РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСАХ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора
1.1 Характеристика основных понятий исследования: интерес, певческая деятельность, музыкальный фольклор
1.2 Воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков
1.3 Особенности развития интереса к певческой деятельности у младших подростков
Выводы по главе I 51
Глава 2.Практическая реализация процесса развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора
2.1 Методическая разработка по развитию интереса к певческой
деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора
Выводы по главе II 82
Заключение 86
Список литературы 93
Приложение 101
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора
1.1 Характеристика основных понятий исследования: интерес, певческая деятельность, музыкальный фольклор
1.2 Воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков
1.3 Особенности развития интереса к певческой деятельности у младших подростков
Выводы по главе I 51
Глава 2.Практическая реализация процесса развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора
2.1 Методическая разработка по развитию интереса к певческой
деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора
Выводы по главе II 82
Заключение 86
Список литературы 93
Приложение 101
В последние годы развития демократической России произошли качественные изменения в духовной культуре России, образе жизни народа. Эти изменения оказывают существенное влияние на развитие всей системы воспитания подрастающего поколения, в том числе и музыкального. В связи с этим, особую ответственность несут сегодня образовательные учреждения, призванные обучать детей, формировать их мировоззрение, интересы и творческие потребности. Перед педагогической наукой стоит вопрос о создании такой системы образования, которая была бы направлена на потребности личности, ее разностороннее и глубокое развитие.
Духовно-нравственное, художественно-эстетическое, музыкальное воспитание подрастающего поколения не может обойтись без глубокого освоения духовной культуры, фольклора, традиционной музыки, которое начинается с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются знания, умения и навыки, развиваются речь и мышление, творческие способности, эмоционально - волевая сфера.
В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации», утвержденной в 2000 г., подчеркивается задача обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, в системе образования.
Фольклор, и в частности музыкальный фольклор, может стать альтернативой увлечению продуктами «поп-индустрии», вредному воздействию которой может противодействовать только личность, обладающая высокой духовной культурой, устойчивыми художественно-нравственными и эстетическими представлениями, умеющая понимать и оценивать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах классического и народного музыкального искусства.
Актуальность исследования. Как известно, музыка, в том числе и пение, в современном мире - это не только предмет развлечения, но и могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.
Изучая музыкальные интересы подростков, можно заметить, что большинство увлекается эстрадной вокальной музыкой и современными музыкальными электронными и компьютерными технологиями. Эти интересы уже сформированы социумом, средствами массовой информации, отражая дух времени. Следует отметить, что в настоящее время программы массовых средств вещания изобилуют «взрослой», к сожалению, не всегда высокохудожественной и доступной для школьников развлекательной музыкой.
Учитывая, что огромный интерес сейчас у подростков возникает к современной музыке, и, особенно к песенному эстрадному жанру, педагогам нужно формировать их музыкальный вкус на основе классической и народной музыки, совершенствовать их исполнительские способности на основе работы по постановке голоса и развитию слуха учащихся; стимулировать их творческую активность, потребность в общении с музыкой других жанров и т.д.
Степень изученности проблемы.Анализ научной литературы показал, что упоминания об обучении пению представлены в античной культуре: в трудах Аристотеля, Аристоксена, Пифагора, Платона, и др. Немалое значение данной проблеме уделено и в трудах философов XVII века Т.Гоббса, Г.Гегеля, Р.Декарта, И. Канта, которые рассматривали духовные основы творческой деятельности.
В настоящее время проблема развития интереса к музыке является одной из наиболее актуальных, в теории и практике музыкального образования: в области музыкальной педагогики Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина, Е.В.Назайкинский и др.
Проблема развития интереса так же освещена в ряде диссертационных работ, посвященных данной проблеме. Это диссертации А.Н.Байчоровой, Е.В.Бояковой, Н.И.Буториной, Т.В.Красноперовой, Н.А.Меньшиковой, Т.П.Плесниной, Н.Е.Судаковой, Ю.В.Талановой, Р.А.Тельчаровой, З.М.Явгильдиной, В.Л.Яконюка и др.
