Оценка эффективности реализации целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов в муниципальных образованиях (Тюменский Государственный Университет)
Работа сделано на примере Муниципального образования городской округ Нижневартовск
Также есть доклад, презентация и аннотация.
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 10
1.1 Понятие и сущность межэтнических и межрелигиозных конфликтов 10
1.2 Основные механизмы предупреждения межэтнических и межрелигиозных конфликтов 23
2 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЕВАРТОВСК) 31
2.1 Общая характеристика этнической и религиозной структуры городского округа Нижневартовск 31
2.2 Муниципальные программы городского округа Нижневартовск по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов и практика их реализации 39
2.3 Меры по совершенствованию муниципальной политики, направленной на предупреждение межрелигиозных и межэтнических конфликтов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 60
Российская Федерация выступает многонациональным и многоконфес-сиональным государством. На территории нашего государства проживают представители почти двухсот национальностей – от многомиллионных народов до малочисленных. Кроме того, российское общество включает в себя последователей всех основных мировых религий – христианства, ислама, буддизма и иудаизма.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года Глава государства несколько раз затронул вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений, отметив, что «устойчивость и стабильность во всех сферах жизни критически важны для нашей огромной многонациональной страны, со сложным федеративным устройством, с многообразием культур».
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от-мечается, что укрепление национального согласия и социальной стабильности – один из долгосрочных национальных интересов нашего государства. Предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов – важный залог укрепления национального согласия.
Каждая нация или религия предусматривает свои духовно-нравственные идеалы, ценности, уклад жизни и т.д. Иногда различия в указанных сферах незначительны, иногда весьма существенны. Иными словами, мультинациональное и мультиконфессиональное общество всегда несет в себе зародыши конфликтов.
В ряде случае такие конфликты носят достаточно «мирный» характер, и выражаются лишь в скрытом недовольстве представителей различных национальностей или религии поведением противоположной стороны. Однако, иногда конфликты переходят в острую стадию – достаточно вспомнить массовые беспорядки в Кондопоге.
Простой анализ информационных лент отечественных СМИ позволяет выявить многочисленные случаи межнациональных и межконфессиональных конфликтов по всей России. В ряде случаев такие конфликты сопряжены с массовыми драками, погромами и даже убийствами.
Очевидно, что межнациональные и межконфессиональные противоречия по сути являются своего рода «бомбой», заложенной под российскую государственность.
Собственно, любое государство, на территории которого проживают представители различных национальностей и религии, чьи моральные и духовно-нравственные устои кардинально отличаются друг от друга, находится в зоне риска эскалации межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Можно обратить внимание на ту же Европу, где постепенно набирают обороты противоречия между местным населением и многочисленными мигрантами из мусульманских стран.
Соответственно, на всех уровнях – федеральном, региональном и муни-ципальном необходим комплекс мероприятий, направленных на предупреждение межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Суждение, что конфликт легче предотвратить, чем прекратить, является «изъезженным», но тем не менее крайне справедливым.
Очевидно, что основные методы и механизмы предупреждения межна-циональных и межрелигиозных конфликтов вырабатываются на федеральном уровне. Форма государственного устройства России, хоть и предусматривающая федерализм, вместе с тем предполагает наличие крайне «сильного» федерального центра при достаточно ограниченных полномочиях субъектов федерации. Муниципальная власть так же во многом зависит от государственной, что не позволяет говорить о том, что такая власть может выступать самостоятельным субъектом политической деятельности.
При этом именно на муниципальном уровне наиболее очевидно видны конкретные проблемы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. В зависимости от многих факторов – территориального расположения муниципального образования, истории его развития и заселения, миграционных потоков и т.д. каждый город или район, по сути, характеризуется своими, уникальными проблемами в межнациональной или межконфессиональной среде. И предупреждать такие конфликты необходимо именно на уровне муниципальных образований посредством реализации соответствующих муниципальных программ.
В целом сфера межнациональных и межрелигиозных отношений в Нижневартовске является достаточно спокойной. Вместе с тем, на территории городского округа, пусть и незначительно, на протяжении последних пяти лет стабильно растет число уголовных преступлений, совершенных на почве национальной или религиозной ненависти или вражды, а так же число преступлений, совершенных мигрантами.
