Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №47060

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы33
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит чисто теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 5
1.1 Сущность понятия «мотивационная готовность к обучению в школе» 5
1.2 Особенности мотивационной готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста 9
Выводы по первой главе 16
Глава 2 Практические аспекты формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 30

Актуальность исследования. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Цель исследования – изучить педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «мотивационной готовности к обучению».
2. Охарактеризовать особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников.
3. Определить методы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: педагогам ДОУ необходимо целенаправленно планировать работу по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; экспериментальные: моделирование, анализ опыта работы педагогов-практиков.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.И. Божович, Э. Рыбина, М.Ю. Стожаровой, У. Ульянковой, Д.Б. Эльконина и др. В работах Л.И. Божович, Н.В. Нижегородцевой, К.Е. Панасенко и др. определена сущность понятия и структура мотивационной готовности к обучению в школе. Е.П. Николаева, Э. Рыбин и др. проанализировали возрастные особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях М. Маханевой, М.К. Тыщенко и др. предложены разные формы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания.
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога.



1. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы : метод. пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л.Л . Тимофеева. – Москва : Цветной мир, 2013. – 144 с.
2. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
3. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия. 2015. – 458 с.
4. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : Руководство практического психолога [Текст] / Н. И. Гуткина. – Москва : Академический проспект. – 2014. – 312 с.
5. Данилюк, А. Я. Воспитание и социализация старших дошкольников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 7-11.
6. Зак, З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей [Текст] / З. А. Зак. – Москва : Академия, 2012. – 358 с.
7. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
8. Лиман, Н. А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 41-44.
9. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] / С .В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 63-65.
10. Маркова, А. К. Самоконтроль в деятельности дошкольника [Текст] / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
11. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой [Текст] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
12. Метлина, Л. С. Готовность к школьному обучению [Текст] / Л. С. Метлина. – Москва : Эксмо, 2013. – 458 с.
13. Нижегородцева, Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте : Учебное пособие [Текст] / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского / Н. В. Нижегородцева. – Ярославль, 2012. – 247 с.
14. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников : конспекты занятий [Текст] / Е .П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2014. – 89 с.
15. Панасенко, К. Е., Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников : монография [Текст] / К. Е. Панасенко, Л. З. Антонова. – Белгород, 2014. – 140 с.
16. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе [Текст] / Г. Г. Петроченко. – Москва : Инфра-М, 2014. – 291 с.
17. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? [Текст] / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.
18. Сидорчук, Т. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Т. Сидорчук // Учитель. – 2014. – №6. – С. 27–30.
19. Стожарова, М. Ю. Актуальные проблемы формирования школьной зрелости дошкольников [Текст] / М. Ю. Стожарова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 156-161.
20. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие : анализ программ дошкольного образования [Текст] / И. В. Сушкова. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
21. Терентьева, Ю. В. К вопросу психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 102-106.
22. Тыщенко, М. К. Психологическая готовность старшего дошкольника к обучению в школе [Текст] / М. К. Тыщенко // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 63-69.
23. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей [Текст] / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
24. ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 16 с.
25. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына. – Москва : Эксмо, 2010. – 458 с.
26. Эльконин, Д. Б. Детский возраст [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 554 с.
27. Юнгман, И. В. Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / И. В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 58-60.
28. Ягловская, Е. К. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы [Текст] / Е. К. Ягловская, И. А. Бурлакова. – Москва : МГППУ, 2014 – 32 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