Существенный вклад в теорию и практику постановки певческого голоса внесли труды виднейших отечественных и зарубежных теоретиков и педагогов-мастеров вокального искусства, таких как: Д.Л.Аспелунд, В.А.Багадуров, Б.Бочев, А.М.Вербов, Ф.Ф.Витт, М.Гарсиа, Л.Джиральдони, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф.Заседателев, И.И.Левидов, А.И.Лукишко, Ф.Лысек, Е.М.Малинина, И.К.Назаренко, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова, Л.Д.Работнов, Е.Седлачкова, Сет Риггс, Г.Стоянова, Л.К.Ярославцева и др.
Первые комплексные исследования детского певческого голоса и эффективности методов вокальной работы с детьми, были произведены Р.И. Гиммельфарбом, И.И.Левидовым, Е.М.Мажениной.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме развития интереса к певческой деятельности у младших подростков не достаточно уделяется должного внимания. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о данной проблеме.
Таким образом, существуют противоречия между имеющимися традиционными методами и формами музыкального образования и необходимостью поиска современных подходов к развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков; значительным развивающим потенциалом музыкального фольклора и его недостаточным использованием в процессе развития интереса к певческой деятельности у младших подростков.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические аспекты, особенности, методики развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора».
Объект исследования. Образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования. Процесс развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность методической разработки по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности будет более эффективным, если будут:
- рассмотрены теоретические аспекты развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора;
- выявлен воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков;
- определены особенности развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности;
- представлена методическая разработка занятий по развитию интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:
1) дать характеристику основным понятиям исследования: интерес, певческая деятельность, музыкальный фольклор;
2) выявить воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков;
3 рассмотреть особенности развития интереса к певческой деятельности у младших подростков;
4)представить авторскую разработку занятий по развитию интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора.
Методологическую основу исследования составляют:
- философские, психологические, педагогические концепции интереса
как фактора эстетически-ценностного становления и творческой самореализации личности в пространстве культуры (Л.И.Божович, М.С.Каган, И.Кант,Г.И.Щукина и др.); формирование и развитие музыкального интереса (Е.Ф.Гнесина, В.К.Крючек, Г.С.Нейгауз,В.В.Путиловская и др.);
- научные положения психологии творчества (Г.С.Батищев, B. Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, Д.Б.Эльконин), возрастной психологии (Л.СВыготский, А.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, Ж.Пиаже), психологии музыкальных способностей личности (Б.В.Асафьев, М.П.Блинова, C. Н.Беляева-Экземплярская, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин и др.);
- идеи этнопедагогики о саморазвитии, самовоспитании, самообразовании личности в процессе изучения музыкального фольклора (Г.Н. Волков, Н.Н. Гилярова, М.А. Картавцева,Г.М. Науменко) и т.д.
Методы исследования. Теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - эксперимент.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в детской музыкальной школе № 6 им. Салиха Сайдашева г. Набережные Челны.
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): проведение теоретического анализа социологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта процесса развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности, осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2018 г.): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: материалы исследования расширяют базу знаний в области музыкально - эстетического развития детей, а также дополняют содержательную и технологическую составляющие педагогики музыкального образования. Теоретически углублены представления о развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков, выявлен воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, выводов, заключения, списка литературы(83), приложений (8).
Духовно-нравственное, художественно-эстетическое, музыкальное воспитание подрастающего поколения не может обойтись без глубокого освоения духовной культуры, фольклора, традиционной музыки, которое начинается с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются знания, умения и навыки, развиваются речь и мышление, творческие способности, эмоционально - волевая сфера.
В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации», утвержденной в 2000 г., подчеркивается задача обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, в системе образования.
Фольклор, и в частности музыкальный фольклор, может стать альтернативой увлечению продуктами «поп-индустрии», вредному воздействию которой может противодействовать только личность, обладающая высокой духовной культурой, устойчивыми художественно-нравственными и эстетическими представлениями, умеющая понимать и оценивать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах классического и народного музыкального искусства.
