ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ТОВАРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 Сущность и основные понятия оценки потребительских свойств товара 5
1.2 Сравнительная оценка потребительских товаров отечественного
производства 14
1.3 Особенности оценки потребительских свойств товара за рубежом 19
2. ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ТОВАРОВ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ АО ТД «ПЕРЕКРЕСТОК» 24
2.1 Краткая характеристика АО ТД «Перекресток» 24
2.2 Оценка потребительских свойств твердых сычужных сыров 32
2.3 Оценка потребительских предпочтений твердых сычужных сыров 42
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
СВОЙСТВ ТОВАРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 49
3.1 Рекомендации по совершенствованию оценки потребительских свойств сыров 49
3.2 Оценка экономической эффективности обоснование предлагаемых
мероприятий для предприятия АО ТД «Перекресток» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Свойство товара - это его объективная особенность, т. е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться при его формировании, эксплуатации или потреблении.
Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими.
Потребительские свойства продуктов питания в значительной степени зависят от исходного качества сырья.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рынок сыра, как составная часть мирового продовольственного рынка, оказывает существенное влияние на развитие мирового молочного хозяйства в условиях нарастания мирового продовольственного кризиса.
Введенное два с половиной года назад продэмбарго в ответ на санкции Запада нанесло серьезный удар по розничной продаже сыров в России — в один миг не стало полюбившихся россиянам пармезана, моцареллы и дорблю.
После введения санкций освободилось 20% рынка сыров. Однако одновременно из-за девальвации рубля выросли себестоимость и отпускная цена товара, а покупательская способность стала падать и спрос на сыры начал снижаться
Сыр принадлежит к древнейшим натуральным продуктам, произведённым человеком. Сыр ценили во все времена, и как продукт на каждый день, и как принадлежность изысканной трапезы.
В связи с увеличением спроса на рынке сыра на ближайшие годы можно прогнозировать увеличение объемов отечественного производства сыров и не-большое увеличение объемов импортных поставок, а также повышение цен на продукцию.
Объектом исследования является магазин «Перекресток».
В качестве предмета выступают потребительские свойства товаров отечественного и зарубежного производства магазина «Перекресток».
Цель работы - оценка потребительских свойств твердых сычужных сыров, разработка рекомендаций оценки потребительских свойств товаров отечественного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические аспекты потребительских свойств твердых сычужных сыров;
б) провести анализ потребительских свойств твердых сычужных сыров магазина «Перекрёсток;
в) на основе проведенного исследования предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности твердых сычужных сыров.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты сравнительной оценки потребительских свойств товаров отечественного и зарубежного производства.
Во второй главе рассматриваются оценка потребительских свойств товаров отечественного производства на примере АО ТД «Перекресток».
В третей главе рассматривается разработка рекомендаций оценки потребительских свойств товаров отечественного производства.
В заключение сформулированы основные выводы и рекомендации.
Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению товароведению и экспертизе пищевых и жиров, молока и молочных продуктов. Это такие авторы как Дмитриченко М., Касторных М.С., Чепурной И.П., Райкова Е.Ю.
В процессе написания работы применялись методы агрегирования и группировки, анализа: математические, экономико-математические, социологические.
Потребительские свойства товара - это свойства, которые проявляются в процессе потребления или использования товара потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Как правило, потребительские свойства являются сложными свойствами (удобство использования, надежность, безопасность товара), образованными совокупностью простых свойств. Потребительские свойства определяют потребительную стоимость товара (ценность, полезность для человека).
Товароведы выделяют следующие группы потребительских свойств товаров:
а) свойства назначения (функциональные, социальное назначение, свойства классификационного назначения):
б) надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость);
в) эргономические свойства (антропометрические, физиологические, психологические, психофизиологические);
г) эстетические свойства;
д) безопасность и экологические свойства.
Потребительские свойства формируют качество товара.
В ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» дается определение понятия качество, относящееся к товару: «качество товара - это совокупность потребительских свойств товара». Качество товара обусловливает пригодность товара к использованию и удовлетворение потребителей.
Российский рынок сыра является перспективным и динамично развивающимся. Спрос на твердые сыры устойчив, объемы производства растут. На элитные сорта спрос также увеличивается, что является следствием повышения покупательской способности населения. Наиболее перспективными, особенно для региональных продаж, являются твердые, а так же полутвердые сыры с длительным сроком хранения. Существующее положение на российском рынке сыра характеризуется двумя основными моментами: насыщение рынка традиционными сортами и развитие сегмента экзотических продуктов.
