ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ 6
1.1 Сущность маркетинга в индустрии туризма 6
1.2 Характеристика и особенности туристских услуг 12
1.3 Факторы развития туризма 19
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ НА
ПРИМЕРЕ ТУРАГЕНТСТВА «НА СЕДЬМОМ НЕБЕ» 25
2.1 Организационно-функциональная структура ООО «На седьмом небе» 25
2.2 Финансово-экономические показатели ООО «На седьмом небе» 35
2.3 Рекламная политика ООО «На седьмом небе» 42
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НА
СЕДЬМОМ НЕБЕ» 53
3.1 Маркетинговые мероприятия по усовершенствованию функциональной структуры 53
3.2 Организация маркетингового отдела 58
3.3 Предложения по увеличению клиентской базы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Туризм сегодня становится общемировым явлением, важнейшим фактом развития экономики различных стран. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Неудивительно стремительное развитие отрасли, как в национальной экономике России, так и в мировом масштабе. По прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, политический, воспитательный и эстетический факторы.
Именно поэтому такая важная роль отводится маркетингу туристских слуг. Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности компании и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента. Использование маркетинга в туристском бизнесе, его новейшие тенденции обусловили актуальность темы работы. Влияние маркетинга на деятельность турагентства невозможно не отметить, к тому же результаты использования маркетинга в турагентстве дает реальные результаты не только в теории, но и на практике. Выбор темы работы обусловлен интересом использования маркетинговых технологий в системе функционирования турагентства. Интерес к влиянию маркетинга на повышение эффективности деятельности турагентства на практике обусловил актуальность темы исследования.
Целью исследования является анализ маркетинговой деятельности и выработка соответствующей маркетинговой стратегии для дальнейшего развития турагентства «На седьмом небе».
Задачами исследования стали:
- изучение видов туристских услуг;
- исследование сущности маркетинга в индустрии туризма;
- анализ туризм как сферы услуг;
- анализ эффективности функционирования турагентства «На седьмом небе» на туристском рынке города Казани;
- определение маркетинговых мероприятий для усовершенствования деятельности турагентства «На седьмом небе»;
- оценка эффективности маркетинговой деятельности турагентства «На седьмом небе».
Объектом исследования стало реально действующее турагентство, проводящее политику повышения эффективности своей деятельности посредством применения маркетинга.
Предметом данного исследования является анализ маркетинговых технологий и стратегий в туризме
Теоретической основой исследования послужили теории маркетинга и маркетинговых коммуникаций, разрабатываемые и описываемые в отечественной и зарубежной литературе. Методологической основой исследования стали теоретические и практические наработки по данной тематике в туристском бизнесе. Выбор методов исследования был обусловлен поставленной целью и спецификой предметной области. В работе применялись следующие методы: общелогические методы (анализ, обобщение, аналогия); общенаучные методы (наблюдение, сравнение, статистические методы).
Основными группами источников стали книги отечественных и зарубежных авторов - Борисова Ю.Н., Биржакова М.Б., Дуровича А.П., Ильиной Е.Н., Битере Д., Моргана Н, Причарда А. и др., законодательные акты Российской Федерации, информация, полученная из сети Internet, публикации в отечественной периодической прессе (журналы «Рекламные технологии», «Вопросы статистики», «Международный бизнес России», «Турбизнес», «Туринфо», «Туризм: Практика, проблемы, перспективы»), отчетные и технологические материалы, предоставленные руководством турагентства «На седьмом небе».
Личное участие автора заключалось в сборе и обработке специализированной информации, анализе и описании основных показателей функционирования турагентства «На седьмом небе», разработка проекта маркетинговых мероприятий по усовершенствованию деятельности турагентства.
Подводя итоги, проделанной работы стоит отметить следующее. Анализируя особенности маркетинга в сфере, туризма были выявлены основные его принципы, уровни, цели и задачи. Были изучены сопутствующие понятия: туристский бизнес, туристская индустрия, туристский рынок. Отдельно рассмотрены история, тенденции и динамика развития туризма, как в мировом масштабе, так и в пределах национальной экономики. Изучены характеристики и особенности туристских услуг, выявлены и рассмотрены их классификации. Из чего можно сделать вывод, что туризм является неотъемлемой частью сферы услуг, именно он толкает ее к развитию и усовершенствованию. Значение туризма в ближайшие 10 лет будет расти, формируя повышенный спрос на туристские услуги.