Актуальность исследования. Как известно, музыка, в том числе и пение, в современном мире - это не только предмет развлечения, но и могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.
Изучая музыкальные интересы подростков, можно заметить, что большинство увлекается эстрадной вокальной музыкой и современными музыкальными электронными и компьютерными технологиями. Эти интересы уже сформированы социумом, средствами массовой информации, отражая дух времени. Следует отметить, что в настоящее время программы массовых средств вещания изобилуют «взрослой», к сожалению, не всегда высокохудожественной и доступной для школьников развлекательной музыкой.
Учитывая, что огромный интерес сейчас у подростков возникает к современной музыке, и, особенно к песенному эстрадному жанру, педагогам нужно формировать их музыкальный вкус на основе классической и народной музыки, совершенствовать их исполнительские способности на основе работы по постановке голоса и развитию слуха учащихся; стимулировать их творческую активность, потребность в общении с музыкой других жанров и т.д.
Степень изученности проблемы.Анализ научной литературы показал, что упоминания об обучении пению представлены в античной культуре: в трудах Аристотеля, Аристоксена, Пифагора, Платона, и др. Немалое значение данной проблеме уделено и в трудах философов XVII века Т.Гоббса, Г.Гегеля, Р.Декарта, И. Канта, которые рассматривали духовные основы творческой деятельности.
В настоящее время проблема развития интереса к музыке является одной из наиболее актуальных, в теории и практике музыкального образования: в области музыкальной педагогики Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина, Е.В.Назайкинский и др.
Проблема развития интереса так же освещена в ряде диссертационных работ, посвященных данной проблеме. Это диссертации А.Н.Байчоровой, Е.В.Бояковой, Н.И.Буториной, Т.В.Красноперовой, Н.А.Меньшиковой, Т.П.Плесниной, Н.Е.Судаковой, Ю.В.Талановой, Р.А.Тельчаровой, З.М.Явгильдиной, В.Л.Яконюка и др.
Существенный вклад в теорию и практику постановки певческого голоса внесли труды виднейших отечественных и зарубежных теоретиков и педагогов-мастеров вокального искусства, таких как: Д.Л.Аспелунд, В.А.Багадуров, Б.Бочев, А.М.Вербов, Ф.Ф.Витт, М.Гарсиа, Л.Джиральдони, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф.Заседателев, И.И.Левидов, А.И.Лукишко, Ф.Лысек, Е.М.Малинина, И.К.Назаренко, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова, Л.Д.Работнов, Е.Седлачкова, Сет Риггс, Г.Стоянова, Л.К.Ярославцева и др.
Первые комплексные исследования детского певческого голоса и эффективности методов вокальной работы с детьми, были произведены Р.И. Гиммельфарбом, И.И.Левидовым, Е.М.Мажениной.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме развития интереса к певческой деятельности у младших подростков не достаточно уделяется должного внимания. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о данной проблеме.
Таким образом, существуют противоречия между имеющимися традиционными методами и формами музыкального образования и необходимостью поиска современных подходов к развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков; значительным развивающим потенциалом музыкального фольклора и его недостаточным использованием в процессе развития интереса к певческой деятельности у младших подростков.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические аспекты, особенности, методики развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора».
Объект исследования. Образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования. Процесс развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность методической разработки по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности будет более эффективным, если будут:
- рассмотрены теоретические аспекты развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора;
- выявлен воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков;
- определены особенности развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности;
- представлена методическая разработка занятий по развитию интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:
1) дать характеристику основным понятиям исследования: интерес, певческая деятельность, музыкальный фольклор;
2) выявить воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков;
3 рассмотреть особенности развития интереса к певческой деятельности у младших подростков;
4)представить авторскую разработку занятий по развитию интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора.
