Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты исследования мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте 8
1.3 Методы диагностического исследования 12
Глава 2. Эмпирическое изучение формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности 18
2.1 Общая характеристика методов выборки 19
2.2 Анализ результатов исследования по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 21
Заключение 28
Список литературы 31
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе начального общего образования.
Проблемы мотивации относятся к важным психолого-педагогическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной науке хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики
К проблеме формирования у младших школьников устойчивой мотивации учебной деятельности обращались многие признанные ученые, такие как М.А. Данилов, А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.А. Сухомлинский.
Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены также в работах психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Карпова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д Шадрикова, П.М. Якобсона. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, К. Томашевский, Х. Хекхаузен.
Изучение научной литературы, наблюдение за образовательным процессом, позволили нам сформулировать гипотезу исследования, согласно которой уровень мотивации и уровень успеваемости связаны, чем выше уровень мотивации, тем лучше уровень успеваемости.
Цель исследования – провести диагностику мотивационной сферы в учебной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования устойчивой мотивации младших школьников.
Предмет исследования –диагностика мотивационной сферы в учебной деятельности
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие учебной мотивация в психолого-педагогической литературе;
- охарактеризовать особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте;
- изучить методы диагностического исследования;
- изучить уровень сформированности мотивации к учебной деятельности у младших школьников;
- обработать и интерпретировать результаты исследования
Для достижения целей и реализации задач исследования применялся комплекс научных методов. Теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования для определения понятийного аппарата исследования; анализ школьной документации и результатов педагогического эксперимента для подтверждения научных основ исследования. Эмпирические методы:
- Методика «Определение мотивов учения» (Н. Гинзбург).
- Методика «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку». (Е. Ильин, Н. Курдюкова).
- Методика «Выявление мотивации учения (по В. Кириленко).
Опытно-экспериментальная база исследования – ГБОУ СОШ №1726 (2) ЗАО г. Москвы.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подведем общий итог по теме исследования. В процессе рассмотрения актуальных задач были сделаны соответствующие выводы. Проблема развития положительной учебной мотивации к учебной деятельности в настоящее время является актуальной. Мотивация является более широким понятием, чем мотив и определяется как: система факторов, которые детерминируют поведение (мотивы, цели, интересы и др.); как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Мотивация учения – частный вид мотивации, который включен в деятельность учения, учебную деятельность. Мотив учения – это все факторы, обусловливающие и направляющие учебную активность, т.е. побудительная причина учебной деятельности.
Учебная деятельность всегда полимотивирована: ее побуждают, направляют и придают ей смысл различные мотивы. Она определяется в зависимости от содержательных и динамических характеристик.
Мотивы, действующие в системе обучения, можно классифицировать по видам (социальны и познавательные; внешние и внутренние; осознанные и неосознанные; реальные и мнимые; реально-действующие и «знаемые»), по уровням (социальные мотивы: широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества; познавательные мотивы: широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования).
На начальном этапе школьного обучения у младшего школьника доминируют социальные мотивы, которые обусловлены его новой социальной позицией. Познавательная мотивация тоже выражена и поддерживается широтой интересов младших школьников, однако, они еще недостаточной действенны, неустойчивы, ориентированы скорее на результат, а не на способы учебной работы.
Для формирования положительной мотивации к учению необходимо доминирование мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (учебно-познавательные мотивы) и широких социальных мотивов (мотивы долга и ответственности). Т.е. необходимо повышение в структуре мотивации младшего школьника удельного веса внутренней мотивации (собственное развитие в процессе учения, формирование системы личностных убеждений, установок).
Нами была выдвинута гипотеза исследования – предполагается, что уровень мотивации и уровень успеваемости связаны, чем выше уровень мотивации, тем лучше уровень успеваемости.
Данная гипотеза проверялась нами в ходе эмпирического исследования, которая проводилась на базе исследования – ГБОУ СОШ №1726 (2), ЗАО г. Москвы.
