Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа №47132

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
585
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1. Тифлопедагогика и особенности восприятия окружающей среды
детьми с нарушениями зрения 10
1.2. Специфика творческого развития детей с нарушениями зрения 20
1.3. Изобразительные арт-технологии и арт-техники:
терминологическая система и классификация 30
Выводы по I главе 40
Глава II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1. Линейная композиция как основа разработки серии уроков по
изобразительному искусству для детей с нарушениями зрения 42
2.2. Разработка и описание серии уроков основанной на авторской арт-
технологии для детей с нарушениями зрения 54
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, определяющая
уровень творческого развития детей с нарушениями зрения 70
Выводы по II главе 82
Заключение 84
Список литературы 90
Приложения (1-11) 97


Актуальность. Одной из актуальных тем в современной педагогике остается творческое развитие детей. Занятие творчеством для детей особенно важно, так как творчество служит детям средством выражения самого себя. Благодаря творчеству ребенок может высказать свой внутренний мир, рассказать другим то, что не смог передать словами. Творческое развитие детей -сложная педагогическая задача. Если для здорового ребенка этот процесс не всегда прост и понятен, то для детей с нарушениями зрения процесс творческого развития имеет свои специфические особенности.Творческое развитие ребенка с нарушением зрения требует особых педагогических условий, адаптированных арт-техник и технологий, в которых будут учитываться общие и специальные подходы к обучению изобразительному искусству.
«Творческое развитие»это сложное понятие, состоящее из трех компонентов: воображение, мышление и познавательный интерес. Оно затрагивает каждый из названных компонентов. В силу нарушений зрения у этих детей с раннего возраста наблюдаются особенности восприятия окружающей среды.При остаточном зрении у слабовидящих активно развивается процесс осязания, что способствует развитию тактильного восприятия окружающей среды. Проблемы зрительного восприятия компенсируются воображением. Картина мира дополняется за счет тактильных ощущений, которые нужно трансформировать в целостные образы. Поэтому необходимо в творческом развитии детей с нарушениями зрения максимально использовать их тактильную восприимчивость и остаточное зрение.Особенности восприятия данной категории детей разрабатываются в рамках тифлопсихологии.
Арт-технологии могут служить в качестве развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями зрения. В связи с этим, необходимо внедрение арт-технологий, которые расширят возможности обучения детей с нарушениями зрения. Применение арт-технологий в
общеобразовательном процессе даёт возможность выявить творческие способности учащихся, внести разнообразие в способы восприятия и понимая окружающего мира. Совокупность арт-техник позволяют благоприятно воздействовать так же на психическое развитие детей с нарушениями зрения.
Степень научной разработанности проблемы. В специальной литературе изучение проблемы творческого развития детей с нарушениями зрения практически не исследовано. Одни из первых зарубежных представителей тифлопсихологии Г.П. Недлер и К. Краузе отмечали, что воображение ребенка с нарушениями зрения зависит, прежде всего, от его тактильных ощущений. Тифлопсихологи данного направления не видели тесной связи воображения с мышлением и речью, позволяющими в значительной мере восполнить пробелы чувственного отражения[30, с. 124].
Выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, изучая психическое развитие детей с нарушениями зрения, выделил общую закономерность у детей в затруднении взаимодействия с окружающей средой.
Тифлопсихологи А.А. Крогиус и Щеткина Г.Ф. развивали концепцию, в которой утверждали, что выпадение функции зрения способствует развитию и богатству “внутренней” жизни слабовидящего ребенка. Будучи отгорожен от внешнего мира, дети с нарушениями зрения, создают с помощью мышления и воображения свой “внутренний мир. Воображение слепых характеризуется в работах этих авторов как более живое, чем у зрячих. Детям с нарушениями зрения приписывается высокое развитие творчески- музыкального и математического воображения [29, с.269].
