Есть объемные приложения.
Введение 3
1Теоретические аспекты гражданского воспитания в школе 6
1.1 Исторические аспекты и сущность гражданского воспитания 6
1.2 Гражданское воспитание в системе воспитательной работы школы 13
2 Формы организации гражданского воспитания школьников 20
2.1 Специфика гражданского воспитания в рамках учебной деятельности 20
2.2 Гражданское воспитание в рамках внеурочной деятельности 25
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложение 1 41
Приложение 2 41
Приложение 3 43
Приложение 4 46
В условиях обновления и развития российского образования, формирование гражданского воспитания рассматривается как важнейший фактор устойчивого будущего России. Это обусловлено проблемами глобализации в мире, национальной безопасности, необходимостью сохранения суверенитета страны, становлением в России гражданского общества. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина является ключевой задачей образовательной политики страны. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы – все это во многом зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Российское общество нуждается в образованных людях, обладающих чувством ответственности за судьбу своей страны, то есть полноценных членов гражданского общества. Иными словами, проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения приобретают сегодня все большее значение. Поэтому исследования в области теории и практики в этой области приобретают особую актуальность.
Тема исследования достаточно широко освещалась в трудах многих философов, педагогов и психологов в различные исторические периоды. Этому вопросу уделяли внимание Я.А. Каменский, К.А. Гельвецкий,
Г. Кершенштейне, Д.Дьюи, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.
Цель настоящего исследования – изучить специфику гражданского воспитания школьников.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
1. Изучить содержание и этапы становления гражданского воспитания в различные исторические периоды.
2. Определить особенности организации гражданского воспитания в воспитательной системе школы.
3. Выявить специфику гражданского воспитания в учебной деятельности.
4. Выявить специфику организации гражданского воспитания во внеурочной деятельности.
Объект исследования – гражданское воспитание.
Предмет – гражданское воспитание школьников.
Сформулированные задачи и цель обусловили применение комплекса методов сбора и анализ информации. Это, прежде всего, общенаучные методы: системно-структурного, системно-функционального анализа, которые позволили определить место гражданского воспитания в системе воспитательной работы школы. Терминологический анализ позволил определить трактовку понятия «гражданского воспитания», этапы его становления, сущность и задачи. Изучение педагогической литературы позволило рассмотреть существующие классификации форм и методов воспитательной работы в области формирования гражданского самосознания личности.
Работа была написана на основании современных источников по теме исследования. Особенности развития гражданского воспитания в различные исторические периоды достаточно подробно освещены в работах таких исследователей, как Е.Ю. Евдокимова, Н.А. Иванова, Т.В. Склярова. Изучение основополагающих трудов в области педагогики позволило провести терминологический анализ. В этой связи необходимо отметить
А.А. Арасланову, Г.М. Коджаспирову, В.В. Попова, В.П. Сергееву,
Л.С. Подымову.
Специфика организации процесса гражданского воспитания в условиях современной школы затрагивается в публикациях таких авторов, как
Н.Р. Гилязова, И.В. Гребенев, А.Н. Джуринский, Л.Л. Любимов,
Н.Н. Нестерова, О.А. Портнова.
Необходимость формирования гражданских качеств у современных школьников закреплена в официальных документах. Были изучены Закон «Об образовании в РФ, Федеральный государственный стандарт основного общего образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рф» и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Логика исследования предопределила структуру работы, которая состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы, приложений. В приложениях представлены разработки уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие гражданского воспитания.
В ХХI веке проблеме формирования правового государства и гражданского общества, высшей ценностью которого является права и свободы человека, уделяется пристальное внимание. Вопросы становления гражданственности, развитие чувства национальной идентичности и патриотизма стали еще более значимыми в связи с востребованностью морального оздоровления российского общества как основы устойчивого развития. Все проводимые политические реформы, социальные замыслы могут не состоятся, если не будут иметь опоры на соответствующие гражданско-патриотические установки и ценности. Стержнем воспитания в современном образовании является формирование социально необходимых знаний и навыков, активной гражданской позиции обучающихся. Перечисленные знания и умения школьник получает в процессе гражданского воспитания.
