ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ МАРКЕТИНГА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Актуальность маркетинговой деятельности торговых предприятий
1.2 Структура комплекса маркетинга торгового предприятия 12
1.3 Особенности управления комплексом маркетинга торгового предприятия
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ МАРКЕТИНГА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ «АВГУСТИНА»
2.1 Характеристика розничной торговой сети «Августина» 38
2.2 Оценка комплекса маркетинга розничной торговой сети «Августина»
2.3 Состояние рынка розничной торговли в РТ и характеристика конкурентной среды розничной торговой сети «Августина»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ «АВГУСТИНА»
3.1. Рекомендации по формированию программы комплекса маркетинга розничной торговой сети «Августина»
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Маркетинговая деятельность предприятия - это управленческая деятельность, которая заключается в развитии рынка товаров и услуг путем комплексной оценки потребностей и нужд потребителей, а также с помощью маркетинговых исследований составных частей рынка, таких как - спрос, предложение, конкуренты и другие составляющие. При этом важное значение уделяется проведению практических мероприятий, которые ориентированы на удовлетворение потребностей клиентов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рынка - применение инструментов маркетинга позволяет привлечь предприятиям клиентов, продавать именно тот товар, который пользуется спросом, предлагать именно те услуги, которые необходимы для клиентов торгового предприятия. Комплекс маркетинга позволяет ориентироваться участникам рынка, в частности, производителям и поставщикам не только на количественные показатели выпускаемой и реализуемой продукции, но и на качественные показатели, которые играют огромную роль в современных условиях. Предприятия стремятся изучать реальные потребности клиентов и соответственно направляют все свои усилия на удовлетворение таких потребностей.
Содержание и суть маркетинговой деятельности предприятия зависят от многих факторов, среди которых наиболее значимые - объективные условия развития рынка и особенности этого рынка. Потребитель в современном мире предъявляет свои требования к количеству и качеству товару, и на рынке успешно могут функционировать лишь те организации, которые комплексно изучают и учитывают потребности клиента. Если же компания производит то, что на рынке покупателем не востребовано, то успешность продаж такой организации минимальна. Важно уделять внимание не только потребностям клиента, но и законодательству определенного региона, республики, страны, ее обычаям и особенностям культуры.
Потребитель же предъявляет свои требования к продукту, его технико - экономическим показателям, количеству, срокам поставки и этим создает предпосылки для распределения рынка между производителями. Поэтому не только торговые предприятия должны изучать потребности и требования клиента по отношению к продукту, но и производители должны тщательно изучать клиентов, производить то, что точно нуждается в спросе.
Цель данной выпускной квалификационной работы - оценка комплекса маркетинга розничной торговой сети «Августина и разработка рекомендаций по управлению им.
Задачи работы:
а) обосновать актуальность маркетинговой деятельности торгового предприятия;
б) рассмотреть составные части комплекса маркетинга торгового предприятия;
в) раскрыть особенности управления комплексом маркетинга торгового предприятия;
г) изучить характеристику розничной торговой сети «Августина»;
д) провести оценку комплекса маркетинга на примере розничной торговой сети «Августина»;
е) проанализировать процесс управление маркетингом на торговом предприятии «Августина»;
ж) разработать рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга розничной торговой сети «Августина»;
з) рассчитать экономический эффект от предложенных рекомендаций.
Объект данной работы - розничная торговая сеть «Августина».
Предмет исследования - основные элементы комплекса маркетинга торгового предприятия и особенности управления ими.
Теории и практике комплекса маркетинга посвящено большое число научных публикаций и исследований. Среди зарубежных ученых нужно отметить Г. Асселя, К. Боумена, Б. Бермана, Г.Дж. Болта, Н. Бордена, П. Друкера, Е. Дихтля, Б. Карлофа, Р. Крэнделла, Ф. Котлера, Ж-Ж. Ламбена, М. Макдональда, Дж. Маккарти, Т. Левита, К. Ротцолла, Дж. Сондерса, Ч. Сэндиджа, Дж. Стрикленда, А. Томпсона, И. Уилсона, В. Фрайбургера, Г. Черчилля, X. Хершгена, Дж. Р. Эванса, Дж. Эткинсона.