Потребительские свойства данного продукта, были исследованы в торговом доме «Перекресток».
АО ТД «Перекресток» - федеральная розничная торговая сеть, одна из первых сетей городских супермаркетов. Компания является лидером рынка России по продажам в формате супермаркет. На 30 июня 2017 года торговая сеть «Перекресток» включала в себя 557 торговых объектов, расположенных в 123 городах и населенных пунктах России.
Местоположения магазина достаточно выгодное. В магазине всегда много покупателей. Ежедневно магазин «Перекрёсток» работает с 7.00 до 23.00, без обеда и выходных. Данный график работы весьма удобен для покупателей, так как на протяжении всего дня и даже поздно вечером они могут приобрести понадобившийся им товар.
Рациональное размещение товаров является одним из важнейших условий высокой культуры торговли и эффективной работы магазина. Выкладка товаров выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания
В торговом доме «Перекресток» достаточно часто проводятся различного рода дегустации, с помощью которых магазин рекламирует какой-либо новый товар, выявляет степень удовлетворённости покупателей ассортиментом данного производителя, изучает спрос.
Большое значение имеет качество продукции. При определении качества товара следует выделить его наиболее предпочтительные для потребителя свойства.
Большое значение на качество сыра оказывают сырье, процесс и качество производства, его упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.
Руководителю торговой организации следует обратить внимание на рациональное формирование товарного ассортимента твердых сыров и формировать ассортимент с учетом потребностей рыночных сегментов, чаще обновлять ассортимент.
Экономический эффект от внедрения мероприятий составил 146 725 рублей, что характеризует предложенные мероприятия как эффективные и целесообразные.
На основании результатов исследования были разработаны рекомендации по изучению потребительских свойств сыров и улучшения продаж в торговом доме «Перекресток». Предложены следующий ряд мероприятий - «Сырный день» дегустация сыра, работа с персоналом, изучение потребительского спроса.
Дегустация сыров в маркетинговых целях - бесплатное (безвозмездное) распространение продукции путем проведения органолептической оценки качества и внешнего оформления, указанных с целью изучения потребительского спроса для их дальнейшей реализации.
Проведение мероприятий по работе с персоналом влияет на улучшение продаж. Персонал, как известно - это основа всей организации и именно от него зависит эффективность работы организации. А проведение анкетирования, поможет нам узнать отношение покупателей к магазину «Перекресток».
Маркетинговое анкетирование легко можно использовать не только для сбора аналитической информации, но и в качестве средства дополнительного рекламного воздействия.
При экономической эффективности критерием является способность организации максимально увеличить объем получаемой ею прибыли. Критерий социально-экономической эффективности - уровень удовлетворения интересов и потребностей населения.
Рассмотрев рынок, тенденции потребления сыра, можно сказать, что это один из тех продуктов, мода на который навряд ли пройдет. Именно поэтому российский рынок сыра находится в постоянном движении. Разнообразие видов продукции и широкий ценовой диапазон делают продукт доступным для всех слоев населения. Снижение спроса на одну разновидность продукции компенсируется его увеличение на другую. И в такой ситуации торговому предприятию просто необходимо вовремя увидеть эти движения. Ведь, как сказал один мудрый политик, «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
2. Федеральный Закон № 88-2008«Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Стандарты
3. ГОСТ 3622-68 Молоко и молочные продукты. Отбор проб и подготовка их к испытанию.
4. ГОСТ 3626-73 Молоко и молочные продукты. Методы определения влаги и сухого вещества.
5. ГОСТ 5867-69 Молоко и молочные продукты. Методы определения жира.
6. ГОСТ 23452-79 Молоко и молочные продукты. Методы определения остаточного количества хлорорганических пестицидов.
7. ГОСТ Р 51301-99 Продукты пищевые и продовольственное сырье. Инверсионно-вольтамперометрические методы определения содержания токсичных элементов (свинца, кадмия, меди и цинка).
8. ГОСТ Р 51600-2010 Молоко и молочные продукты. Микробиологические методы определения наличия антибиотиков.
