Введение 4
1. Теоретические основы организации и управления в сервисной сфере 11
1.1. Основы управления предприятиями сферы услуг и ее особенности 11
1.2. Специфика организационных структур сервисных предприятий 16
1.3. Зарубежный опыт функционирования сервисных предприятий
общественного питания 22
2. Анализ деятельности предприятий сервисной сферы (общественного
питания), на примере ресторана «Кафе Хинкальная» 29
2.1. Характеристика предприятия «Кафе Хинкальная» 29
2.2. Анализ организационно-управленческой структуры предприятия и его
влияние на управленческие процессы 34
2.3. Управление бизнес-процессами сервисного предприятия и организационной
культурой 39
3. Анализ конкурентных преимуществ и выбор маркетинговых стратегий 54
3.1. Анализ отрасли общественного питания г. Казани 54
3.2. Анализ конкурентных преимуществ и выявление проблем «Кафе Хинкальная» 62
3.3. Рекомендации по улучшению работы предприятия «Кафе Хинкальная» 67
Заключение 72
Список использованных источников
Для человека жизненно важную роль играет сфера питания, что говорит о значимости предприятий питания. Посещения предприятий общественного питания играет важную социальную функцию. Людям нужно не только питаться, но и общаться друг с другом. Все эти потребности рождают понятие «сервисное предприятие общественного питания».
«Сервисные предприятия общественного питания» - одна из крупнейших бурно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многом это происходит благодаря социальному, экономическому и политическому прогрессу. За последние несколько лет общественное питание стало популярным во многих странах благодаря ряду причин: изменения технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов и играет все возрастающую роль в жизни современного общества, вырос уровень благосостояния населения, культура посещения заведений приобретает массовый характер, общественное питание начинает играть важную роль в современном мире. На пике своей популярности до сих пор стоят рестораны быстрого питания. Сейчас есть множество различных тематических ресторанов со всего мира.
Актуальность работы обусловлена тем, что в последнее время предприятия общественного питания получили значительное развитие и стали массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.
Популярен стал гастрономический туризм. Во многие страны съезжаются туристы, чтобы ко всему прочему отведать национальную кухню. В зарубежных странах уже давно является привычным видеть рестораны, кафе, столовые быстрого питания. Такая система несколько лет назад пришла и в нашу страну. Это сеть ресторанов макдоналдс, кебабы, бургерные и многие другие.
Цель выпускной квалифицированной работы является выявление организационно-управленческих основ функционирования сервисного предприятия общественного питания.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать характеристику выбранного нами предприятия общественного питания;
-провести анализ внешнего окружения, выбранного нами заведения;
-провести анализ сильных и слабых сторон ресторана;
-дать рекомендации по улучшению работы выбранного нами предприятия.
Тему организации и управления предприятиями общественного питания рассматривали многие авторы в своих работах, такие как Русакова О.В. в книге «Функции и особенности системы общественного питания», Зайкова Г.М., Джум Т.А. в книге «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания» и еще многие другие.
Объектом данной выпускной квалифицированной работы являются сервисные предприятия общественного питания города Казани.
Предметом данной выпускной квалифицированной работы является сервисное предприятие общественного питания.
Выпускная квалифицированная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим основам понятия «сервисное предприятие общественного питания». Во второй главе проведен анализ отрасли общественного предприятия, его характеристика, организационно¬управленческая структура, управление ресурсами. В третьей главе рассматривается анализ конкурентных преимуществ и выбор маркетинговых стратегий.
Сегодня рынок общественного питания представляет собой отрасль не только с огромным выбором предоставления услуг, но и с высоким уровнем конкуренции.
В Казани постоянно открываются различные заведения общепита и все больше появляется конкуренции и необходимости вводить что - то новое, чтобы удовлетворять в потребностях все слои населения. Так, многие предприятия не выдерживают сильной конкуренции и выходят из ресторанного бизнеса, а некоторые просто довольствуются своей приевшейся небольшой аудиторией. Поэтому в силу огромной конкуренции и однотипности предоставляемых услуг, становится очень важным и значимым понятие «сервис». Ведь в первую очередь это понятие означает систему различных мер по созданию высокого комфорта на потребителей и удовлетворения всех их потребностей. И если заведение применяет эту систему мер, то оно имеет все шансы, чтобы стать успешнее и пользоваться большой востребованностью среди потребителей.
