Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты развития навыков проектно-художественной деятельности личности средствами декоративно-прикладного искусства
1.1. Профессиональные компетенции студентов-дизайнеров: структурно-функциональный анализ 14
1.2. Декоративно-прикладное искусство как эффективное средство
развития навыков проектно-художественной деятельности студентов 25
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Практическая реализация процесса развития навыков проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров
2.1. Содержание процесса изучения технологии кружевоплетения в
образовательном процесс 41
2.2. Диагностический инструментарий определения результативности
изучения технологии кружевоплетения и развития навыков проектно-художественной деятельности 58
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров средствами декоративно-прикладного искусства (на примере кружевоплетения) 68
Выводы по главе 2 74
Заключение 76
Список литературы 78
Приложение 83
Актуальность исследования.На сегодняшний день педагогическая наука активно ищет эффективные пути совершенствования подготовки профессиональных кадров. Конкурентоспособность молодого дизайнера во многом зависит от качества его профессиональной подготовки, то есть объема художественных и технических знаний, умений и навыков в области его будущей профессиональной деятельности. Поэтому важнейшей задачей образовательного учреждения является внедрение таких методик обучения дизайнеров, которые были бы направлены на преобразование и расширение новых экспериментальных программ обучения специальным дисциплинам, усиление практической направленности обучения с акцентом на практических знаниях и практических навыках, который поможет выпускнику быстро адаптироваться в условиях современного производства.
В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) к подготовке выпускника вуза современному обществу требуется эффективная система формирования и развития высокопрофессиональных специалистов, которые способны быстро адаптироваться на рынке труда и готовы к непрерывной самообразовательной деятельности и профессиональному творчеству [45].
Отметим, что с развития индустриализации и производства все больше появляется необходимость в людях, специализирующихся на проектно-художественной деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «Дизайн» (квалификация «бакалавр») дизайнеру необходимо обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.
Проведенный нами обзор состояния проектной и художественной деятельности и ее изученности, свидетельствует о недостаточной исследованности в контексте декоративно-прикладного искусства.
Как показывает практика, развитию проектно-художественной деятельности студентов дизайнеров средствами декоративно-прикладного искусства, уделяется недостаточное внимание, а сама работа в данном направлении проводится поверхностно и не систематически, что связано с отсутствием целостного представления о сущности, структуре проектно-художественной деятельности в декоративно-прикладном искусстве, неразработанностью педагогических условий его развития у студентов- дизайнеров.
Изучение закономерностей развития навыков проектно¬художественных деятельности студентов имеет большое значение в процессе обучения дизайну и народным промыслам и приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность. Между тем, декоративно-прикладное искусство многогранно и на данный момент обладает достаточным спектром неизученных проявлений, способных принести пользу для научных исследований и педагогической практики.
Степень изученности проблемы:
Поиск путей развития эффективности обучения студентов является одной из актуальных проблем профессиональной педагогики и педагогической психологии, изучением которых занимались: З. А. Агеева, Г. И. Акинщикова, А. А. Вербицкий, М. Д. Дворяшина, В. В. Ильин, Т. Н. Кулагина, В. Л. Марищук, М.Н. Скаткин, В.Д. Щепин и другие.
Исследованиями в области проектной культуры в целом и проектной деятельности в частности занимались:А.Г. Асмолов, П.Р. Атутов, В. E. Барышева, О. В. Каукина, М. М. Мирзоева, С. Г. Пищев, М. А. Репринцев, А. В. Сазанова, В. Г. Хотунцев, Д. И. Чечель и другие.
Внимание многих исследователей привлекла проектная деятельность студентов: А.Г. Дорошенко, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, А.Н. Ростовцев, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.,касающиеся этапов процесса проектирования и оценивания проектов.
Вопросами приобщения к традиционной культуре этноса занимались Т.И. Бакланова, Е.П. Белозерцева, M.B. Богуславский, И.Ф. Гончарова, М.С.Жирова, А.В. Нестеренко, В.Т. Пряникова, Т.Я. Шпикалова др.
Роль народных традиций в развитии личности обозначена в трудах выдающихся русских мыслителей, педагогов - Н.А. Бердяева, П.П.Блонского, Г.Н. Волкова, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, В.Н. Шацкой и др.
Декоративно-прикладному искусству посвящены работы Е.Артемьевой, А.А. Доценко, И.В. Итальянцевой, Л.Х. Кадыйровой, Е.А.Лапшиной, О.С. Поповой, Р. И. Салаховой, Е.В. Хайрулиной и т.д.
Технология кружевоплетения изучена и описана в книгах и пособиях.-В. А. Барадулиной, И.Е. Белозёровой, Л.И. Блиновой, И. А. Власовой, Е.И.Касаткиной, О. Ф. Кирилловой, Е. И. Кршижановской, О. В. Лисенковой, Р.В. Лукашевой, И.А. Лыковой,М.Ч. Медковой,Ю. Наумовой, А.П.Обрезковой и других.
Несмотря на наличие исследований, посвященных вопросам проектно-художественной деятельности, приобщению к декоративно-прикладному искусству, а также практико-ориентированных пособий по освоению навыков плетения кружева, среди них нет работ, раскрывающих влияние кружевоплетения на развитие навыков проектно-художественной деятельности студентов. Хочется отметить, что ныртинское кружевоплетение, не являясь популярным в настоящее время, имело достаточное распространение в Казанской губернии в XIX веке и даже имело школу кружевного производства [29, с. 9].Данный феномен позволяет предположить, что этот вид декоративно-прикладного искусства может быть применен в исследовании как средство развития навыков проектно-художественной деятельности. В этом аспекте выбранный ракурс диссертации демонстрирует еще один срез актуальности работы и формулирует его проблему, чтобы определить какое влияние
ныртинскоекружевоплетениеоказывает на художественных навыков студентов-дизайнеров.
Выбор темы исследования обусловлен следующими противоречиями:
- между объективной необходимостью развития проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров в системе высшего образования и отсутствия теоретико-методологических подходов к решению данной проблемы средствами декоративно-прикладного искусства;
- между культурологическим потенциалом предмета проектно-художественной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства и недостаточной разработки ее реализации в системе дизайнерского образования;
- между объективной потребностью развития навыков проектно-художественной деятельности у студентов-дизайнеров и отсутствием технологий, форм, методов обучения в рамках декоративно-прикладного искусства.
- между наличием широкого круга методов обучения техникам декоративно-прикладного искусства и отсутствием методов, форм, технологий, направленных на развитие проектно-художественной деятельности в комплексе историко-культурной характеристики, особенностей и традиций бытования промыслов в естественной среде.
Объектом исследования выступает процесс развития навыков проектно-художественной деятельности студентов - дизайнеров.
Предмет исследования -развитие навыков проектно-художественной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства (на примере ныртинского кружевоплетения).
Цель данного исследования: изучить возможности декоративно-прикладного искусства в развитии навыков проектно-художественной деятельности, разработать и экспериментально проверить методические рекомендации по ныртинскому кружевоплетению.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования выдвигается следующая гипотеза исследования.
Развитие навыков проектно-художественной деятельности в процессе изучения декоративно-прикладного искусства (кружевоплетения),будет эффективно, если:
- раскрыть и использовать педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства, как эффективное средство развития навыков проектно-художественной деятельности;
- разработать методические рекомендации по кружевоплетению в аспекте развития навыков проектно-художественной деятельности;
- определить диагностический инструментарий по проведению мониторинга развития навыков проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии кружевоплетения (ныртинского).
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить навыки проектно-художественной деятельности в контексте профессиональных компетенции студентов-дизайнеров.
2. Проанализировать теоретические основы развития навыков проектно-художественной деятельности средствами декоративно¬прикладного искусства.
3. Разработать методические рекомендации по ныртинскому кружевоплетению адаптированные на развитие навыков проектно-художественной деятельности в процессе изучения технологии кружевоплетения.
4. Теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность развития у студентов-дизайнеров навыков проектно-художественной деятельности средствами декоративно¬прикладного искусства.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют:
- основные положения психолого-педагогической теории деятельности: JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев,СЛ. Рубинштейн и др;
- теории компетентностного подхода в образовании: В. Д. Байденко, Э. Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, A.B. Хуторской и др.;
- теории формирования профессиональных компетенций дизайнеров: И.Р. Абсалямова, Ю.М. Бундина, Т.А. Еременко, В.Ю. Сапугольцев, A.B. Соловьева и другие;
- теоретические положения исследований ведущих ученых-педагогов в области образования на материале национально-культурных традиций: И.Л. Зарецкая, Б М. Ижанов, Т.С. Комарова, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская, Л.Н. Романова, М.В. Соколов, И.А. Стар, Л.Н. Устененко, A.C. Хворостов, ТЛ. Шпикалова и др.
Методы исследования.
Из числа теоретических методов в работе были использованы: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы, синтез данных из различных областей наук, моделирование.
Эмпирические методы, реализованные в процессе эксперимента,включали создание педагогических ситуаций, наблюдение, анкетирование, анализ полученных результатов, их математическую обработку и графическую интерпретацию, также педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Анализ полученных в ходе исследования результатов проводился с использованием методов статистической обработки данных и с их последующей психолого-педагогической интерпретацией.