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.П. Сакулина, Т.С.Комароваи др. утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их творческое развитие. Способность различать цвет, звуки, форму, подводит к более глубокому восприятию богатств линий, красок, их сочетаний в окружающем мире, обеспечивает формирование сенсорных эталонов, понимания языка различных видов искусств[49, с.67].
Исходя из вышесказанного, следует признать, что проблема творческого развития у детей с нарушениями зрения не теряет своей актуальности.
Проблема исследования состоит в неразработанности педагогических условий творческого развития у детей с нарушениями зрения. Не выявлены подходы к формированию визуального художественного образа у данной категории детей. Не определена последовательность и наполнение уроков по изобразительному искусству, которая будет способствовать пониманию плоскостного, рельефного и фактурного решения визуального образа.
В основу исследования положена гипотеза: творческое развитие детей с нарушениями зрения в области изобразительного искусства будет продуктивным в случае, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
-будет адаптирована арт-техника, позволяющая обучить детей с нарушениями зрения передавать художественный образ одной непрерывной линией;
-будет адаптирована арт-техника, развивающая тактильное восприятие рельефного изображения;
- будет адаптирована арт-техника, позволяющая сформировать интерес к образному представлению окружающего мира у детей с нарушениями зрения в совокупности с вербальным и тактильным восприятием;
- будет создана арт-технология, определяющая последовательность в использовании арт-техник, которая будет способствовать активизации творческого развития детей с нарушениями зрения.
Цель- определить педагогические условия творческого развития детей с нарушениями зрения на основе арт-технологии.
Объект исследования: изобразительные арт-технологии в обучении детей с нарушениями зрения изобразительному искусству.
Предмет: педагогические условия,способствующие творческому развитию детей с нарушениями зрения.
Были сформулированы следующие задачи исследования:
1. провести анализ теоретической и психолого-педагогической литературы по тифлопедагогике, программ и методик творческого развития детей с нарушениями зрения;
2. определить особенности творческого развития, представлений образов детей с нарушениями зрения;
3. изучить основные принципы воздействия арт-технологий на творческое развитие детей с нарушениями зрения;
4. на основе опытно-экспериментальной работы создать разработку серии уроков основанной на авторской арт-технологии;
5. провести и описать результаты опытно-экспериментальной работы построенной на разработке серии уроков основанной на авторской арт- технологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили отечественные специалисты в области художественной педагогики: Н.И. Сакулина, Т.С.Комарова[48, с.25].Проблемами развития мышления детей с нарушениями зрения занимались такие учёные, как:Б.Тупоногов, В. Феоктистова, А.Г. Литвак, А.А. Крогиус; представители тифлопсихологи В.Гаюи и Д. Дидро; педагоги Л.С.Выготский,А.М. Щербина. Концепция креативности психолога Дж.Гилфорда, в которой говорится о преобладании четырех свойств мышления [61, с. 114].
Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ неопубликованных документов (детских работ), сравнительный анализ (методик, концепций, технологий, техник), тестирование П.Торренса, педагогический эксперимент,моделирование тактильного пособия, моделирование разработки серии уроков основанной на арт-технологии, проектирование оригинал - макета разработки серии уроков.
Базой исследования является Государственное бюджетное образовательное учреждение«Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Республики Татарстан.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- создана последовательность в использовании арт-техник, которая формирует творческое развитие детей с нарушениями зрения;
- разработана серия уроков по изобразительному искусству основанная на авторской арт-технологии;
- определена последовательность обучения арт-техникам от одного урока в другой;
- выявлена значимость художественного образа для формирования целостного представления об окружающем мире у детей с нарушениями зрения.
Положения, выносимые на защиту:
1) в процессе творческого развития детей с нарушениями зрения важно опираться на осязание, на остаточное зрение. Однако, для того, чтобы творческое развитие было результативным,требуются специальные педагогические условия, основанные на использовании арт-технологии.
