Педагогические условия мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит чисто теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 5
1.1 Сущность понятия «мотивационная готовность к обучению в школе» 5
1.2 Особенности мотивационной готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста 9
Выводы по первой главе 16
Глава 2 Практические аспекты формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 30
Актуальность исследования. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Цель исследования – изучить педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «мотивационной готовности к обучению».
2. Охарактеризовать особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников.
3. Определить методы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: педагогам ДОУ необходимо целенаправленно планировать работу по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; экспериментальные: моделирование, анализ опыта работы педагогов-практиков.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.И. Божович, Э. Рыбина, М.Ю. Стожаровой, У. Ульянковой, Д.Б. Эльконина и др. В работах Л.И. Божович, Н.В. Нижегородцевой, К.Е. Панасенко и др. определена сущность понятия и структура мотивационной готовности к обучению в школе. Е.П. Николаева, Э. Рыбин и др. проанализировали возрастные особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях М. Маханевой, М.К. Тыщенко и др. предложены разные формы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.
Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания.
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога.
1. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы : метод. пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л.Л . Тимофеева. – Москва : Цветной мир, 2013. – 144 с.
2. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
3. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия. 2015. – 458 с.
4. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : Руководство практического психолога [Текст] / Н. И. Гуткина. – Москва : Академический проспект. – 2014. – 312 с.
5. Данилюк, А. Я. Воспитание и социализация старших дошкольников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 7-11.
6. Зак, З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей [Текст] / З. А. Зак. – Москва : Академия, 2012. – 358 с.
7. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
8. Лиман, Н. А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 41-44.
9. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] / С .В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 63-65.
10. Маркова, А. К. Самоконтроль в деятельности дошкольника [Текст] / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
11. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой [Текст] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
12. Метлина, Л. С. Готовность к школьному обучению [Текст] / Л. С. Метлина. – Москва : Эксмо, 2013. – 458 с.
13. Нижегородцева, Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте : Учебное пособие [Текст] / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского / Н. В. Нижегородцева. – Ярославль, 2012. – 247 с.
14. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников : конспекты занятий [Текст] / Е .П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2014. – 89 с.
15. Панасенко, К. Е., Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников : монография [Текст] / К. Е. Панасенко, Л. З. Антонова. – Белгород, 2014. – 140 с.
16. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе [Текст] / Г. Г. Петроченко. – Москва : Инфра-М, 2014. – 291 с.
17. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? [Текст] / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.
18. Сидорчук, Т. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Т. Сидорчук // Учитель. – 2014. – №6. – С. 27–30.
19. Стожарова, М. Ю. Актуальные проблемы формирования школьной зрелости дошкольников [Текст] / М. Ю. Стожарова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 156-161.
20. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие : анализ программ дошкольного образования [Текст] / И. В. Сушкова. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
21. Терентьева, Ю. В. К вопросу психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 102-106.
22. Тыщенко, М. К. Психологическая готовность старшего дошкольника к обучению в школе [Текст] / М. К. Тыщенко // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 63-69.
23. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей [Текст] / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
24. ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 16 с.
25. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына. – Москва : Эксмо, 2010. – 458 с.
26. Эльконин, Д. Б. Детский возраст [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 554 с.
27. Юнгман, И. В. Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / И. В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 58-60.
28. Ягловская, Е. К. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы [Текст] / Е. К. Ягловская, И. А. Бурлакова. – Москва : МГППУ, 2014 – 32 с.