Этапы исследования.Последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
Первый (подготовительный) этап (2017 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка концепции и структуры магистерской диссертации.
Второй (основной) этап (2017-2018 г.) - разработка методических рекомендаций по развитию навыков проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров средствами декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение) и содержания опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий (заключительный) этап (2018 г.) - завершение работы над разработкой методических рекомендаций и опытно-экспериментальной частью исследования, оформление текста магистерской диссертации, подготовка автореферата.
Научная новизна исследования состоит в:
- выявлении и раскрытие аксиологического потенциала декоративно-прикладного искусства в процессе обучения и воспитания студентов;
-определении педагогических условий развития навыков проектно-художественной деятельности у студентов-дизайнеров средствами декоративно-прикладного искусства: осуществление ценностной направленности учебно-творческого материала в рамках изучения основ кружевоплетения в процессе теоретического и практического обучения;
-разработке и апробации методических рекомендаций «Ныртинское кружевоплетение», адаптированных на развитие навыков проектно-художественной деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в становление учебно-воспитательного процесса с учетом профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, а также возможностью использования ее результатов в целях обогащения теории и практики развития: обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия могут стать дополнительным источником научного обоснования современных инновационных теоретических и процессуально-технологических поисков в области развития студентов-дизайнеров. Также отметим, что новый взгляд на возможности реализации педагогического потенциала народных художественных промыслов в ценностно-ориентированном воспитании расширяет представления исследователей данной проблемы и служит основанием для исследования других ее малоизученных аспектов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций «Ныртинское кружевоплетение»
адаптированных на развитие и мониторинг навыков проектно¬художественной деятельности студентов-дизайнеров в процессе освоения технологии кружевоплетения. Отметим, что использование содержащихся в исследовании теоретических положений и выводов позволяет совершенствовать профессиональные компетентности студентов-дизайнеров и повышать эффективность формирования навыков проектно¬художественной деятельности.
Материалы исследования могут быть полезны для руководителей и педагогов высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования, включены в содержание подготовки будущих специалистов в высшей школе, в процессе повышения квалификации преподавателей, а также при разработке учебных и методических пособий.
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций; разнообразием использованных источников;соответствием методов исследования его целям и задачам, также апробацией важнейших идей.
Апробация и внедрение результатов:
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений автора на:
- Международной научно-практической конференции «История кружева-история страны» (Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 3 ноября 2016 г.);
- Итоговой студенческой конференции Казанского федерального университета (7 апреля 2017 г.);
- VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» в рамках Международного саммита языков и культур (Казань, 20 октября 2017).
Апробирование основных положений исследования осуществлялось посредством публикаций:
1. Салахова Р. И., Бурганова А. Ф. Роль студенческой творческой мастерской tatar -з!у1еифмккфу в сохранении и возрождении ремесел и народных промыслов//Традиционная культура народов Поволжья: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч. Ч. 1 (А-К). - Казань: Ихлас, 2016. - С. 110-115.
2. Бурганова А. Ф. История, развитие и сохранение ныртинского кружевного промысла Казанской губернии XIX века// История кружева - история страны: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Москва: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2017. - С. 79-87.
3. Силуянычев А.М., Бурганова А.Ф. Теоретические основы формирования проектной культуры студентов-дизайнеров средствами декоративно-прикладного искусства// Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. -С. 533-538.
В основу методических рекомендаций «Ныртинское кружевоплетение» положен процесс проектно-художественной деятельности над дизайн- проектом коллекции одежды с применением ныртинского кружевоплетения «Мелодия края». Результативность проектно-художественной деятельности над дизайн-проектом апробирована на выставках и конкурсах различного уровня:
2016 год.
1. Казанский открытый межвузовский фестиваль «День первокурсника 2016». Театральное и оригинальное направление (выход коллекции «Мелодия края») - Серебряный лауреат.
2. XI Международный конкурс молодых дизайнеров «Арбуз». (Поволжский государственный университет сервиса Г. Тольяти) - Очный этап. Финальный показ коллекций.
3. Приволжский студенческий фестиваль народного творчества «Национальное достояние» (Казанский федеральный университет) - Лауреат II степени.
4. II международная выставка-конкурс художественного творчества «Пропилеи искусства» (Казанский государственный институт культуры) - Лауреат III степени. 2017 год.
1. Всероссийский студенческий фестиваль-конкурс «Наследие великих мастеров» (Чеченская республика, г. Грозный) - Лауреат I степени.
2. Межрегиональный конкурс молодых дизайнеров «Этнодар» (г. Казань) - участник финального показа.
