Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Работа №47125

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств
1.1 Развитие ассоциативно-образного мышления личности как психолого-
педагогическая проблема 8
1.2 Роль ассоциативно-образного мышления в профессиональной подготовке дизайнера 22
1.3. Анализ существующих методов обучения с применением интеграции искусств 35
Выводы по главе 1 44
Глава 2.Методические рекомендации по развитию ассоциативно¬образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств
2.1. Методические приемы по развитию ассоциативно-образного мышления
студентов дизайнеров средствами интеграции искусств 48
2.2. Система заданий по развитию ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств 58
Выводы по главе II 69
Заключение 70
Литература 73
Приложения 80

Актуальность исследования. Развитие ассоциативно-образного мышления является сложной педагогической задачей. Для выпускников творческих вузов наличие данного типа мышления - это важнейшая из компетенций будущего профессионала. Предрасположенность к ассоциативно-образному мышлению является врожденной.
Большинство современных школ отечественного и зарубежного дизайна исходят из того, что в процессе обучения решающее значение приобретают не столько овладение частными умениями и знаниями, сколько способность их интеграции на высоком профессиональном уровне, что указывает на необходимость формирования целостных познавательных структур личности.
Сегодня среди многих недостаточно разработанных педагогических проблем обучения дизайну выделяют формирование профессионального образного мышления. От нерешенности данного вопроса в значительной мере страдает качество подготовки специалиста-дизайнера.
Степень научной разработанности проблемы определяется достижениями в философии, психологии, педагогики.
Проблема развития ассоциативно-образного мышления достаточно актуальна и проработана, данной проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов-практиков, таких как Г. И. Панксенов, В. Ф. Сидоренко, В. В. Цыннова и др.
Необходимость разработки данной проблемы обусловлено противоречиями между:
- объективной необходимостью в разработке технологий, форм, методов развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров и несоответствием методик и инструментария в рамках высшего художественно-творческого образования.
- педагогическим потенциалом интеграции искусств в развитии ассоциативно-образного мышления и недостаточной его реализацией в практике системы высшего художественно-творческого образования.
Данные перечисленные факторы предопределяют актуальность исследования магистерской диссертации.
Объект исследования: ассоциативно-образное мышление студентов- дизайнеров.
Предмет исследования: процесс развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств.
Целью данного исследования являются разработка и экспериментальная проверка эффективности модуля, направленного на развитие ассоциативно-образного мышления студентов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров будет эффективно, если:
- использовать интеграцию искусств в качестве средства развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров
- разработать систему заданий с применением интеграции искусств
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
- выявить возможности интеграции искусств для развития ассоциативно-образного мышления;
- определить приемы для развития ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств;
- проверить эффективность системы упражнений с применением интеграции искусств.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
Разработан учебный модуль, направленный на формирование ассоциативно-образного мышления студентов, который включает в себя специально разработанный комплекс практических заданий, направленных на поэтапное формирование компонентов ассоциативно-образного мышления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы педагогами для организации и проведения занятий с использованием возможностей применения синтеза искусств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Общеметодологические проблемы педагогики(В.В. Давыдов, Т. И. Шамова, Е. Н Шиянов и др.).
Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в многочисленных трудах философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников, художников разных исторических эпох, среди которых Г.М. Агибалова, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А.И. Кравченко, А. С. Макаренко, Л.Н. Мун, Б. М. Неменский.
Типы мышления, важные для создания продукта художественной деятельности (М.С. Каган, И. С. Якиманская, П.М. Якобсон и др.).
Понятие «интеграция» рассматривали такие специалисты, как В.П. Аберган, В.С. Безрукова, Т.Г. Браже, А.Я. Данилюк, И.Д. Зверев, В.А. Игнатова, Л.П. Ильенко, И. А. Карпова, В.Н. Максимова, О.С. Михайлова, О.В. Попова, В.Т.Фоменко.
Методологическая основа интеграции искусств в эстетическом образовании, его взаимосвязь с художественно-эстетической деятельностью раскрыта в исследования хМ. В. Филатовой,В. В. Химчак А. В. Хуторской, О. А. Швиковского.
Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов:
- теоретические (анализ психолого-педагогической,
искусствоведческой, учебной и методической литературы, методы научного познания (анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, беседы);
- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
Этапы исследования. Последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
Первый (подготовительный) этап (2017 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка концепции и структуры магистерской диссертации.
Второй (основной) этап (2017-2018 г.) - разработка учебного модуля, направленного на формирование ассоциативно-образного мышления студентов, и содержания опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий (заключительный) этап (2018 г.) - завершение работы над разработкой учебного модуля и опытно-экспериментальной частью, оформление текста магистерской диссертации, подготовка автореферата.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены их согласованностью с теориями педагогики, их анализом; применением комплекса методов для решения задач исследования.Апробация результатов исследования осуществлялась посредствомучастия на студенческих конференциях, публикаций статей и тезисов
1. Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте
межкультурного взаимодействия» (2016, 2017).
2. — Исаева Л.Э. Синтез искусств в авангардном театре XX в. /
Л.Х. Кадыйрова, Л.Э. Исаева // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования ассоциативно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств. В первом параграфе главы дается понятие ассоциативно-образного мышления. Во втором параграфе рассматривается роль ассоциативно-образного мышления в профессиональной подготовке дизайнера. Третий параграф посвящен рассмотрению процесса интеграции искусств как средства развития ассоциативно-образного мышления студентов.
Во второй главе приводятся методические рекомендации по развитию ассоциативно-образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств. В первом параграфе второй главы рассматриваются методические приемы по развитию ассоциативно-образного мышления студентов дизайнеров средствами интеграции искусств. Во втором параграфе описывается система заданий по развитию ассоциативно - образного мышления студентов-дизайнеров средствами интеграции искусств, приводятся результаты проведенного исследования.
В заключении содержится обобщение сделанных в каждой главе выводов, научные и практические результаты проведенного диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная педагогика располагает множеством новых, так называемых, интегрированных курсов, чья основная цель - формирование целостной картины мира у обучающихся.
В данном исследовании в теоретическом и практическом аспектах реализована идея развития ассоциативно-образного мышления студентов- дизайнеров средствами интеграции искусств.
Несмотря на широкую разработанность категории образного мышления в психолого-педагогической и искусствоведческой литературе, проблема развития ассоциативно-образного мышления как фактора, способствующего повышению качества профессиональной подготовки дизайнера, до настоящего времени специально не исследовалась. Для обоснования целесообразности решения обозначенной проблемы в настоящем исследовании была проведена работа по изучению различных аспектов мыслительной деятельности с точки зрения философии, психологии, педагогики, искусствоведения.
Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать выводы:
1. Анализ исследований позволил нам изучить особенности ассоциативно-образного мышления дизайнера, рассматриваемого как совокупность профессионально-личностных действий, основанных на художественных образах по интеграции видов искусства, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную творческую деятельность.
2. Даны методические рекомендации по подготовке будущего дизайнера в условиях интеграции искусств, которая способствует формированию его художественно-творческих умений и навыков в ходе восприятия и воспроизведения интегрированных художественных образов различных видов искусств, их творческой интерпретации.
3. Охарактеризованы мотивационный, когнитивный, рефлексивный и творческий диагностический критерии художественно-творческих умений и навыков будущего дизайнера. Критерии позволили определить уровни художественно-творческой подготовки, которые проявляются на творческом (высоком), нормативном (среднем) и исходном (низком) уровнях.
4. Экспериментально проверена эффективность учебного модуля по подготовке будущего дизайнера в условиях интеграции искусств, способствующая формированию его художественно-творческих умений и навыков. Сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группах показал изменения в первой и относительную устойчивость во второй.
В целом, полученные в ходе выполненной работы теоретические выводы и эмпирические результаты позволяют подтвердить правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.



1. Аберган, В.П. Интеграция профессионально-педагогических знаний в системе подготовки учащихся педучилищ [Текст]: Автореф. дис.: канд. пед. наук: 13.00.01./В.П. Аберган; Белорус.гос. пед. ун-т. - Минск, 1994. - 19с.
2. Агибалова, Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века / Ред.
С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С. 223-225
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; пер. с англ. - М.:Архитектура-С, 2012. - 392 с., ил., с. 21
4. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике./ В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994. - 152 с.
