация определила следующие результаты развития туризма в 2017 году и обозначила его роль в мировой экономике на основании статистики международного туризма. На сегодняшний день туризм - это:
1. 10,4% мирового ВВП [37];
2. Каждое десятое рабочее место в мировой экономике;
3. 1,5 млрд. долларов США в мировом экспорте [40];
4. 29% мирового экспорта услуг [37];
5. Рост мировых туристских прибытий с 25 млн. прибытий в 1950 г. до 1,235 млн. прибытий в мире в 2017 году, или почти в 49,4 раза [40];
6. Актуальный прогноз развития мирового туризма - 1,8 млн. прибытий в 2030 году [37].
Для России сфера туризма и гостеприимства развивающаяся отрасль. На сегодняшний день, как на федеральном, так и на региональном уровне ведется активная работа по поиску новых возможностей развития и расширения спектра услуг, создания новых туристских направлений и объектов. У России имеется огромный потенциал позитивного развития индустрии гостеприимства, однако не все российские регионы способны в полной мере использовать имеющиеся туристские ресурсы для привлечения туристских потоков.
В этих условиях появилась объективная необходимость в выявление и анализе современных проблем и тенденций развития туристской инфраструктуры в России в целях понимания перспектив развития. Выявив ряд сильных и слабых сторон, определив возможности и угрозы, предполагается, опираясь на зарубежный положительный опыт, наметить основные направления развития туристской отрасли в регионе.
Степень разработанности темы. На сегодняшний день индустрия туризма и гостеприимства является предметом многих научных исследований и привлекает внимание специалистов таких областей как экономика, менеджмент, маркетинг, культура.
Важную роль в теоретическом аспекте данного вопроса сыграли нормативно-правовые акты в области индустрии гостеприимства, а также такие авторы как: Е.О. Похомчикова, И. В. Зорин, Е. В. Лунева, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов и другие.
Проблемами перспективам развития туризма особое внимание уделяют государственные учреждения, основная деятельность которых направлена на развитие индустрии гостеприимства, а также такие авторы как В.Г. Гуляев, М.А. Жукова.
Цель исследования. Анализ современного состояния регионального туризма и индустрии гостеприимства (на примере Республики Татарстан) и разработка практических рекомендаций по их развитию с опорой на зарубежный опыт.
Для достижения поставленной цели следует решить следующий ряд задач:
1. Изучить сущность индустрии гостеприимства;
2. Рассмотреть зарубежный и российский опыт развития индустрии гостеприимства;
3. Изучить организационно-управленческую деятельность АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан»;
4. Проанализировать современное состояние индустрии гостеприимства Республики Татарстан;
5. Разработать SWOT-анализ развития индустрии туризма Республики Татарстан;
6. Предложить практические рекомендации по положительному развитию индустрии гостеприимства на основе проведенного SWOT-анализа;
7. Оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Объект исследования: индустрия гостеприимства Республики Татарстан на основе работы АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан».
Предмет исследования: современное состояние индустрии гостеприимства Республики Татарстан: проблемы и тенденции развития.
Методология исследования: анализ специализированной литературы по теме исследования; экономико-статистический анализ; теоретико-методологический анализ.
Информационно-эмпирическая база исследования представлена статистическими данными, публикуемыми Федеральной службой государственной статистики России, Федеральным агентством по туризму Российской Федерации, Государственным комитетом по туризму Республики Татарстан, официальной бухгалтерской отчетностью АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан», информационными агентствами, материалами по проблеме исследования, опубликованными в периодической печати и размещенными в сети Internet.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе данной выпускной квалификационной работы была достигнута цель, которая заключалась в проведении анализа современного состояния регионального туризма и индустрии гостеприимства (на примере Республики Татарстан) и разработке практических рекомендаций по их развитию с опорой на зарубежный опыт.
В первой части выпускной работы была рассмотрена сущность индустрии гостеприимства, соотношение понятий «индустрии гостеприимства» и «индустрии туризма», соотношение индустрии гостеприимства и гостиничной индустрии, подробно разобраны все элементы индустрии гостеприимства, а также рассмотрены ее характерные особенности. Далее мы изучили историю, а также проанализировали современное состояние зарубежной и российской индустрии гостеприимства.
Мы выяснили, что современная зарубежная индустрия гостеприимства формировалась благодаря колоссальным и ощутимым изменениям в менталитете общества и социально-экономическим преобразованиям. Немало важным фактом является технический прогресс, который позволил сделать реализацию сервисных услуг быстрой и комфортной как для персонала, так и для туристов. Важным фактором развития зарубежной индустрии туризма является государственная поддержка и содействие частных предпринимателей.
На сегодняшний день самым популярным направлением в мире является Европа. Изучив ежегодные отчеты Всемирной туристической организации, мы видим, что международные туристские прибытия в Европе достигают 616,2 млн. человек в год, что является чуть больше половины всех туристских прибытий в мире (51%) [40].