3. Городской конкурс «Сам себе модельер» (г. Казань) - Лауреат I степени.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены объект и предмет исследования, его цели и задачи, методологические основы и методы, раскрыта научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Историко-теоретические аспекты развития навыков проектно-художественной деятельности личности средствами декоративно-прикладного искусства» проанализирована сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования; представлены концептуальные положения педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в развитии навыков проектно-художественной деятельности в вузе; раскрыта история становления и развития ныртинского кружевоплетения и его влияние на развитие навыков проектно¬художественной деятельности студентов-дизайнеров.
Во второй главе «Практическая реализация процесса развития навыков проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров» представлены и экспериментально проверены методические рекомендации по развитию навыков проектно-художественной деятельности студентов- дизайнеров.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования
В результате исследования были решены поставленные задачи и сделан вывод, что проведенный эксперимент по развитию навыков проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров подтвердил гипотезу исследования и доказал эффективность такого развития.Тем самым, они могут послужить теоретической основой для дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций «Ныртинское кружевоплетение» адаптированного на развитие и мониторинг навыков проектно¬художественной деятельности студентов-дизайнеров в процессе освоения технологии кружевоплетения. Отметим также, что использование содержащихся в исследовании теоретических положений и выводов позволяет совершенствовать профессиональные компетентности студентов- дизайнеров и повышать эффективность формирования навыков проектно¬художественной деятельности.
В ходе исследования удалось раскрыть и использовать педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства, как средства развития навыков проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров. Была изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме развития и диагностики профессиональных компетенций студентов-дизайнеров и навыков проектно-художественной деятельности, выявлено влияние декоративно-прикладного искусства на их развитие. Раскрыто значение декоративно-прикладного искусства для развития навыков проектно-художественной деятельности.Изучены история развития и технология ныртинского кружевоплетения.
Адаптированные методические рекомендации «Ныртинское кружевоплетение» и разработанный диагностический инструментарий по проведению мониторинга развития навыков проектно-художественной деятельности студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии кружевоплетения были применены в опытно-экспериментальной работе.
Результат эксперимента определился на его контрольном этапе, который выявил, что в ходе формирующего этапа у студентов-дизайнеров повысились знания и навыки в области проектно-художественной деятельности. Показатели экспериментальной группы студентов-дизайнеров намного улучшились, благодаря овладению технологией ныртинского кружевоплетения и проектно-художественной деятельности в процессе обучения.
Таким образом, можно говорить о том, что ныртинское кружевоплетение как вид декоративно-прикладного искусства эффективно для развития навыков проектно-художественной деятельности, так как при создании проекта изделий кружевоплетения соблюдаются все этапы и критерии оценки проектно-художественной деятельности.
1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных помыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1997. - 312 с.
2. Байденко В.В. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования госвпо нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
3. Белогорская Р., Ефимова Л. Русская вышивка и кружево. - М., 1982. - 272 с.
4. Белозёрова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево. Школа плетения на коклюшках. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 334 с.
5. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья.
- Йошкар-Ола, 1974. - 189с.
6. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. - 295 с.
7. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2002.- 104с.
8. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана 1920¬е - 1990-х годов Монография Издательство «Фон» Казань, 1995. -190 с.
9. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Декоративное искусство Татарстана, 1920-е - начало 1990 годов, Казань: Фэн, 1995. -188с.
10. Воробьёв Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань: Госмузей РТ, 1957. - 27 с.
11. Давыдова С. А. Русское кружево. - С-Петербург: Г.У.З. и З. Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики, 1909. — 51 с.
12. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб, 1890.
- 51 с.
13. История кружева - история страны: Сборник статей
Международной научно-практической конференции. - Москва: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2017.
- 200 с.
14. Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 564 с.
15.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 3е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.
16. Исакова К.В. Плетение кружев. М., 1960. - 86 с.
17. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов арх. И дизайн. спец. 4-е изд., стереотип. М., 2008. - 224 с.
18. Коновалова А. В. О формировании профессиональной компетенции дизайнеров в профильном вузе /А.В. Коновалова//Вестник ОГУ - 2011. - №9. - С. 82-87.
19. Косолапов В.Н. Кустарные промыслы Казанской губернии. Казань, 1905. - 24 с.
20. Котов В.М., Лобко А.Г. Народные умельцы // Твоя профессия. 1983. №10. - 10-83 с.
21. Кришталь Н. М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров / Н.М. Кришталь// Обучение. - 2010. - №7. - С. 4-10.
