Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЗООЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Работа №47218

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
863
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 8
1.1. Раскрытие понятия «исследовательская деятельность учащихся» 8
1.2. Исследовательские умения как базовые компоненты становления
личности школьника 12
ГЛАВА 2. МЕСТО ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЗООЛОГИИ В
СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
2.1. Практическая работа по зоологии как фактор развития
исследовательских умений у учащихся 17
2.2. Классификации практических работ 25
2.3. Роль и основные функции практических работ по зоологии 29
ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ ПО ЗООЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СОШ 35
3.1. Методические разработки учебных занятий по зоологии с
использованием практических работ 35
3.2. Влияние практических работ по зоологии на степень
сформированности исследовательских умений учащихся 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современное состояние школьной системы образования в настоящее время не соответствует запросам и потребностям общества. Школа, активно решая задачи обновления системы образования, испытывает потребности включения в повседневную практику исследовательскую деятельность. Одной из основных задач школьного образования является достижение такого уровня образования школьников, который был бы достаточен для развития самостоятельного исследовательского потенциала. Ряд ученых считает, что овладение обучающимися методами исследовательской деятельности показывает высокий уровень их образованности.
На сегодняшний день особенно актуальна проблема развития исследовательских умений и навыков для учащихся школ, поскольку именно в этом периоде идет формирование такого мышления, которое обеспечивало бы систематическое усвоение предметных знаний, а также происходит развитие научного мировоззрения [Кроо, 2013].
Исследовательская работа является относительно новым видом деятельности в школьной практике, призванная формировать компетенции, направленные на развитие творческих способностей учащихся и их дальнейшего самоопределения [Кравцова, 2014].
Под «исследовательской деятельностью» понимается такая деятельность учащихся, которая предусматривает решение исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Она предусматривает разработку основных этапов научной работы, которые складываются из постановки проблемы, изучения теоретических вопросов, связанных с выбранной темой исследования, подборки методик исследования и практического овладения ими, а так¬же анализа и обобщения полученных результатов, формулировки основных выводов и положений.
По мнению А.В. Леонтовича под исследовательской деятельностью понимают такую деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и которая предполагает присутствие этапов, характерных для любого научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретических вопросов, связанных с исследованием, подбор методов исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [Миронов, 2009].
По мнению А.С. Обухова исследовательская деятельность представляет собой творческий процесс, в котором активно принимают участие два субъекта (личности) по поиску решения неизвестного. Результатом такого совместного взаимодействия является формирование научного мировоззрения и развитие культурных ценностей учащихся [Обухов, 2001].
В большинстве современных школ учащиеся получают знания, как правило, в готовом виде, которые не требуют дополнительных поисковых усилий. Учащиеся не затрагивают много усилий на самостоятельный поиск необходимой информации и добывания знаний. Поэтому одним из важных условий повышения эффективности образовательного процесса в школе является, на наш взгляд, организация исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента - исследовательских умений. Последние призваны развивать у обучающихся логическое мышление и создавать внутренний мотив к учебной деятельности.
Исследовательские умения, как правило, развиваются не только во время урочной деятельности, а в большинстве случаев во внеклассной работе, которая позволяет учащимся больше интересоваться тем или иным предметом, не ограничивая себя образовательной программой. Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся имеют возможность больше реализовать себя, применить имеющиеся знания и опыт в новых условиях и продемонстрировать свою компетентность.
Биология как наука имеет большие возможности для развития исследовательских умений учащихся. Она базируется на практическом закреплении теоретических знаний. Составной частью практически каждого раздела этой 3
науки (ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, генетики, вирусологии, микробиологии, экологии и др.) являются практические и лабораторные работы, которые, по мнению Мулдашовой С.В., способны развить исследовательскую составляющую школьников, которая включает умение наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, сопоставлять научные факты, подтверждать научные гипотезы экспериментальным путем [Мулдашова, 2014].
