Введение 4
1. Теоретические основы развития гостиничного бизнеса 7
1.1 Содержание гостиничного бизнеса как сферы предпринимательской
деятельности 7
1.2. Эволюция гостиничного бизнеса 21
1.3. Специфика функционирования гостиничного бизнеса в Российской
Федерации 25
2. Организация и управление гостиничным бизнесом в регионе (на примере
Республики Татарстан) 34
2.1 Анализ современных тенденций и проблем развития гостиничного бизнеса в
Республике Татарстан 34
2.2. Целевые ориентиры и приоритеты развития гостиничного бизнеса 44
2.3. Стратегия развития гостиничного бизнеса 48
3. Основные направления развития гостиничного бизнеса а Республики
Татарстан 57
3.1 Адаптация зарубежного опыта развития предпринимательской деятельности
в сфере гостиничного бизнеса 57
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 67
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложения
Гостиничный бизнес является одной из наиболее развивающихся отраслей мировой экономики. Наряду с туристской индустрией гостиничный бизнес оказывает значительное влияние на такие отрасли экономической деятельности, как торговля, транспортные услуги, услуги предприятий питания и т.п. Более того, он выступает драйвером социально-экономического развития государства.
Актуальность. Современный мир является крайне динамичным: ежедневно происходят различные изменения и нововведения во многих областях общественной жизни. В политике меняются законодательство, расстановка сил на международной арене, миграционные режимы между отдельными государствами, в экономике происходят колебания валютных курсов, акций, цен на товары и услуги. Как известно, данные изменения в той или иной степени влияют на развитие гостиничного бизнеса. В связи с этим крайне необходимо проводить анализ его основных тенденций развития. Во - первых, это помогает получить ясное представление о том, что происходит в гостиничном бизнесе в данный момент времени. Во-вторых, на основе имеющихся тенденций можно с определенной долей уверенности строить прогнозы относительно будущего положения дел на рынке гостиничных услуг.
Гостиничный бизнес в Российской Федерации год за годом демонстрирует положительную динамику развития. По данным Росстата Федерального агентства по туризму, на конец 2016 года на территории России осуществляли свою деятельность 14 948 гостиниц и аналогичных средств размещения. Причем, начиная с 2000 года данный показатель неуклонно растет в среднем на 15%. В связи с этим увеличивается и общий номерной фонд: по состоянию на конец 2016 года он насчитывает 445 тыс. номеров.
Немаловажным фактором развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации является увеличение номерного фонда размещения. В 2017 году объем гостиничных услуг вырос на 1120 номеров, это на 9,4% больше чем в 2016 году. Этот показатель выше, чем темп роста за последние 10 лет.
Исследование теоретических вопросов развития гостиничного бизнеса рассмотрено в работах: Е. В. Гарагаль, Д. И. Долгих, М. А. Ёхина, В. М. Львов, Ю. О. Шамшина. Среди зарубежных ученых, исследующих гостиничный бизнес, следует отметить: В. Э. Гельфенбейн, М. Турковский, М. Готье. Вопросы стратегического развития гостиничного бизнеса подробно исследуют: А. Д. Чандлер, К. Эндрюс, И. Ансофф. Вместе с тем, недостаточно исследованной остается адаптация зарубежного опыта развития предпринимательской деятельности в сфере гостиничного бизнеса, что и определило выбор темы дипломной работы.
Целью данной дипломной работы является теоретически рассмотреть и обосновать возможности развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан.
Предметом дипломной работы являются организационно-экономические и управленческие отношения в региональном гостиничном бизнесе.
Объектом дипломной работы является гостиничный бизнес Республики Татарстан.
В соответствии с данной целью, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание гостиничного бизнеса как сферы предпринимательской деятельности;
- проанализировать современные тенденции и проблемы развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан, выявить целевые ориентиры и приоритеты;
-определить основные направления развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан.
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные работы отечественных и зарубежный ученых, посвященные вопросам развития гостиничного бизнеса. В работе использованы современные исследования, представленные в статьях и материалах научно-практических конференций. При подготовке дипломной работы были применены общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, оценка статистических данных.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обозначена актуальность работы, определены цель и задачи, описаны методы исследований, и раскрыта структура работы.
В первой главе мы рассматриваем теоретические основы развития гостиничного бизнеса.
Во второй главе представлена организация и управление в Республике Татарстан.
В третьей главе основные направления развития гостиничного бизнеса.
Республика Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов РФ в сфере предоставления гостиничных услуг и является лидером в Приволжском федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка.
Стоит заключить, что в течение последних 10 лет в Республике Татарстан намечается отчетливая тенденция активного обновления самого номерного фонда гостиниц. Реконцепции подвергаются не только советские гостиницы, но и гостиницы, построенные в начале 2000-х годов.
