Введение
Глава I. Теоретические аспекты музыкального развития учащихся в процессе ансамблевого музицирования на фортепиано
1.1. Музыкальное развитие учащихся как психолого-педагогическая
проблема 6
2.1. Ансамблевое музицирование на фортепиано как форма реализации
методов развивающего обучения 14
Глава II. Методическое обеспечение музыкального развития учащихся младших классов в процессе ансамблевого музицирования на фортепиано
2.1. Анализ методик обучения учащихся фортепианных отделений
ДМШ ансамблевому музицированию 23
2.2. Методическая разработка конспектов занятий по ансамблевому
музицированию на фортепиано для учащихся младших классов ДМШ 31
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 53
Актуальность исследования. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в «создании» музыки пробуждается интерес к искусству.
Огромную роль в реализации этих задач имеет ансамблевое музицирование. Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности, в ансамблевой игре на фортепиано, которое составляет фундамент музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всём мире.
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого развития учащихся. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует формирование музыкального слуха, художественного воображения. С расширением объема постигаемой и анализируемой музыки увеличиваются и возможности музыкального мышления. Обобщение большого количества принципов и приемов игры на фортепиано стимулирует образование системы понятий. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально¬интеллектуальных действий. Из этого следует, что занятия ансамблевой игрой способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления.
Степень изученности проблемы. Примеры развивающей педагогики представляют собой творчество мастеров русской и советской фортепианной школы: А.Б. Гольденвейзера, А.Н. Есиповой, Н.С. Зверева, Г.Г.Нейгауза, Л.В. Николаева, А.Г.Рубинштейна, В.И. Сафонова.
Сущность феномена развивающего обучения исследована в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина и др.; психолого-педагогические проблемы общего и специального музыкального образования представлены в исследованиях Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Т.Л. Беркман, Т.С. Комаровой, Л.А. Рапацкой, Л.И. Уколовой, Г.М. Цыпина и др.; основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано изложены в трудах А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Н.И. Голубовской, А.Г. Каузовой, Г.М. Когана, Я.И. Милыптейна, Г.Г. Нейгауза, А.П. Щапова и др.; вопросы ансамблевого музицирования затронуты в исследованиях М.В. Бутневой, И.И. Польской, Е.Г. Сорокиной и др.
Ансамблевому музицированию как методу музыкального развития учащихся посвящены работы Д.Д.Благого, М.В. Бутнева, И.Э. Бычкова, Г. Балаева, А.Матевосян и др.
Однако, несмотря на вышепредставленные работы, проблема музыкального развития учащихся младших классов ДМШ в процессе ансамблевого музицирования является не до конца изученной. В связи с этим перед нами стоит цель - осуществить музыкальное развитие учащихся младших классов ДМШ в процессе ансамблевого музицирования на фортепиано и предложить методы решения поставленной проблемы.
Объект исследования: музыкальное развитие учащихся.
Предмет исследования: музыкальное развитие учащихся в процессе ансамблевого музицирования на уроках фортепиано в ДМШ.
Гипотеза исследования: музыкальное развитие учащихся фортепианных отделений ДМШ в процессе ансамблевого музицирования будет эффективным, если:
- развивать музыкальные способности на нотном материале ансамблевого музицирования;
- развивать навыки игры в фортепианном ансамбле;
- воспитывать музыкальный вкус учащихся посредством знакомства с лучшими образцами фортепианного ансамблевого искусства.
Задачи:
1. Рассмотреть музыкальное развитие учащихся как психолого-педагогическую проблему;
2. Изучить ансамблевое музицирование на фортепиано как форму реализации принципов и методов развивающего обучения;
3. Осуществить анализ методик обучения фортепианному ансамблю;
4. Разработать методическое обеспечение музыкального развития учащихся младших классов ДМШ в процессе ансамблевого музицирования на фортепиано и апробировать их.
Методологической основой исследования являются общенаучные труды по педагогике и психологии Л.С. Выготского, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, Б.М.Теплова, К.Д. Ушинского и частнонаучные работы по методике музыкального развития А.Д. Артоболевской, А.Д. Алексеева, Л.А.Баренбойма, Г.Г.Нейгауза,
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования,
- эмпирические: наблюдение и сравнение.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработке конспектов занятий, позволяющих осуществлять музыкальное развитие учащихся младших классов в процессе ансамблевой игры на фортепиано.