2) развитие познавательного интереса к окружающему миру можно сформировать через арт-техники, в которых образы окружающего мира передаются через тактильные, вербальные и визуальные образы;
3) обучении детей с нарушениями зрения необходимо опираться на принцип замкнутости гештальта, согласно которому сознание стремится завершить незаконченные фигуры, заполнить существующие пробелы и позволяет увидеть не разъединенные линии, а целостный образ.
4) синестезия рассматривается нами как неотъемлемое свойство образного восприятие и важного способа гармонизация мышления; синестезийный подход к формированию художественного образа у детей с нарушениями зрения способствуют целостности восприятия окружающего мира, позволят ребёнку творчески подходить к решению незнакомых ситуаций и стимулировать к обучению;
5) адаптирование диагностического теста по П.Торренсу.
Теоретическая значимость исследования:
- сформулировано рабочее определение понятия «арт-технологии», «творческое развитие», «арт-техника»применительно к детям с нарушениями зрения;
- определены педагогические условия творческого развития детей с нарушениями зрения;
-обоснована авторская арт-технология, определяющая последовательность использования арт- техник и направленная на формирование целостного художественного образа визуального мира.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработка серии уроков по изобразительному искусству основанная на авторской арт- технологии апробированана базе ГБОУ«Казанской школы №172 для детей с ОВЗ» и может быть использована на занятиях с детьми с нарушениями зрения.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования были представлены наУ! Международной научно-практической конференции «Искусство и Художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» в рамках Международного Саммита языков и культур (Казань, 2017).
Материалы опубликованы в сборниках:
- Бердникова А.Е., Арт-технологии как средство творческого развития детей с ограниченными возможностями по зрению / Ю.Г.Еманова, А.Е.Бердникова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С. 503-507;
-Бердникова А.Е.,Формирование визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения / А.Е. Бердникова, Ю.Г. Еманова, М.К. Яо, И.З. Раузеев // интернет-журнал рецензируемом ВАК «Мир науки», 2018.
Структура исследование состоит из: введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы состоящего из 74 источник и 11 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поставленная цель достигнута - определены педагогические условия творческого развития детей с нарушениями зрения на основе арт-технологии. Задачи, поставленные в исследовании выполнены полностью.
У детей с нарушениями зрения педагоги и психологи констатируют сложности при распознавании самих предметов и нарисованных форм предметов. При восприятии графических объектов наблюдается: медлительность обзора, неясность, пропуск деталей изображения.
Рассмотрение рисунка по частям осложняет понимании целостного визуального образа. Ключевыми моментами в понимании специфики восприятия детьми с нарушениями зрения визуальных плоскостных и объемных объектов являются: форма предмета, цвет и контраст, движение. Арт-технология должна учитывать простоту формы и сводимость ее к геометрической фигуре, яркий цветовой контраст (предпочтительно темно-зеленого и желтого) наличие направленного движения как в пространстве так и на плоскости, что особенно хорошо читается в рельефе.
Рассмотрено понятие «творческое развитие» у детей с нарушениями зрения, мы пришли к заключению, что формирование творческого развития у данной категории детей, как и всех остальных, формируется из нескольких понятий, а именно воображения, мышления и познавательного интереса. Ограничение по зрению компенсируется богатым воображением и интересом к окружающему миру. Однако ограничение восприятия визуального образа делает необходимым использование доходчивого визуального материала и требует особых педагогических условия для развития детей.
Было уточнено определение понятия «арт-технология»- определенная последовательность в использовании арт-техник, которая будет способствовать активизации творческого развития детей с нарушениями зрения. Арт-техника - набор изобразительных приёмов, позволяющих создать визуальный художественный образ. В третьем параграфе подробно рассмотрены приемы и техники в изо-технологии: лепка, марания, акватушь, гравировка, акварель по воску, штриховка, каракули, монотипия, рисунок на стекле, рисование пальцами и другими частями тела, рисование песком, рисование сухими листьями, рисование предметами окружающего пространства. Изобразительные техники, которые используются в обучении детей нами были разделены на две группы: техники изображения на плоскости и изображения в рельефе, объеме.