Говоря о российской индустрии гостеприимства, то на сегодняшний день наблюдается стабильный рост рынка въездного международного туризма и устойчивый рост количества прибытий иностранных граждан. В российской индустрии гостеприимства и туризма существует ряд проблем, которые тормозят эффективное развитие не только въездного, но и внутреннего туризма:
1. Высокий уровень внутренних цен;
2. Недостаточно комфортная туристская информационная среда;
3. Несоответствие цены и качества предоставляемых услуг, а также высокие транспортные тарифы и длительность всей туристской программы в отдаленные регионы России.
Однако есть и положительных тенденций развития индустрии гостеприимства и туризма в нашей стране и, прежде всего, нужно выделить окончательное законодательное оформление туристического бизнеса. Кроме того, необходимо отметить положительное влияние на развитие индустрии гостеприимства и туризма в Российской федерации таких крупных спортивных мероприятий.
Во второй части выпускной работы мы изучили организационно- управленческую деятельность АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан», их цели и задачи, финансовые показатели. На основе информации, полученной от данной организации, был проведен анализ современных проблем и тенденций развития индустрии гостеприимства Республики Татарстан.
Мы заключили, что на сегодняшний день индустрия туризма и гостеприимства является одним из главных направлений развития Республики Татарстан. Опираясь на данные, полученные от организации и Стратегию развития сферы туризма до 2021 года и плановый период до 2030 года, были изучены актуальные проблемы индустрии гостеприимства Республики Татарстан, а также рассмотрены мероприятия, которые проводятся на сегодняшний день, направленные на устранения данных проблем.
Далее, опираясь на имеющиеся данные, был разработан SWOT-анализ индустрии туризма Республики Татарстан, где были выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития индустрии.
В третьей части данной работы на основе проведенного SWOT-анализа были разработаны рекомендации по положительному развитию индустрии гостеприимства республики:
1. Создание и внедрение проекта City Pass в Казани, а также налаживание деловых отношений с European City Cards.
City Pass - это своего рода абонемент, за который турист, заплатив единожды, получает доступ к основным городским достопримечательностям и музеям, а также дает ряд дополнительных бонусов: скидка при бронировании гостиниц, при посещении мест общественного питания, а также электронный билет, используемый при оплате проезда в общественном транспорте. Создание и внедрение проекта City Pass в Казани и налаживание контактов с Ассоциацией маркетинга европейских городов, позволит достичь следующих преимуществ: положительное развитие туризма за счет новых туристических продуктов на основе зарубежного опыта; развитие государственно-частного партнерства; новый формат программы лояльности туристов; налаживание взаимодействия между зарубежными коллегами поможет лучше ориентироваться в современных тенденциях индустрии гостеприимства и формировать новые туристские предложения.
2. Развитие туристических поездок по р. Волга.
В Республике Татарстан есть все предпосылки для развития хорошей инфраструктуры речного туризма: выход к одним из крупнейших в Европе рек - р. Волге и р. Каме, великолепные пейзажи, благоприятные климатические условия, однако техническая оснащенность флота и речная инфраструктура не позволяет на сегодняшний день сделать данный продукт туристической достопримечательностью республики.
Для положительного развития речного туризма в Республике Татарстан, мы предлагаем следующие направления развития: строительство новых круизных судов; обустройство береговой инфраструктуры; развитие зеленых стоянок для туристов; сохранение и поддержание чистоты водных ресурсов; создание нового брендового речного маршрута Visit Tatarstan; пропаганда речного туризма на внутреннем и международном рынках.
3. Адаптация индустрии гостеприимства Республики Татарстан под туристов различных наций.
Под адаптацией индустрии гостеприимства под разные нации туристов, мы подразумеваем, не только знание языка, но также, к примеру, наличие мест общественного питания, определенные экскурсионные маршруты, и другие элементы туриндустрии, которые будут удовлетворять потребности туристов разных национальностей. Также крайне важно следить за актуальностью предлагаемых продуктов, так как с каждым годом потребности у иностранных туристов могут меняться.
Уделяя должное внимание вопросу адаптации индустрии гостеприимства республики под туристов различных наций, позволит существенно поднять уровень лояльности туристов к нашей республике, а также это положительно отразится на конкурентоспособности нашего турпродукта и на развитии малого и среднего бизнеса.
Из трех предложенных рекомендаций, оценка была проведена по проекту City Pass в Казани, на наш взгляд, более актуальной и необходимой на сегодняшний день.
Для объективной оценки эффективности проекта City Pass в Казани мы ответили на вопросы: «Для кого создается данный продукт?» и «Как данный продукт будет выглядеть и какую выгоду турист получит от приобретения данного продукта?».
Отвечая на первый вопрос, мы, опираясь на данные, полученные от проекта «Портрет туриста Республики Татарстан», выяснили, что через Казань проходит огромный поток в большей степени индивидуальных туристов со средним заработком, целью которых является отдых и проведение досуга. К тому же не непродолжительный срок. И данные факты говорят лишь в пользу реализации проекта City Pass в Казани.
