Педагогические условия мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит чисто теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 5
1.1 Сущность понятия «мотивационная готовность к обучению в школе» 5
1.2 Особенности мотивационной готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста 9
Выводы по первой главе 16
Глава 2 Практические аспекты формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 30
Актуальность исследования. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Цель исследования – изучить педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «мотивационной готовности к обучению».
2. Охарактеризовать особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников.
3. Определить методы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: педагогам ДОУ необходимо целенаправленно планировать работу по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; экспериментальные: моделирование, анализ опыта работы педагогов-практиков.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.И. Божович, Э. Рыбина, М.Ю. Стожаровой, У. Ульянковой, Д.Б. Эльконина и др. В работах Л.И. Божович, Н.В. Нижегородцевой, К.Е. Панасенко и др. определена сущность понятия и структура мотивационной готовности к обучению в школе. Е.П. Николаева, Э. Рыбин и др. проанализировали возрастные особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях М. Маханевой, М.К. Тыщенко и др. предложены разные формы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.
Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания.
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога.