Объект работы - ООО «Розница К-1» (г. Барнаул.)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 7
1.1 Понятие, сущность и основные этапы формирования стратегии развития организации 7
1.2 Система сбалансированных показателей, как инструмент реализации стратегии развития организации 23
1.3. Особенности финансов предприятий сферы торговли 27
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «РОЗНИЦА К-1» 37
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия 37
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 39
2.3 Анализ существующих стратегий развитий на предприятии 71
3 ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ООО «РОЗНИЦА К-1» 80
3.1 Разработка стратегической карты торговой организации 80
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
Актуальность темы исследования.В условиях динамично-изменяющейся внешней среды успех будущей деятельности организации зависит от эффективности формирования ее взаимоотношений с клиентами.
Наиболее существенными, на наш взгляд, обосновывающими важность взаимоотношений предприятия с клиентами, являются:
- затраты на привлечение нового клиента в среднем в три раза больше, чем на удержание существующего;
- удовлетворенный клиент расскажет об удачной покупке в среднем пяти своим знакомым, а неудовлетворенный – минимум десяти;
- большая часть клиентов окупается лишь через год работы с ними;
- увеличение процента удержания клиента увеличивает прибыль компании.
- в среднем компания контактирует четыре раза в год с существующим клиентом и шесть раз в год с потенциальным [4,с. 233].
Быстрые технологические изменения, сложные социальные проблемы, экономическая нестабильность, динамические изменения конкурентных условий создают обстановку, в которой предприятия должны постоянно оценивать показатели своей деятельности (как финансовые, так и нефинансовые).
Отметим, что в странах с развитой рыночной экономикой весомую значимость в совокупной массе показателей деятельности предприятий занимают нефинансовые показатели, которые учитываются как при формировании стратегии, так и контроле их текущей деятельности.
Так, по данным компании Ernst&Youngв 2016 году на долю нефинансовых показателей, учитываемых при формировании стратегии развития торговых организаций (такие как лояльность клиентов, среднее время обслуживания одного клиента, количество повторных обращений клиента и так далее) в США приходилось порядка 35 процентов от общего количества показателей. Причем, более 50 процентов респондентов формируют свои стратегии в системе сбалансированных показателей, которая позволяет четко прослеживать взаимосвязь как финансовых, так и нефинансовых результатов деятельности предприятий. Это доказывает актуальность выбранной темы исследования.
Основной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, является чрезмерная ориентация торговых предприятий России лишь на текущие финансовые результаты, безотносительно к стратегии их развития и будущим ожиданиям клиентов.
Ввиду вышесказанного в диссертационной работе исследованы вопросы взаимоформирования финансовых и нефинансовых показателей деятельности организации в процессе разработки стратегии ее развития. Это еще раз доказывает актуальность выбранной исследования.
В условиях рынка эффективное развитие организации невозможно без процесса постоянного анализа экономической ситуации и выработки основных методов решения возникающих проблем, а также стратегического планирования своей деятельности. Ошибкой большинства организаций, на наш взгляд, является неспособность и нежелание планировать свою деятельность на период более года [15,с. 23].
В настоящее время большинства организаций в РФ недостаточно используют в своей деятельности практическое рекомендации в области разработки стратегий, мотивируя это тем, что, если они не решат текущих задач, то им и не придется заниматься проблемами более отдаленного периода.
Основная причина данного явления – постоянно возрастающая сложность функционирования торговых организаций в условиях неустойчивого рынка. Это, с одной стороны, препятствует процессу разработки стратегии деятельности, а с другой – подчеркивает ее важность и необходимость для выживания предприятий в современных условиях.
Если раньше стратегические моменты планирования (миссия, цели, задачи и так далее) задавились предприятию директивно на основе нормативно – правовых документов правительства и такое положение вещей воспринималось как естественное, то в условиях рынка и конкурентной борьбы ситуация радикально изменилась.
Предприятия должны на основе имеющихся внутренних и внешних ресурсов формулировать цели социально – экономического развития, выбрать финансовые и нефинансовые показатели своей деятельности объединять их на основе современных методик, таких, как система сбалансированных показателей.
