Товароведная характеристика средств по уходу за кожей лица (Товароведение и экспертиза продукции текстильной и лёгкой промышленности, Омский государственный институт сервиса)
В работе проведен анализ ассортимента средств по уходу за кожей лица, реализуемых в магазине косметики, парфюмерии и бытовой химии «Блеск» (г. Омск)
Введение 2
1 Товароведная характеристика средств по уходу за кожей лица 5
1.1Классификация косметических средств по уходу за кожей лица 5
1.2 Факторы, формирующие качество средств по уходу за кожей лица 7
1.3 Требования к хранению, транспортированию 13
1.4 Потребительские свойства средств по уходу за кожей лица 17
2 Характеристика объекта и методов исследования 22
3Анализ ассортимента средств по уходу за кожей лица 23
3.1 Анализ ассортимента средств по уходу за кожей лица, реализуемых в магазине «Блеск» 23
3.2 Исследование потребительских предпочтений средств по уходу за кожей лица 25
3.3 Оценка качества средств по уходу за кожей лица 29
4 Выводы и рекомендации 32
Заключение 33
Список литературы 35
Сегодня косметические средства играют очень важную роль в жизни человека.
Российский рынок косметической продукции является наиболее развивающимся в мировой экономике: до начала кризиса в 2014-2015 г. г., среднегодовые темпы роста составляли 10-15 %. Для сравнения, устоявшиеся европейские рынки данной продукции демонстрируют среднегодовые темпы роста 2–4 %. Следовательно, отечественный рынок косметической продукции – это крупнейший потребительский рынок Европы. Вместе с тем, несмотря на стремительное развитие парфюмерно-косметического рынка в РФ, есть определенные сложности в получении информации по его развитию.
В некоторых сегментах рассматриваемого рынка чрезвычайно сильны отечественные производители, на чью долю приходится 90% продаж в физическом выражении. Однако в основном, лидирующие позиции принадлежат продукции зарубежных компаний.
Как отмечают специалисты, косметические товары на сегодняшний день являются перспективной и развивающейся группой товаров.
Одним из лидеров российского рынка косметических товаров является сегмент средств по уходу за кожей, в том числе за кожей лица.
В настоящее время потребители предъявляют к косметике все более высокие требования. Если ранее средства для ухода за кожей лица предназначались для увлажнения, питания, смягчения кожи и маскировки внешних признаков старения, то на сегодняшний день современные средства для ухода за кожей лица способствуют разглаживанию морщин и лифтингу (подтягиванию) контура лица, возвращают коже сияние молодости, устраняют пигментацию, активизируют энергетику клеток кожи, защищают ее от вредных воздействий окружающей среды(к примеру, колебаниятемпературы и влажности воздуха, воздействие ультрафиолета и т. д.) а также лечат различные кожные заболевания (к примеру, акне-угри).
Актуальность исследования. В современных условиях рынка в случае наличия большого ассортимента косметических средств, в том числе и средств по уходу за кожей лица, для потребителей важно уметь правильно оценить необходимый товар, и выбрать наиболее качественный.
Кроме этого, для работников магазинов, специализирующихся на продаже парфюмерно-косметических товаров, проведение анализа ассортимента таких товаров, также имеет важное значение, так как на основе полученных в ходе данного исследования данных, возможно рациональное формирование ассортимента средств по уходу за кожей лица, с учетом потребительских предпочтений, и объективных результатов экспертизы качества.
Следовательно, актуальность данного исследования не вызывает сомнений.
Цель данной курсовой работы – произвести анализ ассортимента и потребительских свойств средств по уходу за кожей лица.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть классификацию косметических средств по уходу за кожей лица;
2) Определить факторы, формирующие качество средств по уходу за кожей лица;
3) Описать требования к хранению, транспортированиюсредств по уходу за кожей лица;
4) Рассмотреть потребительские свойства средств по уходу за кожей лица;
5) Провести анализ ассортимента средств по уходу за кожей лица, реализуемых в магазине «Блеск» (г. Омск);
6) Исследовать потребительские предпочтения средств по уходу за кожей лица;
7) Провести оценку качества образцов кремов для лица, реализуемых на рынке г. Омска;
8) Сделать выводы и дать рекомендации, на основе полученных результатов исследования.
Объектом данного исследования являются средства по уходу за кожей лица.
Предметом данного исследования являются потребительские свойства средств по уходу за кожей лица.
Методологическая база работы представлена следующими методами исследования: аналитический поиск, органолептический метод, метод сравнения.
Практическая значимость работы.
Результаты, проведенного анализа ассортимента и потребительских свойств средств по уходу за кожей лица в магазине «Блеск» (г. Омск), могут быть использованы с целью формирования ассортимента таких товаров.
Структура.
Данная курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, семи параграфов, заключения, списка литературы.
По результатам данной работы была достигнута цель исследования – произведен анализ ассортимента и потребительских свойств средств по уходу за кожей лица.
Определили, что ассортимент средств по уходу за кожей лица можно классифицировать по назначению, консистенции. Также выявили следующие основания для классификации кремов для кожи лица: консистенция, состав, назначение, возрастной признак.
