ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств
1.1 Развитие ассоциативно-образного мышления личности как психолого-
педагогическая проблема 8
1.2 Роль ассоциативно-образного мышления в профессиональной подготовке дизайнера 22
1.3. Анализ существующих методов обучения с применением интеграции искусств 35
Выводы по главе 1 44
Глава 2.Методические рекомендации по развитию ассоциативно¬образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств
2.1. Методические приемы по развитию ассоциативно-образного мышления
студентов дизайнеров средствами интеграции искусств 48
2.2. Система заданий по развитию ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств 58
Выводы по главе II 69
Заключение 70
Литература 73
Приложения 80
Глава I. Теоретические основы формирования ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств
1.1 Развитие ассоциативно-образного мышления личности как психолого-
педагогическая проблема 8
1.2 Роль ассоциативно-образного мышления в профессиональной подготовке дизайнера 22
1.3. Анализ существующих методов обучения с применением интеграции искусств 35
Выводы по главе 1 44
Глава 2.Методические рекомендации по развитию ассоциативно¬образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств
2.1. Методические приемы по развитию ассоциативно-образного мышления
студентов дизайнеров средствами интеграции искусств 48
2.2. Система заданий по развитию ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств 58
Выводы по главе II 69
Заключение 70
Литература 73
Приложения 80
Актуальность исследования. Развитие ассоциативно-образного мышления является сложной педагогической задачей. Для выпускников творческих вузов наличие данного типа мышления - это важнейшая из компетенций будущего профессионала. Предрасположенность к ассоциативно-образному мышлению является врожденной.
Большинство современных школ отечественного и зарубежного дизайна исходят из того, что в процессе обучения решающее значение приобретают не столько овладение частными умениями и знаниями, сколько способность их интеграции на высоком профессиональном уровне, что указывает на необходимость формирования целостных познавательных структур личности.
Сегодня среди многих недостаточно разработанных педагогических проблем обучения дизайну выделяют формирование профессионального образного мышления. От нерешенности данного вопроса в значительной мере страдает качество подготовки специалиста-дизайнера.
Степень научной разработанности проблемы определяется достижениями в философии, психологии, педагогики.
Проблема развития ассоциативно-образного мышления достаточно актуальна и проработана, данной проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов-практиков, таких как Г. И. Панксенов, В. Ф. Сидоренко, В. В. Цыннова и др.
Необходимость разработки данной проблемы обусловлено противоречиями между:
- объективной необходимостью в разработке технологий, форм, методов развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров и несоответствием методик и инструментария в рамках высшего художественно-творческого образования.
- педагогическим потенциалом интеграции искусств в развитии ассоциативно-образного мышления и недостаточной его реализацией в практике системы высшего художественно-творческого образования.
Данные перечисленные факторы предопределяют актуальность исследования магистерской диссертации.
Объект исследования: ассоциативно-образное мышление студентов- дизайнеров.
Предмет исследования: процесс развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств.
Целью данного исследования являются разработка и экспериментальная проверка эффективности модуля, направленного на развитие ассоциативно-образного мышления студентов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров будет эффективно, если:
- использовать интеграцию искусств в качестве средства развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров
- разработать систему заданий с применением интеграции искусств
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
- выявить возможности интеграции искусств для развития ассоциативно-образного мышления;
- определить приемы для развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств;
- проверить эффективность системы упражнений с применением интеграции искусств.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
Разработан учебный модуль, направленный на формирование ассоциативно-образного мышления студентов, который включает в себя специально разработанный комплекс практических заданий, направленных на поэтапное формирование компонентов ассоциативно-образного мышления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы педагогами для организации и проведения занятий с использованием возможностей применения синтеза искусств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Общеметодологические проблемы педагогики(В.В. Давыдов, Т. И. Шамова, Е. Н Шиянов и др.).
Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в многочисленных трудах философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников, художников разных исторических эпох, среди которых Г.М. Агибалова, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А.И. Кравченко, А. С. Макаренко, Л.Н. Мун, Б. М. Неменский.
Типы мышления, важные для создания продукта художественной деятельности (М.С. Каган, И. С. Якиманская, П.М. Якобсон и др.).
Понятие «интеграция» рассматривали такие специалисты, как В.П. Аберган, В.С. Безрукова, Т.Г. Браже, А.Я. Данилюк, И.Д. Зверев, В.А. Игнатова, Л.П. Ильенко, И. А. Карпова, В.Н. Максимова, О.С. Михайлова, О.В. Попова, В.Т.Фоменко.
Методологическая основа интеграции искусств в эстетическом образовании, его взаимосвязь с художественно-эстетической деятельностью раскрыта в исследования хМ. В. Филатовой,В. В. Химчак А. В. Хуторской, О. А. Швиковского.
Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов:
- теоретические (анализ психолого-педагогической,
искусствоведческой, учебной и методической литературы, методы научного познания (анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, беседы);
- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
Этапы исследования. Последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
Первый (подготовительный) этап (2017 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка концепции и структуры магистерской диссертации.
