РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
|
Введение 4
1. Теоретические основы развития гостиничного бизнеса 7
1.1 Содержание гостиничного бизнеса как сферы предпринимательской
деятельности 7
1.2. Эволюция гостиничного бизнеса 21
1.3. Специфика функционирования гостиничного бизнеса в Российской
Федерации 25
2. Организация и управление гостиничным бизнесом в регионе (на примере
Республики Татарстан) 34
2.1 Анализ современных тенденций и проблем развития гостиничного бизнеса в
Республике Татарстан 34
2.2. Целевые ориентиры и приоритеты развития гостиничного бизнеса 44
2.3. Стратегия развития гостиничного бизнеса 48
3. Основные направления развития гостиничного бизнеса а Республики
Татарстан 57
3.1 Адаптация зарубежного опыта развития предпринимательской деятельности
в сфере гостиничного бизнеса 57
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 67
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложения
1. Теоретические основы развития гостиничного бизнеса 7
1.1 Содержание гостиничного бизнеса как сферы предпринимательской
деятельности 7
1.2. Эволюция гостиничного бизнеса 21
1.3. Специфика функционирования гостиничного бизнеса в Российской
Федерации 25
2. Организация и управление гостиничным бизнесом в регионе (на примере
Республики Татарстан) 34
2.1 Анализ современных тенденций и проблем развития гостиничного бизнеса в
Республике Татарстан 34
2.2. Целевые ориентиры и приоритеты развития гостиничного бизнеса 44
2.3. Стратегия развития гостиничного бизнеса 48
3. Основные направления развития гостиничного бизнеса а Республики
Татарстан 57
3.1 Адаптация зарубежного опыта развития предпринимательской деятельности
в сфере гостиничного бизнеса 57
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 67
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложения
Гостиничный бизнес является одной из наиболее развивающихся отраслей мировой экономики. Наряду с туристской индустрией гостиничный бизнес оказывает значительное влияние на такие отрасли экономической деятельности, как торговля, транспортные услуги, услуги предприятий питания и т.п. Более того, он выступает драйвером социально-экономического развития государства.
Актуальность. Современный мир является крайне динамичным: ежедневно происходят различные изменения и нововведения во многих областях общественной жизни. В политике меняются законодательство, расстановка сил на международной арене, миграционные режимы между отдельными государствами, в экономике происходят колебания валютных курсов, акций, цен на товары и услуги. Как известно, данные изменения в той или иной степени влияют на развитие гостиничного бизнеса. В связи с этим крайне необходимо проводить анализ его основных тенденций развития. Во - первых, это помогает получить ясное представление о том, что происходит в гостиничном бизнесе в данный момент времени. Во-вторых, на основе имеющихся тенденций можно с определенной долей уверенности строить прогнозы относительно будущего положения дел на рынке гостиничных услуг.
Гостиничный бизнес в Российской Федерации год за годом демонстрирует положительную динамику развития. По данным Росстата Федерального агентства по туризму, на конец 2016 года на территории России осуществляли свою деятельность 14 948 гостиниц и аналогичных средств размещения. Причем, начиная с 2000 года данный показатель неуклонно растет в среднем на 15%. В связи с этим увеличивается и общий номерной фонд: по состоянию на конец 2016 года он насчитывает 445 тыс. номеров.
Немаловажным фактором развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации является увеличение номерного фонда размещения. В 2017 году объем гостиничных услуг вырос на 1120 номеров, это на 9,4% больше чем в 2016 году. Этот показатель выше, чем темп роста за последние 10 лет.
Исследование теоретических вопросов развития гостиничного бизнеса рассмотрено в работах: Е. В. Гарагаль, Д. И. Долгих, М. А. Ёхина, В. М. Львов, Ю. О. Шамшина. Среди зарубежных ученых, исследующих гостиничный бизнес, следует отметить: В. Э. Гельфенбейн, М. Турковский, М. Готье. Вопросы стратегического развития гостиничного бизнеса подробно исследуют: А. Д. Чандлер, К. Эндрюс, И. Ансофф. Вместе с тем, недостаточно исследованной остается адаптация зарубежного опыта развития предпринимательской деятельности в сфере гостиничного бизнеса, что и определило выбор темы дипломной работы.