22. Кучерова А. В. Формирование проектно-художественных
способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна//ОНВ. 2009. №2 (76). [Электронный ресурс]иВТ:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektno-hudozhestvennyh- sposobnostey-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-na-zanyatiyah-po-osnovam- dizayna(дата обращения: 21.09.2017).
23. Ломакина О. Н. Этапы проектирования деятельности/О. Ломакина // Высшее образование в России: науч. педагог. журнал. / М-во образования Рос. Федерации. - 2003. - № 3. - С. 127-130.
24. Лукашева Р. Русское кружево. - М.: АСТ-Пресс, 1998. - 144 с.
25. Лукашева Р. Стильные штучки из кружева. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 144 с.
26. Народные художественные промыслы / Под ред. О.С.Поповой. М.: Легкая промышленность, 1984. - 80с.
27. Николаева А. Н. Технологии формирования досуговой культуры
современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества: монография, Казань: Изд-во Казанского государственного
университета культуры и искусств, 2015. - 180с.
28. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 72 с.
29.Обрезкова А. П. История развития Кружевоплетения в Казанской губернии (XIX- ХХвв.) / А. П. Обрезкова. - Казань: Астория, 2006. - 26 с.
30. Обрезкова А.П. Кружение кружева: мировые и региональные традиции в развитии кружевоплетения. //Сохранение и развитие народных художественных промыслов в едином культурно-образовательном пространстве. Материалы докладов и выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань: 2013.- 303 с.
31. Обрезкова А.П. Ныртинское плетеное кружево. - Казань: Унипресс. 2002 - 24с.
32. Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: 2007. - 276 с.
33. Основы художественного ремесла / Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1978. С. 65-94.
34. Работнова И.П. Русское народное кружево. М.: 1956. - 110 с.
35. Репринцев М. А. Потенциал проектной деятельности в
профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №4. [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/potentsial-proektnoy-deyatelnosti-v-
professionalnom-obrazovanii-dizaynerov-kompetentnostnyy-podhod (дата
обращения: 22.01.2018).
36. СеменовП.П., Семенов В.П.Полное географическое описание нашего Отечества. Том 6. Среднее и Нижнее Поволжье, и Заволжье. - СПБ: 1901. - 252 с.
37. Смирнова М.А. Метод проектов как одна из приоритетных технологий подготовки специалистов в условиях модернизации высшего образования/ М. А. Смирнова// Наука, образование, общество. - 2006. - С.
38. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия. - 1989. - 1630 с.
39. Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. (Казанская губерния). Казань, 1912. - 99с.
40. Тарасова О. П. Формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / О. П. Тарасова, М. М. Яньшина// Вестник Оренбургского государственного университета - 2014. - №5 (166). - С. 210-215.
41. Татарская энциклопедия. Том 3 К-Л главный редактор М.Х.Хасанов Казань: Институт татарской энциклопедии. 2006.- 663 с.
42. Терентьева Е.И. Русское кружево. СПб: 2005. - 159 с.
43. Тимофеева Е.К. К вопросу сохранения традиций декоративно-прикладного творчества в начале XXI века (на примере Рыбнослободской и Ныртинской традиции кружевоплетения) //Сохранение и развитие народных художественных промыслов в едином культурно-образовательном пространстве. Материалы докладов и выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань: 2013. - 303 с.
44. Токсубаева Л. С. Русское народное искусство Казанского Поволжья XIX-XX веков: деревянная домовая резьба, вышивка, браное ткачество, кружево / Л.С. Токсубаева; отв. за выпуск А. К. Смирнов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2014. - 140 с.
45. Усатая Т. В. Развитие художественно-проектной деятельности в
процессе профессиональной подготовки студентов университета: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Магнитогорск, 2004. - 162 c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/razvitie-
hudozhestvenno-proektnoj-dejatelnosti-v-processe-professionalnoj.html (дата
обращения: 22.01.2017).
46. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л.: Учпедгиз, 1983. С. 67-78.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 -Дизайн (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm780-1.pdf(дата обращения: 25.10.2016).
48. Хасанов М.Х. (гл. ред.) Населенные пункты республики Татарстан. Краткий справочник. Казань: Институт Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан, 1997. - 390 с.
49. Чаббаров Р. Х. Формирование профессиональных компетенций
студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Екатеринбург, 2012. - 184 с. [Электронный есурс]. - Режим доступа: http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-professionalnyh- kompetentsiy-studentov-dizaynerov-sredstvami-narodnogo-dekorativno- prikladnogo-iskusstva(дата обращения: 22.05.2016).
50. Шихваргер Ю. Г. Роль метода проектов в обучении студентов// Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Новосибирск, - 2005. -173 с.