Методологическую основу исследования составляют:
- философские, психологические, педагогические концепции интереса
как фактора эстетически-ценностного становления и творческой самореализации личности в пространстве культуры (Л.И.Божович, М.С.Каган, И.Кант,Г.И.Щукина и др.); формирование и развитие музыкального интереса (Е.Ф.Гнесина, В.К.Крючек, Г.С.Нейгауз,В.В.Путиловская и др.);
- научные положения психологии творчества (Г.С.Батищев, B. Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, Д.Б.Эльконин), возрастной психологии (Л.СВыготский, А.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, Ж.Пиаже), психологии музыкальных способностей личности (Б.В.Асафьев, М.П.Блинова, C. Н.Беляева-Экземплярская, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин и др.);
- идеи этнопедагогики о саморазвитии, самовоспитании, самообразовании личности в процессе изучения музыкального фольклора (Г.Н. Волков, Н.Н. Гилярова, М.А. Картавцева,Г.М. Науменко) и т.д.
Методы исследования. Теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - эксперимент.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в детской музыкальной школе № 6 им. Салиха Сайдашева г. Набережные Челны.
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): проведение теоретического анализа социологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта процесса развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности, осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2018 г.): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: материалы исследования расширяют базу знаний в области музыкально - эстетического развития детей, а также дополняют содержательную и технологическую составляющие педагогики музыкального образования. Теоретически углублены представления о развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков, выявлен воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, выводов, заключения, списка литературы(83), приложений (8).
В данной выпускной квалификационной работе, по теме«Теоретические аспекты развития интереса у младших подростков к певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора» рассмотрены теоретические аспекты развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора; осуществлена практическая реализация процесса развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора и обобщены ее результаты.
1. Проведен анализ содержания основных понятий исследования «интерес», «певческая деятельность», «татарский музыкальный фольклор» нами осмыслена сущность этих понятий.
2. Определили, что изучением проблемы интереса занимаются многие ученые, в различных областях наук, такие как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.Н.Шацкая и др. Соответственно существует множество трактовок в определении понятия «интерес».
3. Сравнив и проанализировав мнения ученых, мы можем сказать, что интерес - это устойчивая избирательная направленность личности на определенные предметы и деятельность с целью их изучения (познания) и практического овладения ими, сопровождаемая определенными эмоциями, психомоторной и интеллектуальной активностью, волевыми усилиями.
4. Выяснили, что интересы людей имеют общественно - историческое происхождение. Они зависят от уровня развития производства и духовной культуры общества, развития социальных отношений и так далее.
5. Интересы различают по:
-содержанию;
-цели;
-уровню действенности;
-объему;
-устойчивости.
6. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего, познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и тому подобное.
7. Музыкальный интерес в контексте работы с подростками в условиях детской музыкальной школы, мы считаем необходимым подчеркнуть творческую направленность занятий и выделяем следующие компоненты: интеллектуальный, эмоционально-волевой и созидательно¬творческий.
8. Музыкальный фольклор - (вокальное, инструментальное, вокально - инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа) - неотъемлемая часть народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной, бесписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями.
9. Было определено, что в музыкальном фольклоре можно выделить четыре аспекта:
а) народная песня
б) народная хореография
в) народные игры
г) народные музыкальные инструменты
10. Определены следующие признаки фольклора:
- бифункциональность;
- духовная, эстетическая;
-полиэлементность или синкретизм;
- вариантность;
11. Содержание фольклора составляют: словесные жанры,
хореографический фольклор, драматические виды народного творчества.
12. Татарский музыкальный фольклор - одна из самых молодых отраслей музыкознания - достигла значительных успехов в историческом изучении народных музыкальных культур, совершенствовании исследования.
13. Определили основные виды татарской народной музыки: песни (тат. кейлежырлар) - светские и духовные, отличающиеся друг от друга интонационно и ритмически, баиты, напевы дастанов и поэтических произведений (в том числе и авторских), такмаки (плясовые и игровые), танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Обосновали необходимость специального выделения такой его уникальной разновидности, как татарский детский фольклор.
14. Определили, что работа с татарской народной песней на занятиях расширяет представление детей о народном музыкально - поэтическом языке, его образно смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общий культурный кругозор.
15. Среди исполнительских видов музицирования приоритетное значение имеет певческая деятельность. Музыкальное развитие детей подросткового возраста в процессе вокального обучения является эффективным средством раскрытия их индивидуальности, активизации мышления, самореализации посредством развития общих и специальных способностей, формирования потребностей в творческом самовыражении.
