Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка эффективности реализации целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов в муниципальных образованиях (Тюменский Государственный Университет)

Работа №47176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
485
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделано на примере Муниципального образования городской округ Нижневартовск
Также есть доклад, презентация и аннотация.
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 10
1.1 Понятие и сущность межэтнических и межрелигиозных конфликтов 10
1.2 Основные механизмы предупреждения межэтнических и межрелигиозных конфликтов 23
2 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЕВАРТОВСК) 31
2.1 Общая характеристика этнической и религиозной структуры городского округа Нижневартовск 31
2.2 Муниципальные программы городского округа Нижневартовск по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов и практика их реализации 39
2.3 Меры по совершенствованию муниципальной политики, направленной на предупреждение межрелигиозных и межэтнических конфликтов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 60



Российская Федерация выступает многонациональным и многоконфес-сиональным государством. На территории нашего государства проживают представители почти двухсот национальностей – от многомиллионных народов до малочисленных. Кроме того, российское общество включает в себя последователей всех основных мировых религий – христианства, ислама, буддизма и иудаизма.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года Глава государства несколько раз затронул вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений, отметив, что «устойчивость и стабильность во всех сферах жизни критически важны для нашей огромной многонациональной страны, со сложным федеративным устройством, с многообразием культур».
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от-мечается, что укрепление национального согласия и социальной стабильности – один из долгосрочных национальных интересов нашего государства. Предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов – важный залог укрепления национального согласия.
Каждая нация или религия предусматривает свои духовно-нравственные идеалы, ценности, уклад жизни и т.д. Иногда различия в указанных сферах незначительны, иногда весьма существенны. Иными словами, мультинациональное и мультиконфессиональное общество всегда несет в себе зародыши конфликтов.
В ряде случае такие конфликты носят достаточно «мирный» характер, и выражаются лишь в скрытом недовольстве представителей различных национальностей или религии поведением противоположной стороны. Однако, иногда конфликты переходят в острую стадию – достаточно вспомнить массовые беспорядки в Кондопоге.
Простой анализ информационных лент отечественных СМИ позволяет выявить многочисленные случаи межнациональных и межконфессиональных конфликтов по всей России. В ряде случаев такие конфликты сопряжены с массовыми драками, погромами и даже убийствами.
Очевидно, что межнациональные и межконфессиональные противоречия по сути являются своего рода «бомбой», заложенной под российскую государственность.
Собственно, любое государство, на территории которого проживают представители различных национальностей и религии, чьи моральные и духовно-нравственные устои кардинально отличаются друг от друга, находится в зоне риска эскалации межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Можно обратить внимание на ту же Европу, где постепенно набирают обороты противоречия между местным населением и многочисленными мигрантами из мусульманских стран.
Соответственно, на всех уровнях – федеральном, региональном и муни-ципальном необходим комплекс мероприятий, направленных на предупреждение межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Суждение, что конфликт легче предотвратить, чем прекратить, является «изъезженным», но тем не менее крайне справедливым.
Очевидно, что основные методы и механизмы предупреждения межна-циональных и межрелигиозных конфликтов вырабатываются на федеральном уровне. Форма государственного устройства России, хоть и предусматривающая федерализм, вместе с тем предполагает наличие крайне «сильного» федерального центра при достаточно ограниченных полномочиях субъектов федерации. Муниципальная власть так же во многом зависит от государственной, что не позволяет говорить о том, что такая власть может выступать самостоятельным субъектом политической деятельности.
При этом именно на муниципальном уровне наиболее очевидно видны конкретные проблемы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. В зависимости от многих факторов – территориального расположения муниципального образования, истории его развития и заселения, миграционных потоков и т.д. каждый город или район, по сути, характеризуется своими, уникальными проблемами в межнациональной или межконфессиональной среде. И предупреждать такие конфликты необходимо именно на уровне муниципальных образований посредством реализации соответствующих муниципальных программ.
В целом сфера межнациональных и межрелигиозных отношений в Нижневартовске является достаточно спокойной. Вместе с тем, на территории городского округа, пусть и незначительно, на протяжении последних пяти лет стабильно растет число уголовных преступлений, совершенных на почве национальной или религиозной ненависти или вражды, а так же число преступлений, совершенных мигрантами.