Целью данной дипломной работы является теоретически рассмотреть и обосновать возможности развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан.
Предметом дипломной работы являются организационно-экономические и управленческие отношения в региональном гостиничном бизнесе.
Объектом дипломной работы является гостиничный бизнес Республики Татарстан.
В соответствии с данной целью, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание гостиничного бизнеса как сферы предпринимательской деятельности;
- проанализировать современные тенденции и проблемы развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан, выявить целевые ориентиры и приоритеты;
-определить основные направления развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан.
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные работы отечественных и зарубежный ученых, посвященные вопросам развития гостиничного бизнеса. В работе использованы современные исследования, представленные в статьях и материалах научно-практических конференций. При подготовке дипломной работы были применены общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, оценка статистических данных.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обозначена актуальность работы, определены цель и задачи, описаны методы исследований, и раскрыта структура работы.
В первой главе мы рассматриваем теоретические основы развития гостиничного бизнеса.
Во второй главе представлена организация и управление в Республике Татарстан.
В третьей главе основные направления развития гостиничного бизнеса.
Актуальность. Современный мир является крайне динамичным: ежедневно происходят различные изменения и нововведения во многих областях общественной жизни. В политике меняются законодательство, расстановка сил на международной арене, миграционные режимы между отдельными государствами, в экономике происходят колебания валютных курсов, акций, цен на товары и услуги. Как известно, данные изменения в той или иной степени влияют на развитие гостиничного бизнеса. В связи с этим крайне необходимо проводить анализ его основных тенденций развития. Во - первых, это помогает получить ясное представление о том, что происходит в гостиничном бизнесе в данный момент времени. Во-вторых, на основе имеющихся тенденций можно с определенной долей уверенности строить прогнозы относительно будущего положения дел на рынке гостиничных услуг.
Гостиничный бизнес в Российской Федерации год за годом демонстрирует положительную динамику развития. По данным Росстата Федерального агентства по туризму, на конец 2016 года на территории России осуществляли свою деятельность 14 948 гостиниц и аналогичных средств размещения. Причем, начиная с 2000 года данный показатель неуклонно растет в среднем на 15%. В связи с этим увеличивается и общий номерной фонд: по состоянию на конец 2016 года он насчитывает 445 тыс. номеров.
Немаловажным фактором развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации является увеличение номерного фонда размещения. В 2017 году объем гостиничных услуг вырос на 1120 номеров, это на 9,4% больше чем в 2016 году. Этот показатель выше, чем темп роста за последние 10 лет.
Исследование теоретических вопросов развития гостиничного бизнеса рассмотрено в работах: Е. В. Гарагаль, Д. И. Долгих, М. А. Ёхина, В. М. Львов, Ю. О. Шамшина. Среди зарубежных ученых, исследующих гостиничный бизнес, следует отметить: В. Э. Гельфенбейн, М. Турковский, М. Готье. Вопросы стратегического развития гостиничного бизнеса подробно исследуют: А. Д. Чандлер, К. Эндрюс, И. Ансофф. Вместе с тем, недостаточно исследованной остается адаптация зарубежного опыта развития предпринимательской деятельности в сфере гостиничного бизнеса, что и определило выбор темы дипломной работы.
Целью данной дипломной работы является теоретически рассмотреть и обосновать возможности развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан.
Предметом дипломной работы являются организационно-экономические и управленческие отношения в региональном гостиничном бизнесе.
Объектом дипломной работы является гостиничный бизнес Республики Татарстан.
В соответствии с данной целью, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание гостиничного бизнеса как сферы предпринимательской деятельности;
- проанализировать современные тенденции и проблемы развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан, выявить целевые ориентиры и приоритеты;
-определить основные направления развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан.
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные работы отечественных и зарубежный ученых, посвященные вопросам развития гостиничного бизнеса. В работе использованы современные исследования, представленные в статьях и материалах научно-практических конференций. При подготовке дипломной работы были применены общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, оценка статистических данных.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обозначена актуальность работы, определены цель и задачи, описаны методы исследований, и раскрыта структура работы.
В первой главе мы рассматриваем теоретические основы развития гостиничного бизнеса.
Во второй главе представлена организация и управление в Республике Татарстан.
В третьей главе основные направления развития гостиничного бизнеса.
Республика Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов РФ в сфере предоставления гостиничных услуг и является лидером в Приволжском федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка.
Стоит заключить, что в течение последних 10 лет в Республике Татарстан намечается отчетливая тенденция активного обновления самого номерного фонда гостиниц. Реконцепции подвергаются не только советские гостиницы, но и гостиницы, построенные в начале 2000-х годов.
К основным характеристикам гостиничного сектора Республики Татарстан можно отнести:
- преобладание на рынке гостиниц «советского» образца с низким качеством оказываемых услуг;
- высокая степень участия государства в гостиничном бизнесе (около трети всех гостиниц по-прежнему находятся в муниципальной и государственной собственности);
- отсутствие четких различий между гостиницами различных стандартов;
- частое несоответствие заявленной категории и качества
оказываемых услуг;
- нехватка гостиниц в сегменте mid-market, отвечающих международным стандартам и ориентированных и на обычных, и на бизнес- туристов
Так, опросы девелоперов и операторов гостиничной недвижимости в Казани показали, что гостиничный бизнес находится на новой стадии развития. 63% операторов гостиниц сообщают о том, что их планы в отношении гостиничной отрасли не изменились в связи с создавшейся геополитической ситуацией и введением экономических санкций. 37% операторов продолжают осуществлять текущие проекты, но заморозили планы развития. Ни один из операторов не проинформировал о своем решении уйти с российского рынка.
62% девелоперов и операторов вбираются оптимизировать расходы, увеличивая эффективность бизнеса. Ни одно из опрошенных предприятий в республике Татарстан не намерено оптимизировать расходы за счет сокращения персонала. На основе опроса можно сделать вывод, что рынок гостиничных услуг покажет положительную динамику развития в будущем, в том числе и в контексте предстоящего Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Следует предположить, что для стабильного развития данной сферы необходимо обеспечить развитие внутреннего рынка, совершенствование конкурентных отношений в нем, развитие социальной направленности гостиничных услуг.
Прежде всего, это обеспечение для абсолютного большинства клиентов гостиниц и его качества. Интенсивное развитие рынка гостиничных услуг сопровождается высоким спросом на квалифицированные кадры. Одной из важнейших задач является организация подготовки кадров и повышения квалификации работников гостиниц путем обучения специалистов в специализированных высших учебных заведениях. Для более полного решения проблемы обеспечения гостиниц клиентами необходимо установить тесные контакты с турфирмами, организациями бизнесменов, государственными и общественными организациями.
Анализ зарубежного опыта по развитию гостиничного предпринимательства, проведенный нами, позволил выделить следующие эффективные инструменты:
- особое внимание к отрасли со стороны государства;
- налоговые льготы и преференции субъектам малого и среднего бизнеса, ведущего свою деятельность в сфере туризма;
- стимулирование государственно-частного партнерства в сфере туризма;
- активное сотрудничество с международными гостиничными цепями;
- меры по развитию въездного и внутреннего туризма, включая специализированные формы (для пенсионеров, агротуризм и т.п.)
- активное использование формата ГЧП для реализации проектов по строительству туристической инфраструктуры, включая строительство отелей;
- обязательная практическая составляющая в программах обучения будущих сотрудников сферы гостеприимства.
В результате нами были предложены следующие мероприятия, рекомендуемые исполнительной власти Республики Татарстан с целью развития гостиничного бизнеса:
1. внедрение налоговых льгот и преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в гостиничной сфере;
2. создание региональной туристической организации для продвижения бренда Республики Татарстан на международной арене;
3. разработка специализированной программы обязательного обучения персонала гостиничных предприятий по категориям с целью приближения уровня сервиса в казанских отелях к международному;
4. выделение грантов на стажировки персонала гостиничных предприятий в зарубежных странах с высоким уровнем гостиничного сервиса;
5. ввод в действие специальных надбавок к заработной плате сотрудникам гостиничных предприятий, прошедших сертификацию;
6. популяризация работы в сфере гостеприимства.
Для оценки эффективности предложенных мероприятий нами была предложена авторская методика оценки образовательных программ, а также рассмотрены современные методы оценки эффективности мероприятий с использованием ГЧП.