9. ГОСТ 7616-85 Сыры сычужные твердые.
10. ГОСТ 3627-81 Молочные продукты. Методы определения хлористого натрия.
11. СанПиН. 2. 3. 551-96 Производство молока и молочных продуктов.
Книги, монографии
12. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. - Ростов - на Дону.: Феникс, 2013. - 512 с.
13. Афанасенко И.Д. , Борисова В.В. Логистика снабжения. - СПб.: Питер, 2014. - 336 с.
14. Бузукова Е. Закупки и поставщики: курс управления ассортиментом в рознице. - М.: Питер, 2011.-432 с.
15. Гарнов А.П., Хлевная Е.А. Экономика предприятия: современное бизнес - планирование. - М.: Дело и сервис,2011.-272 с.
16. Евдокимова Е.Н. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его развития // Маркетинг в России и за рубежом.- 2016.-№ 3.- 45-52с.
17. Касторных М.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов.-5-е изд.-М.: Дашков и К, 2012.-328 с.
18. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение молочных товаров и пищевых концентратов: Учебник.- М.: Дашков и К, 2012.-488 с.
19. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник.-М: Новое знание,2010.- 509 с.
20. Майкл Л. Управление закупками и поставками: учебник для студентов высших учебных заведений.- М.Юнити-Дана, 2012.-751с.
21. МУК 2. 6. 1. 1194-03 Радиационный контроль. Стронций-90 и цезий- 137. Пищевые продукты. Отбор проб. Анализ и гигиеническая оценка.
22. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010.-271с.
23. Неруш Ю.М.Логистика: Учебник для вузов.-М:Юнити-Дана,2011.- 389с.
24. Николаев В.Н Применение процессного подхода к управлению качеством деятельности организации // Маркетинг в России и за рубежом.- 2010.-№ 3.- 21-25с.
25. Оноприйко А.В., Храмцов А.Г., Оноприйко В.А. Производство молочных продуктов. Практическое пособие. - М.:МарТ, 2012.-384с.
26. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. Учебник - 8-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ИТК «Дашков и К», 2012.-356с.
27. Плещенко В.И. Применение продуктового подхода к организации отбора поставщиков в рамках процесса закупок // Маркетинг в России и за рубежом.- 2012.-№ 5.-114-123с.
28. Потороко И.Ю. Управление качеством и безопасностью молочных продуктов, производимых в условиях экологически неблагополучных территорий//ВестникЮУрГУ, Экономика и менеджмент.-2011.-№21.-231-238с.
29. Райкова Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е.Ю. Райкова.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-412с.
30. Рогожин В.В. Биохимия молока и молочных продуктов: Учебное пособие.- СПб: ГИОРД,2010.-320с.
31. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. - СПб.: Питер, 2010. - 416с.
32. Степанов В.И. Логистика: учебник.-М.: Проспект,2012.-488 с.
33. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов.- СПб: Союз,2011.-544 с 16. Дмитриченко М., Пилипенко Т. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. - СПб.:Питер,2011.-352с.
34. Царева С.А. Экологические аспекты формирования потребительских свойств пищевых продуктов в свете товароведческой экспертизы // Товароведение продовольственных товаров.-2013.-№4.-14-19с.
35. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: учебник / И.П. Чепурной. - М.: Дашков и К°, 2011.-235с.
36. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015.-156 с.
37. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов: учебное пособие.- Ростов н/Д .:МарТ,2013.-128 с.
38. Шидловская В. П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов: справочник. - М.: Колос, 2012.- 360 с
Электронные ресурсы
39. Борисова А.В. Основные принципы классификации. [Электронный
ресурс]. URL:http://xn-8sbedlakhe2axia9aoh6n.xn--p1ai/klassifikaciya/ (дата
обращения 15.03.2013).
40. Горнова А.П. Пищевая ценность сыра. [Электронный ресурс]. URL: http://cheesemania.ru/pc_pischevaja_cennostj.shtml(дата обращения 07.04.2013).
41. Попова В.В. Товароведение и экспертиза сыров. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.znaytovar.ru/s/Tovarovedenie_i_ekspertiza_syr.html(дата обращения 01.04.2017).
42. Черемных Ю.Н. Производство сыра. [Электронный ресурс]. URL:http://cheeser.ru/?page_id=46(дата обращения 05.03.2014).