РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО¬ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческой активности как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Специфика художественно-проектной деятельности студентов-
дизайнеров 19
1.3. Анализ методов развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности 30
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Метафорические ассоциативные карты как основа методики развития
творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности
2.2. Диагностический инструментарий развития творческой активности
студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности 53
2.3. Опытно-экспериментальная работа и обобщение ее результатов 61
Выводы по главе II
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО¬ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческой активности как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Специфика художественно-проектной деятельности студентов-
дизайнеров 19
1.3. Анализ методов развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности 30
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Метафорические ассоциативные карты как основа методики развития
творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности
2.2. Диагностический инструментарий развития творческой активности
студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности 53
2.3. Опытно-экспериментальная работа и обобщение ее результатов 61
Выводы по главе II
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения
Актуальность исследования. В основе современного образовательного процесса лежит направленность на подготовку личности к активному освоению перемен, развитие потребности в творческом подходе к организации социально значимой деятельности.
Деятельность специализированных факультетов вузов и преподавателей направлена на использование современных образовательных методов в целях подготовки выпускников, успешно реализующих профессиональные и социальные задачи, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки дизайн.
Особо актуально применение данных методов в художественно- проектной деятельности студентов-дизайнеров, так как именно художественно-проектная деятельность формирует основы профессиональных компетенций дизайнера.
В связи с этим возникает потребность в обучении студентов- дизайнеров проектированию и развитии у них творческой активности в исследуемом процессе.
Степень изученности проблемы. Проблема творческой активности явилась предметом исследования таких ученых, как К.А.Абульханова- Славская,И.П.Гладилина,Г.В.Гавришина, К.А.Городецкая,М.А. Данилов, В.С.Кузин,Г.А.Коровкина, А.Н. Леонтьев, Ю.К.Лернер, Я.А.Наумов,И.Я. Пономарёв,Б.Х.Пикалов, Е.В. Рогалёва,Т.М.Смирнова, В.П.Строков, Е.А. Ходырева,Л.Н.Шульпина, Г.И.Щукина,Е.Н.Яковлева др.
Художественно-проектная деятельность явилась предметом исследования таких ученых, как А. И. Асессорова, Е. А. Елизарова, Д. К. Джонса, Г. Л. Ильина, А. Г. Куликова, Н. В. Матяш, В. П. Наумова, Е. С. Полат. А.А. Грицанова, Т.В Усатой.
Объект исследования: художественно-проектная деятельность в вузах.
Предмет исследования: творческая активность студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
Цель исследования: изучить научную литературу по проблеме развития творческой активности студентов в художественно-проектной деятельности, выявить методы для развития творческой активности и апробировать их в процессе экспериментального исследования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития творческой активности как психолого-педагогической проблемы.
2. Рассмотреть специфику художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.
3. Изучить методы развития творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
4. Изучить применение метафорических ассоциативных карт как основу методики развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
5. Разработать диагностический инструментарий развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
6. Провести опытно-экспериментальную работу и обобщить ее результаты.
Гипотеза исследования:развитие творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектной деятельности вузов станет эффективным, если будет:
- изучены теоретические аспекты развития творческой активности как психолого-педагогической проблемы;
- выявлена специфика художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.
- внедрены методы развития творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектную деятельность.
Методы исследования:
а) теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов, описание и обобщение эмпирического материала, моделирование и прогнозирование.
б) эмпирические методы: педагогическая диагностика, наблюдение.
Методологическая основа исследования:
- в философии труды по проблеме развития творческих способностейвнесли Платон, Аристотель, Р. Декарт, А. Бергсон, Н.А. Бердяев.
-психологическиетруды по проблеме развития творческих способностей К.А.Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.С.Кузин, А.Н. Леонтьев, И.Я.Лернер, Я.А.Наумов, И.Я. Пономарёв, Б.Х.Пикалов.
- в педагогике И. П. Гладилина, Г.В.Гавришина, К.А.Городецкая, М.А. Данилов, Г.А.Коровкина, Б.Х.Пикалов, Л.Н.Шульпина.
- фундаментальные исследования в области художественно-проектной деятельностии дизайна составили труды А. И. Асессорова, Е. А. Елизаровой, Д. К. Джонса, В. П. Наумова, А.А.Пищева, Т.В Усатой.
База исследования: Диагностический этап исследования проведен на базе Казанского федерального университета,Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого,Кафедры дизайна и национальных искусств.
Новизна исследования заключается в новом методическом подходе к развитию творческой активности студентов- дизайнеров, разработке метафорических ассоциативных карт. использования полученных выводов для дальнейшего исследования развития творческой активности в художественно-проектной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов художественно-педагогических вузов в области дизайна, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
Результаты исследования апробировались в процессе выступления автора на Итоговой студенческой конференции КФУ (7 апреля 2017 г.), на VI Всероссийском конкурсе студенческих и научных работ в области искусства и художественного образования (12 мая 2017 г.), на VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (20 октября 2017 н).