Из практического изложения результатов исследования делаем выводы, что у первоклассников преобладают внешние мотивы учения (мотивы социального значения) над внутренними. Можно сделать предположение, что в возрасте шести-семи лет внутренние неосознанные мотивы, осознание значения учения как вида деятельности наступает со временем, под воздействием различных внешних внутренних факторов самого ученика. У школьников 3 и 4 классов доля внутренних мотивов возросла, соответственно уменьшается доля внешних мотивов. Это свидетельствует о формировании ответственного отношения учащихся к собственной значимой деятельности.
Таким образом, из полученных результатов очевидны важность и необходимость формирования мотивационной системы учащихся, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития. Учитывая это, первоочередной задачей учебно-воспитательного процесса в начальной школе является преодоление негативного отношения учащихся к школьному обучению, формирование дальновидной цели учения, воспитания у младших школьников правильной организации самостоятельного овладения знаниями, умения замечать собственные учебные недостатки, применять познавательные способности и осознанно управлять своей учебной
Опираясь на реально существующие мотивы учения детей, учитель должен подбирать целесообразные и эффективные средства педагогического воздействия: продумывать, как лучше раскрыть учащимся теоретическое и практическое значение учебного материала, как осуществить индивидуальный подход к ученикам с положительным, безразличным и негативным отношением к учебной работе, как учесть трудности, которые могут случиться у тех или иных учащихся, и как их избежать, как обеспечить и сохранить эмоциональный контакт с учениками.
1. Актуальные проблемы психологии и педагогики [Текст]: сборник статей Международной научно-практической конференции, 10 сентября 2014 г. - Уфа: Аэтерна, 2016. - 109 с.
2. Александрова, Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / Э.И Александрова. - М.: Вита-Пресс, 2017. – 150 с.
3. Ахмедова А.М. Психология развития. М., 2016. - 344с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - Просвещение, 2016. — 256 с.
5. Бажук, О.В. Повышение мотивации к учебно-профессиональной деятельности школьников и студентов [Текст]: учебно-методическое пособие. - Тара: Полиграфический центр КАН, 2015. - 62 с/
6. Баньковская, Н. И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017.- №1. - С.26-29
7. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Начальная школа - 2015. - №5. - С. 26 - 31.
8. Виндекер, О.С. Психология мотивационных различий [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 "Психология" / О. С. Виндекер. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017. – 62 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, Эксмо, 2016. - 1136 стр.
10. Гасанова П.Г. Индивидуально-психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной мотивации учения ВАК - «Известия ДГПУ» 2017. – с. 29-32
11. Горенков, Е.М. Инновационный потенциал субъектов образовательного процесса как целостная социально-педагогическая система. - Москва; Астрахань: КНОРУС, 2016. – 241 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 2018. – С. 68.
13. Елькина, О.Ю. Новый учитель для новой школы [Текст]. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 416 с.
14. Емельянова, Л.А. Возрастная педагогика [Текст]: учебное пособие. - Тюмень: Изд. Тюменского гос. унив - та, 2017. - 132 с
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс,2016. – 480 с.
16. Ключко, О.И. Педагогическая психология [Текст]. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 322 с.
17. Корбут Л. В., Поленина С. В. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М.: ИЦ-Гарант, 2016. – С.225.
18. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. М., 2017. - №2. - с.102–109.
19. Кухтерина, Г.В. Психолого - педагогическая диагностика младших школьников [Текст]. - Тюмень: Изд. Тюменского гос. универ-та, 2017. - 180 с.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2018. – С.225.
21. Листик, Е.М. Мотивация в управлении [Текст]: [учебно-методическое пособие] / Е. М. Листик. - Москва: Экон-информ, 2014. - 298 с.
22. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст]: / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2017. - 399 с
23. Межличностный диалог в учебном процессе как технология развития мотивационно-смысловой сферы младших школьников [Текст]: учебное пособие / Абакумова И. В., Лукьяненко М. А., Белова Е. В., Коленова А. С. - Москва: Кредо, 2016. - 39 с.
24. Образование. Технология. Сервис [Текст]: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Новосибирск, 22-25 апреля 2014 г.). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 234 с
25. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2016.- 324 c.
26. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников [Текст]: учебное пособие / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 91 с.
27. Шляпникова,О.А. Мотивация образовательной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психология / О. А. Шляпникова. - Ярославль: ЯрГУ, 2017. - 122 с.