Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Работа №47288

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ
И АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Понятие конфликта и конфликтности в психологических
исследованиях отечественных и зарубежных авторов 6
1.2 Понятие агрессивности в психологических исследованиях
отечественных и зарубежных авторов 13
1.3 Особенности проявления агрессивности и конфликтности в
подростковом возрасте 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И
КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 28
2.1 Описание методов и процедуры исследования 28
2.2 Результаты исследования личностной агрессивности и
конфликтности 31
2.3 Гендерные различия в проявлении агрессивности и
конфликтности подростков 36
2.4 Практические рекомендации для родителей в профилактике
агрессивности и конфликтности у подростков 46
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. В настоящее время проблема агрессивности и конфликтности одна из центральных психолого-педагогических задач, т.к. в подростковом возрасте дети проявляют ярко выраженную склонность к агрессии. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием.
Большую роль в этом играют средства массовой информации и общественно-социальная жизнь. На экранах телевизоров всё чаще появляются низкопробные фильмы, компьютерные игры, сюжетом которых являются драки и убийства и оказывают негативное влияние на психику людей, в том числе и подростков. Вследствие чего мы всё чаще сталкиваемся с подростковой преступностью, связанной с нарушениями психики, выражающейся в агрессии и конфликтности.
На взрослых, в отличие от детей, оказывает влияние ещё и общественно-политическая, экономическая обстановка общества, в котором они живут, социальные и материальные факторы жизни. И в зависимости от этих факторов актуальной в наше время стала проблема проявления агрессии в общественной жизни.
В зарубежной психологии к изучению проблем агрессии и агрессивного поведения личности обращались А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Маслоу, С. Розенцвейг, 3. Фрейд и др.
В отечественной психологии проблемой агрессии и агрессивности подростков занимаются такие ученые как В.А. Аверин, И.А. Горьковая, З.Н. Григорова, С.Н. Ениколопов, В.В. Знаков, П.А. Ковалев, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Е.В. Харитонова.
Среди отечественных психологов, внесших большой вклад в разработку проблемы особенностей поведения в конфликте, можно выделить таких ученых, как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.М. Русалов, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов, А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, В.Г. Зазыкин, А.Г. Здравомыслов, Н.М. Коряк, Н.В. Крогиус, Д.Г. Скот, А.Н. Шипилов и др.
В контексте проблемы агрессии как таковой акцентирует интерес на себя проблема о подростковой агрессивности и конфликтности. Неуправляемое поведение в подростковом возрасте способен перерасти в поведение с асоциальными тенденциями. Своевременное выявление детей, выказывающих свойства агрессивного и конфликтного поведения, следует в целях предупреждения неблагоприятного вида формирования и с целью организации нужной психологической поддержки. Однако практически эта проблема еще далека от решения. Выявлению детской агрессивности посвящено сравнительно мало работ, наблюдается недостаток методов коррекции агрессивных тенденций, пригодных для практического использования в консультативной практике. Нередко психолог в ситуации консультирования получает несколько иную картину развития ребенка, отличающуюся от реальной, так как в ответах детей часто имеют место социально желательные тенденции.
Цель исследования: изучить личностную агрессивность и конфликтность личности.
Объект исследования: мальчики и девочки подросткового возраста.
Предмет исследования: конфликтность и агрессивность подростков.
Гипотезы исследования: существуют различия в агрессивности и конфликтности между мальчиками и девочками подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности и конфликтности у подростков.
2. Изучить и сравнить агрессивность и конфликтность мальчиков и девочек подросткового возраста.
3. Разработать практические рекомендации для родителей с целью профилактики агрессивности и конфликтности подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (методика диагностики агрессивности Басса-Дарки, тест межперсональных отношений Т. Лири и методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности); методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных психологов по проблеме агрессивности (В.А. Аверина, И.А. Горьковой, З.Н. Григоровой, С.Н. Ениколопова,
A. А. Реана, Т.Г. Румянцевой, и др. и труды Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина,
B. Н. Мясищева, Е.М. Бабосова, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслова, Н.В. Крогиуса, А.Н. Шипилова и др.) по проблеме конфликтности подростков.
База исследования: СОШ №25 г. Набережные Челны. В качестве объекта исследования выступали 30 подростков женского пола, и 30 подростков мужского пола. Возраст испытуемых 12-13 лет.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть применены учителями, психологами и родителями в работе с подростковой агрессивностью и конфликтностью.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы являлось изучение различий в агрессивности и конфликтности у мальчиков и девочек подросткового возраста. Проанализированы труды по проблеме агрессии подростков следующих авторов: А.В. Дмитриева, Н.В. Гришиной, Н.И. Леонова, В.Я. Анцупова, А.Г. Здравомыслова, Д.П. Зеркина, Э.Р. Тагирова, Л.С. Троновой, С.П. Дырина, А.К. Зайцева, В. Зигерта и Л. Ланга, Х. Корнелиус и Ш. Фэйр, и др. По их мнению, агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерб объектам нападения. Часто агрессия сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивность подростков имеет комплексную многофакторную обусловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в её формировании существенно научение агрессии, «агрессивный тренинг». Агрессивность подростков зависит от того, какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессивностью дети реагируют на ситуацию, которая угрожает их базовым ценностям.
