ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ
И АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Понятие конфликта и конфликтности в психологических
исследованиях отечественных и зарубежных авторов 6
1.2 Понятие агрессивности в психологических исследованиях
отечественных и зарубежных авторов 13
1.3 Особенности проявления агрессивности и конфликтности в
подростковом возрасте 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И
КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 28
2.1 Описание методов и процедуры исследования 28
2.2 Результаты исследования личностной агрессивности и
конфликтности 31
2.3 Гендерные различия в проявлении агрессивности и
конфликтности подростков 36
2.4 Практические рекомендации для родителей в профилактике
агрессивности и конфликтности у подростков 46
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ
И АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Понятие конфликта и конфликтности в психологических
исследованиях отечественных и зарубежных авторов 6
1.2 Понятие агрессивности в психологических исследованиях
отечественных и зарубежных авторов 13
1.3 Особенности проявления агрессивности и конфликтности в
подростковом возрасте 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И
КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 28
2.1 Описание методов и процедуры исследования 28
2.2 Результаты исследования личностной агрессивности и
конфликтности 31
2.3 Гендерные различия в проявлении агрессивности и
конфликтности подростков 36
2.4 Практические рекомендации для родителей в профилактике
агрессивности и конфликтности у подростков 46
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. В настоящее время проблема агрессивности и конфликтности одна из центральных психолого-педагогических задач, т.к. в подростковом возрасте дети проявляют ярко выраженную склонность к агрессии. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием.
Большую роль в этом играют средства массовой информации и общественно-социальная жизнь. На экранах телевизоров всё чаще появляются низкопробные фильмы, компьютерные игры, сюжетом которых являются драки и убийства и оказывают негативное влияние на психику людей, в том числе и подростков. Вследствие чего мы всё чаще сталкиваемся с подростковой преступностью, связанной с нарушениями психики, выражающейся в агрессии и конфликтности.
На взрослых, в отличие от детей, оказывает влияние ещё и общественно-политическая, экономическая обстановка общества, в котором они живут, социальные и материальные факторы жизни. И в зависимости от этих факторов актуальной в наше время стала проблема проявления агрессии в общественной жизни.
В зарубежной психологии к изучению проблем агрессии и агрессивного поведения личности обращались А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Маслоу, С. Розенцвейг, 3. Фрейд и др.
В отечественной психологии проблемой агрессии и агрессивности подростков занимаются такие ученые как В.А. Аверин, И.А. Горьковая, З.Н. Григорова, С.Н. Ениколопов, В.В. Знаков, П.А. Ковалев, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Е.В. Харитонова.
Среди отечественных психологов, внесших большой вклад в разработку проблемы особенностей поведения в конфликте, можно выделить таких ученых, как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.М. Русалов, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов, А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, В.Г. Зазыкин, А.Г. Здравомыслов, Н.М. Коряк, Н.В. Крогиус, Д.Г. Скот, А.Н. Шипилов и др.
В контексте проблемы агрессии как таковой акцентирует интерес на себя проблема о подростковой агрессивности и конфликтности. Неуправляемое поведение в подростковом возрасте способен перерасти в поведение с асоциальными тенденциями. Своевременное выявление детей, выказывающих свойства агрессивного и конфликтного поведения, следует в целях предупреждения неблагоприятного вида формирования и с целью организации нужной психологической поддержки. Однако практически эта проблема еще далека от решения. Выявлению детской агрессивности посвящено сравнительно мало работ, наблюдается недостаток методов коррекции агрессивных тенденций, пригодных для практического использования в консультативной практике. Нередко психолог в ситуации консультирования получает несколько иную картину развития ребенка, отличающуюся от реальной, так как в ответах детей часто имеют место социально желательные тенденции.
Цель исследования: изучить личностную агрессивность и конфликтность личности.
Объект исследования: мальчики и девочки подросткового возраста.
Предмет исследования: конфликтность и агрессивность подростков.