Широкими возможностями для развития навыков исследовательской работы среди учащихся обладает школьный курс биологии (раздела зоологии), т.к. основной его спецификой является исследовательский характер со-держания. Одним из основных моментов изучения данного курса в школе должны быть практические занятия с использованием натуральных животных объектов. Наиболее часто при изучении биологических объектов реализуются такие методы, как наблюдение, постановка опытов и экспериментов. И поэтому зоологические исследования дают большую возможность для развития познавательной и творческой деятельности, а также исследовательских умений.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей формирования исследовательских умений у учащихся среднего звена как универсального способа получения новых знаний при изучении раздела «Животные» путем проведения практических работ.
Объектом исследования является процесс обучения биологии в средней общеобразовательной школе, предметом исследования - формирование исследовательских умений у учащихся среднего звена посредством использования практических работ по зоологии.
В соответствии с поставленной целью была выдвинута рабочая гипотеза: если в процесс общеобразовательной школы при изучении раздела «Животные» внедрить лабораторно-практические занятия, то такое преподавание может обеспечить развитие у учащихся исследовательских умений, будет способствовать глубокому усвоению знаний, а значит повышению качества образования.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «исследовательская деятельность уча-щихся».
2. Рассмотреть сущность и классификацию исследовательских умений.
3. Рассмотреть практическую работу по зоологии как фактор развития исследовательских умений у учащихся.
4. Разработать комплекс практических работ по зоологии с целью совершенствования исследовательских умений учащихся среднего звена СОШ.
5. Определить эффективность разработанной модели обучения биологии.
Методологической основой данного исследования послужили теоретические положения о формировании и развитии личности, принципы связи теории и практики, активности и самостоятельности в процессе обучения, а также современные тенденции развития биологического образования.
В ходе работы были использованы методы исследования, такие как:
1. Анализ педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование учащихся.
4. Педагогический эксперимент.
5. Обработка и анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ школа № 9 г. Елабуги Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Испытуемыми являлись учащиеся седьмых классов. Общее количество респондентов исследования составляло 50 школьников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использован¬ной литературы и приложения. Изложена на 64 страницах. Библиографический список включает 31 источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время исследовательская деятельность является относительно новым видом деятельности в школьной практике, основная задача которой сводится к формированию компетенций, направленных на развитие творческих способностей учащихся и их дальнейшего самоопределения.
Исследовательская деятельность представляет собой творческий процесс, в котором активно принимают участие два субъекта (учитель и ученик) по поиску решения неизвестного. Результатом такого совместного взаимодействия является формирование научного мировоззрения и развитие культурных ценностей учащихся.
В результате анализа литературы были определены основные критерии и уровни исследовательской деятельности у учащихся. Критериями сформированности исследовательской деятельности являются следующие умения: видеть проблему; выдвигать гипотезы и формулировать вопросы; делать правильные выводы; доказывать и защищать свои идеи. По уровням сформированности исследовательской деятельности (высокий, средний, низкий) можно проводить наблюдения за развитием учащихся.
Широкими возможностями для развития навыков исследовательской деятельности среди учащихся обладает школьный курс биологии, т.к. основ-ной его спецификой является исследовательский характер содержания. Формирование исследовательских умений и навыков в большей степени происходит при выполнении практических работ, которым уделяется особое внимание в ходе изучения биологии.
Нами было проведена экспериментальная работа по разработке модели сформированности и последующей проверки исследовательских умений учащихся по зоологии. Исследования проводились на базе СОШ №9 г. Ела-буги, в которых приняли участие 50 школьников из 7-х классов. Экспериментальная часть работы состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В ходе работы по разработке и апробации системы практических занятий по зоологии нами были получены следующие результаты:
1. На этапе констатирующего эксперимента учащиеся экспериментальной и контрольной групп показали практически одинаковый уровень сформированности исследовательских умений (40,4% и 36,3% соответственно). В экспериментальной группе большинство испытуемых имели низкий и средний уровень сформированности исследовательских умений и только 28,0% учащихся показали достаточно высоких уровень владения исследовательской деятельностью. Практически аналогичная картина наблюдалась среди испытуемых в контрольной группе: 40,0% детей показали средний уровень сформированности исследовательский умений, 36,0% - низкий и 24,0% - высокий.