Проведено эмпирическое исследование особенностей проявления агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста. Подтверждена гипотеза исследования: существуют межполовые различия в агрессивном поведении у подростков. Мальчикам подросткового возраста более свойственна физическая агрессия. Физическая агрессия у мальчиков подросткового возраста может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.
Важно помнить, что у взрослых нет никакого влияния на детей после тринадцати лет. Если до тринадцати лет у мальчиков и до двенадцати лет у девочек не заложены все основы будущего человека - после этого возраста труд родителей и воспитателей будет напрасным. Поэтому начинать работу надо с девяти лет - после двенадцати или тринадцати лет (для разного пола) дети становятся практически взрослыми людьми со сформированной системой ценностей.
Таким образом, цель работы достигнута, решены задачи работы, подтверждена гипотеза.



1. Александрова А.В. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 311 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 591 с.
3. Бабасов Е.М. Конфликтология. - Минск: Владос, 2010. - 464 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение семейных отношений. - М.: Апрель Пресс. Издательство ЭКСМО - Пресс, 2009. - 512 с.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. - СПб.: Праим. - ЕВРОЗНАК, 2012. - 512 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 2008. - 464 с.
7. Бойко И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. - 2013. - №4. - С. 27-31.
8. Бэрон Р. Агрессия. - СПб. - Питер, 2008. - 336 с.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Речь, 2016. - 144 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2016. - 388 с.
11. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Академический
Проект, 2015. - 208 с.
12. Волков Б.С. Возрастная педагогика. - М.: ЭКМОС, 2008. - 672 с.
13. Глухова А.В. Конфликт: сдача Бреды или конструктивное разрешение? // Социс. - 2011. - № 2. - С. 144-149.
14. Грейс Крайг. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. - 307 с.
15. Гришина Н.В. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2012. - 138 с.
16. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М.: Ассоциация
авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2010. - 354 с.
17. Дерманова И.Б. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2012. - С. 142-146.
18. Дмитриев А.В. Конфилктология. - М: Владос, 2010. - 318 с.
19. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013. - 346 с.
20. Заваржин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2013. - №5. - 43 с.
21. Козорев Ш. Введение в конфликтологию. - М: Владос, 2011. - 176 с.
22. Колосова С.В. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог. - 2010. - № 25. - 7 с.
23. Коноваленко М. Конфликт: победить или выиграть //
Управление персоналом. - 2014. - № 4. - С. 67-70.
24. Коноваленко М. Знакомьтесь, конфликт // Управление
персоналом. - 2014. - № 3. - С. 73-76.
25. Лоренц К.З. Агрессия. - М.: Римис, 2009. - 352 с.
26. Мамонова А.М. Возникновение конфликтов в подростковом возрасте // Современная психология - от теории к практике: Мат-лы XV Междунар. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». - М., 2008. - С. 403-404.
27. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб. - «Питер», 2009. - 128 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2014. - 432 с.
29. Носкова О.Г. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с.
проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 2014. - №3. - 61 с.
31. Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 335 с.
32. Поддубная Т.Н. К проблеме формирования социальной компетентности подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. - 2015. - № 2 (159). - С. 70-76.
33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 644 с.
34. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013. - 342 с.
35. Реан А.А. Характерологические особенности подростков деликвентов // Вопросы психологии. - 2011. - №4. - С. 42-45.
36. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 2006. - №5. - С. 3-17.
37. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности// Психологический журнал. - 2007. - №5. - С. 13-16.
38. Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности //
Психологический журнал. - 2008. - №5. - С. 52-54.
39. Рейгордский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара.: Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. - 672 с.
40. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 2015. - №6. - С. 35-41.
41. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной
зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С. 81-88.
42. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект- Пресс, 2014. - 460 с.
43. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Институт
практической психологии, 2016. - 96 с.
44. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2014. - 256 с.
45. Слободчиков В.И. Психология развития человека. - М.:
Школьная пресса, 2014. - 415 с.
46. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста. - М.:
Издательство Юрайт, 2016. - 406 с.
47. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С. 33-42.
48. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология
развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2009. - 349 с.
50. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и
практический курс. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 368 с.
51. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 512 с.
52. Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций // СОЦИС - 2010. - № 10. - С. 27-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