В становление и развитие отечественного маркетинга внесли большой вклад И. Акулич, О. Андреева, Г. Багиев, В. Гавва, И. Герчикова, С. Голик, Е. Голубков, Т. Данько, Е. Демченко, А. Дурасов, А. Дурович, Ф. Евдокимов, П. Завьялов, С. Злобин, И. Кретов, И. Корольков, Т. Маслова, Ю. Морозов, И. Полещук, Е. Попов, В. Похабов, Б. Соловьев, В. Хруцкий, Л. Цыгичко и др. Так такие авторы как И. Акулич, О. Андреева, Г. Багиев, В. Гавва, И. Герчикова, Е. Голубков, Т. Данько, А. Дурович, П. Завьялов, И. Кретов, Ю. Морозов, Б. Соловьев, В. Хруцкий, Л. Цыгичко.
Теоретическая и методическая база работы. В ходе исследования изучены и обобщены общая маркетинга, специальные предприятий, материалы законодательные акты.
Итак, комплекс маркетинга - это некая система основных маркетинговых средств и составляющих, которыми предприятие (фирма или компания) воздействует на целевой рынок. Рынок при этом не только среда, в которой действует предприятие, но и потребитель, и спрос и предложение и конкуренты на данном рынке.
Далее рассмотрена структура комплекса маркетинга, которые означают проводимую предприятием политику и охватывающие все направления его деятельности:
а) товарная политика;
б) коммуникационная политика (продвижение товаров на рынке);
в) сбытовая (дистрибьюторская);
г) ценовая политика;
д) кадровая.
Главная цель разработки комплекса маркетинга состоит в обеспечении устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций.
Комплекс маркетинга - это оперативная деятельность, каждая составляющая которой - результат глубокого экономического анализа и скрупулезных коммерческих расчетов нередко на основе экономико - математических методов. Добавляется к этому и немаловажная роль опыта и маркетинговой интуиции, что в некоторых ситуациях является определяющим. Трудно ранжировать составляющие комплекса маркетинга по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из четырех «Р». Однако товар и товарная политика (mix) практически всегда оказывают влияние на характер и особенности остальных составляющих комплекса маркетинга.
Розничная торговая сеть «Августина» начала свою деятельность в 2002 году. В магазинах розничной торговой сети «Августина» представлен широкий ассортимент продукции национальной кухни, полуфабрикаты, большой выбор салатов, выпечки, алкогольной и безалкогольной продукции, фрукты и овощи, мясо, рыба и колбасы, а также бакалея различных марок.
Розничной торговая сеть «Августина» является региональной, насчитывает более 70 торговых точек, расположенных в таких городах как: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Менделеевск. Магазины розничной торговой сети работают в двух форматах: традиционной торговли и самообслуживания. По размеру торговых точек сети «Августина» относится к формату «магазин у дома».
Розничная торговая сеть «Августина» считается «маркетингоориентированным», поэтому маркетинговая стратегия и маркетинговый план включены в стратегический менеджмент фирмы, но отметим, что они поверхностны и содержат в себе лишь необходимую информацию, без детализации.
Для того, чтобы обеспечить эффективность применения маркетинга в розничной торговой сети «Августина» руководство совместно с отделом закупок и продаж занимаются планированием маркетинга, проведением основных исследований.
Ассортиментная политика сети реализуется категорийным менеджментом компании, который осуществляет целостное управление категориями товаров и относящимися к ним продуктам: от определения ассортиментного портфеля и закупки до контроля реализации в магазинах сети.