16. Выяснили, что освоение при организации музыкальной достоверными деятельности в процессе развития процентном вокальных
навыков вызывается детей младшего подросткового возраста движения необходимо подтверждалась учитывать специфику гровой этого возраста.
19. Определили, что различают четыре этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа:
1. Семь-десять лет. Младший школьный возраст.
2. Одиннадцать-тринадцать лет, предмутационный период.
3. Тринадцать-пятнадцать лет, мутационный (переходный) период.
4. Шестнадцать - девятнадцать лет, юношеский возраст.
17. В процессе вокальных занятий в ДМШ у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, в том числе народной.
18. Использование музыкального фольклора в певческой деятельности важна, так как она оказывает неоценимую помощь в развитии вокальных способностей, она является исключительно ценным дидактическим материалом. Пути освоения музыкального фольклора в музыкально-педагогической практике: первый этап - вслушивание, второй этап - подлаживание, третий этап - самостоятельное музицирование.
19. Изучение татарского музыкального фольклора учащимися может быть прекрасным средством для воспитания личности. Хорошо подобранный музыкальный материал может помочь развитию голоса ребёнка этого возраста, будет способствовать интенсивному развитию таких качеств личности как духовность, эмоциональная отзывчивость, этническая идентичность.
20. Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора осуществлялась на базе МАУ ДО «ДМШ №6» им. СалихаСайдашева г. Набережные Челны РТ.
21. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 26 детей среднего школьного возраста 10-12 лет. 13 учащихся класса преподавателя по вокалу Л.К Уразаевой - экспериментальная группа (ЭГ) и 13 учащихся класса преподавателя по вокалу Т.Р Мардамшиной - контрольная группа (КГ).
22. В процессе экспериментальной работы был использован диагностический инструментарий исследователя А.Н Ларина «Формирование вокальных умений у детей в процессе изучения музыкального фольклора». Была использована анкета для младших подростков (в виде интервью) (приложение 1) и анкеты для родителей детей (приложение 2) для выявления уровня развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора.
23. Были определены показатели критериев (эмоционально-волевой,
потребностно-мотивационный, операционно-деятельностный) и их уровни оценивания, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне освоения вокальных навыков детей среднего школьного возраста, которые изменялись под влиянием определенных условий.
24. На констатирующем этапе с помощью составленной нами диагностики была получена первоначальная информация об уровне развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора, как в ЭГ, так и в КГ. На данном этапе эксперимента учащиеся были примерно в равных условиях.
25. Логика проведения формирующего этапа эксперимента определялась общей гипотезой нашего исследования. Цель формирующего эксперимента заключалась в осуществлении экспериментальной работы, направленной на реализацию авторской программы по развитию интереса к певческой деятельности средствами татарского фольклора на учебном предмете «Вокальное исполнительство» в ЭГ, подробно представленный в параграфе 2.1.Данная программа предполагает развитие интереса обучающихся к певческой деятельности через приобщение детей к татарской народной музыкальной культуре, применения национального компонента в обучении.
26. Занятия в КГ проводились по традиционной программе, в которой развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского фольклора специальной задачей не выступала.
27. На контрольном этапе эксперимента для получения данных была использована аналогичная диагностика использованная на констатирующем этапе эксперимента, что позволило считать полученные результаты достоверными и обоснованными.
28. Результаты, проведенные в экспериментальной группе и их сопоставление с контрольной группой позволили констатировать, что в развитии уровня интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора произошли позитивные изменения.
29. Данные, получаемые на каждом этапе экспериментальной работы по применению специально разработанной авторской программы занятий в ДМШ с использованием потенциала татарского музыкального фольклора, направленных на развитие интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора в реальном дополнительном образовательном процессе в ДМШ «№6»им. Салиха Сайдашева города Набережные Челны, отражают определенную тенденцию к повышению данных показателей экспериментальной группы, что подтверждает эффективность разработанной авторской программы и позволяет считать проведенное исследование успешным.