5. Березкин, В.И. Театр Художника[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR _HUDOZHNIKA.html
6. Блонский, П.П. Избранные педагогические сочинения в 2х томах [Текст] / П.П. Блонский. - М., 1979. - 400с.
7. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
8. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова,В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
672 с. (Большая университет.б-ка).
9. Борев, Ю.Б. Эстетика. М., 1981, C. 219-221
10. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе, 1996. С. 150-154
11. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. - М.: Мифлир, 1994.
12. Власенко, О.В. Формирование готовности студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и
образования.-2015.- №3.;URL:http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=19951 (дата
обращения: 09.03.2018).
13. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства , СПб.: Азбука- классика, 2004. - 712 с.: ил.+ вкл., 569с.
14. Волошинов, А. В. Математика и искусство. М.: Просвещение,1992. 335 с.: ил.
15. Волькмар, Э. Анри Матисс. М.: Арт-Родник, 2002. 95 с.: ил.
16. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С.Выготский - СПб.: Союз, 2003 - 144 с.
17. Гердт, Н.И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. И. Гердт // Начальная школа. - 2009. - № 12. - С. 30-33.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986.
19. Давыдов,В.В. Лекции по общей педагогике.: Учебное пособие дляСтуденов высших учебных заведений/ В.В. Давыдов - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
20. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования./ А.Я. Данилюк. - Ростов н/Д, 2000. - 440 с.
21. Дессуар, М. Очерк истории психологии.-М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2002. - с. 27-28
22. Журавлева, Л.Е. Развитие творческой личности в системе междисциплинарного обучения // Интеграционная педагогика. 2000. № 1. С. 19-21.
23. Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов ун-тов. 3-е изд., испр.
- М.: Педагогическое общество России, 2001. -С.10-15
24. Загрина, Н.А. Вклад академика И.П. Павлова в психологическую науку
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. - 2012. - N 6 (17). - URL: http://medpsy.ru(дата обращения:
12.03.2018).
25. Зверев, И.Д. Интеграция межпредметныхсвязей в общем и региональном экологическом образовании. // Региональные системы экологического образования/ Под ред. Л.П. Симоновой, А.Н. Захлебного, Н.В. Скалона. -М., Тобол.- 1998.- 144 с.
26. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч.1 Живое знание/ В.П. Зинченко.- Самара, 1998. - 216 с.
27. Игнатова, В.А. Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования /В. А. Игнатова // Образование и наука. 2013. № 2 (101) С. 3-17.
28. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб., 2011. - 784 с.
29. Интеграция и свободные искусства: исторический обзор // Общая тетрадь URL: http://otetrad.ru/article-1556.html(дата обращения: 23.05.17).
30. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // GeneralandProfessionalEducation / Н. Ипполитова.- 2012. №1. С. 8-14.
31. Каган, М.С. Историческая динамика музыки в мире искусств //Музыка - культура человек: Сб. науч. тр. под ред. М.Л. Мугинштейна. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. С. 65-80.
32. Камалова, И.Ф. К вопросу об исследовании нравственных ценностных ориентации молодежи [Текст] / Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Выпуск 12. / Под ред. P.A. Валеевой. - Казань: ТГТПУ, 2009.- С. 164-166.
33. Карпова, И. А. Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств — новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы УМеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 54-56.
34. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- 496 с.
35. Лопасова, Е.В. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования) //Теория и практика общественного развития. 2012. №8. С.152-155.
36. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения [Текст]. В 8т. / А.С. Макаренко. - М.: 1986. -365 с.
37. Максимова, В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: дис. Кафедра пед.наук / В.Н. Максимова. - Л.,1981. - 446 с.
38. Михайлова, О.С. Интеграция как методическое явление/ МихайловаО.С. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: ййр://1?езйуа1.1зер1:ешЬег.ги/агйс1ез/214076/(дата обращения: 17m.03.2017)
39. Мун, Л.Н. Синтез искусств в истории художественной культуры / Л.Н. Мун № 3. Эстетическое воспитание, 2001. — 12 с.
40. Неменский, Б.М. Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство и художественный труд» / Б.М. Неменский. Материалы к 12 научно -практическому семинару «Мастерская Б.М. Неменского». М., 2006. - 44 с.