Практическая значимость: материалы исследования, разработки конспектов занятий могут быть полезны педагогам по классу фортепиано ДМШ и ДШИ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся и играет большую роль в реализации принципов развивающего обучения: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения. Такая форма занятий развивает важные профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений, поиск выразительности звучания. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех - единственный источник внутренних сил и мотивации.
В заключении к своей работе отметим, что ансамблевое музицирование на фортепиано является одной из форм реализации принципов и методов развивающего обучения учащихся в ДМШ.
Осуществив анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, касающихся методов работы над ансабмлевым музицированием, мы пришли к выводу о том, что ансамблевое музицирование способствует реализации принципов развивающего обучения, т.к. оно, во- первых, развивает специальные музыкальные способности ребенка (музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков); во-вторых, расширяет музыкальный кругозор, интеллект музыканта; в- третьих, развивает художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения; в-четвертых, такая форма занятий развивает важные профессионально-психологические качества:
наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений, поиск выразительности звучания.
На основе анализа нескольких методических разработок, посвященных обучению фортепианному ансамблю, мы, в свою очередь, разработали собственный конспект занятий, имеющий задачи музыкального развития учащихся младших классов ДМШ. В нем мы описали методы работы, необходимые для реализации развивающего потенциала фортепианного ансамбля, и наметили ожидаемые результаты обучения.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. - М., 1978. - 288с.
3. Алексеев, А.Д. Русские пианисты / А. Алексеев; Под ред. А. Николаева. - Москва; Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1948. - 315 с.
4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Владос, 2000. - 334с.
5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А.Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
6. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой / А.Д. Артоболевская. - М., 1992. - 103с.
7. Арчажникова, Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. - М.: МГЗПИ, 1982. - 82 с.
8. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2 / Б.В. Асафьев. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
9. Асеева, Л.В. «Работа в классе фортепианного ансамбля» преподавателя
фортепиано МБОУ ДО «Детская школа искусств №6»: методическая разработка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dshi6.muzkult.ru/img/upload/1764/documents/aseeva.pdf (дата обращения: 06.06.2018).
10. Балаев, Г., Матевосян, А. «Фортепианные ансамбли для музыкальных школ». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000г. - 72 с.
11. Баренбойм, Л. Перунова, Н. Путь к музыке / Л. Баренбойм. - Л., 1989. -168 с.
12. Благой, Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс / Д.Д. Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство: Сб. ст. / Ред.-сост. К.Х. Аджемов. - М.: Музыка, 1979. - С. 51-66.
13. Бутнева, М.В. Фольклорное музицирование на народных инструментах в современном ансамбле как педагогическая проблема: дисс. канд. пед. наук. - Москва, 1997. - 157 с.
14. Бычков Игорь Эдуардович. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения (На материале уроков фортепиано в ДМШ). - Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1998. - 139 с.
15. Вирсаладзе, А.Д. Фортепианная педагогика в Грузии и традиции школы А.Н. Есиповой // Выдающиеся педагоги-пианисты о фортепианном искусстве. - М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 161-167.
16. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л. Выготский. - СПб.: Азбука, 2000. - 413 с.
17. Гольденвейзер, А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / Ред. Д.Д.Благой. - М., 1969. - 488 с.
18. Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве / Н.И. Голубовская. - Л., 1985 -143с.
19. Горбач, Е.С. «В классе фортепианного ансамбля» преподавателя фортепиано
МБОУ ДО «Детская музыкальная школа №13»: методическая разработка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/21/metodicheskaya-razrabotkav- klasse-fortepiannogo]. - Режим доступа: ссылка (дата обращения: 06.06.2018).
20. Готлиб, А. Основы ансамблевой техники / А. Готлиб. - М., 1971. - 94с.
21. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3: Сб. ст. / Ред. В. Натансон. - М.: Музыка, 1971. - С. 91-98.
22. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле // Музыкальное исполнительство. Вып. 8: Сб. ст. / Сост. Г. Я. Эдельман. Ответств. Ред. А.А. Николаев. Общая редакция Г. Я. Эдельмана и В. А. Натальсона. - М.: Музыка, 1973. - С. 75-101.
23. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - М.: Классика-ХХ1,1998. - 171 с.
