Введение
1. Теоретические основы управления коммерческой недвижимостью 7
1.1. Сущность и классификация объектов коммерческой недвижимости 7
1.2. Функции планирования, управления и контроля объектов коммерческой
недвижимости 13
1.3. Этапы формирования рынка коммерческой недвижимости в России 17
2. Анализ деятельности предприятия UD Group 26
2.1. Анализ рынка коммерческой недвижимости в Татарстане 27
2.2. Характеристика предприятия UD Group 38
2.3. Эффективность управления объектами коммерческой недвижимости UD Group 45
3. Основные направления совершенствования системы управления
недвижимостью в компании UD Group 51
3.1. Оценка возможности расширения сферы деятельности компании UD Group 51
3.2. Характеристика потенциала и развития управления ЦСО на Павлюхина 57
3.3. Возможные мероприятия в целях повышения эффективности управления ТРЦ 63
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения
В сфере коммерческой недвижимости используются самые различные инструменты продвижения, такие как наружная реклама, реклама в СМИ, интернет-реклама, директ-маркетинг и другие. Использование только рекламы для привлечения потенциальных арендаторов коммерческой недвижимости оказывается малоэффективным. Однако использование событийного маркетинга является мощным инструментом для продвижения. Именно поэтому в последнее время продвижение объектов коммерческой недвижимости с помощью специальных мероприятий становится все более популярным среди большого числа девелоперских компаний.
В сфере коммерческой недвижимости специалисту необходимо знать наиболее распространенные инструменты продвижения, а также уметь организовывать специальные мероприятия, которые являются эффективным инструментом, позволяющим решить ряд задач и привлечь внимание ключевых групп общественности.
Актуальность темы исследования связана с тем, что эффективно организованное управление объектами недвижимости приносит доход, и в современных условиях становится важным объектом инвестирования. На рынке появляется все большее число инвесторов, желающих вложить свой капитал в коммерческую недвижимость. В связи с этим актуальным является проведение анализа инвестиционной привлекательности объектов коммерческой недвижимости, т.е. оценка характеристик условий функционирования объекта, определяющих доходность инвестиций. Такой анализ даст наибольшую ценность инвестору, если будет определено количественное значение инвестиционной привлекательности, позволяющее ранжировать недвижимость, представленную на рынке. Переход нашей страны к рыночной экономике потребовал углубленного развития новых областей науки практики, в частности, оценки стоимости недвижимости. С другой стороны для собственника или управляющего объектом коммерческой недвижимости, желающего привлечь инвестиции или выгодно продать свой объект на рынке, важно, чтобы показатель инвестиционной привлекательности принял более высокое значение. Для этого собственнику необходимо определенным образом вести управление объектом на базе инвестиционной привлекательности. Особенно актуальна данная проблема для объектов коммерческой недвижимости, находящихся в собственности промышленных предприятий. Низкая инвестиционная привлекательность и зачастую неэффективная система управления этими объектами не позволяет развивать их. Сфера недвижимости в настоящее время - один из самых развивающихся секторов экономики. Особенно это касается недвижимости, приносящей доход, коммерческой недвижимости. Привлекательность инвестирования в объекты коммерческой недвижимости связана с ростом ее стоимости со временем, длительным периодом физического износа, возможностью реконструкции и перепрофилирования
Цель работы заключается в исследовании управления коммерческой недвижимостью ООО «Юнайт».
Поставленная цель определила задачи работы:
- рассмотреть сущность и классификацию объектов коммерческой недвижимости;
- изучить функции планирования, управления и контроля объектов коммерческой недвижимости;
- описать этапы формирования рынка коммерческой недвижимости в России;
- проанализировать рынок коммерческой недвижимости в Татарстане
- дать характеристику предприятию UD Group (ООО Юнайт);
- оценить возможности расширения сферы деятельности компании UD Group;
- исследовать характеристику потенциала и развития управления ТРЦ;
- проанализировать возможные мероприятия в целях повышения эффективности управления ТРЦ.
Объект исследования - компания ООО «Юнайт».
В процессе написания работы были использованы следующие научные методы: метод анализа и обобщения. Также в работе реализован принцип синтеза теоретических знаний.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоретическим основам управления коммерческой недвижимостью. Во второй главе работы анализируется деятельность предприятия. В третьей главе представлены основные направления совершенствования системы управления недвижимостью в компании UD Group.
Источниковую базу исследования составили законодательная база, состоящая из действующих нормативно-правовых актов, статьи и публикации ученых-юристов, учебно-практические пособия, интернет-сайты.