Теоретический анализ педагогической литературы, позволил сделать вывод об отсутствии единого подхода к определению данного направления воспитательной работы. Несмотря на различие в трактовках, все исследователи отмечают необходимость формирования у подрастающего поколения знания и уважения законов, наличие социальной ответственности за свои поступки, активное участие в жизни общества, любви к своему Отечеству. Таким образом, был сделан вывод, что понятие гражданского воспитания включает в себя комплекс правового, нравственного и патриотического воспитания.
В результате изучения материалов по истории, был сделан вывод, что вопрос необходимости гражданского воспитания подрастающего поколения поднимался исследователями в разные исторические периоды. Однако содержание данного направления воспитания менялось. Было отмечено существование двух различных подходов к этому процессу: подчинение государству и признание личности в ее равном отношении к государству.
В России проблема становления гражданственности поднималась уже с 18 века. Однако особую важность указанная проблема приобрела в последнее десятилетие, что связано в глобальными изменениями как в мире, так в сфере образования.
Гражданское воспитание осуществляется в семье, в общественных организациях, средствами массовой информации, однако наиболее эффективен данный процесс в образовательных учреждениях. Деятельность по формированию гражданских качеств личности ребенка строится в рамках воспитательной работы образовательного учреждения, в которой выделены учебная и внеучебная деятельность. Организация данного процесса происходит на разных ступенях обучения: начальной школы, среднего звена и старшей школы. Были выделены основные подходы, которые используются для построения гражданского воспитания аксиологичекий, антропологический, культурологический, деятельностный, компетентностный.
В большинстве российских школ применяются дисциплинарный и деятельностный подход. По мнению ряда исследователей в воспитании гражданского самосознания лучше использовать сочетание указанных подходов. В этом случае в рамках учебного предмета необходимо применять активные методы обучения и мотивации. В качестве основных моделей построения гражданского воспитания можно выделить: предметную, межпредметную, институциональную, проектную.
Большие возможности для формирования гражданского самосознания предоставляют предметы общественного и гуманитарного цикла. Процесс воспитания осуществляется как в рамках традиционных занятий, так на специальных интегрированных курсах. Наиболее эффективными формами являются нетрадиционные уроки, которые могут проводиться в виде уроков на игровой основе, дискуссионной основе, исследовательской основе. В качестве примера урока на игровой основе приведен урок обществознания по теме «Системы права» (10 класс). Нетрадиционные уроки предполагают использование активных методов обучения: проблемного, эвристического, исследовательского, проектного и мозгового штурма.
Мероприятия внеурочной деятельности позволяют углубить знания по дисциплинам и сформировать необходимые гражданские качества личности. Используемые в практике работы школы формы можно разделить по периодичности и средствам воздействия. Первая группа представлена мероприятиями разового и систематического характера. Вторая группа – словесно-логическими, образно-художественными и игровыми формами. Среди многообразия форм можно выделить такие как конференции, конкурсы, проекты, экскурсии, театральные представления, факультативы, кружки. Примером конкурсного мероприятия может служить Турнир эрудитов «Гражданин, мораль и право», в рамках которого у учащихся воспитывается гражданская ответственность, уважение к социальным нормам и ценностям.
К знаменательным датам, например ко Дню Победы, можно приурочить театрализованное представление в форме устного журнала. Данное мероприятие будет способствовать развитию у школьников патриотизма, уважения к героическому прошлому своей страны.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.12.2018 ).
2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портал Российское образование.- URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.01.2019)
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://bda-expert.com/2015/04/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody-proekt, свободный.- (дата обращения 09.03.2019)
4. Акутина С.П., Психолого-педагогическое обеспечение гражданского воспитания школьников в современных условиях [Электронный ресурс]//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) .- 2014.- №6.- Режим доступа:www.sisp.nkras.ru, свободный.- (дата обращения 10.03.2019)
5. Арасланова, А. А. Психология и педагогика в схемах : учебное
пособие для бакалавров. – 2-е изд., испр. И доп. / А.А. Арасланова. – М. :РУСАЙНС, 2016. – 94 с.
