Введение
Глава 1. Теоретические основания развития музыкальных способностей на уроках сольфеджио в школе
1.1. Сущностные характеристики основных понятий исследования:
музыкальные способности, музыкально-творческая деятельность 8
1.2. Психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей
у учащихся средних классов ДМШ 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опыт практической деятельности по развитию музыкальных способностей на уроках сольфеджио в школе
2.1. Характеристика методов развития музыкальных способностей на уроках сольфеджио 23
2.2. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей
(музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма) на уроках сольфеджио в процессе музыкально-творческой деятельности учащихся (на примере МБОУ ДО Сабинская ДШИ им. Хуснуллы и Аллагияра Валиуллиных, РТ) 35
Выводы по главе 2 48
Заключение 51
Литература 56
Приложения
Актуальностьисследованияобусловлена тем, что развитие творческих способностей детей с помощью творчества самих же детей является задачей современной музыкальной педагогики, так как детское творчество является не только методом музыкально-творческого развития ребенка, но и средством и методом воспитания его личности, о чем говорится в работах многих ученых и педагогов-практиков В.А. Сухомлинский утверждал, что «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Такое воспитание осуществляется в детских музыкальных школах, там, где организовано детское музыкальное творчество, в процессе которого развиваются и музыкальные способности, и творческая личность. В таком результате заинтересовано и общество, и государство. В Федеральном законе об образовании (2012 г.) и в
Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что в функции дополнительного образования входит: «развитие человеческого капитала страны», формирование «необходимых для индивидуума и общества установок и навыков (когнитивных, эмоциональных и социальных)», а также «мотивации и компетенции для образования в течение всей жизни»; при этом отмечается, что система дополнительного образования, в том числе в детских музыкальных школах, является площадкой для «поиска и поддержки талантов».
В музыкальной педагогике существуют разные системы музыкального развития детей и юношества. Известный немецкий композитор и педагог Карл Орф ещё в середине XX века создал школу музыкально-творческого развития детей, доказав, что творческое общение с музыкой, пусть на первых порах самого элементарного вида, активизирует весь процесс познания и музыкального развития детей. К. Орф назвал музыкально-творческие возможности «скрытыми способностями», и настаивал на необходимости отыскания эффективных индивидуальных методов музыкально-творческого развития в обучении каждого ребёнка. «Опыт, - говорил К. Орф, - убедил меня в том, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, и почти к каждому ребёнку можно найти путь, у каждого вызвать отклик и таким образом содействовать развитию скрытых способностей. Беспомощный педагог часто по невежеству «засыпает» живые родники, препятствует развитию талантов» [13, с. 7]. Задача педагога, организующего музыкальную учебную деятельность заключается в том, что развитие творческих способностей детей важно для приобретения учащимися умений и навыков самостоятельной продуктивной деятельности. Б.М. Теплов отмечает, что творческие способности, развитые в одной области, благотворно сказываются на формировании общих способностей личности в целом, в том числе умении творчески мыслить, созидать при благоприятных условиях, осуществлять перенос на другие области деятельности.Эта идея нашла свое подтверждения в других исследованиях, так, например, педагог-практик Гусарова Е.Н. использует так называемую теорию «переноса», которая позволяет надеяться на то, что способности ребёнка, развитые средствами музыки, а также приобщение детей к элементарной самостоятельной деятельности и творчеству в процессе обучения музыке, могут сформироваться как устойчивые свойства личности и реализовываться в других видах деятельности[13, с.6].
Таким образом, творческие способности, развитые в одной области, благотворно сказываются на формировании общих способностей, в том числе умении творчески мыслить и созидать, а это позволяет надеяться на то, что процесс элементарной самостоятельной и творческой деятельности учащихся на занятиях сольфеджио повлияет на сформирование их творческой активности как неотъемлемого свойства личности»[13, с.7].
Для развития навыков и умений музыкально-творческой деятельности необходимо развивать такие специальные способности как музыкальный слух, ритмическое чувство, память и воображение с учетом индивидуальных психологических особенностей ребёнка - его темперамента, силы воли, склонностей и интересов. Знакомство с современными системами музыкального воспитания, а также собственный опыт наблюдений за учащимися показали, что инициатива, проявляемая ребенком в процессе обучения, играет огромную роль. Это качество способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес учащихся к предмету. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо,по словам Иоганна Песталоцци «каждый узнает лишь то, к чему сам придёт». Вместе с тем, «наиболее активной, содержательной формой практического освоения закономерностей музыкальной организации любого произведения является система творческих заданий», которая может применяться на уроках сольфеджио, и, является перспективным направлением методики сольфеджио[1, с. 123]. Однако, в практике детских музыкальных школ данные методы применяются ограниченно и не всеми педагогами сольфеджио, что позволяет утверждать о существовании проблемы внедрения элементов творческой деятельности в учебный процесс ДМШ. Таким образом, выявленная проблема, и сформулированная в соответствии с ней тема исследования является актуальной.
