Введение 3
1. Теоретические основы организации международных культурно-зрелищных
спортивных мероприятий 6
1.1. Цели, задачи и эволюция проведения международных спортивных
мероприятий 6
1.2. Характеристика международных правовых актов в сфере
международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий 18
1.3. Зарубежный опыт управления проведением международных культурно-
зрелищных спортивных мероприятий 29
2. Анализ подготовки и проведения ЧМ 2018 по футболу 37
2.1. Организационно-управленческие структуры и функции управления
международными спортивными мероприятиями на примере ЧМ 2018 по футболу 37
2.2. Анализ управления ресурсами при подготовке к ЧМ 2018 по футболу .. 47
2.3. Региональный аспект управления международными спортивными
мероприятиями на примере Республики Татарстан 58
3. Перспективы развития международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий в РФ 68
3.1. Современные тенденции и проблемы проведения международных
культурно-зрелищных спортивных мероприятий 68
3.2. Основные направления совершенствования управления и проведения
международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий 77
Заключение 86
Список использованных источников
В современном мире спорт как никогда нужен, как людям, так и обществу, поскольку наша жизнь уже давно не зависит от постоянной борьбы с природой и редко связана с физической нагрузкой, из-за чего здоровье организма ухудшается. Необходимо поддерживать интерес людей к спорту.
Актуальность темы исследования определяется тем, что спорт (как особый вид деятельности и социально-экономической активности людей) приобретает в настоящее время всемирное значение. Мировые спортивные достижения, рекорды протоколируются с большой тщательностью, чемпионы и призеры разных соревнований приобретают большую мировую и национальную известность. В настоящее время созданы условия и инфраструктура для проведения соревнований разного уровня практически во всех странах.
Большое количество международных организаций занимается координацией спортивной жизни и проведением соревнований в мире. В условиях современного информационного общества страны, народы конкурируют между собой не только в вопросах экономических или политических возможностей, но в сфере спортивных достижений. Этот тип международной конкуренции - один из самых зрелищных.
Организация и проведение культурно-зрелищных спортивных мероприятий решает множество важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, четкого планирования и организации. Культурно - зрелищные спортивные мероприятия служат интересам общества, способствуют развитию индустрии туризма за счет привлечения туристского потока участников соревнований и их болельщиков, улучшают инфраструктуру города проведения мероприятия за счет строительства спортивных объектов.
Наметившиеся тенденции улучшения социально-экономического развития России являются одним из важнейших условий дальнейшего прогресса и, как следствие, улучшения организации международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий. Проведение культурно - зрелищных спортивных мероприятий - это расстановка новых акцентов, поиск новых решений для достижения ранее определенных целей и постановка новых задач.
Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы организации международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий. С целью унификации порядка организации и проведения международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий необходимо разработать алгоритм последовательных действий, с тем, чтобы в этом процессе могло принять участие как можно большее количество спортсменов, тренеров, представителей спортивной общественности, Олимпийских чемпионов, выдающихся спортсменов, с тем чтобы привлечь на культурно-зрелищные спортивные мероприятия как можно больше болельщиков.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с проведением международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий, рассматривались в работах таких авторов как С.В. Алексеев, Т.Г. Бутова, В.В. Галкин, К.Б. Демчук, А.Д. Магденко, Л.В. Минаева, Е.А. Репникова, Г.Р. Таишева, В.Д. Фетисов и других.
Цель диссертационной работы - исследовать теоретические и практические аспекты организационно-управленческих основ международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий на примере ЧМ 2018 по футболу.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть зарубежный опыт подготовки и проведения международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий.
2. Проанализировать структуру и функции управления международными культурно-зрелищными спортивными мероприятиями.
3. Предложить пути совершенствования управления и проведения международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий.
Объект исследования - Чемпионат мира 2018 по футболу.
