Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социология брака и семьи (Кемеровский Государственный Университет)

Работа №46988

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы30
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (анкета).
Введение 3
1 Общие положения о семье 6
1.1 Понятие, структура и функции семьи 6
1.2 Семья как социальная группа 10
2 Социологическое исследование брака и семьи 15
2.1 Описание исследования 15
2.2 Результаты исследования 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложение 29


Во все времена проблемы семьи, регулирования брачно-семейных отношений находились в центре внимания таких отраслей науки как сексология, психология, демография, юриспруденция, социология. Традиционные формы зависимости сознания и поведения человека от исторически сложившихся норм и правил уходят в прошлое. Этот процесс, начавшийся полтора века назад, особенно актуализируется в современных условиях. Брак – легитимно признанная в обществе форма отношений между мужчиной и женщиной, предполагающая права и свободы – прошел долгий путь эволюции. У каждой исторической эпохи сконструированы свои модели брачного поведения, в которых понятие «брак» имело различную смысловую нагрузку. На протяжении человеческой истории менялись формы заключения брака, алгоритм брачного отбора, условия совершения брака и т.д. Существование институтов брака и семьи обусловлено тем, что они выполняют необходимые для общества функции. Вступление в брак, рождение детей являются личными потребностями людей для вступления в брак. На сегодняшний день происходит угасание, изменение этих личных мотивов людей, что приводит к серьезным изменениям брака и семьи.
Актуальность темы исследования заключается в том, что имея глубинную природно-биологическую, инстинктивную природу, семья пропускает исторические общественные отношения через призму своих конкретных форм. Появившись в глубине веков, в недрах первобытного общества, она прошла долгий путь, пока появилась современная семья. И теперь термин «современная семья» имеет, в значительной степени, европоцентристcкий характер. Это понятие вряд ли можно наполнить точно очерченным смыслом. Ведь и в наше время семья в Европе, в Северной и Латинской Америке, в арабском мире, в Азии по способам и мотивам ее создания, структурой, ролевого поведения ее членов и другим признакам очень отличается.
В литературе ранее фигурировала терминология «социалистическая семья», «советская семья». Однако даже в пределах этой «советской семьи» существовали очень разные по своим характеристикам явления.
Семья — один из первых социальных институтов. Она возникла гораздо раньше, чем появились такие социальные институты, как религия, деньги, государство, образование. Всего несколько десятилетий назад распространенным было мнение, что когда-то, на заре человечества, между мужчинами и женщинами были распространены неупорядоченные сексуальные связи. Впоследствии возник групповой брак, а позже — парная семья. Теперь же большинство ученых склоняются к мнению, что в человеческом обществе парная семья возникла сразу.
Человеческое общество развивалось и совершенствовалось, но контроль в сфере семейно-брачных отношений все равно существовал, ведь семья оставалась нужной обществу. Еще 100 лет назад разводы были затруднены или даже вообще запрещены. Холостые мужчины, как правило, имели более низкий социальный статус, не имея права голоса, ни на сельских сходах, ни на выборах в других общественных учреждений, а незамужняя женщина могла жить только в семье родителей и отнюдь не отдельно.
Объект исследования – брачно-семейные отношения.
Предмет исследования – брак и семья как институты современного общества.
Цель исследования: характеристика социологии брака и семьи.
В соответствии с целью данной работы, поставлены следующие задачи:
 изучить понятие и структуру семьи, рассмотреть функции семьи;
 изучить семью как социальную группу;
 описать инструменты исследования;
 обобщить результаиы проведенного социологического исследования.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых, представляющих различные научные и прикладные исследования по рассмотренной теме.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания: системный подход к изучению правоотношений, диалектическое изучение сущности предмета исследования.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня проблемы развития семьи условно можно разделить на две группы. Первая группа – имеет те трудности, которые являются для семьи «внешними». Это какие-то неблагоприятные для нее условия, созданные общественным макросредой, кризисными социально-экономическими обстоятельствами. Они не вытекают из самой сущности, природы семьи, а есть только средой для ее существования. Вторая группа – семьи, в которых проблемы, существуют в сфере самой семейной жизни, даже при благоприятных внешних условий.
Среди ученых распространено мнение, что семья сегодня переживает глубокий кризис, к тому же почти во всех развитых обществах. Этот кризис проявляется в таких фактах семейной жизни:
 уменьшение рождаемости детей; рост числа разводов;
 рост численности неполных семей и детей, рожденных вне брака;
 увеличение количества бездетных семей;
 позднее время вступления в брак; проживание супругов без оформления брака.
Современная семья оказалась под воздействием не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций мирового масштаба. Среди них называют следующие:
 рост роли женщин в экономической, культурной, политической сферах общественной жизни (а это вызывает их стремление к большей самостоятельности, пересмотра традиционной структуры семейных отношений, равноправия с мужчинами в принятии решений);
 образования двух центров жизни — работы и дома (ранее профессиональная деятельность и домашнее хозяйство существовали в единстве);
 эволюция взглядов общества на сексуальную мораль (или сексуальная революция с ослаблением социального контроля ростом анонимности сексуального поведения и смягчением традиционных представлений о дозволенном и недозволенном);
 общемировые тенденции, связанные с информатизацией общества, новыми направлениями его развития, ростом личностного потенциала.
В нашем исследовании была предпринята попытку изучить отношение студентов старших курсов КемГУ к «браку». Анализ результатов социологического исследования свидетельствует о том, что студенты имеют в целом позитивное или нейтральное отношение к «гражданскому браку». Среди основных преимуществ данной формы семейных отношений студенты выделяют: опыт совместной жизни (проверка, «притирка друг к другу») и свобода отношений, которые можно легко изменить. Помимо положительных сторон, они указывают и на отрицательные: отсутствие социального статуса, прочности положения и отношений в таких союзах. Для большинства опрошенных главным признаком фактического брака является совместное проживание и ведение совместного хозяйства.
И в дальнейшем, как они надеются, официальная регистрация союза неизбежна. Несмотря на толерантное в целом отношение к фактическому браку, основная часть респондентов (61%) отмечают, что все-таки регистрировать брак желательно. Но для этого необходимо сначала закончить обучение (большинство студентов 52% ответили, что не допускают для себя возможным вступление в брак, до окончания обучения), и в возрасте 22 – 25 лет официально оформить свои отношения. Итак, «гражданский брак» постепенно становится нормой в российском обществе, одной из форм семейных отношений наряду с семьями, основанными на браке.