30. Развитие интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора на занятиях по вокалу в ДМШ ЭГ проявилась в следующих показателях:
- развитие интереса к фольклору, истории татарского народа.
- проявление интереса у учащихся к сохранению традиций, норм, правил, и использования в собственной жизнедеятельности;
- развития чувства прекрасного и гармонизация личности;
- развитие ценностного отношения к музыкальной татарской народной культуре, интереса к национальной музыке;
- развитие кругозора в области национальной музыкальной культуры; музыкального вкуса, определяющего уровень музыкальных предпочтений, способности эмоционально воспринимать и оценивать национальные музыку.
1. Проведен анализ содержания основных понятий исследования «интерес», «певческая деятельность», «татарский музыкальный фольклор» нами осмыслена сущность этих понятий.
2. Определили, что изучением проблемы интереса занимаются многие ученые, в различных областях наук, такие как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.Н.Шацкая и др. Соответственно существует множество трактовок в определении понятия «интерес».
3. Сравнив и проанализировав мнения ученых, мы можем сказать, что интерес - это устойчивая избирательная направленность личности на определенные предметы и деятельность с целью их изучения (познания) и практического овладения ими, сопровождаемая определенными эмоциями, психомоторной и интеллектуальной активностью, волевыми усилиями.
4. Выяснили, что интересы людей имеют общественно - историческое происхождение. Они зависят от уровня развития производства и духовной культуры общества, развития социальных отношений и так далее.
5. Интересы различают по:
-содержанию;
-цели;
-уровню действенности;
-объему;
-устойчивости.
6. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего, познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и тому подобное.
7. Музыкальный интерес в контексте работы с подростками в условиях детской музыкальной школы, мы считаем необходимым подчеркнуть творческую направленность занятий и выделяем следующие компоненты: интеллектуальный, эмоционально-волевой и созидательно¬творческий.
8. Музыкальный фольклор - (вокальное, инструментальное, вокально - инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа) - неотъемлемая часть народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной, бесписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями.
9. Было определено, что в музыкальном фольклоре можно выделить четыре аспекта:
а) народная песня
б) народная хореография
в) народные игры
г) народные музыкальные инструменты
10. Определены следующие признаки фольклора:
- бифункциональность;
- духовная, эстетическая;
-полиэлементность или синкретизм;
- вариантность;
11. Содержание фольклора составляют: словесные жанры,
хореографический фольклор, драматические виды народного творчества.
12. Татарский музыкальный фольклор - одна из самых молодых отраслей музыкознания - достигла значительных успехов в историческом изучении народных музыкальных культур, совершенствовании исследования.
13. Определили основные виды татарской народной музыки: песни (тат. кейлежырлар) - светские и духовные, отличающиеся друг от друга интонационно и ритмически, баиты, напевы дастанов и поэтических произведений (в том числе и авторских), такмаки (плясовые и игровые), танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Обосновали необходимость специального выделения такой его уникальной разновидности, как татарский детский фольклор.
14. Определили, что работа с татарской народной песней на занятиях расширяет представление детей о народном музыкально - поэтическом языке, его образно смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общий культурный кругозор.
15. Среди исполнительских видов музицирования приоритетное значение имеет певческая деятельность. Музыкальное развитие детей подросткового возраста в процессе вокального обучения является эффективным средством раскрытия их индивидуальности, активизации мышления, самореализации посредством развития общих и специальных способностей, формирования потребностей в творческом самовыражении.
16. Выяснили, что освоение при организации музыкальной достоверными деятельности в процессе развития процентном вокальных
навыков вызывается детей младшего подросткового возраста движения необходимо подтверждалась учитывать специфику гровой этого возраста.
19. Определили, что различают четыре этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа:
1. Семь-десять лет. Младший школьный возраст.
2. Одиннадцать-тринадцать лет, предмутационный период.
3. Тринадцать-пятнадцать лет, мутационный (переходный) период.
4. Шестнадцать - девятнадцать лет, юношеский возраст.
17. В процессе вокальных занятий в ДМШ у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, в том числе народной.