Стоит заключить, что в течение последних 10 лет в Республике Татарстан намечается отчетливая тенденция активного обновления самого номерного фонда гостиниц. Реконцепции подвергаются не только советские гостиницы, но и гостиницы, построенные в начале 2000-х годов.
К основным характеристикам гостиничного сектора Республики Татарстан можно отнести:
- преобладание на рынке гостиниц «советского» образца с низким качеством оказываемых услуг;
- высокая степень участия государства в гостиничном бизнесе (около трети всех гостиниц по-прежнему находятся в муниципальной и государственной собственности);
- отсутствие четких различий между гостиницами различных стандартов;
- частое несоответствие заявленной категории и качества
оказываемых услуг;
- нехватка гостиниц в сегменте mid-market, отвечающих международным стандартам и ориентированных и на обычных, и на бизнес- туристов
Так, опросы девелоперов и операторов гостиничной недвижимости в Казани показали, что гостиничный бизнес находится на новой стадии развития. 63% операторов гостиниц сообщают о том, что их планы в отношении гостиничной отрасли не изменились в связи с создавшейся геополитической ситуацией и введением экономических санкций. 37% операторов продолжают осуществлять текущие проекты, но заморозили планы развития. Ни один из операторов не проинформировал о своем решении уйти с российского рынка.
62% девелоперов и операторов вбираются оптимизировать расходы, увеличивая эффективность бизнеса. Ни одно из опрошенных предприятий в республике Татарстан не намерено оптимизировать расходы за счет сокращения персонала. На основе опроса можно сделать вывод, что рынок гостиничных услуг покажет положительную динамику развития в будущем, в том числе и в контексте предстоящего Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Следует предположить, что для стабильного развития данной сферы необходимо обеспечить развитие внутреннего рынка, совершенствование конкурентных отношений в нем, развитие социальной направленности гостиничных услуг.
Прежде всего, это обеспечение для абсолютного большинства клиентов гостиниц и его качества. Интенсивное развитие рынка гостиничных услуг сопровождается высоким спросом на квалифицированные кадры. Одной из важнейших задач является организация подготовки кадров и повышения квалификации работников гостиниц путем обучения специалистов в специализированных высших учебных заведениях. Для более полного решения проблемы обеспечения гостиниц клиентами необходимо установить тесные контакты с турфирмами, организациями бизнесменов, государственными и общественными организациями.
Анализ зарубежного опыта по развитию гостиничного предпринимательства, проведенный нами, позволил выделить следующие эффективные инструменты:
- особое внимание к отрасли со стороны государства;
- налоговые льготы и преференции субъектам малого и среднего бизнеса, ведущего свою деятельность в сфере туризма;
- стимулирование государственно-частного партнерства в сфере туризма;
- активное сотрудничество с международными гостиничными цепями;
- меры по развитию въездного и внутреннего туризма, включая специализированные формы (для пенсионеров, агротуризм и т.п.)
- активное использование формата ГЧП для реализации проектов по строительству туристической инфраструктуры, включая строительство отелей;
- обязательная практическая составляющая в программах обучения будущих сотрудников сферы гостеприимства.
В результате нами были предложены следующие мероприятия, рекомендуемые исполнительной власти Республики Татарстан с целью развития гостиничного бизнеса:
1. внедрение налоговых льгот и преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в гостиничной сфере;
2. создание региональной туристической организации для продвижения бренда Республики Татарстан на международной арене;
3. разработка специализированной программы обязательного обучения персонала гостиничных предприятий по категориям с целью приближения уровня сервиса в казанских отелях к международному;
4. выделение грантов на стажировки персонала гостиничных предприятий в зарубежных странах с высоким уровнем гостиничного сервиса;
5. ввод в действие специальных надбавок к заработной плате сотрудникам гостиничных предприятий, прошедших сертификацию;
6. популяризация работы в сфере гостеприимства.
Для оценки эффективности предложенных мероприятий нами была предложена авторская методика оценки образовательных программ, а также рассмотрены современные методы оценки эффективности мероприятий с использованием ГЧП.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
Бакалаврская работа, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Современные тенденции и проблемы развития гостиничного бизнеса в регионе
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ PARK INN Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие гостиничного бизнеса в регионе на примере Шаляпин Палас
Отель, г.Казань
Бакалаврская работа, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