Выявили основные факторы, формирующие качество товаров – это сырье и технология изготовления. Определили, что очень важно соблюдать условия хранения средств по уходу за кожей, в том числе и кремов для лица. Хранение должно осуществляться в защищенном от света месте, вдали от отопительных приборов, при температуре +6-25 0С, на стеллажах, и при относительной влажности 55-70%.
К потребительским свойствам средств по уходу за кожей лица, в том числе и кремов для лица, относят: функциональные свойства, безопасность, эргономические, экологические, эстетические свойства, и надежность.
Можно сделать вывод, что практически половину (48%) от всего ассортимента средств по уходу за кожей лица, реализуемых в магазине «Блеск» составляют крема, второе место занимают лосьоны и тоники – 26%.
Общий анализ структуры ассортимента средств по уходу за кожей лица, реализуемых в магазине, показал, что наибольший удельный вес занимает продукция известных торговых марок. В ходе анализа выявили, что самые популярные торговые марки кремов для лица, у покупателей магазина «Блеск»: Garnier, Чистая линия, NaturaSiberica, Черный жемчуг.
Самый важный и главный фактор при выборе крема для лица – это борьба с морщинами. В ходе анкетирования определили, что это важно для всех опрошенных респондентов.
Определили, что большинство потребителей (65%) готовы потратить на покупку крема для лица от 150 до 350 рублей.Около 30% могут заплатить за единицу этого товара от 450-700 рублей, и только 5% респондентов готовы заплатить за крем для лица более 1000 рублей. Также выявили, что 35 % опрошенных, при выборе крема для лица, учитывают удобство в пользовании, и такой фактор, как гигиеничность. Респонденты отметили, что предпочитают приобретать крема для лица, упакованные в полимерный флакон, и укупоренные колпачком флип-топ, т.к. по их мнению, такая упаковка более удобна при пользовании, с точки зрения экономичности и гигиеничности, нежели крема, которые упакованы в банки, с завинчивающейся крышкой.
Маркировка исследованных образцов кремов для лица( крем дневной «Черный жемчуг.Самоомоложение», крем дневной «Garnier. Интенсивное омоложение», крем дневной «NaturaSiberica. Anti-age, омолаживающий»), а также органолептические показатели этих кремов отвечают требованиям ГОСТ 31460-2012. Однако, учитывая, что при исследовании потребительских предпочтений, было выявлено, что покупатели предпочитают приобретать крема для лица, упакованные в полимерный флакон, и укупоренные колпачком флип-топ, то можно сделать вывод, что товар торговой марки «NaturaSiberica» имеет преимущество перед другими аналогичными товарами.
В качестве рекомендаций торговым организациям, реализующим косметические средства, можно предложить следующее:
1) увеличить в структуре ассортимента средств по уходу за кожей лица, долю масок и сывороток для лица;
внести изменения в структуру ассортимента средств по уходу за кожей лица, к примеру, реализовывать товары менее известных торговых марок, цена на которые ниже, чем на известные бренды.
1 Бабкина, Н.А. Экспертный метод в оценке потребительских показателей качества / Н. А. Бабкина. – Благовещенск:: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2011. – 29 с.
2 Бирюкова, В.В. Товароведение непродовольственных товаров: учеб. пособие / В. В. Бирюкова, Н. В. Шевченко, А. И. Чумаков. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 64 с.
3 Вшивков, А.А. Основы косметической химии / А. А. Вшивков.- Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2009. - 428 с.
4 ГОСТ 31460-2012Кремы косметические. Общие технические условия. Введен 2013-07-01. М.: Стандартинформ, 2013. – 9 с.
5 ГОСТ 29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний. Взамен ГОСТ 17056-71, введ.; 1993-01-01. М. : Изд-во стандартов, 1993. – 5 с.
6 Ердакова, В.П. Современные косметические товары: ассортимент, потребительские свойства, экспертиза качества / В.П. Ердакова. - Бийск. Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2007. - 142 с.
7 Кушниренко, В.В. Физико-химические константы для определения качества товара / В.В. Кушниренко. – Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2001. – 27 с.
8 Лебухов, В. И. Физико-химические методы исследования [Электронный ресурс]: учебник - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=4543 (Дата обращения - 10.05.2018)
9 Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров / Ф. А. Петрище. – М.: Изд. Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 510 с.
10 Митрофанова, В.И. Методы анализа и контроля качества товаров: учеб.пособие: / В.И. Митрофанова. – Благовещенск: Изд-во Амур. Гос. ун-та, 2011. – 145 с.
11 Неверов, А.Н. Товароведение непродовольственных товаров: учебник / А.Н. Неверов, Т.Н. Чалых, И.М. Щербакова. - М.: ПрофОбрИздат, 2001. - 464 с.
12 СанПиН 1.2.681-97 Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции.Санитарные правила и нормы (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.1997 № 26) (с изм. от 10.12.2002)// [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100334/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.05.2018).
13 Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 (ред. от 29.08.2017) «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (вместе с «ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции») // [Электрон.ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120222/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.05.2018).
14 Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 (ред. от 15.11.2016) «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки» (вместе с «ТР ТС 005/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности упаковки») (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2017)// [Электрон.ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119326/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.05.2018).
15 Яковлева, Л. А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов / Л. А. Яковлева, Г.С. Кутакова. - СПб.: Лань, 2011. - 256 с.