2. Результаты диагностики исследовательских умений среди испытуемых экспериментальной и контрольных групп показали, что учащиеся проявляли малую активность в поиске решения поставленных задач (данная работа осуществлялась преимущественно с направляющей помощью учителя), испытывали затруднения в построении гипотез, а также вызывали затруднения те ситуации, которые требовали подведение итогов и формулирование выводов. С другой стороны, испытуемые обоих групп показали достаточно высокий уровень в умении задавать вопросы, защищать свои интересы и находить нужную информацию в изучаемо материале.
Таким образом, анализ констатирующего этапа показал, что необходима формирующая работа по развитию исследовательских умений у школьников в процессе учебного процесса по биологии.
3. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что испытуемые экспериментальной группы значительно улучшили свои результаты. Вырос высокий уровень развития исследовательских умений с 28,0% до 44,0% (т.е. на 16,0%), а также вырос средний уровень (на 12%) развития исследовательских умений - с 32,0% до 44,0%. Процент детей с низким уровнем развития исследовательских умений снизился на 28,0%, т.е. с 40,0% до 12,0%.
У детей вырос уровень сформированности следующих исследователь-ских умений:
- выдвигать гипотезу - на 28,0%.
- давать определение основным понятиям - на 32,0%.
- находить в тексте необходимую информацию - на 8,0%.
- формулировать вопросы - на 4,0%.
- делать выводы и заключения - на 24,0%.
- защищать свои идеи - на 12,0%.
- видеть проблемы - на 24,0%.
Учащиеся стали более охотно выполнять задания на уроке, в том числе и проблемного характера, реже прибегать к помощи учителя, стали проявлять творческий интерес к исследовательской деятельности, а также появилось желание искать различные способы решения проблем. Испытуемые экспериментальной группы проявили способность анализировать, сравнивать, формулировать основные понятия.
В контрольной группе, как и на констатирующем этапе, среди учащихся доминирует средний уровень сформированности исследовательских умений (44,0%), при этом дети с высоким уровнем сформированности составили 32,0%, а с низким - 24,0%.
4. При сопоставлении результатов исследования констатирующего и контрольного этапов для экспериментальной и контрольной групп было вы-явлено значительное сокращение учащихся, показывающих низкий уровень исследовательских умений. Так количество учащихся экспериментальной группы с высоким и средним уровнем возросло, соответственно, на 16 и 12%. Таким образом, высокий и средний уровни стали доминирующими в равной степени, что однозначно указывает на положительную динамику в сформированности исследовательских умений в экспериментальной группе учащихся, прошедших формирующий этап с разработанными нами практическими занятиями.
При сравнении результатов контрольного и констатирующего этапов исследования для учащихся в контрольной группе мы выявили, что результаты также изменились, но по сравнению с экспериментальной группой незначительно, что говорит об отсутствии стойкой динамики в отношении развития исследовательских умений учащихся в этой группе.
Таким образом, можно заключить, что использование практических занятий при изучении биологии (раздела «Животные») позволяет решить задачи развития исследовательских умений школьников и овладения ими новыми способами добывания знаний. Главное - заинтересовать детей, вовлечь их в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен. Исследовательские умения являются одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса. Их формирование помогает учащимся лучше справляться с требованиями программы, развивает логическое мышление, создает внутренний мотив учебной деятельности в целом. Формирование исследовательских умений в конечном итоге будет способствовать развитию у учащихся исследовательской компетенции.



1. Богомолова Е.В. Научно-исследовательская деятельность школьника в свете концепции о непрерывном образовании // Обучение и воспитание: методики и практика, 2015. - №19. - С. 208-211.
2. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 44-50.
