Введение 4
Глава 1. Нормативные и теоретические основы деятельности таможенных органов 7
1.1. Нормативно-правовая основа деятельности таможенных органов 7
1.2. Теоретические основы управления таможенной деятельностью 10
Глава 2. Анализ практики управления таможенной деятельностью 14
2.1. Структура, функции, цели и задачи ФТС России 14
2.2. Проблематика управления таможенной деятельностью 17
Глава 3. Оптимизация управления таможенной деятельностью 21
3.1. Организационные меры повышения эффективности управления таможенной деятельностью 21
3.2. Финансово-технические меры повышения эффективности управления таможенной деятельностью 24
Заключение 29
Библиографический список 30
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что таможенные органы играют важную роль в обеспечении национальной безопасности государства в различных сферах. Таможенные органы при осуществлении таможенных процедур, помимо прочего, обеспечивают соблюдение запретов и ограничении при перемещении товаров через таможенную границу, в том числе ввоза на территорию нашего государства товаров, подпадающих под действие санкций, введенных в ответ на ограничительные действия ряда западных государств.
Именно таможенные органы во взаимодействии с иными органами государственной власти препятствуют контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, иных предметов (вещей), оборот которых запрещен.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2] отмечается важность и значимость рационального импортозамещения как важнейшего фактора обеспечения экономического роста. В обеспечении государственной политики импортозамещения важную роль играют в том числе таможенные органы, препятствующие ввозу в Россию санкционных товаров. В последнее время участились попытки нелегального ввоза таких товаров на территорию Российской Федерации, в том числе через страны, входящих в единое с нашим государством таможенное пространство в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
При этом таможенные органы должны сочетать жесткие меры по противодействию физическим и юридическим лицам, нарушающим запреты и ограничения по перемещению товаров через таможенную границу, с необходимостью обеспечить быстрое и качественное осуществление таможенных операций. Эффективность, быстрота и прозрачность деятельности таможенных органов является одним из важнейших факторов, формирующих комфортные условия для ведения бизнеса. Об этом среди прочего заявил и Глава ФТС России В. Булавин, определяя важнейшие задачи таможенных органов:
«Задача номер один - экономическая безопасность и экономическая устойчивость, они связаны с повышением собираемости платежей в федеральный бюджет.
Вторая по важности задача - улучшение делового инвестиционного климата, создание комфортных условий для бизнеса. Кадровое укрепление, противодействие коррупции тоже важны для системы.
Кроме того, дальнейшее развитие таможни напрямую связано с бурным развитием телекоммуникационных и информационных систем. Уже сделано немало: российская таможня стала «электронной» и будет дальше развиваться в этом направлении» [19, с.2] .
Очевидно, что управление таможенной деятельностью требует дальнейшей оптимизации. В частности, синхронизированная работа таможенных служб государств – членов ЕАЭС обозначена Главой российского государства как важный шаг на пути становления Союза глобальным конкурентным интеграционным объединением[7] . Соответственно, ФТС России, помимо очевидного внутригосударственного межведомственного взаимодействия необходимо налаживать взаимодействие с таможенными органами Белоруссии, Казахстана и иных государств-членов ЕАЭС.
Кроме того, регулярно поднимаются вопросы об обособлении правоохранительного блока ФТС России (оперативных служб, отделов дознания).
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения в сфере управления таможенной деятельностью.
Предмет исследования – доктрина правовой и управленческой науки, нормы законодательства.
Цель исследования заключается в анализе проблематики правового и организационного обеспечения управления таможенной деятельностью, выработке методов и механизмов по решению выявленных в ходе исследования проблем.
Изучить нормативно-правовую основу деятельности таможенных органов;
Определить теоретические основы управления таможенной деятельностью;
Исследовать структуру, функции, цели и задачи ФТС России;
Охарактеризовать проблематику управления таможенной деятельностью;
Определить организационные меры повышения эффективности управления таможенной деятельностью ;
Предложить финансово-технические меры повышения эффективности управления таможенной деятельностью.
В ходе исследования использованы методы анализа, описания, наблюдения, статистики, синтеза и сравнения.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения . В конце приведен список использованных при написании работы источников.
1) Нормативно-правовая основа деятельности таможенных органов представляет собой систему нормативных актов, включающую в себя федеральное законодательство и ведомственные акты. Федеральное законодательство определяет общие начала системы таможенных органов, свое закрепление данная система получает в ведомственных актах органов исполнительной власти.
2) Управление таможенной деятельностью представляет собой сложный, многофункциональный процесс, конечным итогом которого является обеспечение надлежащего урегулирования внешнеторговой деятельности посредством оптимизации функционирования системы таможенных органов.
3) Структурно ФТС России состоит из четырех звеньев, совместная деятельность которых посредством реализации функций и выполнения задач направлена на достижение единой стратегической цели – обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
4) Для оптимизации управления таможенной деятельностью необходимо решить ряд проблем. В настоящем исследовании обращается внимание на необходимость совершенствования кадровой политики таможенных органов, обособления правоохранительного блока ФТС России и дальнейшее совершенствование современных информационных технологий, применяемых в деятельности таможенных органов.
5) С организационной точки зрения управление таможенной деятельностью может быть оптимизировано посредством участия таможенных органов в ранней профессиональной ориентации учащихся, формирования кадрового резерва, а так же обособления правоохранительного блока ФТС России.
6) Дальнейшее совершенствование автоматизированных информационных систем таможенных органов – важный залог оптимизации деятельности ФТС России.
1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.05.2018).
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.05.2018).
3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.05.2018).
4. Приказ ФТС России от 04.09.2014 № 1700 «Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.05.2018).
5. Приказ ФТС России от 26.12.2012 № 2656 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.05.2018).
6. План деятельности Федеральной таможенной службы на 2017-2018 годы, утв. Руководителем ФТС России 15.09.2017 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.05.2018).
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.05.2018).
8. Накашидзе Б.Д. Организация государственно-административного управления / Б.Д. Накашидзе – М.: Городец, 2014. – 288 с.
9. Демичев А.А. Основы таможенного дела / А.А. Демичев. – СПб: Интермедия, 2014. – 455 с.
10. Джабиев А.П. Основы таможенного дела: учебник для вузов / А.П. Джабиев. – М.: изд-во ВШЭ, 2015. – 760 с.
11. Зинченко С.А. Автоматизация деятельности ФТС России / С.А. Зинченко // Таможня. – 2016. - № 3. – С. 34-39.
12. Маховикова Г.А., Павлова, Е.Е. Таможенное дело. / Г.А. Маховикова, Е.Е. Павлова - М.: Юрайт, 2016. – 540 с.
13. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела / А.Ф. Ноздрачев. – М.: МЦ ФЭР, 2014. – 502 с.
14. Покровская В.В. Таможенное дело / В.В. Покровская. – М.: Городец, 2015. – 402 с.
15. Толкушкин А. В. Таможенное дело : учебник для бакалавриата / А. В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2013. – 551 с.
16. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного в Российской Федерации / Ю.Н. Самолаев. – М.:Директ-Медиа, 2015. – 372 с.
17. Сморчков А.И. К вопросу об оптимизации деятельности таможенных органов Российской Федерации / А.И. Сморчков // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2014. - № 2. – С. 77-81.
18. Староверова К.О. Основы таможенного дела / К.О. Староверова. – М.: Юрайт, 2015. – 499 с.
19. «Что там можно» // Интервью руководителя ФТС России В. Булавина // Российская газета. - 25.10.2016. – С. 3.
20. Официальный интернет-сайт Сибирского таможенного управления ФТС России: режим доступа: http://stu.customs.ru