24. Гриневич, В.В. «Фортепианный ансамбль в музыкальной школе» преподавателя фортепиано МБОУ ДО «Детская музыкальная школа №4» : методическая разработка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/metodicheskaya-rabota-na-temu-fortepiannyy- ansambl-v-muzykalnoy-shkole.html(дата обращения: 06.06.2018).
25. Громова, Н. Классическая и романтическая модели ансамблевой фактуры в жанре однорояльного фортепианного дуэта // Вестник СНТТ. - 2007. - №1(11). - С. 35-44.
26. Давидчик, А. Ансамблевое музицирование как средство формирования полифонического мышления начинающего пианиста // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научной конференции (31 окт. - 2 нояб. 2006г.). - М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. - С.98-111.
27. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов; Рос. акад. образования. Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». - М.: ИНТОР, 1996. - 541 с.
28. Докшицер Т. Из записных книжек трубача / Т. Докшицер. - М., 1995. - 108 с.
29. Достал, Я. Ребенок за роялем - обязанность и игра // Ребенок за роялем. - М.,1981. - С. 111-124.
30. Дроздова, М.А. Уроки Юдиной / М.А. Дроздова. - М., 2006. - 222с.
31. Давыдова, Н.В. «Основные принципы работы над фортепианным ансамблем» преподавателя фортепиано МБОУ ДО «Детская школа искусств №2»: методическая разработка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-osnovnie-principi-raboti-nad- fortepiannim-ansamblem-398951.html(дата обращения: 06.06.2018).
32. Евсеева, Т.Г. «Работа в классе фортепианного ансамбля» преподавателя по фортепиано МБОУ ДО «Детская школа искусств №1 им.Л.Линховоина»: методическая разработка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s: //www. metod- kopilka.ru/metodicheskaya_rabota_po_muzyke_quotrabota_v_klasse_fortepiannogo_ansamblyaquot-20657.htm (дата обращения: 06.06.2018).
33. Зеленин, В. Работа в классе ансамбля. / В. Зеленин - Минск, 1979. - 60 с.
34. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
35. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: Психолого¬
педагогические основы построения системы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. вузов / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431с.
36. Леонтьев, А.Н. Деятельность и личность. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 186 с.
37. Коган, Г.М. У врат мастерства / Г.М. Коган. - М., 1969. - 177 с.
38. Корто, А. О фортепианном искусстве / Перевод с фр. К. Аджемова. - М.: Классика-XXI, 2017. - 252 с.
39. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. - Ростов н/д: «Феникс», 2002. - 288 с.
40. Куус, И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся // Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. ст. / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко. - М.: Музыка, 1981. - С. 91-103.
41. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. -/ Г.Г. Нейгауз. - М., 1999. - 240 с.
42. Перельман, Н. В классе рояля / Н. Перельман. - М., 2002. - 96 с.
43. Руденко Н. Технические средства обучения в работе педагога- инструменталиста ДМШ // Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. ст. / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко. - М.: Музыка, 1981. - С. 103-122.
44. Савшинский, С.И. Леонид Николаев: Пианист, композитор, педагог / С.И. Савшинский - Л.; М.: Музгиз, 1950. - 190 с.
45. Самойлович, Т. Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамблиста. - М.: Музыка, 1988г. - 189 с.
46. Самойлович Т. О мастерстве ансамблиста // Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля. - М: Музыка, 1988. - 197 с.
47. Сорокина, Е. Фортепианный дуэт: история жанра. - М.: Музыка, 1988г. - 320 с.
48. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М. -Л.: АМП РСФСР, 1961. - 355 с.
49. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста / Е.М. Тимакин. - М., 2009. - 176 с.
50. Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. 1 класс: Методическое пособие / В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр- М.:Вентана-Граф, 2005. - 176 с.
51. Цыпин, Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. - М., 1984. - 176с.
52. Шарапова Л.Л. Николаевская школа в контексте современной фортепианной
педагогики // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. II междунар. науч.- практ. Конф [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://sibac.info/conf/science/ii/33489 (Дата обращения 05.03.2018).
53. Яворский Б. Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (1825-1915) // Б. Яворский. Избранные труды. Ч. 1. Т. II / Сост. И. Рабинович; Ред. И. Сац и Б. Рабинович; Общ. ред. Д. Шостаковича. М., 1987. С. 41-103.
54. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская - М., 1996. - 96с.