Кроме того, при сохранении существующих в городском округе демографических тенденций, в ближайшие годы ожидается увеличение удельной доли представителей национальных меньшинств в общей структуре населения Нижневартовска, что при неэффективной муниципальной политике может привести к росту количества межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Соответственно, актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что необходимость предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов является важным залогом стабильного и устойчивого развития общества, а так же тем, что именно на муниципальном уровне могут быть выявлены и устранены предпосылки таких конфликтов, характерные не для всего государства в целом, а для конкретного города или района.
Объект исследования – управленческие отношения в сфере реализации государственной политики по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Предмет исследования – доктрина науки государственного и муници-пального управления, нормы законодательства, практика реализации государственных и муниципальных программ по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Цель работы - выработка методов и механизмов, позволяющих преду-предить рассматриваемые конфликты на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
 Изучить понятие и сущность межэтнических и межрелигиозных конфликтов
 Исследовать основные механизмы предупреждения межэтнических и межрелигиозных конфликтов
 Провести общую характеристику этнической и религиозной структуры городского округа Нижневартовск
 Рассмотреть муниципальные программы городского округа Нижневартовск по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов и практика их реализации
 Предложить меры по совершенствованию муниципальной политики, направленной на предупреждение межрелигиозных и межэтнических конфликтов
Вопросы, связанные с предупреждением межэтнических и межрелигиозных конфликтов достаточно глубоко изучены отечественной наукой. Можно отметить работы таких авторов, как А. Али-Заде, Э. Вартаньян, М. Зеленков, А. Казанник, Ж. Тенгизова, С. Фридинский, Л. Шубина и др., которые и были положены основу теоретической базы исследования. Очевидно, что несмотря на достаточно глубокую разработанность данной темы, существующие теоретические и практические проблемы обуславливают необходимость новых исследований в данном направлении.
Проблематику сферы исследования во многом связана с тем, что причины межнациональных и межконфессиональных конфликтов достаточно многообразны, и предупреждение таких конфликтов требует мониторинга практически всех сфер общественной жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе стадии предварительного слушания.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные пути решения выявленных проблем могут быть использованы для совершенствования законодательства.
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (контент-анализ, метод моделирования и т.д.).
Кроме того, в ходе исследования проведен социологический опроснасе-ления Нижневартовска.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование эффективности реализации целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов в муниципальных образованиях на примере городского округа – города Нижневартовска позволило сделать определенные обобщающие выводы.
1) Межнациональные и межрелигиозные конфликты представляют собой сходные и порой тождественные явления.
Каждая нация, представители каждой религиозной конфессии характеризуются своими моральными и духовно-нравственными устоями, традициями и т.д.
Как правило, межнациональный и межрелигиозный конфликты представляют собой единое целое, обусловленное одними и теми же причинами. Такие конфликты можно именовать национально-религиозными. Сущность таких конфликтов может быть различной. Самая острая форма национально-религиозного конфликта – массовые беспорядки, погромы, убийства.
Причины национально-религиозных конфликтов лежат в различных сферах – культурной, исторической, нравственной, географической, политической и т.д.
Представляется, что с точки зрения государственного управления причинами таких конфликтов выступают региональная экономическая дифференциация, правовой нигилизм и высокий уровень этнической преступности, дискриминация к гражданам отдельных наций и религий в правоприменительной практике, недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер, низкий уровень взаимодействия различных органов власти, проблемы миграционных потоков, экспансия религиозного экстремизма,
2) Для предупреждения межнациональных и межрелигиозных конфликтов (национально-религиозных конфликтов) необходим глубокий анализ сферы национальных и религиозных отношений как в России в целом, так и в отдельных регионах и муниципалитетах.
Такой анализ должен носить всесторонний и комплексный анализ, учитывать культурологические, социологические, криминологические, управленческие, правовые и иные аспекты.
Лишь в таком случае возможна разработка эффективной системы механизмов предупреждения национально-религиозных конфликтов.
В частности, среди таких механизмов можно назвать повышение эффективности системы государственного и муниципального управления (по сути, это выступает необходимым условием решения проблемы в любой сфере), совершенствование законодательства, создание на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – основанных на принципе диверсификации источников информации программ мониторинга состояния межэтнических и межрелигиозных отношений и выявления конфликтных ситуаций на ранних стадиях, ответственность должностных лиц органов государственной и муниципальной власти за состояние межнациональных и межрелигиозных отношений на соответствующих территориях и др.