Данное исследование по формированию творческого развития детей с нарушениями зрения средствами арт-технологий изучает теоретические аспекты восприятия и развития детей данной специфики. А также определение роли арт-технологий в формировании творческого развития детей. Была проведена опытно-экспериментальная работа и описана работа над разработкой серии уроков по изобразительному искусству, которая в включает в себя три адаптированных урока с внедрением изобразительных арт-технологий, описание этапов над разработкой серии адаптированных уроков и разработка содержания опытно-экспериментальной работы по формированию творческого развития детей.
Особенность организации линейной композиции состоит в том, что она позволяет перейти от плоского (графического) изображения к объему (рельефу). Принцип организации линейной композиции выбран для грамотного и обоснованного построения урока, в котором будет прослеживаться последовательный перехода от одного урока в другой, а так же от одной арт-техники в другую. Этот принцип лёг в основу арт- технологии и был адаптирован под специфику восприятия детей с нарушениями зрения.
На основе линейной композиции нами была разработана серия уроков по изобразительному искусству «Желтая улитка», представляющая собой авторскую арт-технологию. Она состоит из трёх арт-техник: рисование одним росчерком, платилинография и фактурная композиция. Выбранные арт- техники были адаптированы под данную специфику зрения. В данных арт- техниках были учтены особенности восприятия формы, цвета и контраста, движения.
Рисование одним росчерком - это способ рисования, при котором художник не отрывает карандаша от поверхности листа до полного завершения рисунка. Эта техника дает тренировку фантазии и образного мышления, а также хорошо развивает мелкую моторику рук, что для детей с нарушениями зрения важно. Данная техника была адаптирована под данную категорию детей.Традиционный способ выполнения данной техники не будет понятен в силу особенностей зрения. Рисование одним росчерком дает возможность детям с нарушениями зрения приобрести навык рисования предметов, животных, растений и т.д. сначала при помощи схематичного повторения, используя трафарет, а затем в свободной форме по воображению.Для облегчения передачи формы объектов окружающего мира были разработаны трафареты. Данные трафареты передавали обобщенную форму природного объекта. Трафарет не должен содержать пересекающихся линий, так как в этом случае слабовидящий ребенок не сможет проследить направление линии.
Пластилинография - это техника, которая обучает рисованию пластилином на основе. В этой технике изображения получаются выпуклыми, полуобъёмными. С помощью пластилинографии у детей с нарушениями зрения развивается творческое воображение,повышается сенсорная чувствительность, т. е. способствует более тонкому восприятию фактуры, формы, цвета, веса и пластики; развивается моторика рук.
Третья техника связана с восприятием фактур окружающей среды через текстиль.В предыдущих техниках дети сами работали с изобразительными материалами, сначала рисуя образа улитки, а затем создавая её рельеф из пластилина.Образ улитки является основным навигатором по текстильной композиции. В третьей технике им необходимо научиться переводить свои тактильные ощущения в вербальные образы. В текстильной композиции заложены пять разнообразных поверхностей окружающей среды, а именно: листа дерева, коры дерева, травы, суши и воды. Текстиль в данной композиции является имитацией природных поверхностей. Так как текстиль обладает большим разнообразием фактур, а также богатым ассоциативным рядом при тактильном изучении поверхности. Это простые образы, которые встречаются в окружающей среде и понятны для восприятия, как слабовидящими детьми, так и зрячими людьми.Используются не природные объекты и фактуры, а их художественные образы, что позволяет детям объяснить саму природу художественного образа.
Для проверки эффективности разработанной арт-технологии«Желтая улитка» была определена база исследования - ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ОВЗ». Для объяснения и освоения каждой из техник был разработан план урока.