Проводя многосторонний анализ деятельности турагентства «На седьмом небе», было отмечено, что данная турагентство является туроператором в городе Казань, успешно осуществляет свою деятельность. Анализ предоставляемых услуг турагентством «На седьмом небе» показал, основные занятые ниши на туристском рынке Казани - организация туров по России и странам СНГ - что позволяет ей предлагать потенциальным клиентам широкий выбор услуг на данном направлении. Анализ структуры управления турагентством «На седьмом небе» показал хорошую укомплектованность профессиональными кадрами, успешно функционирующую философию управления и организации турагентства «На седьмом небе». Финансовый анализ выявил устойчивое положение турагентства на рынке, хорошие показатели рентабельности и прироста прибыли.
В процессе изучения ситуации, был предложен ряд мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности турагентства «На седьмом небе». Такими мероприятиями стали: создание на базе турагентства маркетингового отдела, повышение профессионального уровня сотрудников турагентства, освоение нового направления, усовершенствование рекламы в сети Интернет. Анализ эффективности предлагаемых мероприятий показал, что они рентабельны и жизнеспособны. Проводя в жизнь данные мероприятия турагентство «На седьмом небе» имеет возможность выхода на новый уровень бизнеса. Создание маркетингового отдела на базе турагентства может дать отличный толчок к увеличению эффективности ее профессиональной деятельности. Немаловажным является наличие опытного компетентного персонала, становящегося винтиками в отлаженной маркетинговой системе турагентства. Увеличение клиентской базы в свою очередь будет происходить за счет усовершенствования внутренней среды турагентства, а также апробации нового популярного направления - сельский отдых, также усовершенствование своей рекламы в сети Интернет, так как информационные технологии приобретают особую популярность в последнее время.
Но, несмотря на эти положительные тенденции в работе турагентства, турагентство «На седьмом небе» подвержена определенным рискам. В первую очередь это отраслевые риски - наиболее значимые возможные изменения в отрасли:
- изменение налоговой политики в сторону ужесточения налогообложения;
- демпинговая политика конкурентов;
- повышение цен на свои услуги контрагентами-монополистами (например, перевозчиками);
- изменения законодательства РФ по ограничению международного туризма;
- международный терроризм.
Предлагаемые действия по их преодолению:
- регулирование внутренней учетной политики;
- гибкая ценовая политика;
- разработка бонусных программ;
- изменение приоритетов - объемов деятельности по различным направлениям туризма.
Опасность несут страновые и региональные риски. Политическая и экономическая ситуация в стране, в Приволжском округе по мнению турагентства «На седьмом небе» стабильна. Развитие военных конфликтов, введение чрезвычайного положения - маловероятны. Также существуют риски, связанные с деятельностью турагентства. Турагентство «На седьмом небе» не могут не волновать правовые риски. Описываются для внутреннего и внешнего рынков. В случае изменения налогового законодательства, в частности повышение ставок налогов, компании также возможно будет не выгодно вести определенную хозяйственную деятельность, она будет вынуждена искать другие способы извлечения прибыли. В случае внесения изменений в законодательные акты, регулирующие требования в области лицензирования основной деятельности турагентства, также возможно некоторое торможение в ее отлаженной работе, потребуется время на приведение документов и условий оказания услуг в сфере туризма в соответствие с предписаниями новых норм. А это обязательно отразиться на доходах турагентства.
1. Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 14 ноября 2009 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 49. Ст. 5491. СПС «Гарант».
2. ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования» №180 от 01.01.08. - СПС «Гарант».
3. Айгистова О.В. Введение в бизнес туроперейтинга. - М.: РМАТ, 2010. - 325 с.
4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 305 с.
5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.: Невский фонд, 2012. - 448 с.