К основным характеристикам гостиничного сектора Республики Татарстан можно отнести:
- преобладание на рынке гостиниц «советского» образца с низким качеством оказываемых услуг;
- высокая степень участия государства в гостиничном бизнесе (около трети всех гостиниц по-прежнему находятся в муниципальной и государственной собственности);
- отсутствие четких различий между гостиницами различных стандартов;
- частое несоответствие заявленной категории и качества
оказываемых услуг;
- нехватка гостиниц в сегменте mid-market, отвечающих международным стандартам и ориентированных и на обычных, и на бизнес- туристов
Так, опросы девелоперов и операторов гостиничной недвижимости в Казани показали, что гостиничный бизнес находится на новой стадии развития. 63% операторов гостиниц сообщают о том, что их планы в отношении гостиничной отрасли не изменились в связи с создавшейся геополитической ситуацией и введением экономических санкций. 37% операторов продолжают осуществлять текущие проекты, но заморозили планы развития. Ни один из операторов не проинформировал о своем решении уйти с российского рынка.
62% девелоперов и операторов вбираются оптимизировать расходы, увеличивая эффективность бизнеса. Ни одно из опрошенных предприятий в республике Татарстан не намерено оптимизировать расходы за счет сокращения персонала. На основе опроса можно сделать вывод, что рынок гостиничных услуг покажет положительную динамику развития в будущем, в том числе и в контексте предстоящего Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Следует предположить, что для стабильного развития данной сферы необходимо обеспечить развитие внутреннего рынка, совершенствование конкурентных отношений в нем, развитие социальной направленности гостиничных услуг.
Прежде всего, это обеспечение для абсолютного большинства клиентов гостиниц и его качества. Интенсивное развитие рынка гостиничных услуг сопровождается высоким спросом на квалифицированные кадры. Одной из важнейших задач является организация подготовки кадров и повышения квалификации работников гостиниц путем обучения специалистов в специализированных высших учебных заведениях. Для более полного решения проблемы обеспечения гостиниц клиентами необходимо установить тесные контакты с турфирмами, организациями бизнесменов, государственными и общественными организациями.
Анализ зарубежного опыта по развитию гостиничного предпринимательства, проведенный нами, позволил выделить следующие эффективные инструменты:
- особое внимание к отрасли со стороны государства;
- налоговые льготы и преференции субъектам малого и среднего бизнеса, ведущего свою деятельность в сфере туризма;
- стимулирование государственно-частного партнерства в сфере туризма;
- активное сотрудничество с международными гостиничными цепями;
- меры по развитию въездного и внутреннего туризма, включая специализированные формы (для пенсионеров, агротуризм и т.п.)
- активное использование формата ГЧП для реализации проектов по строительству туристической инфраструктуры, включая строительство отелей;
- обязательная практическая составляющая в программах обучения будущих сотрудников сферы гостеприимства.
В результате нами были предложены следующие мероприятия, рекомендуемые исполнительной власти Республики Татарстан с целью развития гостиничного бизнеса:
1. внедрение налоговых льгот и преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в гостиничной сфере;
2. создание региональной туристической организации для продвижения бренда Республики Татарстан на международной арене;
3. разработка специализированной программы обязательного обучения персонала гостиничных предприятий по категориям с целью приближения уровня сервиса в казанских отелях к международному;
4. выделение грантов на стажировки персонала гостиничных предприятий в зарубежных странах с высоким уровнем гостиничного сервиса;
5. ввод в действие специальных надбавок к заработной плате сотрудникам гостиничных предприятий, прошедших сертификацию;
6. популяризация работы в сфере гостеприимства.
Для оценки эффективности предложенных мероприятий нами была предложена авторская методика оценки образовательных программ, а также рассмотрены современные методы оценки эффективности мероприятий с использованием ГЧП.
1. А. Бъёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. Науч. ред. Ю.П. Адлер М.: РИА "Стандарты и качество", 2003, - 272с.
2. Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества: Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения: 15.05.18)
3. Барчуков И. С., Баумгартен Л. В., Башин Ю. Б., Зайцев А. В. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов; КноРус - М., 2013. - 168 c.
4. Барчуков И. С. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов. Учебное пособие; КноРус-М., 2014. - 273 c.
5. Баумгартен Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия. Учебник; Высшая школа - Москва, 2015. - 340 c.
6. Белякова, О. Ю. Специфика развития гостиничного бизнеса в России / О. Ю. Белякова. - М.: МГУ, 2014. - 24 с.
7. В Казани подвели итоги работы гостиниц за 2015 год и определены задачи на 2016 год // [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://dekabrist.net/13487-v-kazani-podveli-itogi-raboty-gostinic-za-2015-god-i-opredeleny-zadachi-na-2016-god.html (Дата обращения: 10.05.18)
8. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес; Феникс - М., 2015. - 352 с.