Всестороннее изучение и анализ практики хозяйственной деятельности производственных предприятий в современных условиях функционирования позволили сделать вывод о необходимости исследования и рационализации процесса разработки их стратегии. Анализ стратегического планирования заставляет так же обратить внимание на ряд вопросов, сопровождающих процессы выработки стратегии деятельности предприятий и имеющих ка научный, так и практический интерес[2,с. 3].
Цель диссертационной работы состоит в разработке методических и практических рекомендаций по формированию стратегии развития организации с использованием финансовых и нефинансовых аспектов системы сбалансированных показателей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучитьтеоретические основы системы сбалансированных показателей;
- исследовать современные методы и инструменты по реализации стратегии организации;
- разработать стратегическую картудля торговой организации.
Объектом исследования является система сбалансированных показателей.
Предметом исследования являются экономические отношения возникшие в процессе реализации стратегии развития торговой организации ООО «Розница К-1».
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области системы сбалансированных показателей и финансового контроля. Основой работы стали методы научного познания: системный подход, метод единства анализа и синтеза, взаимосвязи теоретических и практических аспектов исследования.
Информационной базой исследования послужили материалы открытых источников зарубежных и российских организаций, статистические данные, публикации периодической печати, материалы сети Интернет, финансовая отчетность ООО «Розница К-1».
Научная новизна исследования. Научной новизной является адаптация процесса разработки системы сбалансированных показателей для реализации стратегии.
Практическая значимость диссертации. Теоретические основы исследования расширяют знания о системе сбалансированных показателей и ее применении в качестве инструмента финансового контроля организации. Практическая значимость заключается в апробации результатов исследования в торговой организации ООО «Розница К-1».
Объем и структура диссертационной работы. Объем и структура диссертационной работы определены целью исследования, его задачами и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем работы составляет 90 стр., включая 31 таблицу, 14 рисунков, 4 приложения. Список литературы включает 47 источников.
В настоящее время для достижения успеха в динамичном окружении компаниям необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и превосходить своих конкурентов по качеству, скорости предоставления услуг, широте ассортимента и цене продукции.
Только оперативное получение информации о деятельности компании поможет руководству своевременно принять решение. В то же время оперативные действия компании должны быть скоординированы и направлены на достижение определенных долгосрочных целей, иначе есть риск остаться на месте. Для этого компания должна уметь верно, идентифицировать свою стратегию и мобилизовать все ресурсы для достижения поставленных стратегических целей.
От правильно и понятно сформулированной стратегии может зависеть очень многое в развитии компании. Важно понимать, что хорошо разработанная стратегия лишь полдела. Ее еще надо удачно реализовать.Одним из инструментов представления процесса реализации стратегии в понимаемой форме является сбалансированная система показателей.
Система сбалансированных показателей - этосистема стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по совокупности оптимально подобранных показателей.
Цель исследования работы состоит в разработке методических и практических рекомендаций по формированию стратегии развития организации с использованием финансовых и нефинансовых аспектов системы сбалансированных показателей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы системы сбалансированных показателей;
- исследовать современные методы и инструменты по реализации стратегии организации;
- проанализировать существующие методы и инструменты по реализации стратегии организации;
- разработать стратегическую карту для торговой организации.
Объектом исследования является система сбалансированных показателей.
Предметом исследования являются финансовые и нефинансовые показатели стратегии развития ООО «Розница К-1».
1) Раскрыто понятие, сущность и основные этапы формирования стратегии развития организации
2) Уточнено, чтосистема сбалансированных показателей, как инструмент реализации стратегии развития в организацииявляется необходимым и оправданным.
3) Изученыособенности финансов предприятий сферы торговли.
4) В практической части диссертации проведен классический финансовый анализ с использованием бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и дополнительной информации о деятельности ООО «Розница К-1».
5) Разработана стратегическая карта организации, утверждена система показателей с целевыми значениями и сформирована матрица стратегических мероприятий.
Таким образом, становится возможным построение системы, основанной на базовых принципах ССП (определение стратегических целей, показателей и значений) с учетом особенностей и потребностей компании. Например, количество перспектив может быть меньше четырех, но они будут давать объективное представление о состоянии компании.