Второй (основной) этап (2017-2018 г.) - разработка учебного модуля, направленного на формирование ассоциативно-образного мышления студентов, и содержания опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий (заключительный) этап (2018 г.) - завершение работы над разработкой учебного модуля и опытно-экспериментальной частью, оформление текста магистерской диссертации, подготовка автореферата.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены их согласованностью с теориями педагогики, их анализом; применением комплекса методов для решения задач исследования.Апробация результатов исследования осуществлялась посредствомучастия на студенческих конференциях, публикаций статей и тезисов
1. Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте
межкультурного взаимодействия» (2016, 2017).
2. — Исаева Л.Э. Синтез искусств в авангардном театре XX в. /
Л.Х. Кадыйрова, Л.Э. Исаева // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств. В первом параграфе главы дается понятие ассоциативно-образного мышления. Во втором параграфе рассматривается роль ассоциативно-образного мышления в профессиональной подготовке дизайнера. Третий параграф посвящен рассмотрению процесса интеграции искусств как средства развития ассоциативно-образного мышления студентов.
Во второй главе приводятся методические рекомендации по развитию ассоциативно-образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств. В первом параграфе второй главы рассматриваются методические приемы по развитию ассоциативно-образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств. Во втором параграфе описывается система заданий по развитию ассоциативно - образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств, приводятся результаты проведенного исследования.
В заключении содержится обобщение сделанных в каждой главе выводов, научные и практические результаты проведенного диссертационного исследования.
Большинство современных школ отечественного и зарубежного дизайна исходят из того, что в процессе обучения решающее значение приобретают не столько овладение частными умениями и знаниями, сколько способность их интеграции на высоком профессиональном уровне, что указывает на необходимость формирования целостных познавательных структур личности.
Сегодня среди многих недостаточно разработанных педагогических проблем обучения дизайну выделяют формирование профессионального образного мышления. От нерешенности данного вопроса в значительной мере страдает качество подготовки специалиста-дизайнера.
Степень научной разработанности проблемы определяется достижениями в философии, психологии, педагогики.
Проблема развития ассоциативно-образного мышления достаточно актуальна и проработана, данной проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов-практиков, таких как Г. И. Панксенов, В. Ф. Сидоренко, В. В. Цыннова и др.
Необходимость разработки данной проблемы обусловлено противоречиями между:
- объективной необходимостью в разработке технологий, форм, методов развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров и несоответствием методик и инструментария в рамках высшего художественно-творческого образования.
- педагогическим потенциалом интеграции искусств в развитии ассоциативно-образного мышления и недостаточной его реализацией в практике системы высшего художественно-творческого образования.
Данные перечисленные факторы предопределяют актуальность исследования магистерской диссертации.
Объект исследования: ассоциативно-образное мышление студентов- дизайнеров.
Предмет исследования: процесс развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств.
Целью данного исследования являются разработка и экспериментальная проверка эффективности модуля, направленного на развитие ассоциативно-образного мышления студентов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров будет эффективно, если:
- использовать интеграцию искусств в качестве средства развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров
- разработать систему заданий с применением интеграции искусств
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
- выявить возможности интеграции искусств для развития ассоциативно-образного мышления;
- определить приемы для развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств;
- проверить эффективность системы упражнений с применением интеграции искусств.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
Разработан учебный модуль, направленный на формирование ассоциативно-образного мышления студентов, который включает в себя специально разработанный комплекс практических заданий, направленных на поэтапное формирование компонентов ассоциативно-образного мышления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы педагогами для организации и проведения занятий с использованием возможностей применения синтеза искусств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Общеметодологические проблемы педагогики(В.В. Давыдов, Т. И. Шамова, Е. Н Шиянов и др.).
Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в многочисленных трудах философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников, художников разных исторических эпох, среди которых Г.М. Агибалова, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А.И. Кравченко, А. С. Макаренко, Л.Н. Мун, Б. М. Неменский.
Типы мышления, важные для создания продукта художественной деятельности (М.С. Каган, И. С. Якиманская, П.М. Якобсон и др.).
Понятие «интеграция» рассматривали такие специалисты, как В.П. Аберган, В.С. Безрукова, Т.Г. Браже, А.Я. Данилюк, И.Д. Зверев, В.А. Игнатова, Л.П. Ильенко, И. А. Карпова, В.Н. Максимова, О.С. Михайлова, О.В. Попова, В.Т.Фоменко.
Методологическая основа интеграции искусств в эстетическом образовании, его взаимосвязь с художественно-эстетической деятельностью раскрыта в исследования хМ. В. Филатовой,В. В. Химчак А. В. Хуторской, О. А. Швиковского.
Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов:
- теоретические (анализ психолого-педагогической,
искусствоведческой, учебной и методической литературы, методы научного познания (анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, беседы);
- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
Этапы исследования. Последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
Первый (подготовительный) этап (2017 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка концепции и структуры магистерской диссертации.
