Гражданское воспитание школьников (Ставропольский государственный педагогический институт)
|
Есть объемные приложения.
Введение 3
1Теоретические аспекты гражданского воспитания в школе 6
1.1 Исторические аспекты и сущность гражданского воспитания 6
1.2 Гражданское воспитание в системе воспитательной работы школы 13
2 Формы организации гражданского воспитания школьников 20
2.1 Специфика гражданского воспитания в рамках учебной деятельности 20
2.2 Гражданское воспитание в рамках внеурочной деятельности 25
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложение 1 41
Приложение 2 41
Приложение 3 43
Приложение 4 46
Введение 3
1Теоретические аспекты гражданского воспитания в школе 6
1.1 Исторические аспекты и сущность гражданского воспитания 6
1.2 Гражданское воспитание в системе воспитательной работы школы 13
2 Формы организации гражданского воспитания школьников 20
2.1 Специфика гражданского воспитания в рамках учебной деятельности 20
2.2 Гражданское воспитание в рамках внеурочной деятельности 25
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложение 1 41
Приложение 2 41
Приложение 3 43
Приложение 4 46
В условиях обновления и развития российского образования, формирование гражданского воспитания рассматривается как важнейший фактор устойчивого будущего России. Это обусловлено проблемами глобализации в мире, национальной безопасности, необходимостью сохранения суверенитета страны, становлением в России гражданского общества. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина является ключевой задачей образовательной политики страны. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы – все это во многом зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Российское общество нуждается в образованных людях, обладающих чувством ответственности за судьбу своей страны, то есть полноценных членов гражданского общества. Иными словами, проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения приобретают сегодня все большее значение. Поэтому исследования в области теории и практики в этой области приобретают особую актуальность.
Тема исследования достаточно широко освещалась в трудах многих философов, педагогов и психологов в различные исторические периоды. Этому вопросу уделяли внимание Я.А. Каменский, К.А. Гельвецкий,
Г. Кершенштейне, Д.Дьюи, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.
Цель настоящего исследования – изучить специфику гражданского воспитания школьников.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
1. Изучить содержание и этапы становления гражданского воспитания в различные исторические периоды.
2. Определить особенности организации гражданского воспитания в воспитательной системе школы.
3. Выявить специфику гражданского воспитания в учебной деятельности.
4. Выявить специфику организации гражданского воспитания во внеурочной деятельности.
Объект исследования – гражданское воспитание.
Предмет – гражданское воспитание школьников.
Сформулированные задачи и цель обусловили применение комплекса методов сбора и анализ информации. Это, прежде всего, общенаучные методы: системно-структурного, системно-функционального анализа, которые позволили определить место гражданского воспитания в системе воспитательной работы школы. Терминологический анализ позволил определить трактовку понятия «гражданского воспитания», этапы его становления, сущность и задачи. Изучение педагогической литературы позволило рассмотреть существующие классификации форм и методов воспитательной работы в области формирования гражданского самосознания личности.
Работа была написана на основании современных источников по теме исследования. Особенности развития гражданского воспитания в различные исторические периоды достаточно подробно освещены в работах таких исследователей, как Е.Ю. Евдокимова, Н.А. Иванова, Т.В. Склярова. Изучение основополагающих трудов в области педагогики позволило провести терминологический анализ. В этой связи необходимо отметить
А.А. Арасланову, Г.М. Коджаспирову, В.В. Попова, В.П. Сергееву,
Л.С. Подымову.
Специфика организации процесса гражданского воспитания в условиях современной школы затрагивается в публикациях таких авторов, как
Н.Р. Гилязова, И.В. Гребенев, А.Н. Джуринский, Л.Л. Любимов,
Н.Н. Нестерова, О.А. Портнова.
Необходимость формирования гражданских качеств у современных школьников закреплена в официальных документах. Были изучены Закон «Об образовании в РФ, Федеральный государственный стандарт основного общего образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рф» и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Логика исследования предопределила структуру работы, которая состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы, приложений. В приложениях представлены разработки уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие гражданского воспитания.
Тема исследования достаточно широко освещалась в трудах многих философов, педагогов и психологов в различные исторические периоды. Этому вопросу уделяли внимание Я.А. Каменский, К.А. Гельвецкий,
Г. Кершенштейне, Д.Дьюи, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.
Цель настоящего исследования – изучить специфику гражданского воспитания школьников.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
1. Изучить содержание и этапы становления гражданского воспитания в различные исторические периоды.
2. Определить особенности организации гражданского воспитания в воспитательной системе школы.
3. Выявить специфику гражданского воспитания в учебной деятельности.
4. Выявить специфику организации гражданского воспитания во внеурочной деятельности.