Предмет исследования - основы организации и управления международными культурно-зрелищными спортивными мероприятиями.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1. По результатам исследования теоретических основ организации международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий выявлены и уточнены основополагающие моменты организации культурно-зрелищного спортивного мероприятия: качество организации, качество спортивной базы, качество судейства, уровень мастерства участников, а также высокий уровень безопасности.
2. Практический аспект новизны заключается в анализе практических вопросов управления и проведения международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий на примере ЧМ 2018 по футболу как важного международного культурно-зрелищного мероприятия.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий.
Во второй главе исследования проводится анализ подготовки и проведения ЧМ 2018 по футболу.
Третья глава магистерской диссертации посвящена перспективам развития международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий в РФ.
Многие государства, в том числе и Россия, уделяют значительное место развитию спортивного обмена, активно соперничают за право проведения крупных спортивных первенств международного и регионального уровня, отчетливо осознавая роль спорта как фактора мягкой силы и способа укрепить свой внешнеполитический авторитет. Кроме того, международные спортивные связи демонстрируют возможность и преимущества мирной модели соперничества, где спорт показывает пример разрешения конфликтов бескомпромиссным и соревновательным, но мирным путем.
Развитие спорта невозможно без международных связей. Это лишает спорт его самой важной основы - соревновательности, что позволяет рассматривать спорт как современную форму коммуникации, а спортивные связи как важную часть международного культурного обмена. Спорт, международные спортивные связи - одна из форм межкультурных коммуникаций и межкультурного обмена, единственная в своем роде и специфике сфера деятельности, обладающая высоким социально-культурным статусом, и имеющая огромный гуманистический потенциал. Спорт способен выполнять многообразные социокультурные функции, в том числе - участвовать в формировании образа государства и города, как для внутренней, так и для внешней аудитории.
Международные спортивные соревнования являются не только местом встречи для показа лучших из лучших, но также способствуют сближению всех стран мира друг с другом. Они ведут нас к общим эмоциям, к открытому взаимообщению народов, содействуют дальнейшему развитию физической культуры и спорта на земле.
Крупные спортивные мероприятия обычно проводятся в самых крупных и развитых городах, где уже существует необходимая инфраструктура, что позволяет сократить расходы на подготовку. Подготовка международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий - это сложный проект, для успешной реализации которого требуются высокие организационные навыки и существенные финансовые ресурсы. Проведение крупных международных соревнований дают мощный импульс развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни граждан способствуют развитию международного сотрудничества, укреплению мира и взаимопонимания между народами и странами.
Можно выделить следующие основные причины, сдерживающие возможности проведения международных спортивных культурно-зрелищных мероприятий в России:
1. Низкий уровень безопасности болельщиков на стадионе.
Так, в развитых странах Европы и Северной Америки спорт является одним из способов время препровождения с семьей. К сожалению, в российских условиях достичь данного отношения крайне сложно, даже не смотря на то, что Россия является одной из немногих стран, где безопасность болельщиков находится под контролем полиции. В развитых странах мира эту роль давно закреплена за стюардами. Именно по причине высокого риска получить травму на стадионе, большинство любителей спорта предпочитает смотреть матчи любимых команд не на стадионе, а за телевизором.
2. Отсутствие современных стадионов, которые отвечали бы современным требованиям удобства и качества.
Уровень обслуживания болельщиков во время спортивных состязаний является невысоким. Однако, к ЧМ по футболу 2018 в России возведены самые современные и удобные стадионы в мире, что должно значительно увеличить интерес к российскому спорту.
3. Слабая работа в области маркетинга и продвижения спорта, как со стороны профессиональных спортивных клубов, так и со стороны спонсоров (в том числе и государства). Ведь большинство жителей города далеко не всегда могут быть осведомлены о предстоящих спортивных состязаниях.
4. Невысокий уровень развитости городской инфраструктуры в большинстве российских городах, который не позволяет проводить матчи и спортивные состязания на высоком уровне.
5. Отношение к спорту, как со стороны государства, так и со стороны спонсоров. Ведь именно эти два столпа должны обеспечивать устойчивость развития спорта, выступая в качества инвестора, и инвестируя денежные средства, как в строительство объектов спортивной инфраструктуры, так и в развитие спортсменов.