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
На основе изученной информации можно прийти к выводу, что рынок коммерческой недвижимости в целом показал положительную динамику роста для девелоперов, но в торговой недвижимости наблюдается небольшой спад, который приводит к тому, что многие торговые комплексы пытаются адаптироваться к меняющимся условиям, особое внимание начинают уделять позиционированию и ротации арендаторов, стремятся продвигаться за счет использования более эффективных инструментов, в особенности за счет событийного маркетинга.
Во втором разделе было представлено описание компании «UD Group» и ее проект центр семейного отдыха на Павлюхина, проведен ситуационный анализ торгового центра, его SWOT-анализ, поставлены цели и задачи разработки программы специальных мероприятий для продвижения торгового центра, его информировании и оценка эффективности программы специальных мероприятий.
На основе выявленных проблем была выбрана цель разработки программы специальных мероприятий - повышение информированности общественности о торговом центре и его социальной ответственности, а также улучшение лояльности будущих арендаторов и посетителей. Все это возможно привлечет внимание и потенциальных инвесторов, которые в дальнейшем будут заинтересованы в сотрудничестве.
На основе этих данных можно сделать вывод, что разработанная программа является успешной. Однако специальные мероприятия обычно носят нематериальный характер и растянуты во времени, поэтому для более точного изучения эффективности необходимо провести дальнейшие исследования.
Также в рамках написания выпускной квалификационной работы были проанализированы этические основания и последствия профессиональной деятельности в сфере коммерческой недвижимости.
Для этого были изучены различные этические кодексы, такие как Кодекс профессионального поведения IPRA, Афинский кодекс, Лисабонский кодекс, Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью и др.
Кроме того, особое внимание было уделено кодексу профессиональной этики компании UD Group и правилам внутреннего трудового распорядка, в которых представлены общие этические принципы, как профессионализм, уважение и вежливое отношение ко всем сотрудникам компании, к представителям СМИ, клиентам и другим.
Для более подробного понимания автор показал какими этическими нормами необходимо руководствоваться организации для дальнейшего развития и совершенствования качества управления коммерческой недвижимостью.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные перед работой цель и задачи были успешно выполнены.
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
2. Земельный кодекс РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф.
Стандарты
3. ГОСТ Р 7.0.53-2007 Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. - М.: Стандартанформ, 2007. - 5 с.
Книги,монографии
4. Азарова Л.В., Виноградова К.Е., Гаркуша В.Н. Организация коммуникационных компаний: уч. пособие. М.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016. 75 с.
5. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М.: Эксмос. 2015. 256 с.
6. Асаул А.Н., Иванов С.Н., Старовойтов М.К. Экономика недвижимости. М.: АНО «ИПЭВ», 2014. 304 с.
7. Асаул А.Н., Люлин П.Б. Управление объектами коммерческой недвижимости. М.: СПБГАСУ, 2016. 106 с.
8. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. М.: Питер, 2015. 576 с.
9. Бахарев В.В. Стрит-ритейл - тренд развития рынка розничной торговли // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2016. C. 3-8.
10. Бачило С.В., Есинова И.В., Мишина Л.А. Директ-маркетинг. М.: Дашков и Ко. 2016. 212 с.
11. Бернет Д., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. М.: Питер, 2015. 864 с.
12. Брыксин Д.А., Корягин Н.Д., Жидкова О.Н. Социальная ответственность девелоперских компаний сферы коммерческой недвижимости // Управление экономическими системами. 2016, вып. (№12). с. 1-15.
13. Быстров, А.В. Недвижимость: практическая энциклопедия; под редакцией И.С. Радченко. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 247 с..
14. Бычкова М.В. Исследование понятия «коммерческая недвижимость» // Имущественные отношения в РФ. 2014, вып. (№4) 91. C. 86¬91.
15. Власенко Т.В, Тимченко Ю.В. Классификация объектов недвижимости на рынке // Экономика и экология территориальных образований. 2014, вып. (№1) 23. C. 61-64.
16. Горемыкин, В.А. Экономика недвижимости: учебник для вузов / В.А. Горемыкин. - 3-е. издание, переработанное и дополненное. - М.: Дашков и К, 2003. - 835 с.
17. Гойхман О.Я. Организация и проведение мероприятий. М.: Инфра- М. 2014. 120 с.
18. Грачёва М.В. Риск-анализ инвестиционного проекта. - М.:
ЮНИТИ, 2007. 89 с.
19. Гольштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг: учебное пособие для магистрантов. М.: ТРТУ, 2015. 107 с.
20. Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг: учебник. 2- е изд. М.: Феоникс, 2014. 361 с.
21. Кензина Е.Ю. Факторы, определяющие стратегию инвесторов на первичном рынке коммерческой недвижимости // Проблемы теории и практики управления. 2014, C. 104-107.
22. Кодекс профессиональной этики Управляющей компании «Юнайт». 2015. 20 с.
23. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я. Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью: учебник для вузов. М.: Питер,
2014. 240 с.
24. Красовская Е.А. Продуктовая маркетинговая стратегия объекта коммерческой недвижимости // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. 2015. C. 99-102.
25. Манихин А.А. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика. 2015, вып. (№4) 40. C. 135-142.
26. Мартыненко Е.В., Матвиенко В.В. Методы рекламы коммерческой недвижимости // Общество: политика, экономика, право. 2016, вып. (№12), C. 36-39.
27. Назимко А.Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей. М.: Вершина, 2015. 224 с.
28. Обзор рынка индустриально-складской и офисной недвижимости Санкт- Петербурга за 2016 год // Аналитический журнал Bright Rich. 2016, вып. (№3). C. 1-77.
29. Озеров Е.Е. Маркетинг и брокеридж в коммерческой недвижимости. М.: Бонниер Бизнес Пресс, 2015. 250 с.
30. Орехов Д.Б., Шубаева В.Г. Формирование типовых структур потребительской ценности как бизнес-форматов торговой недвижимости // Проблемы маркетинга. Логистика. 2015, C. 218-222.
31. Пейзер Р.Б., Фрей А.Б. Профессиональный девелопмент недвижимости: руководство ULI по ведению бизнеса. М.: ULI, 2016. 450 с.
32. Песоцкий Е. Современная реклама: теория и практика. М.: Феникс, 2014. 320 с.
33. Правила внутреннего трудового распорядка компании ООО Юнайт. 2015. 6 с.
34. Пушкина М.В. Коммерческая недвижимость как объект инвестирования. М.: Альпина Паблишерз, 2014. 244 с.
35. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. М.: Эксмо. 2012. 432 с.
36. Скотт М.К. Паблик рилейшнз: теория и практика. М.: Вильямс, 2014. 624 с.
У1. Стерник Г. М., Стерник С. Г Анализ рынка недвижимости для
профессионалов. М.: Изд-во Экономика, -2009. 135с.
38. Тарасевич Е. И. Анализ инвестиций в недвижимость. Санкт-
Петербург, Издательство «МКС», 2000. 154 с.
39. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка:
современная редакция. М.: Славянский дом книги. 2014. 960 с.
40. Шишкин Д. П., Гавра Д.П., Бровко С. Л. PR- кампании:
методология и технология: уч. пособие. М.: Роза мира, 2014. 187 с.
Диссертации
41. Карапетов М.В. Прямые иностранные инвестиции в коммерческую недвижимость России: автореф. дисс. канд. экон. наук / РУДН, Москва, 2014. 25 с.
Электронные ресурсы
42. Щепоткин С.В. Социальная ответственность бизнеса как этическое
основание регуляции отношений стэйкхолдеров // Вестник Омского университета [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-kak- eticheskoeosnovanie-regulyatsii-otnosheniy-steykholderov(дата обращения: 01.05.2018).