Также очень важным в ресторанном бизнесе является имидж предприятия, а именно имидж на высоком уровне с высоким качеством обслуживания. Для создания устоявшегося статуса предприятия, нужна работа всех сотрудников организации. Это постоянный контроль со стороны администрации, внедрение различных методов и мероприятий по улучшению работы предприятия, расширения ассортимента услуг и улучшение качества предоставляемых услуг.
Ведь в наше время, когда рынок переполнен конкуренцией, предприятия общественного питания уже не могут опираться на старые способы выживания на рынке услуг. Этим предприятиям нужно всегда идти в ногу со временем и постоянно совершенствоваться в своей деятельности.
В своей дипломной работе мы рассмотрели организационно¬управленческие основы предприятия общественного питания и в ходе этой работы решили следующие задачи:
-провели анализ организационно-управленческой структуры предприятия и его влияния на управленческие процессы (в ходе этого анализа мы выявили линейно-функциональную структуру управления исследуемого нами ресторана «Кафе Хинкальная» и проанализировали как данная структура функционирует и какое влияние оказывает на деятельность организации в целом);
-рассмотрели управление бизнес-процессами сервисного предприятия и организационной культуры (проанализировали управление цепочкой поставок и управление кадровой службой);
-провели анализ отрасли общественного питания г. Казани (проанализировали внешнее окружение заведений в целом, а также провели анализ главных конкурентов (заведения грузинской кухни) ресторана «Кафе Хинкальная» и выявили наиболее конкурентоспособные заведения);
-провели анализ конкурентных преимуществ и выявили проблемы ресторана «Кафе Хинкальная» (сделали SWOT-анализ ресторана и основываясь на полученных данных выявили его преимущества и недостатки);
-дали рекомендации по улучшению работы предприятия «Кафе Хинкальная».
Таким образом, основываясь на полученных данных можно с уверенностью сказать, что исследуемое нами заведение «Кафе Хинкальная»-это поистине уникальное и независимое место. Это не только огромная московская сеть, которая имеет хорошую репутацию и узнаваемость по всей России, но и еще место, у которого есть своя история, традиции и слаженно выстроенная корпоративная культура. Так, для поддержания текущего статуса и улучшения деятельности заведения, в работе нами были предложены следующие стимулирующие работу мероприятия:
-безопасность (самое важное, что нужно любому предприятию и в связи с недавними событиями ресторан «Кафе Хинкальная» так же провел все необходимые мероприятия по безопасности заведения и подготовке персонала);
-прослеживание выполнения готовки различных блюд и добавление новшеств в готовку по мере необходимости (например, добавлять блюда для вегетарианцев или же халяльную продукцию);
-обновление меню (вводить различные новшества, обновлять по мере испорченности меню. Например, совсем недавно было введено новое меню на русском и английском языках с большим количеством блюд, а также детское меню);
-удерживать постоянных гостей и работать над привлечением новых(чтобы расширить круг посещаемости можно внести систему бизнес- ланчей, так как такой подачей блюд интересуются не только студенты, но и другие слои населения);
-наличие своей парковки (как уже отмечалось ранее, исследуемое нами заведение не предполагает именно своей парковки и на нее поставлено ограничение в будние дни. Такая система работы парковки создает негативное впечатление у посетителей, поэтому ресторану следует решить данную проблему с парковкой);
-стимулирование гостей в самом заведении (скидки, акции, ближайшие мероприятия и др.);
-внимательное отношение к каждому гостю;
-постоянная работа PR-менеджера;
-дегустация различных новых блюд и напитков;
-наличие бизнес-ланчей (исследуемый нами ресторан не предполагает наличие бизнес-ланчей, что сокращает посещение многих категорий населения);
«Кафе Хинкальная» на данном этапе своей жизнедеятельности позиционирует себя не просто как уютное кафе ресторанного типа, а как настоящий грузинский дом, в котором царит настоящая атмосфера Грузии со всеми ее традициями. Здесь нет ограничений в возрасте или дресс-коде, так как данное заведение в первую очередь хочет, чтобы все гости чувствовали себя в комфорте, как дома. Поэтому применение выявленных нами рекомендаций сделает данное заведение еще лучше и уникальнее не только среди ресторанов грузинской кухни, но и ресторанов во всем мире.
1. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»
2. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Общие требования ГОСТ Р 50764-95
3. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646-94
Книги, монографии
4. Агамирова Е.В. Управление персоналом в современном ресторанном бизнесе / Е.В.Агамирова. - М.: ДИС, 2009. - 31-35с.
5. Агамирова Е.В. Организация управления персоналом на предприятиях сферы ресторанного бизнеса / Е.В.Агамирова. - М.: Экономика, 2005. - 45с.
6. Алексунина В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В.А. Алексунина. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2006. - 590 с.
7. Антоненко. А.В. Стратегическое управление / А.В.Антоненко. - М.:
Экономика, 2008. - 532с.
8. Айситулина К.Р. Тренинги персонала в ресторане / К.Р.Айситулина. - М.: Ресторанные ведомости, 2008. - 196с.
9. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М: ЮНИТИ, 2001. 560с.
10. Белова А.И. Совершенствование кадровой политики ресторана на основе эффективных внутрифирменных технологий / А.И.Белова. - Концепт. 2007. - 52с.
11. Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров - Ростов - на - Дону: Феникс, 2005 - 416с
12. Бородина В.В., Ресторанно-гостиничный бизнес, учебное пособие -М., 2005.
13. Балашова Е. А. Ресторанный бизнес. Как достичь безупречного сервиса / Е. А. Балашова. - М.: Вершина, 2008. - 170 с.
14. Богданов А.Д., Скворцов Б.М. Столовые, рестораны, кафе за рубежом: обзорные материалы из иностр. печати / А. Д. Богданов, Б. М. Скворцов. - М.:- Госторгиздат, 1958. - 79 с.
15. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. / Ю.Ф.Волков. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.
16. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности / В.Г.Гуляев. - М.: Нолидж, 2005. - 254 с.
17. Голубков Е.П. Основы маркетинг / Е.П.Голубков. — М.: Финпресс, 1999.
18. Демиденко Ю.Б. Рестораны, трактиры, чайные: Из истории обществ.
питания в Петербурге XVIII - начала ХХ в. / Ю.Б.Демиденко. - М. ; СПб. : Рус. тройка, 2011. - 287с.
Зайцева А.Е. Особенности управления персоналом в сфере общественного питания / А.Е.Зйцева. - М.: Экономика, 2004. - 48 с.
19. Карнаухова В. К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность: учебное пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 256 с.
20. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Ф.Котлер, Г.Армстронг, Д.Сондерс. - СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 580 с.
21. Канзычакова С.А. Управление персоналом в ресторанном бизнесе / С.А.Канзычакова. - М.: Экономика, 2009. - 45-50с.
22. Копылова А.Д. Причины кадрового дефицита на предприятиях России и возможные пути его устранения на примере отрасли общественного питания / А.Д.Копылова. - М.:ДИС, 2006. - 22 с.
23. Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха / Л.С.Кучер. - М.: РКонсульт, 2002. - 23с.
24. Карнаухова В. К. Сервисная деятельность: учебное пособие / В. К. Карнаухова. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 256 с.
25. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Ф.Котлер, Г.Армстронг, Д.Сондерс. - СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
- 580 с.
26. Коробкова С.Н. Сервисная деятельность: учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Коробкова. - СПб.: ПИТЕР: A. e., 2006. - 156 с.
27. Куйбашева А.А. Бизнес предприятий питания / А.А. Куйбашева. - М.: - 2004.
28. Казимов И.Н. Услуги питания / И.Н.Казимов. - М.: Наука, 2009. - 114с.
29. Козлова, А. В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании / А.В.Козлова. - М.: Мастерство, 2002. - 160 с.
30. Калашников, А. Ю. Кафе, бары и рестораны: Организация, практика и техника обслуживания / А.Ю.Калашников. - М.: Проспект, 2004. - 384 с.
31. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник /
Н.И.Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2006.
32. КатсигрисКостас, Томас Крис Учебник ресторатора: проектирование, оборудование, дизайн / КостасКатсигрис, Крис Томас. - М.: Ресторанные ведомости, 2008. - 456 с.
33. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Ф.Котлер, Дж. Боуэр, Дж.Мейкенз. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 618 с.
34. Кнышевский П. От пролетарского общепита к сталинскому трактиру / П.Кнышевский. - Москва. - 1994. - 112-119с.
35. Колосова Н.А. Пространство ресторана в культуре русского города / Н.А.Колосова. - Саратов, 2006. - 188-200с.
36. Конечный А.М. Петербургские трактиры и рестораны / А.М. Конечный. - СПб.: Азбука, 2006. - 285с.
37. Коцюба Л.К. Соотношение традиций и новаций в истории ресторанного дела России: Вторая половина XIX - начало XX века / Коцюба Л.К. - М., 2002.
- 223 с.
38. Кристофер Э.-Т. Ресторанный бизнес: Как открыть и успешно управлять рестораном / Э.Кристофер. - РосКонсульт, 2008. - 456 с.
39. Кривоконь А. Ресторанная жизнь удалая: что сулили человеку трактирные и питейные заведения на рубеже XIX-XX вв. / А. Кривоконь. - 2016. - 106-109с.
40. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе / А.Л.Лесник, М.Н.Смирнова. - М.: ООО «САС ПЛЮС», 2002. - 126 с.
41. Лесник А.Л., Чернышева А.В / Организация и управление гостиничным
бизнесом А.Л.Лесник, А.В.Чернышева. - М.: Издательский дом «Альпина», 2003. - 212 с.
Лукашенко В.И., Браймер В.Н. Финансовый анализ / В.И.Лукашенко, В.Н. Браймер. - М.: ДИС, 2005.
42. Марвин Б. Маркетинг ресторана / Б.Марвин. - М.: Литтерра, 2009. - 398 с.
43. Маслов Е.В. Как клиенты выбирают ресторан / Е.В.Маслов. -Ресторатор. - 2009. - 56-61с.
44. Милл Р.К. Управление рестораном / Р.К.Милл. - М.: Юнити, 2009. - 400 с.
45. Мильнер Б.З. Теория организации Б.З.Мильнер. - М.: ИНФРАМ-М., 2008. - 450 с.
46. Митякова С.А. Проблемы совершенствования системы управления персоналом в ресторане / С.А.Митякова. - М.: ДИС, 2015. - 164-166с.
47. Морозова, Т.Г. Региональная экономика / Т.Г. Морозова. - М.: Вершина- 2007. - 472с.
48. Михедева А.А. Европейские обычаи питания: учеб. пособие для студентов и выпускников шк. гостиничного и ресторанного бизнеса в Европе / А.А.Михедева. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 203с.
49. Назаров О. Как раскрутить ресторан. Серия: Энциклопедия ресторатора / О.Назаров. - М.: Ресторанные ведомости, 2007. - 456 с.
50. Назаров О. 333 хитрости ресторанного бизнеса / О.Назаров. - М.:
Ресторанные ведомости, 2008. - 388 с.
51. Новаторов Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг / Э.В. Новаторов. - М.: - 2007 - 50-54с.
52. Полякова Р.Т. Особенности управления персоналом в сетевом ресторанном бизнесе / Р.Т.Полякова. - М.: Экономика, 2006. - 22 с.
53. Романович, Ж.А. Управляющие мечтой / Ж.А.Романович. - 2007. - с. 31-39.
54. Савельев А.В. Сервис в России и за рубежом / А.В.Савельев. - 2012. - 96-102с.
55. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Дж.Р.Уокер. - М.: ЮНИТИ, 2002. 463 с.
56. Федцов В. Г. Культура сервиса: Учебно-практ. Пособие / В.Г.Федцов.- М., 2000.
57. Фарафонова, М. Успех по рецепту / М. Фарафонова. - М.:ЮНИТИ, 2007.¬12-27с.
58. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / Ю.А.Цыпкин. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. 446 с.
59. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С.Янкевича, Н.Л.Безруков - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с..156.
Электронные ресурсы
60. Официальный сайт «Кафе Хинкальная» в Казани [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //kafekhinkalnaya.ru/kazan/
61. Официальный сайт «G.G.groups» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gg-group.ru/