Кроме того, при сохранении существующих в городском округе демографических тенденций, в ближайшие годы ожидается увеличение удельной доли представителей национальных меньшинств в общей структуре населения Нижневартовска, что при неэффективной муниципальной политике может привести к росту количества межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Соответственно, актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что необходимость предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов является важным залогом стабильного и устойчивого развития общества, а так же тем, что именно на муниципальном уровне могут быть выявлены и устранены предпосылки таких конфликтов, характерные не для всего государства в целом, а для конкретного города или района.
Объект исследования – управленческие отношения в сфере реализации государственной политики по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Предмет исследования – доктрина науки государственного и муници-пального управления, нормы законодательства, практика реализации государственных и муниципальных программ по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Цель работы - выработка методов и механизмов, позволяющих преду-предить рассматриваемые конфликты на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
Изучить понятие и сущность межэтнических и межрелигиозных конфликтов
Исследовать основные механизмы предупреждения межэтнических и межрелигиозных конфликтов
Провести общую характеристику этнической и религиозной структуры городского округа Нижневартовск
Рассмотреть муниципальные программы городского округа Нижневартовск по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов и практика их реализации
Предложить меры по совершенствованию муниципальной политики, направленной на предупреждение межрелигиозных и межэтнических конфликтов
Вопросы, связанные с предупреждением межэтнических и межрелигиозных конфликтов достаточно глубоко изучены отечественной наукой. Можно отметить работы таких авторов, как А. Али-Заде, Э. Вартаньян, М. Зеленков, А. Казанник, Ж. Тенгизова, С. Фридинский, Л. Шубина и др., которые и были положены основу теоретической базы исследования. Очевидно, что несмотря на достаточно глубокую разработанность данной темы, существующие теоретические и практические проблемы обуславливают необходимость новых исследований в данном направлении.
Проблематику сферы исследования во многом связана с тем, что причины межнациональных и межконфессиональных конфликтов достаточно многообразны, и предупреждение таких конфликтов требует мониторинга практически всех сфер общественной жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе стадии предварительного слушания.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные пути решения выявленных проблем могут быть использованы для совершенствования законодательства.
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (контент-анализ, метод моделирования и т.д.).
Кроме того, в ходе исследования проведен социологический опроснасе-ления Нижневартовска.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование эффективности реализации целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов в муниципальных образованиях на примере городского округа – города Нижневартовска позволило сделать определенные обобщающие выводы.
1) Межнациональные и межрелигиозные конфликты представляют собой сходные и порой тождественные явления.
Каждая нация, представители каждой религиозной конфессии характеризуются своими моральными и духовно-нравственными устоями, традициями и т.д.
Как правило, межнациональный и межрелигиозный конфликты представляют собой единое целое, обусловленное одними и теми же причинами. Такие конфликты можно именовать национально-религиозными. Сущность таких конфликтов может быть различной. Самая острая форма национально-религиозного конфликта – массовые беспорядки, погромы, убийства.
Причины национально-религиозных конфликтов лежат в различных сферах – культурной, исторической, нравственной, географической, политической и т.д.
Представляется, что с точки зрения государственного управления причинами таких конфликтов выступают региональная экономическая дифференциация, правовой нигилизм и высокий уровень этнической преступности, дискриминация к гражданам отдельных наций и религий в правоприменительной практике, недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер, низкий уровень взаимодействия различных органов власти, проблемы миграционных потоков, экспансия религиозного экстремизма,
2) Для предупреждения межнациональных и межрелигиозных конфликтов (национально-религиозных конфликтов) необходим глубокий анализ сферы национальных и религиозных отношений как в России в целом, так и в отдельных регионах и муниципалитетах.
Такой анализ должен носить всесторонний и комплексный анализ, учитывать культурологические, социологические, криминологические, управленческие, правовые и иные аспекты.
Лишь в таком случае возможна разработка эффективной системы механизмов предупреждения национально-религиозных конфликтов.
В частности, среди таких механизмов можно назвать повышение эффективности системы государственного и муниципального управления (по сути, это выступает необходимым условием решения проблемы в любой сфере), совершенствование законодательства, создание на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – основанных на принципе диверсификации источников информации программ мониторинга состояния межэтнических и межрелигиозных отношений и выявления конфликтных ситуаций на ранних стадиях, ответственность должностных лиц органов государственной и муниципальной власти за состояние межнациональных и межрелигиозных отношений на соответствующих территориях и др.