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Гафиятуллина Г.Х. Эвристические методы развития творческой
активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности// Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - С. 309.
2. Майорова И.М., Гафиятуллина Г.Х. Проблемное обучение как условие развития творческой активности в художественно-проектной деятельности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно¬практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 494¬496.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Деятельность специализированных факультетов вузов и преподавателей направлена на использование современных образовательных методов в целях подготовки выпускников, успешно реализующих профессиональные и социальные задачи, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки дизайн.
Особо актуально применение данных методов в художественно- проектной деятельности студентов-дизайнеров, так как именно художественно-проектная деятельность формирует основы профессиональных компетенций дизайнера.
В связи с этим возникает потребность в обучении студентов- дизайнеров проектированию и развитии у них творческой активности в исследуемом процессе.
Степень изученности проблемы. Проблема творческой активности явилась предметом исследования таких ученых, как К.А.Абульханова- Славская,И.П.Гладилина,Г.В.Гавришина, К.А.Городецкая,М.А. Данилов, В.С.Кузин,Г.А.Коровкина, А.Н. Леонтьев, Ю.К.Лернер, Я.А.Наумов,И.Я. Пономарёв,Б.Х.Пикалов, Е.В. Рогалёва,Т.М.Смирнова, В.П.Строков, Е.А. Ходырева,Л.Н.Шульпина, Г.И.Щукина,Е.Н.Яковлева др.
Художественно-проектная деятельность явилась предметом исследования таких ученых, как А. И. Асессорова, Е. А. Елизарова, Д. К. Джонса, Г. Л. Ильина, А. Г. Куликова, Н. В. Матяш, В. П. Наумова, Е. С. Полат. А.А. Грицанова, Т.В Усатой.
Объект исследования: художественно-проектная деятельность в вузах.
Предмет исследования: творческая активность студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
Цель исследования: изучить научную литературу по проблеме развития творческой активности студентов в художественно-проектной деятельности, выявить методы для развития творческой активности и апробировать их в процессе экспериментального исследования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития творческой активности как психолого-педагогической проблемы.
2. Рассмотреть специфику художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.
3. Изучить методы развития творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
4. Изучить применение метафорических ассоциативных карт как основу методики развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
5. Разработать диагностический инструментарий развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
6. Провести опытно-экспериментальную работу и обобщить ее результаты.
Гипотеза исследования:развитие творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектной деятельности вузов станет эффективным, если будет:
- изучены теоретические аспекты развития творческой активности как психолого-педагогической проблемы;
- выявлена специфика художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.
- внедрены методы развития творческой активности студентов- дизайнеров в художественно-проектную деятельность.
Методы исследования:
а) теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов, описание и обобщение эмпирического материала, моделирование и прогнозирование.
б) эмпирические методы: педагогическая диагностика, наблюдение.
Методологическая основа исследования:
- в философии труды по проблеме развития творческих способностейвнесли Платон, Аристотель, Р. Декарт, А. Бергсон, Н.А. Бердяев.
-психологическиетруды по проблеме развития творческих способностей К.А.Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.С.Кузин, А.Н. Леонтьев, И.Я.Лернер, Я.А.Наумов, И.Я. Пономарёв, Б.Х.Пикалов.
- в педагогике И. П. Гладилина, Г.В.Гавришина, К.А.Городецкая, М.А. Данилов, Г.А.Коровкина, Б.Х.Пикалов, Л.Н.Шульпина.
- фундаментальные исследования в области художественно-проектной деятельностии дизайна составили труды А. И. Асессорова, Е. А. Елизаровой, Д. К. Джонса, В. П. Наумова, А.А.Пищева, Т.В Усатой.
База исследования: Диагностический этап исследования проведен на базе Казанского федерального университета,Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого,Кафедры дизайна и национальных искусств.
Новизна исследования заключается в новом методическом подходе к развитию творческой активности студентов- дизайнеров, разработке метафорических ассоциативных карт. использования полученных выводов для дальнейшего исследования развития творческой активности в художественно-проектной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов художественно-педагогических вузов в области дизайна, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
Результаты исследования апробировались в процессе выступления автора на Итоговой студенческой конференции КФУ (7 апреля 2017 г.), на VI Всероссийском конкурсе студенческих и научных работ в области искусства и художественного образования (12 мая 2017 г.), на VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (20 октября 2017 н).
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Гафиятуллина Г.Х. Эвристические методы развития творческой
активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности// Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - С. 309.