Проблема и уровень разработанности: проблема развития музыкальных способностей рассматривается в работах Н.В. Ветлугиной, Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и других ученых; особенности творческого развития детей изучались в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова.
Объект исследования:процесс развития музыкальных способностей на уроках сольфеджио.
Предмет исследования:методы и комплекс творческих заданий по развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма)на уроках сольфеджио.
Цель исследования: на основе научных и методических источников и собственного опыта разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей на уроках сольфеджио в процессе творческой деятельности учащихся средних классов ДМШ.
Задачи исследования:
- представить сущностные характеристики основных понятий
исследования: музыкальные способности, музыкально-творческая деятельность;
- осуществить анализ практической деятельности по развитию музыкальных способностей на уроках сольфеджио в школе;
- разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма) на уроках сольфеджио в школе;
Методология исследования: в данной работе опираемся на идеи о развитии музыкальных способностей в процессе творческой деятельности(Л.С.Выготский, Н.А Ветлугина,Б.М.Теплов и др.), а также на методические разработки в области музыкального образования в системе ДМШ (А.В. Барабошкина,В.А.Вахромеев,Т.И. Стражникова).
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение научной литературы и других источников, практические - наблюдение, тестирование, разработка методов творческой деятельности (комплекса заданий на уроках сольфеджио) с целью внедрения в практику детских музыкальных школ.
Новизна и практическая значимость: разработан комплекс заданий по творческой деятельности на уроках сольфеджио для учащихся средних классов ДМШ на основе музыкальной культуры татарского и русского народов; разработаны методические рекомендации, в которых отражен опыт организации занятий по сольфеджио, в том числе деятельности учащихся по выполнению творческих заданий.
База исследования: МБОУ ДО «Сабинская ДШИ им. Хуснуллы и Аллагияра Валиуллиных» РТ.
Структура работы: ВКР состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Состояние современного образования и воспитания не в полной мере соответствует тем задачам, которые ставит перед школой государство и общество. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Другими словами, от школы ждут выпускников - граждан страны, способных на протяжении всей жизни осваивать и применять новые знания, а, следовательно, быть профессионально и социально мобильными, творчески состоятельными.
Одной из важнейших задач школы - это развитие творческих способностей учащихся. Однако, как было сказано ранее, школа не может решить всех задач. Именно поэтому проблемы творческого развития детей разного возраста призваны решать учреждения системы дополнительного образования, среди них особое место занимают ДМШ, которые воспитывают детей эстетически в процессе развития музыкальных способностей, в том числе на уроках сольфеджио. В процессе занятий учитываются возрастные и психологические индивидуальные особенности, что проявляется в уровне сложности выполняемых заданий. Наряду с общими подходами к подготовке учащихся в классе сольфеджио в процессе исследования был разработан и апробирован комплекс творческих заданий, развивающих музыкальные способности и личностные качества.На уроках сольфеджио применяется разнообразный репертуар, в том числе и национальная музыка: русские, татарские народные мелодии, песни, инструментальные наигрыши, поскольку в школе Сабинской ДШИ обучаются дети, принадлежащие этим двум народам. Процесс развития способностей получает сильнейшие импульсы на фоне ярко выраженных положительных эмоций: чувства удовлетворения, приподнятости, интеллектуального восторга. Критерием активной творческой деятельности детей является не столько результат, как само участие в творческой деятельности и формирование качеств.
Детские музыкальные школы способны внести значительный вклад в формирование творческой личности. Основной задачей детских музыкальных школ является создание дополнительных условий для подготовки школьников к учебной деятельности и их развитию в физическом, умственном, нравственном, творческом аспектах. Таким образом, развитие творческих способностей является неотъемлемой частью работы музыкальных школ с детьми среднего школьного возраста.
В первой главе 1 параграфа данного исследования, посвященного изучению вопросов развития музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма) учащихся на уроках сольфеджио в средних классах ДМШ, был осуществлен анализ научной и учено-методической литературы (методологической основой исследования явились труды: Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова)по теме исследования, на его основе представлены сущностные характеристики основных понятий исследования: музыкальные способности, музыкально-творческая деятельность.