Объект исследования – гражданское воспитание.
Предмет – гражданское воспитание школьников.
Сформулированные задачи и цель обусловили применение комплекса методов сбора и анализ информации. Это, прежде всего, общенаучные методы: системно-структурного, системно-функционального анализа, которые позволили определить место гражданского воспитания в системе воспитательной работы школы. Терминологический анализ позволил определить трактовку понятия «гражданского воспитания», этапы его становления, сущность и задачи. Изучение педагогической литературы позволило рассмотреть существующие классификации форм и методов воспитательной работы в области формирования гражданского самосознания личности.
Работа была написана на основании современных источников по теме исследования. Особенности развития гражданского воспитания в различные исторические периоды достаточно подробно освещены в работах таких исследователей, как Е.Ю. Евдокимова, Н.А. Иванова, Т.В. Склярова. Изучение основополагающих трудов в области педагогики позволило провести терминологический анализ. В этой связи необходимо отметить
А.А. Арасланову, Г.М. Коджаспирову, В.В. Попова, В.П. Сергееву,
Л.С. Подымову.
Специфика организации процесса гражданского воспитания в условиях современной школы затрагивается в публикациях таких авторов, как
Н.Р. Гилязова, И.В. Гребенев, А.Н. Джуринский, Л.Л. Любимов,
Н.Н. Нестерова, О.А. Портнова.
Необходимость формирования гражданских качеств у современных школьников закреплена в официальных документах. Были изучены Закон «Об образовании в РФ, Федеральный государственный стандарт основного общего образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рф» и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Логика исследования предопределила структуру работы, которая состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы, приложений. В приложениях представлены разработки уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие гражданского воспитания.
В ХХI веке проблеме формирования правового государства и гражданского общества, высшей ценностью которого является права и свободы человека, уделяется пристальное внимание. Вопросы становления гражданственности, развитие чувства национальной идентичности и патриотизма стали еще более значимыми в связи с востребованностью морального оздоровления российского общества как основы устойчивого развития. Все проводимые политические реформы, социальные замыслы могут не состоятся, если не будут иметь опоры на соответствующие гражданско-патриотические установки и ценности. Стержнем воспитания в современном образовании является формирование социально необходимых знаний и навыков, активной гражданской позиции обучающихся. Перечисленные знания и умения школьник получает в процессе гражданского воспитания.
Теоретический анализ педагогической литературы, позволил сделать вывод об отсутствии единого подхода к определению данного направления воспитательной работы. Несмотря на различие в трактовках, все исследователи отмечают необходимость формирования у подрастающего поколения знания и уважения законов, наличие социальной ответственности за свои поступки, активное участие в жизни общества, любви к своему Отечеству. Таким образом, был сделан вывод, что понятие гражданского воспитания включает в себя комплекс правового, нравственного и патриотического воспитания.
В результате изучения материалов по истории, был сделан вывод, что вопрос необходимости гражданского воспитания подрастающего поколения поднимался исследователями в разные исторические периоды. Однако содержание данного направления воспитания менялось. Было отмечено существование двух различных подходов к этому процессу: подчинение государству и признание личности в ее равном отношении к государству.
В России проблема становления гражданственности поднималась уже с 18 века. Однако особую важность указанная проблема приобрела в последнее десятилетие, что связано в глобальными изменениями как в мире, так в сфере образования.
Гражданское воспитание осуществляется в семье, в общественных организациях, средствами массовой информации, однако наиболее эффективен данный процесс в образовательных учреждениях. Деятельность по формированию гражданских качеств личности ребенка строится в рамках воспитательной работы образовательного учреждения, в которой выделены учебная и внеучебная деятельность. Организация данного процесса происходит на разных ступенях обучения: начальной школы, среднего звена и старшей школы. Были выделены основные подходы, которые используются для построения гражданского воспитания аксиологичекий, антропологический, культурологический, деятельностный, компетентностный.
В большинстве российских школ применяются дисциплинарный и деятельностный подход. По мнению ряда исследователей в воспитании гражданского самосознания лучше использовать сочетание указанных подходов. В этом случае в рамках учебного предмета необходимо применять активные методы обучения и мотивации. В качестве основных моделей построения гражданского воспитания можно выделить: предметную, межпредметную, институциональную, проектную.
Большие возможности для формирования гражданского самосознания предоставляют предметы общественного и гуманитарного цикла. Процесс воспитания осуществляется как в рамках традиционных занятий, так на специальных интегрированных курсах. Наиболее эффективными формами являются нетрадиционные уроки, которые могут проводиться в виде уроков на игровой основе, дискуссионной основе, исследовательской основе. В качестве примера урока на игровой основе приведен урок обществознания по теме «Системы права» (10 класс). Нетрадиционные уроки предполагают использование активных методов обучения: проблемного, эвристического, исследовательского, проектного и мозгового штурма.
Мероприятия внеурочной деятельности позволяют углубить знания по дисциплинам и сформировать необходимые гражданские качества личности. Используемые в практике работы школы формы можно разделить по периодичности и средствам воздействия. Первая группа представлена мероприятиями разового и систематического характера. Вторая группа – словесно-логическими, образно-художественными и игровыми формами. Среди многообразия форм можно выделить такие как конференции, конкурсы, проекты, экскурсии, театральные представления, факультативы, кружки. Примером конкурсного мероприятия может служить Турнир эрудитов «Гражданин, мораль и право», в рамках которого у учащихся воспитывается гражданская ответственность, уважение к социальным нормам и ценностям.
К знаменательным датам, например ко Дню Победы, можно приурочить театрализованное представление в форме устного журнала. Данное мероприятие будет способствовать развитию у школьников патриотизма, уважения к героическому прошлому своей страны.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
Теоретический анализ педагогической литературы, позволил сделать вывод об отсутствии единого подхода к определению данного направления воспитательной работы. Несмотря на различие в трактовках, все исследователи отмечают необходимость формирования у подрастающего поколения знания и уважения законов, наличие социальной ответственности за свои поступки, активное участие в жизни общества, любви к своему Отечеству. Таким образом, был сделан вывод, что понятие гражданского воспитания включает в себя комплекс правового, нравственного и патриотического воспитания.
В результате изучения материалов по истории, был сделан вывод, что вопрос необходимости гражданского воспитания подрастающего поколения поднимался исследователями в разные исторические периоды. Однако содержание данного направления воспитания менялось. Было отмечено существование двух различных подходов к этому процессу: подчинение государству и признание личности в ее равном отношении к государству.
В России проблема становления гражданственности поднималась уже с 18 века. Однако особую важность указанная проблема приобрела в последнее десятилетие, что связано в глобальными изменениями как в мире, так в сфере образования.
Гражданское воспитание осуществляется в семье, в общественных организациях, средствами массовой информации, однако наиболее эффективен данный процесс в образовательных учреждениях. Деятельность по формированию гражданских качеств личности ребенка строится в рамках воспитательной работы образовательного учреждения, в которой выделены учебная и внеучебная деятельность. Организация данного процесса происходит на разных ступенях обучения: начальной школы, среднего звена и старшей школы. Были выделены основные подходы, которые используются для построения гражданского воспитания аксиологичекий, антропологический, культурологический, деятельностный, компетентностный.
В большинстве российских школ применяются дисциплинарный и деятельностный подход. По мнению ряда исследователей в воспитании гражданского самосознания лучше использовать сочетание указанных подходов. В этом случае в рамках учебного предмета необходимо применять активные методы обучения и мотивации. В качестве основных моделей построения гражданского воспитания можно выделить: предметную, межпредметную, институциональную, проектную.
Большие возможности для формирования гражданского самосознания предоставляют предметы общественного и гуманитарного цикла. Процесс воспитания осуществляется как в рамках традиционных занятий, так на специальных интегрированных курсах. Наиболее эффективными формами являются нетрадиционные уроки, которые могут проводиться в виде уроков на игровой основе, дискуссионной основе, исследовательской основе. В качестве примера урока на игровой основе приведен урок обществознания по теме «Системы права» (10 класс). Нетрадиционные уроки предполагают использование активных методов обучения: проблемного, эвристического, исследовательского, проектного и мозгового штурма.
Мероприятия внеурочной деятельности позволяют углубить знания по дисциплинам и сформировать необходимые гражданские качества личности. Используемые в практике работы школы формы можно разделить по периодичности и средствам воздействия. Первая группа представлена мероприятиями разового и систематического характера. Вторая группа – словесно-логическими, образно-художественными и игровыми формами. Среди многообразия форм можно выделить такие как конференции, конкурсы, проекты, экскурсии, театральные представления, факультативы, кружки. Примером конкурсного мероприятия может служить Турнир эрудитов «Гражданин, мораль и право», в рамках которого у учащихся воспитывается гражданская ответственность, уважение к социальным нормам и ценностям.
К знаменательным датам, например ко Дню Победы, можно приурочить театрализованное представление в форме устного журнала. Данное мероприятие будет способствовать развитию у школьников патриотизма, уважения к героическому прошлому своей страны.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
Подобные работы
- Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Музей как компонент образовательно-досуговой культуры советских школьников по материалам журнала «Советский музей» (1931-1940 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция патриотического воспитания в системе школьного образования РФ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Педагогические условия формирования экологической культуры у студентов географического факультета
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



