Новые подходы к планированию и организации урока географии на примере темы “Население России“ 9 класс (Методика преподавания географии, Омский государственный педагогический университет)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы применения нового подхода к организации уроков географии в школе 5
1.1 Системно-деятельностный подход к организации уроков географии в школе 5
1.2 Технологический подход к проектированию уроков географии в основной школе 9
Глава 2 Практика планирования и проектирования современного урока на примере уроков географии в 9-м классе по теме «Население России» 16
2.1 Планирование изучения раздела «Население России» на уроках географии в 9-м классе 16
2.2 Проектирование урока географии для учащихся 9-го класса по теме «Численность и естественный прирост населения» 19
Заключение 27
Список использованных источников 28
Актуальность исследования. Современная школа предполагает реализацию системно-деятельностного подхода в образовании. Это означает, что в процессе учебно-познавательной деятельности у школьников вырабатывается способность определять учебные цели и задачи, составлять план для их реализации, находить необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее, оценивать и контролировать свои достижения. Главной задачей учителя в этой ситуации становится организация процесса самостоятельного овладения учащимися новыми знаниями и обучение применению полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Эти задачи находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) [28].
В настоящее время образовательный процесс по географии приобретает ярко выраженную практическую направленность. В этих условиях содержание географического образования смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу применения учащимися знаний, приобретения собственного опыта деятельности. Известно, что результат определяется деятельностью, а деятельность – знаниями, мыслями, полученной информацией, системой сформированных теоретических географических понятий и представлений. Сформированное в системе знание является основой для конечного результата. В этой связи поиск методов и приемов организации уроков географии в школе является актуальным.
Цель исследования – определить новые подходы к планированию и организации уроков географии в школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность системно-деятельностного подхода к организации уроков географии в школе.
2. Определить основное содержание и структуру современного урока географии.
3. Охарактеризовать особенности планирование уроков географии в 9-м классе на примере темы «Население России».
4. Разработать технологическую карту урока географии для учащихся 9-го класса по теме «Население России».
Гипотеза: современный урок географии планируется и организуется с учетом принципов системно-деятельностного подхода.
Объект исследования – процесс обучения географии в школе.
Предмет исследования – новые подходы к планированию и организации уроков географии в школе.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – методическое моделирование (разработка фрагмента календарно-тематического плана и технологической карты урока).
Методологическую основу исследования составили научные труды О.Н. Горбатовой, Г.Т. Жуковой, Ю.А. Иванова и др. Сущность понятия «системно-деятельностный подход» определено в работах Л.С. Пахомовой, Ф.П. Соколовой и др. Современные требования к планированию и организации уроков географии обозначены О.В. Шулыгиной, Ю.В. Фенько и др. Структура и основные этапы разработки технологических карт применительно к урокам географии описаны в исследованиях В.А. Щенева, И.М. Ярмоленко и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В настоящее время, в условиях реализации ФГОС второго поколения, от каждого учителя требуется формирование универсальной, подготовленной к любым меняющимся условиям личности. Такая личность должна обладать определенным набором компетенций. Формирование полного набора компетенций невозможно представить без реализации на уроках географии деятельностного подхода.
Большинство уроков по географии отличается относительной законченностью и имеет основную цель: сформировать у учащихся новые географические представления и понятия, знания о закономерностях, сформировать или усовершенствовать умения. Перед некоторыми уроками ставятся как главные цели: повторить и обобщить ранее изученный материал или проверить знания учащихся. Решение воспитательных задач осуществляется в непрерывном единстве с образовательными.
Одной из основных задач, поставленных перед общеобразовательной школой федеральным образовательным стандартом второго поколения, является формирование у обучающихся комплекса надпредметных (метапредметных) действий, в который в обязательном порядке входит и умение налаживать эффективное коммуникационное взаимодействие. Под универсальными учебными действиями следует понимать систему способов изучения окружающего мира, создания самостоятельного процесса исследования, поиска. Это комплекс операций по систематизации, обработке, обобщению и последующему применению полученных сведений.
В ходе исследования было разработано календарно-тематическое планирование изучения с учащимися 9-го класса раздела «Население России». Также была разработана технологическая карта одного из уроков на основе основных принципов системно-деятельностного подхода к обучению географии.
Итак, цель достигнута, задачи решены.
1. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе [Текст] : метод, пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – Москва : Владос, 2008. – 563 с.
2. География. Начальный курс. 5-6 классы [Текст] / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – Москва : Просвещение, 2012. – 254 с.
3. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие [Текст] / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
4. Домогацких, Е. М. География. 8 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 210 с.
5. Домогацких, Е. М. Учебник для 9 класса [Текст] / Е. М. Домогацких, Н. И. Алекссевский. – Москва : ООО «Русское слово – учебник» 2010. – 224 с.
6. Еремина, В. А. Физическая география. Интересные факты : моногр. [Текст] / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула. – Москва : Илекса, 2008. – 112 c.
7. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета [Текст] / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
8. Зинченко, Н. Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень [Текст] / Н. Н. Зинченко. – Москва : Учитель, 2014. – 180 c.
9. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии [Текст] / Ю. А. Иванов. – Брест, 2012. – 306 с.
10. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе [Текст] / Д. Лященко // География и основы экономики в школе. – 2002. – № 3. – С. 11-17.
11. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Душина, В. Б. Пятунини и др. – Москва : Дрофа; 2007. – 509 с.
12. Методика преподавания региональной географии в школе [Текст] / под ред. М. А. Никоновой. – Москва : Аст: Астрель. 2003. – 354 с.
13. Назаренко, Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии [Текст] / Т. Г. Назаренко // География: научно-методический журнал. – 2009. – № 9 (133). – С. 3-9.
14. Низовцев, В. Л. Межпредметные связи в профильном обучении географии [Текст] / В. А. Низовцев // Образование через века. – Великий Новгород, 2007. – С. 114-119.
15. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе [Текст] / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
16. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) [Текст] : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
17. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии : учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов [Текст] / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 168 с.
18. Рабочие программы. География. 5-9 классы : учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С. В. Курчина. – Москва : Дрофа, 2014. – 241 с.
19. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» [Текст] / П. Скавронский // География и основы экономики в школе. –2009. – № 6. – С. 32-37.
20. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика [Текст] / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
21. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс [Текст] / Ф.П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
22. Солонько, А. В. Теория и практика моделирования при обучении географии в средней школе [Текст] / А. В. Солонько. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПЦ им. А.И. Герцена, 2008. – 240 с.
23. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 359 с.
24. Теория и методика геоэкологического образования [Текст] : учеб, пособие. Часть I / под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 369 с.
25. Шатных, А. В. Современный урок географии: метод, разработки уроков географии [Текст] / А. В. Шатных // Библиотека «География в школе». – 2012. – № 6. – С. 4.
26. Щенёв, В. А. Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения [Текст] / В. А. Щенёв // География в школе. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
27. Шульгина, О. В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии [Текст] / О. В. Шульгина // География в школе. – 2013. – № 8. – С. 45-49.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
29. Фенько, Ю. В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося [Текст] / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
30. Ярмоленко, И. М. Метапредметный подход к планированию уроков географии [Текст] / И. М. Ярмоленко // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 74-77.