6. Невысокий уровень средней заработной платы, препятствующий повышению спроса со стороны населения на посещение спортивных состязаний, большинство из которых являются далеко не самыми дешевыми товарами в России.
7. Разрешение этих проблем является, возможно, самым главным фактором успешного проведения в России, как и олимпийских игр, так и чемпионатов мира и Европы по различным видам спорта.
Чемпионат мира по футболу в 2018 году примут 11 российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Казань, Калининград, Волгоград, Нижний Новгород и Екатеринбург. Из 12 стадионов, где пройдут матчи, 4 были реконструированы без связи с чемпионатом: в Сочи и Казани прошла реконструкция после Олимпиады и Универсиады; петербургский стадион был открыт в мае 2016 для футбольного клуба «Зенит».
Анализ расходов на финансирование проведения ЧМ мира по футболу 2018 показал следующее. В 2017 году расходы на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года в России выросли до 638 млрд. руб. На 4,8 млрд. руб. в 2017-2018 годах было увеличено финансирование подпрограммы «Реализация мероприятий по управлению Программой подготовки к чемпионату мира. Речь идет о выполнении функции застройщика стадионов в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске, эксплуатации данных стадионов, а также обеспечении эксплуатации отдельных тренировочных площадок. Наконец, на 3,4 млрд. руб. (по сравнению с маем 2015 года, когда последний раз менялось финансирование этой статьи программы) увеличен бюджет в 2017-2018 годах Организационного комитета «Россия-2018» по подготовке к чемпионату мира по футболу.
Важнейшим аспектом подготовки и проведения чемпионата мира по футболу является также информационное обеспечение всех субъектов спортивного события: гостей, включая первых лиц государств-участников, официальных лиц, болельщиков, спортсменов, тренеров, судей, организаторов, всех сотрудников служб обеспечения, а также туристов, прибывающих в города чемпионата мира по футболу 2018 года, в период его проведения.
Организация и проведения международных культурно-зрелищных спортивных мероприятий способствует следующим экономическим эффектам:
- привлечение инвестиций (во много раз превышающих бюджет города) на развитие инфраструктуры как спортивной, так и городской;
- рост таких показателей как доходы бюджета, включая доходы на прибыль, объемы строительства, турпоток, оборот торговли, общественного питания, туристских и культурно-развлекательных услуг, заработной платы;
- снижение спроса и отток прибыли в ряде отраслей после проведения мероприятия, сокращение индекса физического объема торговли и общественного питания, абсолютное снижение заработной платы. Рост расходов городского бюджета на содержание объектов инфраструктуры после проведения крупного культурно-зрелищного спортивного мероприятия.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правое. система «Гарант». - Дата обращения: 30.04.2018г.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правое. система «Гарант». - Дата обращения: 30.04.2018г.
3. Федеральный закон от 4.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. система «Гарант». - Дата обращения: 30.04.2018г.
4. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 25.12.2013г. № 1056 «Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 30.04.2018г.
5. Олимпийская Хартия (в действии с 09 сентября 2013 г.). Международный олимпийский комитет, 2010. - 47 с.
6. Аксянов А.С., Грачев С.И. Спорт как манипулятор международных политических решений // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 120-123.
7. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учебник / С.В. Алексеев. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 687 с.
8. Алиева И.З., Романчук Е.С. Значение спорта и крупных спортивных мероприятий для развития национальной экономики // Экономика, социология и право. 2015. № 1. С. 18-21.
9. Алтухов, С. Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортивными мероприятиями / С. Алтухов. - М.: Советский спорт, 2013. - 208 с.
10. Байер Ю.П. Глобальные спортивные мероприятия в россии: угрозы и возможности // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2017. Т. 3. № 3. С. 65-68.
11. Белоконева С.А., Хижняк В.И. Влияние спортивных мероприятий на имидж региона // Инновационная наука. 2016. № 5-1 (17). С. 32-34.