В «Педагогической энциклопедии» способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности.В данном исследовании мы опираемся на определение частного случая - музыкальных способностей предложенного известным психологом Б.М. Тепловым: 1) Способности - это индивидуальные свойства человека, индивидуальные средства его деятельности; 2) Способности - это средства, ведущие к успеху в какой - либо деятельности; 3) Способности - это готовность к освоению и развитию знаний, умений и навыков в определенной деятельности.
Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Эти способности могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.
В процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.
Следуя сказанному делаем вывод о том, что человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, организуются и развиваются в течении его жизни при правильно выбранной деятельности, под влиянием воспитания и обучения. Иными словами, способности - прижизненное образование, а не врожденное.
Среди работ, посвященных изучению сущности музыкальных способностей и их развитию в музыкальной деятельности, особого внимания заслуживают исследования Н.В.Ветлугиной, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и др.
Музыкальные способности как научное понятие рассматривается в различных энциклопедических источниках, общим для них является определение муз.способностей как индивидуально-психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени, музыкальные способности проявляются практически у всех людей.
Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально- психологических свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психическими заболеваниями, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают обобщающим понятием «музыкальность». Так, например, по определению Б.М.Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально - психологических особенностей. Требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.
Во 2 параграфе 1 главы рассматривается содержание понятия «психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей». Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем определенную организацию образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации учебной деятельности, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающих возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся.
Совокупность психолого-педагогических условий для достижения определенной цели, определяется, во-первых, сущностью и содержанием формируемого качества личности (как основы выбора базовых образовательных подходов, принципов, средств и методов воздействия) и, во-вторых, спецификой среды, организационных условий и субъектов деятельности учреждений, в которых осуществляется образовательный процесс.
Во второй главе 1 параграфа представлены основы репродуктивного и творческого метода. Репродуктивный метод применяется в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы учащиеся могли осуществить самостоятельный поиск знаний. Критерием усвоения является правильное воспроизведение знаний. Основное назначение данного метода - формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.
Следующий метод, который рассматривается в данной работе творческий (креативный). Творческая деятельность, как и любая другая, может быть изображена тремя сложными функциональными частями, которые, в свою очередь, состоят из нескольких компонентов - способность творчески мыслить, мотивация творчества, мотив самоутверждения. Критерием творчества является не только качество результата, но и процессы, а также особые качества и способности личности, которые стимулируют и обеспечивают творческую производительность.
А в параграфе 2 второй главы нами были разработаны комплекс творческих заданий по развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма), где применяются разные методы работы с учащимися средних классов ДМШ на уроках сольфеджио. Например: чтение с листа, подбор по слуху, досочинение мелодии, сольфеджирование, пение интервалов и гамм. Преимуществом данной методики является овладение учащимися различными музыкальными знаниями, умениями и навыками в процессе, которого они могут пользоваться данными в своей дальнейшей творческой деятельности.
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано /А.Д. Алексеев.- М.: Музыка,1961. -363 с.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/ Ю. Б Алиев.- М., 2000. -336 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе/ О.А Апраксина. - М., 1983. -224 с.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Б.В. Асафьев. - Л.,1973. -142 с.
5. Бочкарев А.А. Психология музыкальной деятельности/ А.А. Бочкарев. - М.,1978. -225 с.
6. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. учебное пособие для педагогических институтов/ Ю.К. Бабанский и др. - М.: Просвещение, 1988. -638 с.
7. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ/А.В. Барабошкина.- Л., 1963. -123 с.
8. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для
студентов-педагогов и учителей/ В.В. Воронов. - М.: Педагогическое
общество России, 2002. - 144 с.
9. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио В ДМШ/ В.
А. Вахромеев. - М., 1978. - 88 с.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
11. Винокурова Е.Н. Развивающее обучение в классе фортепиано в детских
музыкальных школах/Е.Н.Винокурова. - Астрахань: Проект
«LENOLIUS»,2008. - 132 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. - М.
Издательство Искусство. - 1968. - 345 с.
13. Гусарова Е.Н Доклад на тему: Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио/Е.Н. Гусарова// Материалы методического объединения преподавателей теоретических дисциплин. - М., 2013. - 10 с.
14. Глебовский В.А. Древние педагогические писатели/ В.А. Глебовский. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО « ПИТЕР» 1930. -144 с.
15. Гинзбург Л. Д. О работе над музыкальным произведением/Л.Д. Гинзбург. - М., «Музыка», 1981. - 143 с.
16. Картавцева М.Т. Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио/ М.Т. Картавцева. - М.,1970. - 170 с.
17. Карась С.С. Техника игры на фортепиано/ С.С. Карась. - М:
«Современная музыка», 2011. - 720 с.