По результатам исследования комплекса маркетинга, проведенного в предыдущей главе, а также на основе сравнительной характеристике моделей 7 Р, можно отметить, что основными проблемами розничной торговой сети «Августина » являются:
а) отсутствие отдела маркетинга или маркетологов в организационной структуре данного торгового предприятия;
б) эффективная разработка элементов комплекса маркетинга должна базироваться на результатах маркетинговых исследований, проведение которых осуществляется достаточно редко, и в основном с целью оценки качества обслуживания;
в) отсутствие системного подхода к организации коммуникационной политики данного торгового предприятия.
В связи с выявленными выше проблемами необходимо их решение, поэтому автором предлагается, в первую очередь, нанять двух работников по специальности - маркетолог, которые и будут заниматься решением маркетинговых проблем розничной торговой сети, но в дальнейшем планируется расширение штата сотрудников маркетинговой деятельности и формирование целого отдела маркетинга. Найм именно двух работников на предприятии позволит наладить работу в отношении маркетинговой деятельности розничной торговой сети «Августина».
Итак, в задачи маркетолога розничной торговой сети «Августина» будет входить:
а) изучение конъюнктуры рынка;
б) работа по изучению и анализа покупателей торговой сети, а также оценку их потребностей, доходов и спроса;
в) изучение конкурентов сети;
г) формирование маркетинговой политики компании на рынке торговли.
Таким образом, такие средства стимулирования сбыта как акции, скидки и подарки при сборе определенного количества наклеек может привлечь дополнительную прибыль для розничной торговой сети «Августина».
Автором был произведен расчет суммарного годового экономического эффекта, который предположительно составит 1 311,28 тыс. руб.
Экономический эффект рассчитан как сумма дохода от реализации проекта за минусом затрат на проведение этих мероприятий.
Итак, рассчитанный экономический эффект составит - 1311,28 тыс.руб. Срок окупаемости предложенных автором мероприятий составит 8 месяцев.
1) ГОСТ Р 51773 - 2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»
Книги, монографии
2) Алексеева О.Ж. Основы маркетинга / О.Ж. Алексеева. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
3) Баранова И.В. Теория управления. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковоского дела, 2017. - 168 с.
4) Борисов В.Г. Технологии рекламы и паблик рилейшнз: учеб.пособие / ВТ. Борисов. - Москва: ЭКСМО, 2014. - 371 с.
5) Бортник Е.М. Управление связями с общественностью: учеб.пособие. / Е.М.Бортник, Э.М. Короткова, А.Ю. Никитаева. - Москва: Изд. -во ФБК - ПРЕСС, 2017. - 128 с.
6) Буров А.С. Международный маркетинг / А.С. Бурова. - Москва: Дашков и К, 2015. - 282 с.
7) Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с..
8) Беляев,В.И. Маркетинг:основы теориии практики: учеб./ В.И. Беляев. - М.: КНОРУС,2012. - 456с.
9) Бендина, Н.В. Маркетинг(конспект лекций)./ Н. В. Бендина- М.: «Приор-издат», 2015. - 215 с.
10) Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
11) Голубков Е.П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков- М.: Фин-Пресс,2013. - 688 с.
12) Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб, пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2016. - 333 с.
13) Егорова, М. М. Маркетинг:конспект лекций/М.М. Егорова- М.: Инфра- М, 2014.- 60с.
14) Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз/ В.Г.Королько. - Москва.:Инфора-М., 2015. -493 с.
15) Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и статистика, 2016. -491 с.
16) Кнышова Е.Н. Маркетинг. М.: Форум: Инфра - М., 2014 - 302 с.
17) Котлер Ф. Основы маркетинга.М.: Вильямс, 2017. - 430 с.
18) Котлер Ф. Маркетинг: Спб.:Вильямс, 2015. - 382 с.
19) Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг.СПб.: Наука,2017. - 392 с.