Второй (основной) этап (2017-2018 г.) - разработка учебного модуля, направленного на формирование ассоциативно-образного мышления студентов, и содержания опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий (заключительный) этап (2018 г.) - завершение работы над разработкой учебного модуля и опытно-экспериментальной частью, оформление текста магистерской диссертации, подготовка автореферата.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены их согласованностью с теориями педагогики, их анализом; применением комплекса методов для решения задач исследования.Апробация результатов исследования осуществлялась посредствомучастия на студенческих конференциях, публикаций статей и тезисов
1. Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте
межкультурного взаимодействия» (2016, 2017).
2. — Исаева Л.Э. Синтез искусств в авангардном театре XX в. /
Л.Х. Кадыйрова, Л.Э. Исаева // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств. В первом параграфе главы дается понятие ассоциативно-образного мышления. Во втором параграфе рассматривается роль ассоциативно-образного мышления в профессиональной подготовке дизайнера. Третий параграф посвящен рассмотрению процесса интеграции искусств как средства развития ассоциативно-образного мышления студентов.
Во второй главе приводятся методические рекомендации по развитию ассоциативно-образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств. В первом параграфе второй главы рассматриваются методические приемы по развитию ассоциативно-образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств. Во втором параграфе описывается система заданий по развитию ассоциативно - образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств, приводятся результаты проведенного исследования.
В заключении содержится обобщение сделанных в каждой главе выводов, научные и практические результаты проведенного диссертационного исследования.
Современная педагогика располагает множеством новых, так называемых, интегрированных курсов, чья основная цель - формирование целостной картины мира у обучающихся.
В данном исследовании в теоретическом и практическом аспектах реализована идея развития ассоциативно-образного мышления студентов- дизайнеров средствами интеграции искусств.
Несмотря на широкую разработанность категории образного мышления в психолого-педагогической и искусствоведческой литературе, проблема развития ассоциативно-образного мышления как фактора, способствующего повышению качества профессиональной подготовки дизайнера, до настоящего времени специально не исследовалась. Для обоснования целесообразности решения обозначенной проблемы в настоящем исследовании была проведена работа по изучению различных аспектов мыслительной деятельности с точки зрения философии, психологии, педагогики, искусствоведения.
Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать выводы:
1. Анализ исследований позволил нам изучить особенности ассоциативно-образного мышления дизайнера, рассматриваемого как совокупность профессионально-личностных действий, основанных на художественных образах по интеграции видов искусства, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную творческую деятельность.
2. Даны методические рекомендации по подготовке будущего дизайнера в условиях интеграции искусств, которая способствует формированию его художественно-творческих умений и навыков в ходе восприятия и воспроизведения интегрированных художественных образов различных видов искусств, их творческой интерпретации.
3. Охарактеризованы мотивационный, когнитивный, рефлексивный и творческий диагностический критерии художественно-творческих умений и навыков будущего дизайнера. Критерии позволили определить уровни художественно-творческой подготовки, которые проявляются на творческом (высоком), нормативном (среднем) и исходном (низком) уровнях.
4. Экспериментально проверена эффективность учебного модуля по подготовке будущего дизайнера в условиях интеграции искусств, способствующая формированию его художественно-творческих умений и навыков. Сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группах показал изменения в первой и относительную устойчивость во второй.
В целом, полученные в ходе выполненной работы теоретические выводы и эмпирические результаты позволяют подтвердить правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.
В данном исследовании в теоретическом и практическом аспектах реализована идея развития ассоциативно-образного мышления студентов- дизайнеров средствами интеграции искусств.
Несмотря на широкую разработанность категории образного мышления в психолого-педагогической и искусствоведческой литературе, проблема развития ассоциативно-образного мышления как фактора, способствующего повышению качества профессиональной подготовки дизайнера, до настоящего времени специально не исследовалась. Для обоснования целесообразности решения обозначенной проблемы в настоящем исследовании была проведена работа по изучению различных аспектов мыслительной деятельности с точки зрения философии, психологии, педагогики, искусствоведения.
Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать выводы:
1. Анализ исследований позволил нам изучить особенности ассоциативно-образного мышления дизайнера, рассматриваемого как совокупность профессионально-личностных действий, основанных на художественных образах по интеграции видов искусства, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную творческую деятельность.
2. Даны методические рекомендации по подготовке будущего дизайнера в условиях интеграции искусств, которая способствует формированию его художественно-творческих умений и навыков в ходе восприятия и воспроизведения интегрированных художественных образов различных видов искусств, их творческой интерпретации.
3. Охарактеризованы мотивационный, когнитивный, рефлексивный и творческий диагностический критерии художественно-творческих умений и навыков будущего дизайнера. Критерии позволили определить уровни художественно-творческой подготовки, которые проявляются на творческом (высоком), нормативном (среднем) и исходном (низком) уровнях.
4. Экспериментально проверена эффективность учебного модуля по подготовке будущего дизайнера в условиях интеграции искусств, способствующая формированию его художественно-творческих умений и навыков. Сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группах показал изменения в первой и относительную устойчивость во второй.
В целом, полученные в ходе выполненной работы теоретические выводы и эмпирические результаты позволяют подтвердить правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Наглядное пособие как средство развития технологического мышления студентов профессиональных образовательных организаций
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016