18. Коменский Я.А. Великая дидактика. Хрестоматия по истории педагогики/ Я.А. Коменский. - М.,1961. -440 с.
19. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления/ Д.Б. Кабалевский.
- М.,1986. -192 с.
20. Личностно-ориентированная технология обучения как средство развития познавательной сферы // Образование: от опыта прошлого к перспективам будущего: Сборник научных трудов Всероссийской научно¬практической конференции. - Уфа, 1999. - С.99-101.
21. Музыкальная психология: Учеб.пособие для студ. и преподав/
В.И.Петрушин. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. - 384 с.
22. Мострас К.Г. Ритмическая дисциплина скрипача: Методический очерк/
К.Г. Мострас. - М.-Л.,1951. - 307 с.
23. Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано/ В.И. Муцмахер. - Москва, 1984. - 185 с.
24.Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания /В. Д. Остроменский. - Кишинев.,1988. - 320 с.
25. Островский А.Л. Очерки по методике теории и музыки и сольфеджио/ А.Л. Островский. - М.: Музыка, 1966. - 296 с.
26. Петрушин В. И. Музыкальная психология/ В.И. Петрушин. - М.:
«ВЛАДОС», 1997. - 384 с.
27. Педагогические условия развития творческой личности дошкольников //Межд. «Проблемы обучения и воспитания молодежи»: Тезисы докладов молодых исследователей-педагогов, докторантов, аспирантов и соискателей.
- Вып. IX. - Уфа, 1998. - С.64-65.
28. Педагогическая энциклопедия. - Том 1- 2. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - С.456.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.
- Издательство «ПИТЕР», 2002. - 712 с.
30. Римский - Корсаков Н.А. Статья «О музыкальном образовании» //Римский - Корсаков Н.А. Проект: Летопись моей музыкальной жизни. - М.: Музыка, 1982. -423 с.
31. Стерхова Н., Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»:
сущность, классификация [электронный ресурс] //
GeneralandgroveseasonalEducation. - 2012 - №1. Адрес обращения URL:
http//genproedu.com/paper/2012- 01/full 008 - 014 pdf/ (дата обращения: 28.04.2018)
32. Сухомлинский В. А. О воспитании/В.А Сухомлинский //О воспитании - М.: Наука, 1985. -272 с.
33. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением/
С.И. Савшинский. - Москва, 1964. - 186 с.
34. Стражникова Т.И. Основы развития музыкальной памяти/ Т.И.
Стражникова. - М.: МГУК, 1998. -252 с.
35. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М.
Теплов//Психология музыкальных способностей и музыканта: Хрестоматия.
- М.: АСТ; Мн.: Харвит, 2005 - 720 с.
36. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов //Избр. труды. М.: Педагогика, 1985. -Т.1. - 360 с.
37. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Глава УШ. - Чувство ритма. - М.: Педагогика, 1985.- 186 с.
38. Философский словарь. - Том 1. - М.: Издательство политической литературы, 1963. - 544 с.
39. Федорович Е.Н. Развитие творческих способностей детей с помощью современных педагогических технологий/ Е.Н. Федорович// Экология личности: Материалы Российской научной конференции. - М.;СПб., 1999. - 274 с.
40. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб.пособие для студентов
пед. ин-овпо спец. №2119 «Музыка и пение»/ Г. М. Цыпин. - М.:
Просвещение, 1984. - 176 с.
41. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный
ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С.1020-1022. -URL
https://moluch.ru/archive/103/23955/(дата обращения: 16.05.2018).
42. Халабузарь П.В., Калугина М.Е. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ/П.В. Халабузарь, М.Е. Калугина. - М.: Советский композитор. 1989. - 121 с.
43. Шадриков В.Д. Развитие общих и музыкальных способностей детей/В.Д. Шадриков // Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад: Доклады 2-й Международной научной конференции. - Вып.2. - Нижний Новгород; Набережные Челны,1999. - 320 с.
44. Штеймарк О.В. Педагогические условия эффективного развития [Электронный ресурс] / О.В. Штеймарк// Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №1 . - URL: http//www.2pu - journal.ru/2pu/2008 1/Shteimark/pdf/ (дата обращения 30.04.2018)
45. Щукина Г.И. Методы обучения как компонент учебного процесса/Г.И. Щукина// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980. - 240 с.
46. ЯвгильдинаЗ.М. Музыкально-эстетический интерес младших школьников: вопросы теории и практики/ З.М. Явгильдина. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. - 184 с.
47. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии / М.Г. Ярошевский//Вопросы психологии. -1996. - М.: ВЛАДОС - 416 с.