43. Якорные арендаторы - центры притяжения // Официальный сайт
Arendator. [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZwww.arendator.ru/articlesZ63537yakornye_arendatorycentry_prityazheniy a- 1/ (дата обращения: 05.05.2018)
44. Event и ситуативный маркетинг // Официальный сайт «Arendator»
[Электронный ресурс]. URL: http:ZZwww.arendator.ru/articlesZ149880-
upravlenie_s_umom/?mobile=1 (дата обращения: 05.05.2018)
45. Event- маркетинг в продвижении объектов коммерческой недвижимости // Официальный сайт «Репутация» [Электронный ресурс]. URL: http:ZZwww.reputacia.pro/newsZ81(дата обращения: 05.05.2018)
46. Анализ рынка коммерческой недвижимости // Мир советов
[Электронный ресурс]. URL: http://mirsovetov.ru/a/business-and-
finance/realty/commercialrealty.html (дата обращения: 05.05.2018)
47. Бизнес для бизнеса (B2B) // Официальный сайт «Записки
маркетолога» [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. marketch. ru/marketing_dictionary/marketing_terms_b/b2b/ (дата
обращения: 05.05.2018)
48. Исследование рынка офисной недвижимости по группам
арендаторов Санкт-Петербурга за 2016 год // Официальный сайт Colliers International [Электронный ресурс]. URL: http://www.colliers.com/-
/media/files/emea/russia/st-petersburg/reports/2016/2016-q4/demand-for- officesin2017-in-st-petersburg.pdf?la=ru-RU (дата обращения: 05.05.2018)
49. Как стимулировать спрос на офисы? // Официальный сайт «CRE»
[Электронный ресурс]. URL: http://www.cre.ru/journalnews/14540/(дата
обращения: 05.05.2018)
50. Коммерческая недвижимость- что это? // Помощь бизнесу
[Электронный ресурс]. URL:
http://bishelp.ru/business/pomeshhenie/kommercheskayanedvizhimost-chto-eto(дата обращения: 05.05.2018)
51. Мероприятия Knight Frank // Официальный сайт «Knight Frank» [Электронный ресурс]. URL: http://www.knightfrank.ru/events(дата обращения: 05.05.2018)
52. На Best Breakfast обсудили офисный рынок // Официальный сайт
«БестЪ» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.bestgroup.ru/news/company/101.html(дата обращения: 05.05.2018)
53. О компании ООО Юнайт // Официальный сайт ООО Юнайт
[Электронный ресурс]. URL: http://unait.com/about/(дата обращения:
05.05.2018)
54. Обзор рынка офисной недвижимости Республики Татарстан за 2017 год // Официальный сайт ООО Юнайт [Электронный ресурс]. URL: http://unait.com/upload/iblock/d9c/d9c68fOb84933c4e040bba203560b3d4.pdf(дата обращения: 05.05.2018)
55. Обзор рынка офисной недвижимости Республики Татарстан за 2017
год // Официальный сайт Colliers International [Электронный ресурс]. URL: http://www.colliers.com//media/files/emea/russia/stpetersburg/reports/2016/2016q 4/rus/office_market_report_2016_spb_rus.pdf?la=ru-RU (дата обращения: 05.05.2018)
56. Обзор рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга за 2016 год // Официальный сайт Colliers International [Электронный ресурс]. URL: http://www.colliers.com/-/media/files/emea/russia/stpetersburg/reports/2016/2016- q4/rus/report210x297_retail_spb.pdf?la=ru-RU(дата обращения: 17.05.2018)
57. Рекламные перетяжки // Официальный сайт Advertising Agency [Электронный ресурс]. URL: https://ad-media.ru/home/proizvodstvo_rolikov/(дата обращения: 05.05.2018)
58. Торговые комплексы Петербурга меняют концепцию //
Официальный сайт РБК [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rbc.ru/spb_sz/20/02/2017/58aa8ba19a79472314e37b80?from=main(дата обращения: 20.02.2017). (дата обращения: 05.05.2018)
59. Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в
области связей с общественностью // Официальный сайт РАСО [Электронный ресурс]. URL: http://raso.web.integrate.ru/?action=show&id=4910. (дата
обращения: 05.05.2018)
60. Рынок офисной недвижимости Санкт-Петербурга за 2016 год //
Официальный сайт Knight Frank [Электронный ресурс]. URL:
https://kfcontent.blob.core.windows.net/research/606/documents/ru/2016kfofficem arketreportspbrus-4383.pdf (дата обращения: 03.05.2018)
61. Рынок складской и индустриальной недвижимости Санкт-
Петербурга за 2016 год // Официальный сайт Knight Frank [Электронный ресурс]. URL: https://kfcontent.blob.core.windows.net/research/605/documents/ru/2016kfindustri almarketreportspbrus-4514.pdf (дата обращения: 25.05.2018)
62. Сайт Российской гильдии управляющих и девелоперов
[Электронный ресурс]. URL: http://www.gud-estate.ru(дата обращения:
05.05.2018)
63. Самые желанные арендаторы торговых центров // Официальный сайт «Ритейлеру и поставщику» [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/49805(дата обращения: 15.05.2018)
64. Что представляет собой объект Built-to-suit (BTS) // Ввод-вывод webmoney [Электронный ресурс]. URL: http://www.changes.biz/chtopredstavlyaet- soboy-obekt-built-to-suit-bts.html(дата обращения: 03.05.2018)
65. Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Особенности формирования
территориально-отраслевых кластеров стройиндустрии // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2; URL: http://www.science-
education.ru/116-12969 (дата обращения: 10.05.2018)