18. Использование музыкального фольклора в певческой деятельности важна, так как она оказывает неоценимую помощь в развитии вокальных способностей, она является исключительно ценным дидактическим материалом. Пути освоения музыкального фольклора в музыкально-педагогической практике: первый этап - вслушивание, второй этап - подлаживание, третий этап - самостоятельное музицирование.
19. Изучение татарского музыкального фольклора учащимися может быть прекрасным средством для воспитания личности. Хорошо подобранный музыкальный материал может помочь развитию голоса ребёнка этого возраста, будет способствовать интенсивному развитию таких качеств личности как духовность, эмоциональная отзывчивость, этническая идентичность.
20. Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора осуществлялась на базе МАУ ДО «ДМШ №6» им. СалихаСайдашева г. Набережные Челны РТ.
21. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 26 детей среднего школьного возраста 10-12 лет. 13 учащихся класса преподавателя по вокалу Л.К Уразаевой - экспериментальная группа (ЭГ) и 13 учащихся класса преподавателя по вокалу Т.Р Мардамшиной - контрольная группа (КГ).
22. В процессе экспериментальной работы был использован диагностический инструментарий исследователя А.Н Ларина «Формирование вокальных умений у детей в процессе изучения музыкального фольклора». Была использована анкета для младших подростков (в виде интервью) (приложение 1) и анкеты для родителей детей (приложение 2) для выявления уровня развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора.
23. Были определены показатели критериев (эмоционально-волевой,
потребностно-мотивационный, операционно-деятельностный) и их уровни оценивания, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне освоения вокальных навыков детей среднего школьного возраста, которые изменялись под влиянием определенных условий.
24. На констатирующем этапе с помощью составленной нами диагностики была получена первоначальная информация об уровне развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора, как в ЭГ, так и в КГ. На данном этапе эксперимента учащиеся были примерно в равных условиях.
25. Логика проведения формирующего этапа эксперимента определялась общей гипотезой нашего исследования. Цель формирующего эксперимента заключалась в осуществлении экспериментальной работы, направленной на реализацию авторской программы по развитию интереса к певческой деятельности средствами татарского фольклора на учебном предмете «Вокальное исполнительство» в ЭГ, подробно представленный в параграфе 2.1.Данная программа предполагает развитие интереса обучающихся к певческой деятельности через приобщение детей к татарской народной музыкальной культуре, применения национального компонента в обучении.
26. Занятия в КГ проводились по традиционной программе, в которой развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского фольклора специальной задачей не выступала.
27. На контрольном этапе эксперимента для получения данных была использована аналогичная диагностика использованная на констатирующем этапе эксперимента, что позволило считать полученные результаты достоверными и обоснованными.
28. Результаты, проведенные в экспериментальной группе и их сопоставление с контрольной группой позволили констатировать, что в развитии уровня интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора произошли позитивные изменения.
29. Данные, получаемые на каждом этапе экспериментальной работы по применению специально разработанной авторской программы занятий в ДМШ с использованием потенциала татарского музыкального фольклора, направленных на развитие интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора в реальном дополнительном образовательном процессе в ДМШ «№6»им. Салиха Сайдашева города Набережные Челны, отражают определенную тенденцию к повышению данных показателей экспериментальной группы, что подтверждает эффективность разработанной авторской программы и позволяет считать проведенное исследование успешным.
30. Развитие интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора на занятиях по вокалу в ДМШ ЭГ проявилась в следующих показателях:
- развитие интереса к фольклору, истории татарского народа.
- проявление интереса у учащихся к сохранению традиций, норм, правил, и использования в собственной жизнедеятельности;
- развития чувства прекрасного и гармонизация личности;
- развитие ценностного отношения к музыкальной татарской народной культуре, интереса к национальной музыке;
- развитие кругозора в области национальной музыкальной культуры; музыкального вкуса, определяющего уровень музыкальных предпочтений, способности эмоционально воспринимать и оценивать национальные музыку.
Подобные работы
- Воспитание национальной идентичности подростков средствами татарского музыкального фольклора в системе дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К НАРОДНОЙ ПЕСНЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