3. Бунькова Е.А., Евтюхина И.С. Лабораторные и практические работы
как форма обучения биологии // Студенческий форум: электрон. научн. жур-нал, 2018. -№2(23). - Режим доступа: URL:
https://nauchforum.ru/journal/stud/23/30479(дата обращения: 14.05.2018).
4. Гаврилина О. В. Основные компоненты структуры исследователь¬ских математических умений старшеклассников // Молодой ученый, 2012. - №12. - С. 34-39. - Режим доступа: URL:https://moluch.ru/archive/47/5944/(да¬та обращения: 13.05.2018).
5. Ерошкина И.В. Структура исследовательской деятельности учащихся основной школы в современном развивающем образовании [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России, 2012. - №3. - С. 128-133. - Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/v/struktura-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-v-sovremennom-razvivayuschem-obrazovanii(дата посещения: 13.05.2018).
6. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. - Изд-во «Дрофа», 2011. - 257 с.
7. Зимняя И.А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск - Москва: Изд-во Уд-муртского гос. ун-та, 2001. - 103 с.
8. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. - 385 с.
9. Кадырова Р. Х. Усиление практической направленности в изучении биологии [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2009. - №12. - С. 375¬378. - Режим доступа: URL:https://moluch.ru/archive/12/880/(дата обращения: 14.05.2018).
10. Кортнев К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина // Современные методы физико-математических наук: Труды международ. конф.: сборник статей, Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ, 2006. - Т. 3.
11. Кравцова Е.Ю. Педагогические условия учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений при изучении дисциплин естественнонаучного цикла: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. - Ставрополь, 2014. - 24 с.
12. Кроо К.С. Исследовательская деятельность школьников в рамках работы общественных организаций // XXIII Ершовские чтения: межвузовский сборник научных статей. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - С. 168.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 420 с.
14. Лубинская Т.Н. Исследовательские умения и навыки как базовые
компоненты профессионального становления личности [Эектронный ресурс] // Педагогика, 2009. - С. 99-101. - Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskie-umeniya-i-navyki-kak-bazovye-komponenty-professionalnogo-stanovleniya-lichnosti (Дата посещения:14.05.2018).
15. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество (Серия: Психология Отечества). - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с.
16. Миронов А.В. Исследовательская деятельность - основа развития творческой личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - №4. - С. 383-386.
17. Митрош О.И. Формирование исследовательских умений у учащих¬ся педагогических училищ [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /О.И. Митрош. - Минск, 1993. - 26 с.
18. Москвина А.В. В.А. Сухомлинский: от обучения к научному творчеству [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов: Педагогические науки, 2001.- С. 85-89. - Режим доступа: URL:
http://ps.stateuniversity.ks.ua/file/issue 53/19.pdf(дата посещения: 14.05.2018).
19. Мулдашова С.В. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках биологии [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014. - №2. - С. 69-74. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-issledovatelskih-umeniy-uchaschihsya-na-urokah-biologii(дата посещения: 13.05.2018).
20. Муравьев Е.М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1996, 27 с.
21. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методические рекомендации / Под. ред. А.С. Обухова. - М.: Народное образование, 2001. - 60 с.
22. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: ООО «ПЕР СЭ-Пресс», 2006. - 380 с.
23. Резникова Ю.Г., Карпова Л.Г. Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности у учащихся основной школы [Электронный 61
ресурс] // Вестник Бурятского государственного университета, 2014. - №1(1). - С.31-34.-Режим доступа:URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-navykov-uchebno-issledovatelskoy-raboty-u-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly(дата посещения: 15.05.2018).
24. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст]. - М., 2004. - 213 с.
25. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006. - 230 с.
26. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2010. - 192 с.
27. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006. - № 2 - С.45-49.
28. Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 16-23.
29. Слесарева Т.Э. Роль педагога в осуществлении учащимися исследовательской деятельности // Амурский научный вестник, 2016. - Вып. 2. - С. 210-216.
30. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных учений / А. В. Усова, А. А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
31. Федоряк Л.М. Формирование исследовательских умений учащихся в проблемно-модульном обучении [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 1997. - 18 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