20) Мазилкина Е.И. Маркетинг в отрасли и сферах деятельности. - М.: Дашков и К, 2016. - 329 с.
21) Маркетинг / под.ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. -334 с.
22) Маркетинг / под.ред. Н.П. Ващенкина. М.: КноРус, 2014. - 235 с.
23) Морозов Ю.В. Основы маркетинга. - М.: КноРус, 2016. - 430 с.
24) Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. Проф.Н.Г.Кузнецова, проф. И.Ю. Солдатовой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 382 с.
25) Наволоцкая Я.Е. Руководство современного менеджера ресторана. Решение проблем день за днем. - М.: Вершина, 2016. - 439 с.
26) Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М., Издательский дом Дашков и К, 2016. - 392 с.
27) Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014.-399 с.
28) Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учебник. -12-е изд., перераб. и доп. - М.: НТК Дашков и Ко, 2013. - 493 с.
29) Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебник / Т. П. Прошкина. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2017. - 314 с.
30) Романцов, А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности организации: практ. пособие / А.Н.Романцов. - М.: Дашков и К, 2014. - 114 с.
31) Ромат, Е.В. Реклама: [учеб, для студ. вузов, изуч. маркетинг, менеджмент, паблик рилейшнз] / Е.В.Ромат. - СПб.: Питер, 2015. - 508 с.
32) Сиганова, О.В. Кросскультурный маркетинг : учеб, пособие / О.В. Сиганов. - М.: ИНФРА-М, 2016.-261 с.
33) Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: учеб, пособие для студ. вузов / Т.В.Симонян, Т.Г.Кизилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. -212 с.
34) Сак А.В. Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений /
А.В. Сак В.А. Журавлев. - М.: Гревцов, 2014. - 302 с.
35) Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб, для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.
36) Скотт, Дэвид Мирман. Новые правила маркетинга и PR: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем / Дэвид Мирман Скотт; пер. с англ. [В.Апанасик, Г.Огибин]. - 2-е изд. - М.: АльпинаПаблишерз, 2015. - 347 с.
37) Шаляпина, Н.М. Маркетинг: учеб, пособие для студ. вузов региона/ Н.М.Шаляпина; Дальневост. гос. техн, рыбохоз. ун-т. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2016. - 263 с.
38) Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб, пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 345 с.
39) Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению подгот. (спец.) "Связи с общественностью" / Ф.И.Шарков; Междунар. акад, бизнеса и упр.; Ин-т современных коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2011. - 332 с.
40) Эрнст Р.Д. Основы маркетинга. - М.: КноРус, 2015. - 430 с.
41) Ярышев П.Ш. Маркетингжонспект лекций/М.М. Егорова- М.: Инфра- М, 2014 - 60с.
Печатная периодика
42) Линомова Л. Ж. Маркетинг на торговом предприятии - за и против/ Л.Ж. Лимонова // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. - № 7. - С.23
43) Мишин Е.А. Проблемы и перспективы взаиморазвития Интернета и маркетинга/ Е.А.Мишин// Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №7. - С.23 - 27
44) Парамонова Т.Ж. Методический подход к оптимизации выбора наиболее эффективного средства Интернет - маркетинга/ Т.Парамонова, В. Комаров//Практический маркетинг. -2016. -С.34
Электронные ресурсы
45) Бизнес портал http://moneymakerfactory.ru/
46) Едадил - приложение о скидках и акциях - http://corp.edadeal.ru/
47) Научная библиотека диссертацийи авторефератов disserCat - http ://www.dissercat.com/content/merchendaizing-v-sisteme prioritetnykh-napravlenii- povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-pr#ixzz4BjJLikmM
48) Сайт размещения вакансий - https://kazan.hh.ru/
49) Скидки и акции в Казани - https://skidkaonline.ru/
50) Умный мерчандайзинг. Практическое пособие. Таборова А.Г-http://modemlib.ru/books/anna_taborova/umniy_merchandayzing/read_l