41. Немов, Р. С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 2. Психология образования
42. Пак, Н.И.Умное образование: ответ на вызовы смарт-общества сб. Междунар. науч.-практич. конф. «Информатизация образования: теория и практика» (21-22 ноября 2014 г.). Омск, 2014. С 75-82
43. Попова, О.В., Рекк Е.В. Интеграция информатики и математики / О.В. Попова, Е.В. Рекк //Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010. №3 - 62 с.
44. Оконь,В. Основы проблемного обучения : пер. с польск. - М.:
Просвещение, 1968. — 208 с.
45. Пикассо, П. Шедевры графики / сост. И. Пименова. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 184 с.: ил. (Шедевры графики).
46. Полещук, М.Н. Архитектура и реализм. - М.: КУРС, 2014. - 202 с.
47. Поллион, Марк Витрувий. Об архитектуре. - Л.: ОГИЗ, 1936. - 343 с.
48. Сабурова, Л. А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Дис. канд. фил.наук. Свердловск, 1988. С. 47
49. Свешников, А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве: автореф. ... доктора искусствоведения. СПб., 2003.
50Сидоренко В. Ф. Эстетика проектного творчества. М.: Изд-во ВНИИТЭ, 2007.— 135 с.
51. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения
нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа // URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sintez-iskusstv-kak-
postoyanno-razvivayushchiysya-process-porozhdeniya-novogo-v (дата
обращения: 18.01.18).
52. Синтез искусств // HenriMatisseURL: http://anrimatiss.ru/?item=dc4f7b6b- af82-4daf-b8b3-0079debce3c4&termin=9022195d-c673-455f-89e7-fd85223dd810(дата обращения: 18.01.18).СЭС / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов.энциклопедия, 1987. С. 1212
53. Столяренко, Л. Д. Педагогика Текст. / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 448 с.
54. Сухобская, Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся Текст. / Г. С. Сухобская. М.: Психология личности, 1984. - № 5. —С.45.
55. Узнадзе, Д. Н. Общая психология Текст. / Д. Н. Узнадзе; пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.—413 с.
56. Ушачев, В. П. Педагогика формирования творческой активности Текст.: моногр. / В. П. Ушачев. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 128 с.
56. Фалько, В. П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна: дис. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. —199 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 072500 -
Дизайн (квалификация (степень) «бакалавр»).[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm780-1.pdf (дата
обращения: 12.09.2017)
59. Филатова, М. В. Сущность, структура и содержание художественно-проектной компетенции в педагогической теории и практике // Инновационная наука. 2015. № 5. С. 257-261.
60. Фоменко, В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе/ В.Т. Фоменко. - Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994. 270 с, Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе/ И.В. Кошмина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. —144 с.
61. Харькин В. Н. Импровизация... Импровизация? Импровизация! М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. С. 25)
62. Химчак, В. В. Социально-эстетическая природа синтеза искусствТекст.: дис. канд. фил.наук. Л., 1990. —181 с.
63. Хуторский, А. В. Педагогическаяинноватика Текст.: учебное пособие для вузов / А. В. Хуторской. М.: Академия, 2008. - 256 с.
64. Цыннова В.В. Особенности формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в ВУЗе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2012. — №7 (71). — С. 114.
65.Чернышева С. А. К уточнению содержания понятия «художественно- эстетическая компетенция» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 309¬313. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6822/(дата обращения:
23.06.2017).
66. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Т. И. Шамовой. М.: Академия ИЦ, 2008. - 384 с.
67Швиковский, О. А. Гармония взаимодействия Текст.: архитектура и монум. искусство / О. А. Швидковский. М.: Стройиздат, 1984.—280 с.
68Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы Текст. / Е. Н. Шиянов. — М., 1991. — 103 с.
69.Шорохова, Е. В. Психология личности и образ жизни Текст. / Е. В. Шорохов // Личность в системе коллективных отношений / под ред. А. А. Бодалева. М., 1980.
70.Эпштейн М. Парадоксы новизны. - М.: Прогресс, 1987.— 417 с.
71. Якиманская, И. С. О механизмах создания чувственного образа Текст. / И. С. Якиманская // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. — № 2. — С. 9-13.
72. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. М., 1964.
73. Яновская, М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.—93 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