12. Бобровский Е.А. Улучшение состояния спортивной инфраструктуры как инструмент популяризации спорта в регионе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 297-301.
13. Бубка С.Н. Римский период в истории древнегреческих Олимпийских игр // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта). 2012. №1. С.30-37.
14. Бутова Т.Г., Могилат М.С. Сервисное обеспечение крупных спортивных мероприятий // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 8 (55). С. 119-126.
15. Васильева О.О. Событийный маркетинг в системе организации спортивных мероприятий // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2013. № 1. С. 32-35.
16. Веремий Н.И. Проблемы правового регулирования отношений при оказании культурно-зрелищных услуг // Экономика и право. XXI век. 2016. № 3. С. 67-69.
17. Владыко А.К., Брылев С.А. Особенности формирования инфраструктуры спортивных объектов при проведении спортивно-массовых мероприятий // Экономика и социум. 2015. № 2-5 (15). С. 699-701.
18. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. - М.: КноРус, 2013. - 320 с.
19. Горбунова Н.В., Новокрещенова О.А. Реализация принципов устойчивого развития при подготовке и проведении спортивных мероприятий // Контентус. 2015. № 8 (37). С. 41-46.
20. Демчук, К.Б. Организация и проведение спортивных мероприятий: методическое пособие / К.Б. Демчук, О.Н. Костюкова, Т.М. Болгарчук, В.В.
Игнатенков. - Краснодар, 2013. - 52 с.
21. Дмитриева, Ю.В. Современные аспекты управления развитием системы физической культуры и спорта / Ю.В. Дмитриева // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. - № 2. - С.175-179.
22. Зульфугарадзе Т.Э. Правовые основы физической культуры и спорта. Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2017. - 140 с.
23. Иглин А.В. Роль международных принципов в развитии спортивного права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 4. С. 150-154.
24. Кадыров А.Р. Экономический и социальный эффекты проведения крупных спортивных мероприятий // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 342-347.
25. Казиков И.Б. Современная система планирования подготовки к олимпийским спортивным мероприятиям // Теория и практика физической культуры. 2017. № 12. С. 66-68.
26. Карпенко Т.А. Определение понятия «массовые мероприятия» в историческом аспекте // История государства и права. 2014. № 5. С. 33-37.
27. Климова Т.Б., Вишневская Е.В. Опыт развития событийного туризма в РФ и за рубежом // Научный результат. - 2017. - С.35-41.
28. Кольченко М.О. Маркетинг спортивных мероприятий (на примере международных соревнований) // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 10 (32). С. 83-86.
29. Курочкина А.А. Ретроспективный анализ развития спортивных мероприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14933(дата обращения: 19.03.2018).
30. Курочкина А.А. Экономические эффекты проведения международных
спортивных мероприятий в регионах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2017/06/14935(дата обращения: 30.05.2018).
31. Кущенко С.В. Спортивный менеджмент. - М.: Эксмо, 2012. - 338 с.
32. Магденко А.Д. Международное спортивное право: проблемы
статуирования отрасли // Правопорядок: история, теория, практика. - 2013. - № 1. - С. 12-15.
33. Маркетинг спорта / под ред. Д. Бича и С. Чедвика, пер. с англ. В. Башкирова, М. Черноглазова. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 706 с.
34. Мастерман Г. Стратегический менеджмент спортивных мероприятий / пер. с англ. Н. Беловинцева. - М.: Российский международный олимпийский университет, 2015. - 512 с.
35. Мегаспортивные мероприятия и развитие территорий (работы зарубежных авторов) [Текст]: [науч. изд.] / сост. и пер. с англ. д-р экон. наук, проф. М. А. Котляров; [предисл. Л. А. Рапопорта]. — Екатеринбург: АМБ, 2015. — Часть первая. - 132 с.
36. Менчиц Ю.В. Влияние подготовки крупных международных спортивно-массовых мероприятий на процесс развития городской среды // Дизайн-ревю. 2013. № 1-2. С. 56-61.