3) Доля русского населения в Нижневартовске (а так же доля православных христиан) ниже, чем в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре (62, %74 против 69, 2 % и 69 % против 78 % соответственно).
Основными национальными меньшинствами городского округа являются татары (10,24 % населения), украинцы (5,77 % населения) и башкиры (3,22 %). Основным религиозным меньшинством являются последователи ислама, в число которых, помимо татар и башкир, входят так же представители кавказских народов, исповедующих мусульманство (азербайджанцы, чеченцы и др.)
Кроме того, на протяжении последних лет, несмотря на то, что абсолютная численность каждого из крупнейших этносов городского округа увеличивается, темы прироста татарского и башкирского населения выше, чем русского и украинского населения.
Следовательно, удельный вес татар и башкир в этнической структуре (и, соответственно, мусульман в религиозной структуре) постоянно увеличивается. В частности, доля русских в общей структуре населения городского округа уменьшается на 0,4 % в год.
Соответственно, при сохранении таких темпов, через 5-6 лет русское население Нижневартовска составит менее 60 %. Это еще раз обуславливает необходимость разработки и реализации муниципальных программ, направленных на предупреждение межэтнических конфликтов.
4) В целом, несмотря на отсутствие в Нижневартовске единой систематизированной муниципальной программы по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, Администрация городского округа принимает достаточно действенные меры, направленные на предупреждение таких конфликтов.
Во многом действенность таких мер обусловлена эффективным взаимодействием с органами государственной власти Автономного округа и органами внутренних дел.
При этом представляется, что существующая программа по противодействию экстремизму и терроризму, включающая в себя ряд мероприятий по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, должна включать в себя большее количество индикаторов (показателей), отнесенных именно к эффективности национальной политики муниципальной власти.
Кроме того, необходима боле глубокая система методов мониторинга сферы межнациональных и межрелигиозных отношений, а так же мониторинг трудового рынка как одного из источников возникновения межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
5) В целях оптимизации муниципальной политики по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов в городском округе Нижневартовск необходимо:
 Осуществлять постоянный мониторинг сферы межнациональных и межрелигиозных отношений в общеобразовательных учреждениях;
 Включить в число основных индикаторов, характеризующих эффективность муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы» динамику уголовных преступлений и административных правонарушений, совершенных на основе межнациональной или межрелигиозной вражды, а так же мигрантами.
 Создать на базе городской Администрации единый муниципальный центр по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 27.04.2017).
2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018).
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Соб-ранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018)
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018)
5. Указ Президента РФ от 31.03.2015 № 168 (ред. от 24.08.2017) «О Федеральном агентстве по делам национальностей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свобод-ный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018).
6. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «Об утверждении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018).
7. Муниципальная программа городского округа Нижневартовск «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы», утв. Постановлением Администрации городского округа Нижневартовск от 29.08.2014 № 1740 [Электронный ресурс] Банк муниципальных актов официального сайта Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
8. Постановление Администрации городского округа Нижневартовск от 31 декабря 2014 года № 2915 «Об утверждении Положения о мониторинге состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и Порядка действий по раннему предупреждению конфликтных ситуаций, возникающих на национальной и (или) религиозной почве, в городе Нижневартовске» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 01.05.2018)
9. Комплексный план мероприятий по реализации в городе Нижневартовске в 2017-2018 годах «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утв. Постановлением Администрации городского округа Нижневартовск от 14.12.2016 № 1933 [Электронный ресурс] Банк муниципальных актов официального сайта Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
10. «Порядок действий по раннему предупреждению конфликтных ситуаций, возникающих на национальной и (или) религиозной почве» утв. Постановлением Администрации городского округа Нижневартовск от 12.10.2016 № 1704 [Электронный ресурс] Банк муниципальных актов официального сайта Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
11. Распоряжение Администрации городского округа Нижневартовска от 22 декабря 2016 года № 2036«Об утверждении плана мероприятий по предупреждению участия несовершеннолетних в несанкционированных собраниях, митингах на 2017-2018 годы» [Электронный ресурс] Банк муниципальных актов официального сайта Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
12. Информация главы города Нижневартовска по вопросу «О формах и практике медиации в сфере межнациональных (межэтнических) отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Приложение 6 к Протоколу № 4 заседания Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности от 4 декабря 2017 года» Единый официальный сайт государственных органов власти ХМАО-Югры. URL: https://admhmao.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
13. Али-Заде А. Современный религиозный экстремизм: причины возникновения и средства противодействия. Материалы Международной конференции «Ислам против экстремизма и религиозного терроризма» / А. Али-Заде. М. – Изд-во МГУ, 2015. – 220 с.