Цель, поставленная в работе, достигнута. Говоря о возможности появления альтернативы системе сбалансированных показателей можно констатировать, что инструменты, позволяющие разработать стратегию появляются регулярно. Однако увязать стратегические планы с тем, что компания делает изо дня в день, позволяет только ССП.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) [Электрон.ресурс] // Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153956, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.05.2013).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. 28.12.2013) [Электрон.ресурс] // Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156924;dst=0;ts=7DC2CEAC57169BFEA0DC9EAF3E66F734;rnd=0.2330846420353777, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.05.2013).
3. Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса: распоряжение ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 N 31-р (в ред. от 12.09.1994) [Электрон.ресурс] // Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=16449, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 01.09.2013).
4. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление: моногр. / Д. Аакер. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
5.Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: моногр. / М. Армстронг. – М.: Инфра-М, 2002. – 328 с.
6.Бибнев, М.В. Внедрение сбалансированной системы финансовых показателей как залог устойчивого развития предприятия / М.В. Бибнев // Экономика и производство. – 2009. – № 1. – C. 33–36.
7. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс./ И.А. Бланк. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 521 с.
8. Браун, М.Г. За рамками сбалансированной системы показателей. Как аналитические показатели повышают эффективность управления компанией: моногр. / М.Г. Браун – М.: Олимп Бизнес, 2012. – 224 с.
9. Браун, М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения: моногр. / М.Г. Браун – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 226 с.
10. Вартанян, А. Видение и миссия организации / А. Вартанян // Экономические стратегии. – 2006. – №2. – С. 23–27.
11.Ветлужская, Е. Особенности BSC предприятий малого бизнеса / Е. Ветлужская // Управление компанией. – 2006. – № 3. – С. 20–22.
12. Внедрение сбалансированной системы показателей/ Horvath&Partners; пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 478 с.
13. Гершун, А. Технологии сбалансированного управления: учеб.пособие / А. Гершун, М. Горский. – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 128 с.
14. Золотые страницы. Лучшие примеры внедрения сбалансированной системы показателей: сборник статей / А. Гершун, М. Горский. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 416 с.
15.Иванов, В.В. Формирование системы управленческого учета на основе процессных методов управления компанией / В.В. Иванов // Управленческий учет. – 2006. – №1. - С. 15–20.
16.Кандалинцев, В.Г. Сбалансированное управление предприятием: учеб. пособие / В.Г. Кандалинцев. –М.: КНОРУС, 2006. – 224 с.
17. Кандалинцев, В.Г. Инновационный бизнес. Применение сбалансированной системы показателей: учеб.пособие / В.Г. Кандалинцев. – М.: Дело АНХ, 2010. – 168 с.
18. Каплан, Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2009. – 416 с.
19. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2003. – 210 с.
20. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегическое единство. Создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. – М.: Вильямс, 2006. – 384 с.
21. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. – М.: Олимп-Бизнес, 2012. – 493 с.
22. Киселев, А.В. Разработка и применение сбалансированной системы показателей на строительных предприятиях/ А.В. Киселев // Российское предпринимательство. – 2012. – № 10 (208). – c. 81-86.
23. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент: учеб.пособие / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768 с.
24. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: учеб.пособие / В.В. Ковалев. – М.:Финансы и статистика, 2006. – 559 с.
25. Маг КонсалтингЭлектронный ресурс // Маг Консалтинг. - URL: http://www.mag-consulting.ru. - (дата обращения 10.03.2013).
26. Мочалова, Л.А. Финансовый менеджмент: курс лекций. Кн. 2: Вопросы методологии / Л.А. Мочалова, О.М. Князева. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. – 129 с.
27.Нивен, Пол Р. Сбалансированная система показателей - шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов: моногр. / Пол Р. Нивен – М.: Баланс-Клуб, 2003. – 256 с.
28.Ольве, Н-Г. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Ольве Нильс-Горан, Рой Жан, Ветер Магнус. – М.: ИД Вильямс, 2004. – 304 с.
29. Ответы на часто задаваемые вопросы по BalancedScorecardЭлектронный ресурс / Бюджетирование, KPI, бизнес-процессы. - URL: http://www.intalev.com.ua/.- (дата обращения 10.08.2013).