Гипотезы исследования: существуют различия в агрессивности и конфликтности между мальчиками и девочками подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности и конфликтности у подростков.
2. Изучить и сравнить агрессивность и конфликтность мальчиков и девочек подросткового возраста.
3. Разработать практические рекомендации для родителей с целью профилактики агрессивности и конфликтности подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (методика диагностики агрессивности Басса-Дарки, тест межперсональных отношений Т. Лири и методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности); методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных психологов по проблеме агрессивности (В.А. Аверина, И.А. Горьковой, З.Н. Григоровой, С.Н. Ениколопова,
A. А. Реана, Т.Г. Румянцевой, и др. и труды Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина,
B. Н. Мясищева, Е.М. Бабосова, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслова, Н.В. Крогиуса, А.Н. Шипилова и др.) по проблеме конфликтности подростков.
База исследования: СОШ №25 г. Набережные Челны. В качестве объекта исследования выступали 30 подростков женского пола, и 30 подростков мужского пола. Возраст испытуемых 12-13 лет.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть применены учителями, психологами и родителями в работе с подростковой агрессивностью и конфликтностью.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Большую роль в этом играют средства массовой информации и общественно-социальная жизнь. На экранах телевизоров всё чаще появляются низкопробные фильмы, компьютерные игры, сюжетом которых являются драки и убийства и оказывают негативное влияние на психику людей, в том числе и подростков. Вследствие чего мы всё чаще сталкиваемся с подростковой преступностью, связанной с нарушениями психики, выражающейся в агрессии и конфликтности.
На взрослых, в отличие от детей, оказывает влияние ещё и общественно-политическая, экономическая обстановка общества, в котором они живут, социальные и материальные факторы жизни. И в зависимости от этих факторов актуальной в наше время стала проблема проявления агрессии в общественной жизни.
В зарубежной психологии к изучению проблем агрессии и агрессивного поведения личности обращались А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Маслоу, С. Розенцвейг, 3. Фрейд и др.
В отечественной психологии проблемой агрессии и агрессивности подростков занимаются такие ученые как В.А. Аверин, И.А. Горьковая, З.Н. Григорова, С.Н. Ениколопов, В.В. Знаков, П.А. Ковалев, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Е.В. Харитонова.
Среди отечественных психологов, внесших большой вклад в разработку проблемы особенностей поведения в конфликте, можно выделить таких ученых, как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.М. Русалов, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов, А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, В.Г. Зазыкин, А.Г. Здравомыслов, Н.М. Коряк, Н.В. Крогиус, Д.Г. Скот, А.Н. Шипилов и др.
В контексте проблемы агрессии как таковой акцентирует интерес на себя проблема о подростковой агрессивности и конфликтности. Неуправляемое поведение в подростковом возрасте способен перерасти в поведение с асоциальными тенденциями. Своевременное выявление детей, выказывающих свойства агрессивного и конфликтного поведения, следует в целях предупреждения неблагоприятного вида формирования и с целью организации нужной психологической поддержки. Однако практически эта проблема еще далека от решения. Выявлению детской агрессивности посвящено сравнительно мало работ, наблюдается недостаток методов коррекции агрессивных тенденций, пригодных для практического использования в консультативной практике. Нередко психолог в ситуации консультирования получает несколько иную картину развития ребенка, отличающуюся от реальной, так как в ответах детей часто имеют место социально желательные тенденции.
Цель исследования: изучить личностную агрессивность и конфликтность личности.
Объект исследования: мальчики и девочки подросткового возраста.
Предмет исследования: конфликтность и агрессивность подростков.
Гипотезы исследования: существуют различия в агрессивности и конфликтности между мальчиками и девочками подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности и конфликтности у подростков.
2. Изучить и сравнить агрессивность и конфликтность мальчиков и девочек подросткового возраста.