14. Булатов Э. Югре разрешили еще немного побыть ХМАО из-за аборигенов [Электрон. ресурс] Информационное агентство URA. RU – URL: https://ura.news/articles/1036267735. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 01.05.2018).
15. Вартаньян Э.Г. Межэтнические отношения и пути урегулирования межнациональных конфликтов / Э.Г. Вартаньян // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 4. – С. 43-48.
16. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Гимазова. – М.: Юрайт, 2014. – 511 с.
17. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Под ред. Н.И. Захарова. – М.: Волтерс-Клувер, 2013. – 266 с.
18. Зеленков М.Ю. Межнациональные конфликты: проблемы и пути их решения / М. Ю. Зеленков. – Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета, 2014. – 299 с.
19. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их ре-шения в начале XXI века / М.Ю. Зеленков. – Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета. – 2014. – 284 с.
20. Иванов А.Е. Национальная политика России: прошлое, настоящее, будущее / А.Е. Иванов. – М.: Городец, 2015. – 362 с.
21. Казанник А.И. Организационно-правовые проблемы противодействия религиозному экстремизму в России / А.И. Казанник. – М.: Городец, 2015. – 193 с.
22. Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в совре-менной России. М. – Дашков и Ко, 2014. - 491 с.
23. Кокорев В.Г. Понятие и признаки религиозного экстремизма / В.Г. Кокорев// Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 5.- С. 11-17.
24. Кузнецов К.В. Понятие и основные признаки религиозного экстремизма / К.В. Кузнецов. М.: Статут, 2014. – 280 с.
25. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации и некоторых проблемах взаимоотношений государства и религиозных организаций в Российской Федерации / Г.А. Михайлов // Общество и религия. - 2015. - № 6. - С. 11-18.
26. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2016. – 473 с.
27. Оганесян С.С. Религиозный экстремизм: источники / С.С. Огане-сян// Политология. - 2014. - № 4. - С. 21-24.
28. Разделяют и властвуют. Интервью В. А Шаманова // Российская газета. – 2015. – 16 апр. - № 8922. – С. 2.
29. Сморчков А.И. К вопросу о причинах межэтнических конфликтов в современном мире / А.И. Сморчков // Вестник Владимирского государственного университета им. Столетовых. – 2015. - № 2. – С. 36-47.
30. Современные проблемы организации публичной власти. Монография / рук. авторского колл. и отв. редактор Авакьян С.А. - М.: Юстицинформ, 2014. – 570 с.
31. Спайдел П. Как создается терроризм. [Электрон. ресурс] // Интернет-журнал «Геополитика». – URL: http://geo-politica.info/kak-sozdaetsya-terrorizm.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.03.2018).
32. Стариков Н.Н. Государственное и муниципальное управление / Н.Н. Стариков. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 599 с.
33. Старосельцева М.М., Пелюх Е.И. Религиозный экстремизм: интерпретация понятия // М.М. Старосельцева, Е.И. Пелюх. Белгород: Изд-во БЮИ МВД РФ, 2016. – 188 с.
34. Тенгизова Ж.А. Межнациональные отношения и религиозный экстремизм / Ж.А. Тенгизова // Теория и практика общественного развития. – 2015. - № 1. – С. 14-19.
35. Фридинский С.М. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России : социаль-но-правовое и криминологическое исследо-вание / С.М. Фридинский - М. – изд-во МГЮА, 2015. – 362 с..
36. Шубина Л.В. Межнациональные конфликты: характеристика, причины и основные классификации / Л.В. Шубина // Вестник САФУ. – 2017. - № 2. – С. 37-42.
37. Единый официальный сайт государственных органов власти ХМАО-Югры. URL: https://admhmao.ru/– (Дата обращения 01.05.2018).
38. Официальный Интернет-сайт МВД России. https://мвд.рф. (Дата обращения 18.03.2018).
39. Официальный сайт Администрации Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/– (Дата обраще-ния 01.05.2018).
40. Официальный Интернет-сайт УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу . https://86.мвд.рф. (Дата обращения 01.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