9. Гарагаль Е. В. Особенности развития предпринимательской деятельности в гостиничном бизнесе России / Е. В. Гарагаль. - Ростов-на-Дону, 2017. - 118 с.
10. Гельфенбейн, В. Э. Совершенствование способов обслуживания гостей с ограниченными возможностями [Текст] / В. Э. Гельфенбейн, Л. Д. Назарова // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: материалы VI Международных социально- педагогических чтений им. Б.И. Лившица / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С. 16-20.
11. Гостиничное хозяйство / Hotelwesen. - М.: Флинта, 2014. - 344 с.
12. Гостиничный бизнес [Электронный рресурс] - Режим доступа: http://prohotel.ru
13. Гостиничный фонд Москвы пополнился на 10 тыс. номеров / Деловой
журнал искусство гостеприимства . - Режим доступа:
http: //www.hotelexecutive.ru/article. php?numn=9929
14. Долгих, Д. И. Социальная деятельность и информационное
обслуживание в гостеприимстве [Текст] / Д. И. Долгих, Е. Г. Радыгина // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика,
перспективы: материалы VI. 2016. - 445 с.
15. Духовная Л.Л. К вопросу о взаимодействии гостиничного комплекса и профильных образовательных учреждений // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - №3
16. Европейский гостиничный маркетинг; Финансы и статистика - М., 2014. - 224 c.
17. Евстегнеева Д.К. Н., НикольскаяЕ.Ю. Современные проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса.- Журнал "Наука и Мир", 2015, Т.1. №11 927). - с. 143-146.
18. Ёхина, М. А. Организация обслуживания в гостиницах [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / М. А. Ёхина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
19. Зиновьева, А. А. Развитие системы регионального управления пространственной поляризацией (на примере диверсификации гостиничного хозяйства Республики Татарстан и Республики Марий Эл) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - №3. - С.60-63.
20. Иллнер М. Оценка эффективности социальных мероприятий // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - № 4 - 2012. - с. 34.
21. Касторнова Ж.С. Обзор методик оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в России и за рубежом // Вектор экономики. - 2016. - №6. - С.32
22. Каурова О. В., Малолетко А. Н., Юманова О. С. Бухгалтерский учет и экономический анализ гостиничного предприятия. Учебное пособие; Машиностроение. - Москва, 2017. - 264 с.
23. Климова А.С. Анализ факторов, влияющих на развитие гостиничного
хозяйства в КНР // СтройМного, 2017. №1 (6). URL:
http: //stroymnogo .com/science/economy/analiz-faktorov-vliyayushchikh-na-r/
24. Кудрявцева Ю.В. Государственно-частное партнёрство при формировании государственной политики в области туризма: российский и зарубежный опыт // Вестник Института социологии. 2012. № 5. C. 179-201.
25. Лесник А.Л. Безопасность в гостиничных предприятиях; ТрансЛит - М., 2014. - 338 с.
26. Львов, В. М. Методический подход к совершенствованию
организационной культуры гостиничного бизнеса / В. М. Львов. - М.:
Российский экономический университет, 2016. - 496 с.
27. Маигова Ася Маркетинговое управление качеством гостиничных услуг; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2016. - 156 c.
28. Мачалкин, С. Е. // Гостиничный бизнес как объект предпринимательской деятельности// Социально-экономические явления и процессы - 2012. - №3. - С. 55-61.
29. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес; Юнити-Дана - М., 2014. - 224 с.
30. Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С. 172-174.
31. Морозов В.Ю., Поправкина А.А. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы // Сервис в России и за рубежом. - № 2(58) - том 9. - 2015. - С. 88-99.
32. Обзор рынка гостиничных услуг России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.megaresearch.ru/files/demo_file/17672.pdf(Дата обращения: 21.04.18)
33. Романов В.А. Гостиничные комплексы. Организация и функционирование; Феникс - М., 2014. - 533 с.
34. Семенова Л. В., Корнеевец В. С., Драгилева И. И. Маркетинг гостиничного предприятия. Учебное пособие; Дашков и Ко - М., 2015. - 208 с.
35. Турковский Марек. Маркетинг гостиничных услуг; Финансы и статистика - М., 2017. - 296 с.
36. Федцов В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса; Феникс - М., 2014. - 953 с.
37. Ростуризм: количество гостиниц в России выросло на 357% //
Газета.ру 16.01.2018 Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/business/news/2018/01/16/n_11055554.shtml?updated (дата обращения 23.02.2018)
38. Отели в Казани теряют звезды, а число хостелов увеличилось вдвое // http://prohotel.ru/review-219659/0/ (дата обращения 28.04.2018)
39. Численность населения муниципальных образований РТ
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/
wcm/connect/rosstat_ts/ tatstat/ru/statistics/ population/ (Дата обращения: 21.04.18)
40. Шамшина Ю. О. Гостиничный сервис. Конспект лекций; Феникс - М., 2014. - 208 с.