6. Битере Д., Випперман К. Как продать свои услуги. - М.: Герда, 2012. - 215 с.
7. Борисов Ю.Н. Маркетинг в туризме. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 286 с.
8. Волкова Л.А., Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. - М.: Питер, 2011. - 245 с.
9. Волошин Н.И., Исаева Н.В. Туризм, как объект управления. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 302 с.
10. Гриценко Ю.В. Реклама туристических услуг в сети Интернет // (www.astt.ru/technology.shtml).
11. Гуляев В.Г. Туризм: экономико и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 304 с.
12. Далевич Н.В. Мегатек // Турбизнес. - 2012. - №14. - С.23-6.
13. Денисенко А.Д. Реклама в Интернете // Рекламные технологии. - 2010. - №5. - с18-27.
14. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. 3-е изд. - Минск: Новое знание, 2013. - 496 с.
15. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. - М.: Ось-89,
2012. - 257 с.
16. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме. - М.: СПбГУП,
2013. - 352 с.
17. Зорин И.В. Менеджмент персонала: Планирование карьеры в туризме. - М.: Рос. междунар. акад. туризма 2012. - 239 с.
18. Зорин И.В. Туризм, как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 389 с.
19. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. - М.: Кнорус, 2012. - 192 с.
20. Ильина Е.Н. Турооперейтинг: организация деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 256 с.
21. Ильина Е.Н. Деятельность туристских агентств: туристский рынок и предпринимательство. - М.: Советский спорт, 2010. - 64 с.
22. Исмаев Д.К. Маркетинг туристских услуг. - М.: АСТ, 2012. - 325 с.
23. Карпова Г.А. Экономика современного туризма. - М.: Герда, 2010. - 320 с.
24. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. - М.: Герда, 2014. - 320 с.
25. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.
26. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 320 с.
27. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 2010.
- 302 с.
28. Ковтунов И.Н. Будущее туризма связано с компьютерными технологиями.
// Туринфо. - 2011. - № 7. - С.7.
29. Котлер Ф., Боуэн Дж,. Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 748 с.
30. Краснова К.М. Кто может считать себя профессионалом в турбизнесе? // Турбизнес. - 2010. - № 8. - С. 28.
31. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегия. - М.: Вильямс, 2015. - 1008 с.
32. Маринин М.А. Как измерить выгоду от туризма // Туризм: Практика, проблемы, перспективы. - 2010. - № 9.- С. 6-7.
33. Маслова Е.Б. Управление туристской фирмой. - СПб.: СПбГУ, 2013. - 152 с.
34. Миллер С. Как использовать web-приложения с максимальным эффектом. - Тольятти: Довгань, 2010. - 260 с.
35. Морган Н./ Причард А. Реклама в туризме и отдыхе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2014. - 387 с.
36. Морозов М.А. Какие работники сегодня нужны туризму // Туризм: Практика, проблемы, перспективы. - 2011. - №4. - С.44-45.
37. Никифоров О.Н, Силаева С.Ю. Туризм: проблемы статистического изучения // Вопросы статистики. - 2011. - №1. - С. 32-42.
38. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции. - СПб.: Герда, 2013. - 318 с.
39. Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 318 с.
40. Розанова Т.П. Туристские услуги в системе потребительского рынка национальной экономики / Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: Кнорус, 2015. - 96 с.
41. Розанова Т.П. Российский туризм в условиях рынка (организационно- экономический аспект). - М.: Рос. эконом, акад., 2014. - 157 с.
42. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб.: Питер, 2016. - 480 с.
43. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия. Методологические аспекты. - М.: Новое издание, 2014. - 177 с.
44. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: -РДЛ, 2006. - 710 с.
45. Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России // Международный бизнес России. - 2002. -№ 11. - С. 24.
46. Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов /сост. Н.И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 432 с.
47. Чеботарь. Ю.М. Туристический бизнес. - М.: Мир деловой книги, 2012. - 70 с.
48. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 288 с.
49. www.s-k.ru
50. www.tourbus.ru
51. www.tourindustry.ru
52. http://rt-online.ru/selskij- turizm-kak-sotsialnyj-proekt