3. Разработать практические рекомендации для родителей с целью профилактики агрессивности и конфликтности подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (методика диагностики агрессивности Басса-Дарки, тест межперсональных отношений Т. Лири и методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности); методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных психологов по проблеме агрессивности (В.А. Аверина, И.А. Горьковой, З.Н. Григоровой, С.Н. Ениколопова,
A. А. Реана, Т.Г. Румянцевой, и др. и труды Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина,
B. Н. Мясищева, Е.М. Бабосова, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслова, Н.В. Крогиуса, А.Н. Шипилова и др.) по проблеме конфликтности подростков.
База исследования: СОШ №25 г. Набережные Челны. В качестве объекта исследования выступали 30 подростков женского пола, и 30 подростков мужского пола. Возраст испытуемых 12-13 лет.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть применены учителями, психологами и родителями в работе с подростковой агрессивностью и конфликтностью.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Целью работы являлось изучение различий в агрессивности и конфликтности у мальчиков и девочек подросткового возраста. Проанализированы труды по проблеме агрессии подростков следующих авторов: А.В. Дмитриева, Н.В. Гришиной, Н.И. Леонова, В.Я. Анцупова, А.Г. Здравомыслова, Д.П. Зеркина, Э.Р. Тагирова, Л.С. Троновой, С.П. Дырина, А.К. Зайцева, В. Зигерта и Л. Ланга, Х. Корнелиус и Ш. Фэйр, и др. По их мнению, агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерб объектам нападения. Часто агрессия сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивность подростков имеет комплексную многофакторную обусловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в её формировании существенно научение агрессии, «агрессивный тренинг». Агрессивность подростков зависит от того, какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессивностью дети реагируют на ситуацию, которая угрожает их базовым ценностям.
Проведено эмпирическое исследование особенностей проявления агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста. Подтверждена гипотеза исследования: существуют межполовые различия в агрессивном поведении у подростков. Мальчикам подросткового возраста более свойственна физическая агрессия. Физическая агрессия у мальчиков подросткового возраста может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.
Важно помнить, что у взрослых нет никакого влияния на детей после тринадцати лет. Если до тринадцати лет у мальчиков и до двенадцати лет у девочек не заложены все основы будущего человека - после этого возраста труд родителей и воспитателей будет напрасным. Поэтому начинать работу надо с девяти лет - после двенадцати или тринадцати лет (для разного пола) дети становятся практически взрослыми людьми со сформированной системой ценностей.
Таким образом, цель работы достигнута, решены задачи работы, подтверждена гипотеза.
Проведено эмпирическое исследование особенностей проявления агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста. Подтверждена гипотеза исследования: существуют межполовые различия в агрессивном поведении у подростков. Мальчикам подросткового возраста более свойственна физическая агрессия. Физическая агрессия у мальчиков подросткового возраста может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.
Важно помнить, что у взрослых нет никакого влияния на детей после тринадцати лет. Если до тринадцати лет у мальчиков и до двенадцати лет у девочек не заложены все основы будущего человека - после этого возраста труд родителей и воспитателей будет напрасным. Поэтому начинать работу надо с девяти лет - после двенадцати или тринадцати лет (для разного пола) дети становятся практически взрослыми людьми со сформированной системой ценностей.
Таким образом, цель работы достигнута, решены задачи работы, подтверждена гипотеза.
Подобные работы
- Коррекция агрессивного поведения подростков посредством психогимнастических упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КОНФЛИКТНОСТИ С ИНЫМИ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Исследование склонности к отклоняющемуся поведению у
подростков, использующих разные стратегии выхода из
конфликтных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ У РАБОТНИКОВ МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСТИ КАК НАРЦИССИЧЕСКОГО ПАТТЕРНА С УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2013 - Профилактика межличностных конфликтов в трудовом коллективе (Организационная конфликтология)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Межличностные конфликты в организации и методов по их предупреждению (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Социальная работа с агрессивными подростками старших классов (на примере МБОУ Баян-Талинской СОШ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