30.Пасерба, А. Система сбалансированных показателей — форма или содержание? /А. Пасерба // Управление компанией. – 2006. – № 3. – С. 20-24.
31.Переверзев, Н. Управление предприятием с помощью системы BalancedScorecard /Н. Переверзев// Финансовый директор. – 2004. – №3. – С. 15-17.
32.Половинкина, К. Интервью со Светланой Корбан, заместителем руководителя управления стратегического развития Финансовой Группы Лайф /К. Половинкина //Справочник по управлению персоналом. – 2009. №4. – С. 30-34.
33. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. /Александр Остервальдер, Ив Пинье. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 288 с.
34. Прайснер, А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте: моногр. /А. Прайснер. – М.: ИД Гребенников, 2009. – 303 с.
35. Р. Каплан: через 25 лет Россия может стать либо Венесуэлой, либо Сингапуром. // Секрет фирмы. – 2003. – №4. – С. 14-16.
36. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами / под ред. А.М. Гершуна, Ю.С. Нефедьевой. – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 128 с.
37. Рамперсад, Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей: моногр. / Х.К. Рамперсад. – М.: Олимп Бизнес, 2005. – 166 с.
38. Рамперсад, Х.К. Универсальная система показателей: Как достигать результатов, сохраняя целостность: моногр. / Х.К. Рамперсад. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 352 с.
39. Слиньков, В.Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей: учеб.пособие /В.Н. Слиньков. – М.: Дакор, КНТ, 2008. – 384 с.
40. Солдатов, В.В. Финансовый контроллинг: место и роль на производственном предприятии / В.В. Солдатов //Справочник экономиста. – 2013. – №7. – С. 35-42.
41. Способ – Википедия Электронный ресурс / Википедия. – URL: http://ru.wikipedia.org, свободный. – (дата обращения 10.02.2013).
42.Тютюнник, А.В. Система сбалансированных показателей в банке — миф или необходимость /А.В. Тютюнник, К.И. Машонская // Управление в кредитной организации. – 2009. – №3. – С. 23-26.
43.Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт. – М. : Омега-Л, 2006. – 144 с.
44.Хасси, Д. Стратегия и планирование: моногр. /Д.Хасси. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
45. Хорват, П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием Электронный ресурс / П. Ховарт. -URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_27/article_221/(дата обращения 10.10.2013).
46. Целых, А. Построение компаний, ориентированных на стратегию: методология BalancedScorecard /А. Целых// Управление компанией. – 2002. – № 12. – С. 41-44.
47. Chandler, A. D. Strategy and Structure: A.Chapter in the History of Industrial Enterprises. – Cambridge.: Mass, MIT. Press, 1962, - 305 p.
48. Ионова, Н.В. Финансы торговых организаций в современных экономических условиях / Н.В. Ионова // В сборнике: New approaches in economy and management Materials of the VII international scientific conference. – 2017. – С. 23-26.
49. Корольков, Р.В. Основы управления финансами торговой организации / Р.В. Корольков // Экономика и социум. – 2013. - № 4-3 (9). – С. 415-418.
50. Кузменко, Ю.Г. Факторы, влияющие на развитие предпринимательской инициативы в розничной торговле и общественном питании / Ю.Г. Кузменко, А.Б. Левина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 3. – С. 374.
51. Натаова, Н.Ю.. Особенности финансов сферы торговли и финансов торгового предприятия / Н.Ю. Натаова, М.Ш. Темрюк //
В сборнике: Наука XXI века: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Сборник научных трудов по материалам XV региональной научной конференции. Cоставители Т.А. Щербатова, З.И. Воронцова. – 2017. – С. 163-172.
52. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2017 – 511 с.
53. Рузакова, О.А. Проблемы правового регулирования торговой деятельности в РФ / О.А. Рузакова, А.А. Рузаков // Финансы: теория и практика. – 2013. - № 5 (77). – С. 107-114.
54. Соболев, В.И. Отраслевые особенности финансов торговых организаций / В.И. Соболев //
Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 9-2. – С. 687-693.