Введение
1. Теоретические основы особо охраняемых природных территорий 5
1.1. История формирования особо охраняемых природных территорий 5
1.2. Международная и российская классификация особо охраняемых
природных территорий
2. Географические аспекты Всемирного наследия 34
2.1. Роль географической культуры в изучении Всемирного наследия 34
2.2. Географические особенности размещения объектов 42
Всемирного культурного и природного наследия по регионам и странам мира.
3. Современное состояние изучения Всемирного наследия ЮНЕСКО
в школе и вузе
3.1. Изучение Всемирного наследия в вузах и в школьном курсе географии
3.2. Методические рекомендации по изучению Всемирного
наследия в школьном курсе географии
3.2.1. Экспериментальная работа по определению уровня
экологической культуры
3.2.2. Методическая разработка урока и внеклассного мероприятия
для 9х классов по теме памятники Всемирного природного наследия России
Заключение 76
Список использованных источников 77
В ежегодном послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию обращается внимание на совершенствование высоких стандартов экологического благополучия в частности за счет организации новых особо охраняемых природных территории. Планируется, что откроется 24 новых заповедника и национальных парков, которые будут боле доступными для экологического туризма (Российская газета, 1 марта, 2018 г.)
В настоящее время в географическом образовании большое внимание уделяется гуманитаризации, т.е. осуществления повышенного интереса к духовной и материальной культуре человечества, к человеческим ценностям, к очеловеченной картине мира. Из гуманитаризации образования непосредственно вытекает широкий культурологический подход к нему. Он предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными компетенциями современного человека: элементами политической, экономической, экологической, правовой, художественно - эстетической культуры.
Актуальность вопросов изучения природного и культурного наследия в современном школьном географическом образовании связана с высоким культурно-экологическим потенциалом данного понятия реализуемом в познавательном и духовно-нравственном аспектах. Под Всемирным наследием подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечательности, которые необходимо сохранять оберегать в течение неограниченно длительного времени. Это, естественно, предполагает их изучение, познание и использование. Знакомство с объектами Всемирного наследия играет огромную роль в расширении кругозора, в формировании личности, владеющей элементами политической, экономической, экологической, правовой, художественно-эстетической культуры, в усвоении опыта эмоционально - ценностного отношения к миру, к деятельности. Изучение культурного и природного Всемирного наследия позволит усилить их познавательные интересы к знаниям вообще и к историко-географическим к частности. Создать условия для формирования компетенций ученика средней школы: информационно - коммуникативной, познавательной, рефлексивной и углубление содержания основного курса географии средней школы. Поэтому актуальна работа, посвященная роли Всемирного наследия в образовании.
Другой аспект актуальности работы прослеживается в возрастающей роли туризма. Использование памятников Наследия в целях туризма не менее, а даже более важно, чем в интересах науки. Только когда перед людьми раскрывается в явном и неявном виде их значение, туристы не только расширяют кругозор, особенно в сфере экологии, но и начинают их охранять.
Целью работы является подробное рассмотрение географических аспекты Всемирного наследия и их изучения в школьном курсе географии. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать и изучить географические аспекты Всемирного наследия;
- раскрыть понятие Всемирного наследия и место в системе особо охраняемых природных территорий;
- рассмотреть роль в формирование географической культуры и развитие познавательных интересов школьников посредством ознакомления с Всемирным природным и культурным наследием мира, его регионов и крупнейших стран;
- рассмотреть изучение Всемирного наследия в школьном курсе географии.
Объект исследования - географические аспекты Всемирного наследия.
Предмет исследования - культурно-экологический потенциал Всемирного наследия в школьном географическом образовании.
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены теоретические основы особо охраняемых природных территории, история возникновения особо охраняемых природных территорий, географические аспекты Всемирного наследия. Место и роль понятия Всемирного наследия в школьном курсе географии. Проведена экспериментальная работа по выявления уровня экологической культуры и сформированности знаний о Всемирном наследии.
Таким образом, Всемирное наследие - это уникальная категория особо охраняемых природных территорий, которая включает как природные, так и культурные объекты. Подобные объекты, как указано в Конвенции, имеют выдающееся общечеловеческое значение с художественной, исторической, научной или природной точек зрения.
Географическими аспектами Всемирного наследия являются: пространственно - временными закономерностями; географические названия; пути освоения географического пространства; индикаторами циклического развития человечества; материальным отражением информации о важнейших событиях и этапах развития Земли и человечества, их взаимоотношениях - информации, которая формирует ноосферу для получения научной информации; главные центры ориентирования планеты. Они также являются объектами туризма, служат образованию, просвещению жителей планеты и развития экономики.
Анализ методической составляющей и экспериментальной работы по теме исследования показал, что разработанные дидактические материалы (особенно привлечь и заинтересовать в изучении нового материала помогают иллюстративный материал в виде презентаций, отрывков художественных и музыкальных произведений, работ художников и другие) повышают уровень экологической культуры школьников и повышению интереса к предмету география.