3) Доля русского населения в Нижневартовске (а так же доля православных христиан) ниже, чем в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре (62, %74 против 69, 2 % и 69 % против 78 % соответственно).
Основными национальными меньшинствами городского округа являются татары (10,24 % населения), украинцы (5,77 % населения) и башкиры (3,22 %). Основным религиозным меньшинством являются последователи ислама, в число которых, помимо татар и башкир, входят так же представители кавказских народов, исповедующих мусульманство (азербайджанцы, чеченцы и др.)
Кроме того, на протяжении последних лет, несмотря на то, что абсолютная численность каждого из крупнейших этносов городского округа увеличивается, темы прироста татарского и башкирского населения выше, чем русского и украинского населения.
Следовательно, удельный вес татар и башкир в этнической структуре (и, соответственно, мусульман в религиозной структуре) постоянно увеличивается. В частности, доля русских в общей структуре населения городского округа уменьшается на 0,4 % в год.
Соответственно, при сохранении таких темпов, через 5-6 лет русское население Нижневартовска составит менее 60 %. Это еще раз обуславливает необходимость разработки и реализации муниципальных программ, направленных на предупреждение межэтнических конфликтов.
4) В целом, несмотря на отсутствие в Нижневартовске единой систематизированной муниципальной программы по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, Администрация городского округа принимает достаточно действенные меры, направленные на предупреждение таких конфликтов.
Во многом действенность таких мер обусловлена эффективным взаимодействием с органами государственной власти Автономного округа и органами внутренних дел.
При этом представляется, что существующая программа по противодействию экстремизму и терроризму, включающая в себя ряд мероприятий по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, должна включать в себя большее количество индикаторов (показателей), отнесенных именно к эффективности национальной политики муниципальной власти.
Кроме того, необходима боле глубокая система методов мониторинга сферы межнациональных и межрелигиозных отношений, а так же мониторинг трудового рынка как одного из источников возникновения межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
5) В целях оптимизации муниципальной политики по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов в городском округе Нижневартовск необходимо:
Осуществлять постоянный мониторинг сферы межнациональных и межрелигиозных отношений в общеобразовательных учреждениях;
Включить в число основных индикаторов, характеризующих эффективность муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы» динамику уголовных преступлений и административных правонарушений, совершенных на основе межнациональной или межрелигиозной вражды, а так же мигрантами.
Создать на базе городской Администрации единый муниципальный центр по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 27.04.2017).
2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018).
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Соб-ранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018)
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018)
5. Указ Президента РФ от 31.03.2015 № 168 (ред. от 24.08.2017) «О Федеральном агентстве по делам национальностей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свобод-ный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018).
6. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «Об утверждении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018).
7. Муниципальная программа городского округа Нижневартовск «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы», утв. Постановлением Администрации городского округа Нижневартовск от 29.08.2014 № 1740 [Электронный ресурс] Банк муниципальных актов официального сайта Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
8. Постановление Администрации городского округа Нижневартовск от 31 декабря 2014 года № 2915 «Об утверждении Положения о мониторинге состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и Порядка действий по раннему предупреждению конфликтных ситуаций, возникающих на национальной и (или) религиозной почве, в городе Нижневартовске» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 01.05.2018)
9. Комплексный план мероприятий по реализации в городе Нижневартовске в 2017-2018 годах «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утв. Постановлением Администрации городского округа Нижневартовск от 14.12.2016 № 1933 [Электронный ресурс] Банк муниципальных актов официального сайта Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
10. «Порядок действий по раннему предупреждению конфликтных ситуаций, возникающих на национальной и (или) религиозной почве» утв. Постановлением Администрации городского округа Нижневартовск от 12.10.2016 № 1704 [Электронный ресурс] Банк муниципальных актов официального сайта Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
11. Распоряжение Администрации городского округа Нижневартовска от 22 декабря 2016 года № 2036«Об утверждении плана мероприятий по предупреждению участия несовершеннолетних в несанкционированных собраниях, митингах на 2017-2018 годы» [Электронный ресурс] Банк муниципальных актов официального сайта Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
12. Информация главы города Нижневартовска по вопросу «О формах и практике медиации в сфере межнациональных (межэтнических) отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Приложение 6 к Протоколу № 4 заседания Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности от 4 декабря 2017 года» Единый официальный сайт государственных органов власти ХМАО-Югры. URL: https://admhmao.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
13. Али-Заде А. Современный религиозный экстремизм: причины возникновения и средства противодействия. Материалы Международной конференции «Ислам против экстремизма и религиозного терроризма» / А. Али-Заде. М. – Изд-во МГУ, 2015. – 220 с.