2. Майорова И.М., Гафиятуллина Г.Х. Проблемное обучение как условие развития творческой активности в художественно-проектной деятельности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно¬практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 494¬496.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
В заключении представлены наиболее значимые результаты исследования, сформулированы основные выводы:
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил нам определить понятие «творческая активность» как личностная характеристика (совокупность свойств и качеств, присущее самой личности) и её направленность и готовность (внутренней и внешней) к осуществлению этой деятельности.
При уточнении определения мы руководствовались тем, что свойство нельзя сформировать, оно изначально присуще любому объекту как его характеристика. Качество же можно формировать и развивать так же, как и творческую активность.
Проанализировав аспекты творческой активности, мы сделали выводы, что основным звеном является потребность личности в овладении и приобретении новых знаний.
В свою очередь, важно, чтобы творческая активность переросла в личностное качество студента. Поэтому важно развивать у студентов творческую активность и что в свою очередь формирует отношение к творческой деятельности в процессе проектирования.
Структуру мы определили, как систему компонентов: мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого.
Художественно-проектную деятельность мы определили, как творческую деятельность, которая направлена на преобразование окружающей предметно-пространственной среды путем создания качественно новых художественных моделей и объектов предметно¬пространственной среды, культурных образцов и субъективно или объективно значимых ценностей.
В проведенном исследовании были выявлены, теоретически обоснованы и практически подтверждены методы развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
В качестве решения проблемы развития творческой активности студентов дизайнеров, нами был выявлен новый методический подход, разработка метафорических ассоциативных карт.
В целях подтверждения гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент со студентами-дизайнерами Казанского Федерального Университета. Для определения развития творческой активности студентов мы выявили критерии с помощью которых провели исследование двух групп. Статистические данные показали, что в экспериментальной и контрольной группе динамика развития творческой примерно одинаковая.
Таким образом, используя метафорические ассоциативные карты в процессе художественно-проектной деятельности, благодаря собственным творческим ассоциациям, студенты создали запоминающиеся разнообразные и интересные, оригинальные эскизы.
С целью проверки эффективности нами был проведен контрольный этап эксперимента. Было осуществлено сравнение уровней развития творческой активности студентов до и после эксперимента.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что реализация метода метафорических ассоциативных карт дает высокую достоверную эффективность.
Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, дают основание считать, что сформулированная гипотеза исследования в целом подтвердилась, а задачи исследования решены.
Апробация и внедрение результатов исследования позволяют утверждать, что проведенное исследование имеет реальную научную, теоретическую и практическую значимость.
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил нам определить понятие «творческая активность» как личностная характеристика (совокупность свойств и качеств, присущее самой личности) и её направленность и готовность (внутренней и внешней) к осуществлению этой деятельности.
При уточнении определения мы руководствовались тем, что свойство нельзя сформировать, оно изначально присуще любому объекту как его характеристика. Качество же можно формировать и развивать так же, как и творческую активность.
Проанализировав аспекты творческой активности, мы сделали выводы, что основным звеном является потребность личности в овладении и приобретении новых знаний.
В свою очередь, важно, чтобы творческая активность переросла в личностное качество студента. Поэтому важно развивать у студентов творческую активность и что в свою очередь формирует отношение к творческой деятельности в процессе проектирования.
Структуру мы определили, как систему компонентов: мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого.
Художественно-проектную деятельность мы определили, как творческую деятельность, которая направлена на преобразование окружающей предметно-пространственной среды путем создания качественно новых художественных моделей и объектов предметно¬пространственной среды, культурных образцов и субъективно или объективно значимых ценностей.
В проведенном исследовании были выявлены, теоретически обоснованы и практически подтверждены методы развития творческой активности студентов-дизайнеров в художественно-проектной деятельности.
В качестве решения проблемы развития творческой активности студентов дизайнеров, нами был выявлен новый методический подход, разработка метафорических ассоциативных карт.
В целях подтверждения гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент со студентами-дизайнерами Казанского Федерального Университета. Для определения развития творческой активности студентов мы выявили критерии с помощью которых провели исследование двух групп. Статистические данные показали, что в экспериментальной и контрольной группе динамика развития творческой примерно одинаковая.
Таким образом, используя метафорические ассоциативные карты в процессе художественно-проектной деятельности, благодаря собственным творческим ассоциациям, студенты создали запоминающиеся разнообразные и интересные, оригинальные эскизы.
С целью проверки эффективности нами был проведен контрольный этап эксперимента. Было осуществлено сравнение уровней развития творческой активности студентов до и после эксперимента.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что реализация метода метафорических ассоциативных карт дает высокую достоверную эффективность.
Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, дают основание считать, что сформулированная гипотеза исследования в целом подтвердилась, а задачи исследования решены.
Апробация и внедрение результатов исследования позволяют утверждать, что проведенное исследование имеет реальную научную, теоретическую и практическую значимость.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческой активности студентов средствами конкурсной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Декоративное искусство как средство развития творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016