Отвечая на второй вопрос, мы обратились к опыту наших коллег из Санкт-Петербурга и составили приблизительный маршрут и ценовую политику с City Pass и без нее. Мы выяснили, что в среднем цены по карте снижены на 20% и поэтому решили пойти по такому же пути. В конечном итоге у нас путем простых вычислений по заданному маршруту мы получаем следующие расценки:
1. City Pass на 2 дня - 2 840/3 160 рублей вместо 3 550/3 950 рублей;
2. City Pass на 3 дня - 4 040/4 360 рублей вместо 5 050/5 450 рублей;
3. City Pass на 5 дней - 7 224/7 544 рублей вместо 9 030/9 430 рублей;
4. City Pass на 6 дней - 7 920/8 240 рублей вместо 9 900/10 300 рублей.
Исходя из всего выше сказанного, мы видим, что реализация проекта City Pass в Казани повлечет за собой положительный социальный эффект, поможет в развитии комфортной туристической инфраструктуры Республики Татарстан и сможет достичь основных поставленных целей.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996, №132-ФЗ (ред. от 18 апреля 2018 года №71-ФЗ) // Российская газета. - 2018. - №85.
2. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»: постановление
Правительства РФ от 02 августа 2011, №644 (ред. от 7 февраля 2018 года №117) // Российская газета. - 2018.
3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014, №941-р (ред. от 26 октября 2016 года) // Российская газета. - 2018.
4. Стратегия развития сферы туризма в Республике Татарстан до 2021 года и плановый период до 2030 года: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01 августа 2016, №529.
Книги, монографии
5. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебник/ А.Ю.
Александрова, - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
6. Артемьев, А.В., Аксенова, Н.А. Туристский рынок Республики Татарстан: Состояние и перспективы развития/ А.В. Артемьев, Н.А. Аксенова, - Казань: ООО «Алекспресс», 2013. - 204 с.
7. Биржаков, М.Б.: Введение в туризм. Учебник/ М.Б. Биржаков, - СПб.: Торговый дом «Герда», 2011. - 412 с.
8. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации/ М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 200 с.
9. Зайцева, Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме/ Н.А. Зайцева. - М.: Форум, 2017. - 368 с.
10. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма: справ./ И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368 с.
11. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм/ Ф. Котлер. - М.: Юнити, 2014. - 787 с.
12. Новиков, В. С. Инновации в туризме/ В.С. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
13. Окладникова, Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира/ Е.А. Окладникова. - М.: Учитель и ученик, Омега, 2014. - 384 с.
14. Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм/ С.С. Соловьев. - М.: Academia, 2017. - 288 с.
15. Филиппова, И. Г. География туризма/ И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. - М.: Бизнес-пресса, 2013. - 266 с.
16. Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРус, 2014. - 104 с.
17. Щербакова, С. А. Международный туризм. Экономика и география/ С.А. Щербакова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 144 с.
Печатная периодика
18. Ковалева, Д.А. Развитие туризма в России: проблемы и перспективы// Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - №12. - С45-52.
19. Кудинова, Е. В., Шаповал А. Ю. Современное состояние и тенденции развития туризма в мировой и российской экономике// Молодой ученый, 2015, №3. С. 430.
20. Похомчикова, Е.О. Понятие и структура индустрии гостеприимства / Е.О. Похомчикова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. -№4. - 266 с.
21. Похомчикова, Е.О. К вопросу о специфике индустрии гостеприимства / Е.О. Похомчикова // Байкальский государственный университет экономики и права. - 2014. -№1. - 17 с.
Электронные ресурсы
22. Все о туризме: туристическая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tourlib.net.
23. Государственный комитет Республики Татарстан по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tourism.tatarstan.ru.
24. Доклад председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Иванова Сергея Евгеньевича «Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2017 году и задачах на 2018 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/ pub_1293138.pdf.
25. Информационный портал «Открытый Татарстан» [Электронный ресурс].
- Режим доступа:https://open.tatarstan.ru/reports/categories/10172179/reports/284 52.
26. Карта Гостя Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://petersburgcard.com.
27. Карта туриста единая электронная [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://russiacitypass.com.
28. Концепция кластерного развития туризма в Волжско-Камском бассейне Республике Татарстан «ПЯТЬ ВЕТРОВ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬЬр:/Доипзт.1а1агз1ап.ги/1т1е/Т11е/Презентация%20концепции%205%20 ветров.рсН'.
29. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1257751.pdf.
30. Национальный состав населения Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:htt[x/Avvv.tatstat.ni/VPN2010/Dc)cI аЬ8/на11%)20состав.pdf.
31. Особенности развития гостиничной индустрии в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/osobennosti-razvitiya- gostinichnoy-industrii-v-rossii.
32. Официальный сайт АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tdc-tatar.ru.
33. Статистика Международного аэропорта «Казань» [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://kazan.aero/for-partners/for-airlines/statistics.
34. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=5594.
35. Тонкости туризма - энциклопедия стран, курортов и отелей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tonkosti.ru.
36. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.russiatourism.ru.
37. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://www.gks.ru/.
38. European City Cards [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://welovecitycards.com.
39. European Cities Marketing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/ /www.europeancitiesmarketing.com.
40. World Tourism Organization UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284419807.