14. Булатов Э. Югре разрешили еще немного побыть ХМАО из-за аборигенов [Электрон. ресурс] Информационное агентство URA. RU – URL: https://ura.news/articles/1036267735. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 01.05.2018).
15. Вартаньян Э.Г. Межэтнические отношения и пути урегулирования межнациональных конфликтов / Э.Г. Вартаньян // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 4. – С. 43-48.
16. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Гимазова. – М.: Юрайт, 2014. – 511 с.
17. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Под ред. Н.И. Захарова. – М.: Волтерс-Клувер, 2013. – 266 с.
18. Зеленков М.Ю. Межнациональные конфликты: проблемы и пути их решения / М. Ю. Зеленков. – Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета, 2014. – 299 с.
19. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их ре-шения в начале XXI века / М.Ю. Зеленков. – Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета. – 2014. – 284 с.
20. Иванов А.Е. Национальная политика России: прошлое, настоящее, будущее / А.Е. Иванов. – М.: Городец, 2015. – 362 с.
21. Казанник А.И. Организационно-правовые проблемы противодействия религиозному экстремизму в России / А.И. Казанник. – М.: Городец, 2015. – 193 с.
22. Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в совре-менной России. М. – Дашков и Ко, 2014. - 491 с.
23. Кокорев В.Г. Понятие и признаки религиозного экстремизма / В.Г. Кокорев// Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 5.- С. 11-17.
24. Кузнецов К.В. Понятие и основные признаки религиозного экстремизма / К.В. Кузнецов. М.: Статут, 2014. – 280 с.
25. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации и некоторых проблемах взаимоотношений государства и религиозных организаций в Российской Федерации / Г.А. Михайлов // Общество и религия. - 2015. - № 6. - С. 11-18.
26. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2016. – 473 с.
27. Оганесян С.С. Религиозный экстремизм: источники / С.С. Огане-сян// Политология. - 2014. - № 4. - С. 21-24.
28. Разделяют и властвуют. Интервью В. А Шаманова // Российская газета. – 2015. – 16 апр. - № 8922. – С. 2.
29. Сморчков А.И. К вопросу о причинах межэтнических конфликтов в современном мире / А.И. Сморчков // Вестник Владимирского государственного университета им. Столетовых. – 2015. - № 2. – С. 36-47.
30. Современные проблемы организации публичной власти. Монография / рук. авторского колл. и отв. редактор Авакьян С.А. - М.: Юстицинформ, 2014. – 570 с.
31. Спайдел П. Как создается терроризм. [Электрон. ресурс] // Интернет-журнал «Геополитика». – URL: http://geo-politica.info/kak-sozdaetsya-terrorizm.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018).
32. Стариков Н.Н. Государственное и муниципальное управление / Н.Н. Стариков. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 599 с.
33. Старосельцева М.М., Пелюх Е.И. Религиозный экстремизм: интерпретация понятия // М.М. Старосельцева, Е.И. Пелюх. Белгород: Изд-во БЮИ МВД РФ, 2016. – 188 с.
34. Тенгизова Ж.А. Межнациональные отношения и религиозный экстремизм / Ж.А. Тенгизова // Теория и практика общественного развития. – 2015. - № 1. – С. 14-19.
35. Фридинский С.М. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России : социаль-но-правовое и криминологическое исследо-вание / С.М. Фридинский - М. – изд-во МГЮА, 2015. – 362 с..
36. Шубина Л.В. Межнациональные конфликты: характеристика, причины и основные классификации / Л.В. Шубина // Вестник САФУ. – 2017. - № 2. – С. 37-42.
37. Единый официальный сайт государственных органов власти ХМАО-Югры. URL: https://admhmao.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
38. Официальный Интернет-сайт МВД России. https://мвд.рф. (Дата обращения 18.03.2018).
39. Официальный сайт Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обраще-ния 01.05.2018).
40. Официальный Интернет-сайт УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу . https://86.мвд.рф. (Дата обращения 01.05.2018).