Новые подходы к планированию и организации урока географии на примере темы “Население России“ 9 класс (Методика преподавания географии, Омский государственный педагогический университет)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы применения нового подхода к организации уроков географии в школе 5
1.1 Системно-деятельностный подход к организации уроков географии в школе 5
1.2 Технологический подход к проектированию уроков географии в основной школе 9
Глава 2 Практика планирования и проектирования современного урока на примере уроков географии в 9-м классе по теме «Население России» 16
2.1 Планирование изучения раздела «Население России» на уроках географии в 9-м классе 16
2.2 Проектирование урока географии для учащихся 9-го класса по теме «Численность и естественный прирост населения» 19
Заключение 27
Список использованных источников 28
Актуальность исследования. Современная школа предполагает реализацию системно-деятельностного подхода в образовании. Это означает, что в процессе учебно-познавательной деятельности у школьников вырабатывается способность определять учебные цели и задачи, составлять план для их реализации, находить необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее, оценивать и контролировать свои достижения. Главной задачей учителя в этой ситуации становится организация процесса самостоятельного овладения учащимися новыми знаниями и обучение применению полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Эти задачи находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) [28].
В настоящее время образовательный процесс по географии приобретает ярко выраженную практическую направленность. В этих условиях содержание географического образования смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу применения учащимися знаний, приобретения собственного опыта деятельности. Известно, что результат определяется деятельностью, а деятельность – знаниями, мыслями, полученной информацией, системой сформированных теоретических географических понятий и представлений. Сформированное в системе знание является основой для конечного результата. В этой связи поиск методов и приемов организации уроков географии в школе является актуальным.
Цель исследования – определить новые подходы к планированию и организации уроков географии в школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность системно-деятельностного подхода к организации уроков географии в школе.
2. Определить основное содержание и структуру современного урока географии.
3. Охарактеризовать особенности планирование уроков географии в 9-м классе на примере темы «Население России».
4. Разработать технологическую карту урока географии для учащихся 9-го класса по теме «Население России».
Гипотеза: современный урок географии планируется и организуется с учетом принципов системно-деятельностного подхода.
Объект исследования – процесс обучения географии в школе.
Предмет исследования – новые подходы к планированию и организации уроков географии в школе.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – методическое моделирование (разработка фрагмента календарно-тематического плана и технологической карты урока).
Методологическую основу исследования составили научные труды О.Н. Горбатовой, Г.Т. Жуковой, Ю.А. Иванова и др. Сущность понятия «системно-деятельностный подход» определено в работах Л.С. Пахомовой, Ф.П. Соколовой и др. Современные требования к планированию и организации уроков географии обозначены О.В. Шулыгиной, Ю.В. Фенько и др. Структура и основные этапы разработки технологических карт применительно к урокам географии описаны в исследованиях В.А. Щенева, И.М. Ярмоленко и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В настоящее время, в условиях реализации ФГОС второго поколения, от каждого учителя требуется формирование универсальной, подготовленной к любым меняющимся условиям личности. Такая личность должна обладать определенным набором компетенций. Формирование полного набора компетенций невозможно представить без реализации на уроках географии деятельностного подхода.
Большинство уроков по географии отличается относительной законченностью и имеет основную цель: сформировать у учащихся новые географические представления и понятия, знания о закономерностях, сформировать или усовершенствовать умения. Перед некоторыми уроками ставятся как главные цели: повторить и обобщить ранее изученный материал или проверить знания учащихся. Решение воспитательных задач осуществляется в непрерывном единстве с образовательными.
Одной из основных задач, поставленных перед общеобразовательной школой федеральным образовательным стандартом второго поколения, является формирование у обучающихся комплекса надпредметных (метапредметных) действий, в который в обязательном порядке входит и умение налаживать эффективное коммуникационное взаимодействие. Под универсальными учебными действиями следует понимать систему способов изучения окружающего мира, создания самостоятельного процесса исследования, поиска. Это комплекс операций по систематизации, обработке, обобщению и последующему применению полученных сведений.
В ходе исследования было разработано календарно-тематическое планирование изучения с учащимися 9-го класса раздела «Население России». Также была разработана технологическая карта одного из уроков на основе основных принципов системно-деятельностного подхода к обучению географии.
Итак, цель достигнута, задачи решены.