Эксперимент проходил среди детей первого года обучения. В эксперименте участвовало 16 человек по 8 человек в экспериментальной и контрольной группах. Эксперимент проходил в три этапа: на констатирующем этапе проводилось тестирование, на формирующем этапе проводились уроки по изобразительному искусству основанные на авторской арт-технологии «Желтая улитка», на констатирующем этапе проводилось контрольное тестирование по той же методике. На констатирующем этапе обеих группах было организовано тестирование по методике П.Торренса направленное на определение уровня творческого развития. Данный тест был нами адаптирован в соответствии с возможностями детей обучающихся в первом классе: белый фон в заданиях был заменён на желтый, в связи с лучшим восприятием и сокращено количество заданий. Исключены задания на составление композиции из 30 полос, которые пришлось бы значительно увеличить в размерах, что не представляется возможным. Результаты тестирования позволили определить начальный уровень творческого развития детей с нарушениями зрения. Констатирующий этап показал недостаточный уровень творческого развития в обеих группах.
Для формирующего этапа нашей исследовательской работы, мы подготовили разработанную серию уроков по изобразительному искусству основанную на трёх арт-техниках: рисование одним росчерком, пластилинография и текстильная фактурная композиция с образами природы. В ЭГ проводились по инновационной арт-технологии «Желтая улитка», а вКГ обучение проходило в форме урока по традиционной рабочей программе. Было проведено три урока в присутствие штатного педагога школы (надо отметить, что занятия уроков по изобразительному искусству ведёт учитель начальных классов без специальной подготовки.Эксперимент показал, что уровень сложности данных техник соответствует возрастным возможностям и особенностям здоровья. Дети проявили заинтересованность и увлеченность. Все обучающиеся с заданием справились в полной мере.
На контрольном этапе эксперимента, нами было организовано повторное тестирование, согласно методике П.Торренса. Результаты тестирования показали, что в ЭГ наблюдается существенное повышение уровня творческого развития детей с нарушениями зрения, где в КГ изменения были неощутимы.
Подводя общий итог, необходимо отметить, что разработка серии уроков по изобразительному искусству основанная на авторской арт- технологии «Желтая улитка» способна стимулировать творческое развитие и заинтересовать в получении новых знаний, умений навыков в изобразительном искусстве.
Таким образом, в ходе исследования нами были разработаны педагогические условия, которые основаны на использовании арт- технологии «Желтая улитка». Данная разработка стимулирует развитие познавательного интереса к окружающей среде через арт-техники, образы в которых передаются через тактильные, вербальные и визуальные способы восприятия. Гипотеза исследования подтвердилась полностью.



1. Арнхейм Р., Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Архитектура-с, 2012. - 392 с.
2. Барышева Т. А. и др., Психолого-педагогические основы развития креативности/ Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. - СПб., 2006. - 258с.
3. Бельмер В. А., Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (I — IV кл.)/ В. А. Бельмер. - М.: б.и., 1998. - 45с.
4. Бурачевская О. В., Арт-технологии как средство развития
пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи/ О. В. Бурачевская // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139-142.
5. Виталий У.И., Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве/ У.И. Виталий. - М., 2005. - 239 с.
6. Волков Н. Н., Цвет в живописи / Н. Н. Волков.- М., 1985.- 198 с.
7. Выготский Л.С., Педагогическая психология/ Л.С. Выготский.- М.: АСТ, 2010. - 678 с.
8. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга для учителя/ Л.С. Выготский.- М.: Ардис, 2014. - 93с.
9. Выродова Н. В., Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Росток» 3-летнего обучения в объединении художественной направленности для обучающихся 7-16 лет/ Н. В. Выродова. — с. Кочубеевское, 2014. — 20с.
10. Гилфорд Дж., Три стороны интеллект / Дж. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1965. - 14 с.
11. Глебова Л.С., Художественное творчество ребенка / Л.С. Глебова. - М.: Педагогика, 2004. - 198 с.
12. Денискина В.З., Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2013. № 6. — С. 4-14.