37. Минаева Л.В. Спортивное мероприятие в контексте геобрендинга // Российская школа связей с общественностью. 2012. Т. 4. С. 69-92.
38. Мишакин Т.С., Туганова Э.А., Мирвалеева А.И. Информационное обеспечение крупных спортивных мероприятий // Наука и спорт: современные тенденции. 2017. № 1 (14). С. 41-48.
39. Молчанова Н.В. Спортивные мероприятия как фактор туристского развития регионов России // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-1 (39). С. 121-123.
40. Морозов А.С., Демчук Н.В., Буланов С.О. Массовые спортивные мероприятия в контексте пропаганды здорового образа жизни // В сборнике: Роль инноваций в трансформации современной науки. 2016. С. 262-264.
41. Мяконьков В.Б., Плетенец И.В. Правовое обеспечение крупных спортивных международных мероприятий, проводимых в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 2. С. 25-30.
42. Наскидаева Е.Х. Анализ информации об Олимпийских играх античности по дисциплине «История физической культуры» в студенческом научном кружке // Мир науки, культуры, образования. 2013. №6 (43). С.271-273.
43. Пак С.В. Влияние крупных спортивных мероприятий на развитие инфраструктуры региона и его инвестиционную привлекательность // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №7. — С. 66-69.
44. Пелле А.В. Рыночная сегментация массовых культурно-зрелищных мероприятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 15. С. 63-65.
45. Петрухина Н.В. Формирование культуры поведения населения на спортивных и культурно-массовых мероприятиях // Вестник НЦБЖД. 2015. № 1 (23). С. 21-24.
46. Поканинов В.Б., Коновалова Л.А., Поканинова Д.В. Анализ влияния крупного спортивного мероприятия на социально-экономическое развитие региона // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 207-212.
47. Попова А.А. Спортивные мероприятия как вид предпринимательской деятельности // В сборнике: Университетский спорт: здоровье и процветание нации. 2015. С. 433-435.
48. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 264 с.
49. Пролетенкова С.Е., Беликов А.П. Анализ нормативных правовых актов государств - участников СНГ в сфере обеспечения безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 66-70.
50. Репникова, Е. А. Основы технологии организации спортивно-зрелищных мероприятий : учеб.-метод. пособие / Е. А. Репникова, Ю. А. Мироно- ва, В. А. Суслова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд- во ВлГУ, 2015. - 88 с.
51. Соглаев Н.В. Исследование логистики организации и проведения спортивных мероприятий // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 4-2 (11). С. 221-225.
52. Степанчук О.А. Современные олимпийские игры как крупномасштабное спортивное мероприятие и их влияние на развитие инфраструктуры города и страны // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2013. № 4. С. 73-80.
53. Строгова А.Б. Взаимодействие спортивных систем в процессе реализации политики в сфере спорта и международного сотрудничества // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 4-2. - С. 109-111.
54. Таишева Г.Р., Бесов А.А. Формирование механизмов финансирования современных спортивных мероприятий // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. № 15 (116). С. 193-200.
55. Тутинас В.А., Тутинас Е.В. Правовые основы организации и проведения олимпийских и паралимпийских игр. Сочи, 2011. - С.18-30.
56. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Проблемы менеджмента безопасности массовых спортивных мероприятий // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 3 (26). С. 97-100.
57. Хойя Р., Смит А., Николсон М., Стюарт Б. Спортивный менеджмент. Принципы и применение. - М.: Рид Медиа, 2014. - 352 с.
58. Хусаинова С.В., Бекмансуров Р.Х. Роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 763-767.
59. https://www.fxclub.org/- официальный сайт Группы компаний Forex Club.
60. https://www.olympic.org/ - официальный сайт Международного
олимпийского комитета.
61. https://www.un.org/- официальный сайт Организации Объединенных Наций.
62. https://ru.unesco.org/- официальный сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
63. http://welcome2018.com/- официальный сайт Оргкомитета «Россия-2018».
64. https://worldcuprussia-2018.com/- официальный сайт Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России.