6. Ашурова Г.Ю. Гражданское воспитание младших школьников/ Г.Ю.Ашурова[Электронный ресурс]//ХХХVI Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов ХХI столетия (2015).- Режим доступа: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43752, свободный.- (дата обращения 09.03.2019)
7. Бакланова Л. А. Воспитание гражданина/ Л.А. Бакланова // Школьная педагогика. – 2016. - №4. – С. 8-11.
8. Гилязова Н. Р. Воспитание гражданина/ Н.Р. Гилязова // Образование и воспитание. – 2016. - №5. – С. 110
9. Гребенев И.В. Место и роль гражданского воспитания в системе
образования Российской Федерации (Анализ образовательных документов)/ И.В. Гребенев// Педагогическое образование в России.- 2015.- №9.- С. 53
10. Евдокимова Е. Ю. Становление идеи гражданского воспитания в
отечественной педагогике/ Е.Ю. Евдокимова// Сибирский педагогический журнал.- 2016.- №4.- С. 78
11. Джуринский А. Н. Практики социального и гражданского воспитания в общеобразовательной школе России/ А.Н. Джуринский// Сибирский педагогический журнал.- 2018.- №3.- С. 58
12. Джуринский А. Н. Практики гражданского воспитания в общеобразовательной школе за рубежом/ А.Н. Джуринский// Сибирский педагогический журнал.- 2017.- №2.- С. 71
13. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших
школьников: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Землянская. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.
14. Иванова Н. А. Вклад советских ученых в развитие гражданского
воспитания в России /Н.А. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 21-23.
15. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики: учебник для
академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 151 с.
16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ В.Тишков.- М.: Просвещение, 2014.- 24 с.
17. Креативная педагогика. Методология, теория, практика: монография / В.В. Попов, Ю.Г. Круглов, под ред. – 5-е издание. – М. : Лаборатория знаний, 2017. – 320 с.
18. Любимoв Л. Л. Российская школа: воспитание гражданственности/
Л.Л. Любимов // Вопросы образования. – 2013. – № 1. – С. 278
19. Методика воспитательной работы: учебник для студ. Учреждений
сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В.П.Сер геевой. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с
20. Нестерова Н. Н. Формирование гражданственности и патриотизма у
учащихся в условиях современной школы/ Н.Н. Нестерова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 17-19
21. Николина В.В., Гражданское воспитание учащихся как условие
становления устойчивого развития[Электронный ресурс]/ В.В. Николина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.- Режим доступа:
http://science-education.ru/ru/article/view?id=25762, свободный.- (дата обращения: 09.03.2019).
22. Педагогика учебник и практикум для СПО / С. В. Рослякова, Т. Г.
Пташко, Н. А. Соколова, Р. С. Димухаметов. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 219 с. – (Профессиональное образование).
23. Педагогика : учебник и практикум для СПО / Л. С. Подымова [и др.] ;под общ. Ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 246 с. – (Профессиональное образование).
24. Полищук И.А. Диагностика гражданско-патриотического воспитания школьников/ И.А. Полищиук// Теория и практика общественного развития.- 2013.- №1.- С. 73
25. Портнова, О. А. Специфика гражданского воспитания на уроке
истории/ О. А.Портнова // Вестн. Оренбург. Гос. ун-та. –2014. – № 2.- С. 56
26. Психология и педагогика: учебное пособие / Н.Н. Павелко,
С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2018. – 495 с
27. Савченков, А.В. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие / А.В. Савченков. – Челябинск, Изд-во Цицеро, 2015. – 110 с.
28. Самтакова А. А.Гражданин и гражданственность[Электронный
ресурс]/ А.А. Самтакова, Л.А. Холопова // Концепт: Научно-методический электронный журнал. – 2014. – Спецвыпуск № 09. –Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm, свободный.- (дата обращения 09.03.2019)
29. Склярова Т.В. Гражданско-патриотическое воспитание
старшеклассников в условиях гуманизации школьного образования/ Т.В. Склярова// Научно-практический журнал «Гуманизация образования».- 2015.- №1.- С. 31
30. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. Высш.
учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев.- М.: ИЦ «Академия», 2002.- 368
31. Чиркунова А. Е., Формирование гражданско-патриотического
воспитания учащихся в общеобразовательной школе/ А.Е. Чиркунова, И.Р. Сорокина // Молодой ученый. – 2014. - №21. – С. 706-709.