1. Алешина, Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. – М.: Просвещение, 2013. - 203 с.
2. Андреева, Т.В. Психология семьи и брака [Текст] / Т.В. Андреева. Издательство: Речь. – 2013. – 331с.
3. Антокольская, М.В. Семейное право: Учебник [Текст] /М.В. Антокольская. - М., 2016. - 312с.
4. Атаманова Г.И. Изучение социально-психологической готовности студентов к созданию семьи / Г.И. Атаманова // Вестник. Педагогические науки. - 2014. - №4. - С. 42-43
5. Бабина А.С. Представления о любви, семье и браке в студенческой среде // Научное сообщество студентов : материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) [Текст] / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 140-143.
6. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Семья в психологической консультации [Текст] / А.А. Болдырев, В.В. Столин. - М., 2016. - 156 с.
7. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Учеб. пособие [Текст] / А.Ф. Бондаренко - М.: Класс, 2017. - 240 с.
8. Валиуллина, А. Ф., Кислова, А. И. Отношение к браку глазами современной молодежи [Текст] / А.Ф. Валлиулина, А.И. Кислова // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 760-762.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком – как? - Издание 4-е, стереотипное [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Сфера, 2017. - 240 с.
10. Григорьева, О.В. Отношение к семейным ценностям [Текст] / О.В. Григорьева, Д.И. Захарова, М.В. Данилова // Интерактивная наука. – 2017. – № 7 (17). – С. 36-37
11. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 402 с.
12. Елизаров, А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учебное пособие [Текст] / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2016. – 203 с.
13. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие [Текст] / А.Н. Елизаров. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2016.- 500 с.
14. Елизаров, А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие [Текст] / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2011. – 330 с.
15. Журавлёва Е.С. Взгляд современной молодежи на институт семьи и брака [Текст] / Е.С. Журавлёва, Н.Е. Горбунова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 420-423.
16. Захарова, Е. А. Особенности семейных отношений в различных национальных культурах [Текст] / Е.А. Захарова // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 558-561
17. Земская, М.Р. Семья и личность [Текст] / М.Р. Земская. - М.:МОДЭК. – 2016. - 560с.
18. Кочюнас, Р.А. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. - 3-е изд., стереотип. [Текст] / Р.А. Кочюнас. – М.: Академический Проект, 2017 – 230 с.
19. Мустаева, Ф.К. Социальные проблемы современной семьи [Текст] / Ф.К. Мустаева // Социс. - 2017. - №5. – С. 40-43
20. Психология семейных кризисов [Текст] / Н.И. Олифирович[и др.]. - М.: Речь, 2016 - 360 с.
21. Резников, Е. Н. Психологические особенности китайского этноса [Текст] / Е.Н. Резников // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2016. - № 4. - С.14–21
22. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия [Текст] / Сост. Л.Б. Шнейдер: В 2 частях. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2016. – 90 с.
23. Тенькова, В.А. Представления о браке современной молодежи / В.А. Тенькова, Н.А. Шевченко // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 авг. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 146-149.
24. Хорошая, В. С. Сожительство и семья за пределами брака: факторы и причины [Текст] / В.С. Хорошая // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 651-655
25. Шабельская, М.Т. Супружеская жизнь [Текст] / М. Т. Шабельская. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2016. – 502 с.
26. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-еизд. [Текст] / Л.Б. Шнейдер. М.: Академический Проект, - 2016.- 768 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