13. Денисенко В. И., Обучение техникам живописи. Теория и методика. Учебное пособие / В.И. Денисенко, О. Ратиева, 2014. - 152 с.
14. Дружинин В. Н., Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - Питер, 2008. - 368c.
15. Дружинина Л., Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л. Дружинина, 2006. - 25 с.
16. Дубровская Е.А., Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного
возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 256с.
17. Екжанова Е.А., Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста / Е.А. Екжанова. - М.: Каро, 2016. - 336 с.
18. Ермаков В.П., Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2000. - 119 с.
19. Казакова Т.Г., Теория и методика развития детского изобразительноготворчества / Т.Г.Казакова. - М.: Владос, 2006. — 256 с.
20. Казакова Р.Г., Занятия по рисованию с дошкольниками / Р.Г. Казакова, 2017. - 23 с.
21. Киселева М. В., Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2014. - 160 с.
22. Корнилова И.Г., Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 160с.
23. Комарова Т.С., Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 8с.
24. Копытин А.И., Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - Когнито-центр, 2007.
25. Крогиус А.А., Психология слепых и ее значение для общей психологии ипедагогики / А.А.Крогиус.- Саратов, 1926. - 123с.
26. Кузин В. С., Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. — М.: Дрофа, 2008. — 128 с.
27. Кузнецова Л. А., Технология. Ручной труд / Л.А. Кузнецова. - 2006. - 134 с.
28. Лебедева Л. Д., Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовани арт-терапии /Л.Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. — СПб.: Речь, 2006. — 336с.
29. Лернер И.Я., Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
30. Литвак А.Г., Психология слепых и слабовидящих: учеб.пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2006.¬336с.
31. Литвак А. Г., Тифлология как система наук / А.Г. Литвак. — Наша жизнь, 1979, № 7.
32. Литвак А. Г., Теоретические вопросы тифлопсихологии / А.Г. Литвак. - Л., 1973. гл. 1.
33. Лифанова Н. М., Арт-технологии в инклюзивном воспитании детей с
ранним детским аутизмом / Н. М. Лифанова, А.А. Попова // Социокультурная интеграция и специальное образование: сборник научных статей. - М.:Перо, 2015. — С.163-169
34. Мирская Н.Б., Профилактика и коррекция функциональных нарушений и заболеваний органа зрения у детей и подростков / Н.Б. Мирская, А.Н. Коломенская, А.Д. Синякина. - 2016. - 46 с.
35. Михайлов С, Основы дизайна / С. Михайлов, А. Михайлова. - Казань: «Дизайн-квартал», 2008. - 288с.
36. Медведева Е. А., Арт-педагогика и арт-терапия в специальном
образовании: Учебник для вузов/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
37. Мызырина В. Е., Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ОВЗ в интегрированных классах/ В. Е. Мызырина. — Тольятти, 2014. — 13 с.
38. Нагаева Т.Н., Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т. И. Нагаева. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 92с.
39. Неменский Б.М., Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие/ Б.М. Неменский, И.Р. Полякова, Т.А. Мухина. - Просвещение 2016. - 148с.
40. Одриосола М. С., Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии / М. С. Одриосола. — М.: Торговый дом ИОИ, 2009. — 61 с.
41. Плаксина Л.И., Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - Владос, 2008. - 75с.
42. Плаксина Л.И., Коррекционно-развивающая среда в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-
методическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-
КУДИЦ», 2006. - 90 с.
43. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества / С.Х. Раппопорт. - М.: Планета Музыки, 2017.- 236с.
44. Резванова Н. В., Методика преподавания для слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Н. В. Резванова. — г. Светлый. 2015. — 12 с.
45. Ремезова, Л. А., Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет/ Л. А. Ремезова. — М.: Школьная пресса, 2006. — 24 с.
46. Ремезова, Л. А., Разноцветные задачи. Найди пару. Книга 1/ Л. А. Ремезова. — М.: Школьная пресса, 2006. — 32 с.