1. Указ президента Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 2.10.1992 г. №1115
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
3. Федеральный Закон “Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ
4. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ
Стандарты
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.:
Просвещение, 2018. - 63 с. - (Стандарты второго поколения) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ФГОС: офиц. текст. - М. Просвещение, 2018. - 61 с. (Стандарты второго поколения). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2018. - 63 с. - (Стандарты второго поколения).
Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413.
Книги, монографии
8. Алексеев С.В., Мосин В.Г., Нестеров Е.М., Соломин В.П., Сухорукое В.Д. Финаров Д.П. и др. Всемирное культурное и природное наследие в образовании. - СПб.: Союз, 2011.-320 с.
9. Бахир М.А. Место особо охраняемых природных территорий в школьном курсе географии / В сборнике: «География: развитие науки и образования Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции ХХХ Герценовские чтения, посвящённой Году экологии в России, 220-летию Герценовского университета, 85-летию факультета географии, 145-летию со дня рождения профессора В.И. Буданова». Ответственные редакторы: В.П. Соломин, В.А. Румянцев, Д.А. Субецо, Н.В. Ловелиус; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет географии, НОЦ Экология и рациональное природопользование, Институт водных проблем Севера КарНЦ РАН, Институт озероведения РАН, Русское географическое общество. 2017. С. 103—105.
10. Веденин Ю.А., Мазуров Ю.Л., Максаковский Н.В., Шульгин П.М.
Всемирное культурное и природное наследие: документы,
комментарии, списки объектов. - М.: Институт Наследия, 2009. - 337 с.
11. Всемирное культурное и природное наследие в образовании: учебное пособие / под ред. В.П. Соломина. СПб.: Лениздат, 2011. 316 с.
12. Гайсин И.Т., Хусаинов З.А., Галимов Ш.Ш. География и экология Республики Татарстан: уч. пособие. Казань: Изд-во КГПУ, 2003.
13. Гачев Г.Д, Книга удивлений, или Естествознание глазами
гуманитария, или Образы в науке. М., 1991.
14. Гебель Петер. Природное наследие человечества. Памятники природы под охраной ЮНЕСКО, 2000.
15. Голубев Н.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учителя. М., 1985.
16. Григорьев Ал.А. География Всемирного наследия.
Астерион, 2012. - 344 с.
17. Григорьев Ал.А. Знаки и образы в географическом страноведении. - СПб.: Тесса, 2010. - 448 с.
18. Григорьев Ал.А. Священные места Озерного края России. - 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Кафедра страноведения и международного туризма. - СПбГУ, 2010. - 368 с.
19. Григорьев Ал.А., Кондратьев К.Я. Экологические катастрофы
(Экодинамика и геополитика. Т. 2). - СПб.: НИИ экологической
безопасности РАН. - 687 с.
20. Григорьев Ал.А., Паранина Г.Н. Древнее наследие Северо-Запада России. Географические аспекты. - СПб.: Астерион, 2012. - 130 с.
21. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2008.
22. Кубышкина Е.Н. «Особо охраняемые природные территории» // Учебно-методическое пособие. Казань, КФУ, 2017. 50 с.
23. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: научно¬популярное справочное издание. - М.:Агентство «Издательский сервис», 2010. - 416 с.
24. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. - М.: Дрофа, 2008. - 509 с.
25. Паранина Г.Н. Свет в лабиринте: время, пространство, информация. - СПб.: Астерион, 2010. - 123 с.
26. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. - М,: Просвещение, 2010. - 71 с. - (Стандарты второго поколения).
27. Программно-методические материалы: География. 6-9 кл. / Соит. В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2008. - 288 с.
28. Раковская Э.М. География: природа России: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2011.
29. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные
территории, М.: Мысль, 2008. 295 с.
30. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2008. - 382 с
Печатная периодика
31. Верещагина Н.О., Ильинский С.В. Учебный модуль «Всемирное
природное и культурное наследие» / Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2017. № 1 (19). С. 46-48.
32. Вронский В.А. Особо охраняемые природные территории //География в школе. 1998. №5
33. Всемирное наследие (природа и культура) // Курьер ЮНЕСКО. 1998.№9.
34. Высторобщ Е.А, Церцек Н.Ф. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды // Биология в школе. 1998. №6.
35. Григорьев А.А. Природные святыни // География в школе. 1996. №1
36. Максаковская Н.С., Максаковский Н.В. Образовательный потенциал объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2016. № 2 (22). С. 105-115
37. Основное содержание послания президента РФ Владимира Путина федеральному собранию // Российская газета. - 2018.- 1 марта.
38. Сухоруков В.Д. Символы геопространства как стратегия синтеза // География в школе. - 2012. - № 6.
Электронные ресурсы
39. Информационно-справочная система ООПТ Россииhttp://oopt.info/
40. http://www.atlantsbolivia.org
41. URL:http://whcunescoorg/en/list
42. Смирнова О.В. Изучение природного и культурного наследия
России на уроках географии: методические основы // Концепт - 2015 - № 01 (январь) URL: http://e-koncept.ru/2015/15017
Материалы на иностранных языках
43. Рагают C.N. Northerm Labyrinths in Northern Europe: A Key to Time and Space // Environmental аand Becology in the Mediterranean Region Chapter 36). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ, 2012. - Р. 393-407.