47. Ремезова Л. А., Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин/ Л. А. Ремезова, Л. В. Сергеева, О. Ф. Юрлина. — Самара: СГПУ, 2004. — 228 с.
48. Рузанова, Ю. В., Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток/ Ю. В. Рузанова. — СПб.: КАРО, 2009. — 160 с.
49. Сакулина Н.П., « Изобразительная деятельность в детском саду»
(Пособие для воспитателей)/ Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.,
«Просвещение», 1973. - 296с.
50. Саматова А.В., Дети с глубокими нарушениями зрения / А.В. Саматова . -
2012. - 125 с.
51. Сапего И.Г., Предмет и форма/ И.Г. Сапего . - М.: Советский художник, 1984. - 304с.
52. Смирнова Т. В., Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией / Т.В. Смирнова. - 2015. - 25-32 с.
53. Страунинг А.М., Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности/ А.М. Страунинг. - Обнинск, 2006. - 87 с.
54. Солнцева Л.И., Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология)/ Л.И. Солнцева. - М.: Классикс Стиль, 2006. - 256с.
55. Соколов В.В., Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией / В.В.Соколов, Н.С.Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2013 № 6. С. 33 — 42.
56. Тинькова Е. Л., Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие/ Е. Л. Тинькова, Г. Ю. Козловская. — Ставрополь: СГПИ, 2009. — 137с.
57. Титов В., Дефектология / В.Титов. - 2007. - 201- 222с.
58. Тупоногов Б.К., Организация коррекционно-педагогического процесса в
школе для слепых и слабовидящих детей/ Б.К. Тупоногов. - М.: Владос,
2013. - 223 с.
59. Тупоногов Б.К., Теоретические основы тифлопедагогики Учебное пособие/ Б.К. Тупоногов. -М.:АПК и ПРО, 2001. - 68 с.
60. Фаворский В.А., Книжная графика/ В.А. Фаворский. - М.: Контакт- культура, 2012.- 264 с.
61. Феоктистова В.А., Хрестоматия по истории тифлопедагогики/В.А. Феоктистова. - М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
62. Шваб Е.Д., Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). ФГОС/ Е.Д. Шваб. - М.: Учитель. 2017. - 167 с.
63. Шпикалова Т. Я., Изобразительное искусство: 1-4 классы/ Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. — М.: Просвещение, 2013. — 192 с.
64. Щеткина Г.Ф., Основы тифлопедагогики. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого/Г.Ф. Щеткина, 2007 - 191с.
65. Ямалетдинова И.В., Особенности применения различных наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения/ И.В. Ямалетдинова. - М., 2003. - 38 с.
Электронные ресурсы.
66. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN316.pdf (дата обращения: 02.11.2017).
67. Бурачевская О. В. и др., Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития / О. В. Бурачевская, Т.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 141-143. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2277/(дата обращения: 18.03.2018).
68. Дифференцированный подход в обучении младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://festival.18ер1ешЬег.ги(дата обращения: 05.11.2017).
69. Наумова А. А., Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования / А. А. Наумова // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 387 - 390. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/183/47161/(дата обращения: 27.05.2018).
70. Наумова А. А., Арт-терапия в развитии художественных способностей
слабовидящих детей / А. А. Наумова // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 238 - 240. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/184/47302/(дата обращения: 27.05.2018).
71. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
2013-2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—273—
84d1f.xn—р 1 ai/aktv minobrnauki rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no- 1598(дата обращения: 27.03.2017).
72. Плаксина Л. И., Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)/ Л. И. Плаксина, В. А. Бельмер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: —https://moluch.ru/archive/183/47161/(дата обращения: 02.06.2017).
73. Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через игровую деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //lib .convdocs. oгg/(дата обращения: 12.11.2017).
74. Рекомендации учителя в организации учебного процесса для
слабовидящих детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.pandia.гu/(дата обращения: 18.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